Решение №072/07/18.1-59/2023 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–59/2023

25.04.2023                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу № 072/07/18.1–59/2023 Общества с ограниченной ответственностью «Техсервис-Сибирь» (далее – ООО «Техсервис-Сибирь», Заявитель) (ОГРН: 1167232085261, ИНН: 7203398615) на действия Акционерное общество «Тюменское областное дорожно- эксплуатационное предприятие» (далее – АО «ТОДЭП», Заказчик) (ОГРН: 1067203269726, ИНН: 7203175930) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора (реестровый номер закупки: 32312265894), далее также – Закупка,

в присутствии представителей

Заявителя: В. Т.А. (на основании доверенности № 58 ТС от 20.04.2023), П. М.Н. (на основании доверенности № 56 ТС от 11.04.2023),

Заказчика: П. Г.Ф. (на основании доверенности № 09/23-1 от 09.02.2023), Замятина Г.В. (на основании доверенности № 24/23-1 от 24.04.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба (вх. № 3699-ЭП/23), ООО «Техсервис-Сибирь» на действия АО «ТОДЭП» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора (реестровый номер закупки: 32312265894).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По мнению Заявителя Заказчиком в котировочной документации установлены чрезмерные требования в части описания предмета закупки, которые помимо прочего содержат в себе технические, функциональные характеристики (потребительские) свойства и иные показатели, которые явно указывают на одного определенного производителя и определенную модель, а именно: гусеничный экскаватор LuiGong933E. В частности, такой показатель (характеристика) товара: кол-во опорных катков (с каждой стороны), шт.: не менее 9, является ограничивающим конкуренцию. 8 опорных катков (с каждой стороны) обеспечивают аналогичный показатель удельного давления на грунт, а также одинаковую площадь опорной поверхности.

В свою очередь, Заказчик в отзыве на жалобу не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что документация соответствует требованиям действующего законодательства. Обжалуемая Заявителем характеристика необходимого к поставке товара являются объективной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой, осуществляемой им деятельности.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Решением Совета директоров АО «ТОДЭП» № 5 от 03.03.2023, утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд АО «ТОДЭП» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 20.06.2022 г. размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 06.04.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312265894), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № ОГМ-33/23 на поставку гусеничного экскаватора (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: «14» апреля 2023 г. в 08:00 (время местное).

Начальная (максимальная) цена договора – 16 070 100,00 (шестнадцать миллионов семьдесят тысяч сто) рублей 00 копеек.

В соответствии с п. 13.1. Положения, под запросом котировок в целях настоящего раздела Положения понимается форма торгов, при котором победителем запроса котировок признаётся участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках и по смыслу пп. 3 п. 10.2. Положения, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках (при необходимости).

Вместе с тем, пп. 1 п. 10.3. Положения и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что закупочная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и отгрузке, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В свою очередь, согласно п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и пп. 1 п. 8.5. разд. 8 Положения, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Во исполнение вышеуказанных требований Закона о закупках и Положения, пунктом 4 разд. I Извещения (стр.3) установлено, что Описание предмета закупки приведено Приложением № 6: «Описание предмета закупки» Извещения (далее также –Описание), представляющим собой табличную форму, отражающую именно обжалуемую потребность Заказчика в показателе характеристики следующего Товара (цитирование):

№ п/п

описание предмета закупки

наименование объекта закупки (товара)

Функциональные (потребительские) свойства, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения

1

гусеничный экскаватор

кол-во опорных катков (с каждой стороны), шт.: не менее 9

В жалобе Заявитель указал, что котировочная документация содержит чрезмерные требования в части описания предмета закупки, которые помимо прочего содержат в себе технические, функциональные характеристики (потребительские) свойства и иные показатели, которые явно указывают на одного определенного производителя и определенную модель, а именно: гусеничный экскаватор LuiGong933E. В частности, такой показатель (характеристика) товара: кол-во опорных катков (с каждой стороны), шт.: не менее 9, является ограничивающим конкуренцию. 8 опорных катков (с каждой стороны) обеспечивают аналогичный показатель удельного давления на грунт, а также одинаковую площадь опорной поверхности.

В дополнительных пояснениях Заявитель отметил, что после подачи жалобы в УФАС от Заказчика  поступил ответ на запрос Заявителя, в котором было указано на отсутствие в действиях Заказчика ограничивающих конкуренцию требований к товару. Кроме того, Заказчиком приведен перечень техники, соответствующей требованиям, установленным в документации о закупке. Ознакомившись с техническими характеристиками экскаваторов указанных заказчиком, ООО «Техсервис-Сибирь» приходит к выводу, что ни один из заявленных экскаваторов не подходит под требования закупочной документации в полном объеме. Заявитель составил и приложил сравнительную таблицу.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что представленная им ранее сравнительная таблица составлена на основании данных полученных из открытых источников в сети Интернет с официальных сайтов производителей. В свою очередь, с запросами к производителям и их дилерам Заявитель не обращался.

В ходе заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что обжалуемые Заявителем характеристики необходимого к поставке Товара являются объективной потребностью Заказчика, обусловленной спецификой, осуществляемой им деятельности и не могут быть рассмотрены, как фактор ограничивающий конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов товарного рынка, так как невозможность предоставления товара, соответствующего потребности Заказчика, не свидетельствует об ограничении возможности конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов.

Кроме того, в ответе на запрос разъяснений Заказчик сообщил, что на текущий момент рынок гусеничных экскаваторов РФ предлагает следующие виды техники обладающих технической характеристикой (количество опорных катков), в полном объеме соответствующей требованиям Приложения № 6 к извещению:

1) JCB JS 305,

2) HIDROMEK HMK 300LC,

3) SDLG E6300F,

4) CAT 330GC,

5) Doosan DX 300LCA и другие.

Также, Заказчиком в материалы дела представлены 3 коммерческих предложения поставщиков, на основании которых подготовлено обоснование начальной цены договора, из которых следует, что спорным характеристикам техники требуемым заказчиком соответствует несколько производителей.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России ознакомившись с информацией, указанной Заявителем в сравнительной таблице, и информацией, представленной поставщиками в составе коммерческих предложений, установила, что информация в отношении одних и тех же моделей гусеничных экскаваторов (показателей) в письмах поставщиков, направленных заказчику и в сравнительной таблице представленной заявителем, существенно разнится, что позволят Комиссии усомниться в достоверности сведений, указанных самим заявителем.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент принятия решения Комиссией могут быть уже не актуальны вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости, что подтверждено судебной практикой.

Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что спорные положения Описания Извещения ограничивают круг возможных участников Закупки, носит исключительно субъективный характер и не подтверждён какими-либо доказательствами по делу.

Стоит отметить, что Заявителем не представлено документов, материалов и сведений в подтверждение доводов жалобы, а также подтверждающих нарушение прав и законных интересов Заявителя, обжалуемыми действиям Заказчика, в том числе подтверждающих факт невозможности поставки товара Заказчику.

Между тем, Заказчиком в материалы дела представлены 3 коммерческих предложения, указывающих на объективно существующую возможность  поставки необходимого Заказчику товара.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России.

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Техсервис-Сибирь» на действия АО «ТОДЭП» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора (реестровый номер закупки: 32312265894), необоснованной.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны