Решение №072/06/44/151/2022 В поступившей жалобе заявитель указывает, что по всем содерж... от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/151/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

 

08 сентября 2022 года                                                                                                                г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «У» на действия заказчика в лице Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (реестровый номер закупки 0167200003422005426),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 06.09.2022 поступила жалоба ООО «У» на действия заказчика в лице Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

В поступившей жалобе заявитель указывает, что по всем содержащимся в описании объекта закупки характеристикам соответствует товар единственного производителя ООО «Айсиэл техно» (г. Казань), что приводит к ограничению количества участников закупки, созданию необоснованных препятствий к участию в закупке.

К заседанию Комиссии посредством плагина видеоконференции «True Conf» дистанционно подключился представитель ООО «Грос комп» - Б.

Частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.

Какие-либо доказательства подтверждающие факт подачи ООО «Г» заявки на участие в рассматриваемой закупке в материалы дела не представлены, ходатайство о допуске к участию в заседании Комиссии в качестве заинтересованного лица в антимонопольный орган не поступало, следовательно, принятое решение по жалобе заявителя не может затронуть права и законные интересы ООО «Г», поскольку ООО «Г» не являлось участником рассматриваемой закупки.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отказать представителю ООО «Г» - Б. в допуске к участию в заседании Комиссии в качестве заинтересованного лица с правом предоставлять устные и письменные пояснения по делу, и допустить к участию в заседании Комиссии в качестве слушателя без права предоставлять устные и письменные пояснения по делу, учитывая открытый характер рассматриваемого дела.

Представители государственного заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные возражения, которые приобщены к материалам рассматриваемого дела, просили признать жалобу заявителя необоснованной.

 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В  извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе  краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования, с начальной (максимальной) ценой контракта 33 300 000,00 рублей, в интересах заказчика Департамента здравоохранения Тюменской области.

Информация об электронном аукционе была размещена 26.08.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422005426.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Товарный знак или эквивалент

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Ноутбук

 

КТРУ 26.20.11.110-00000140

Не устанавливается

1. Процессор

Частота процессора базовая, Гигагерц

≥ 2.1

 

 

 

Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3), Мегабайт

≥ 4

 

 

 

Количество потоков процессора, штука

≥ 4

 

 

 

Количество ядер процессора, штука

≥ 2

 

 

 

2. Память

Общий объем установленной оперативной памяти, Гигабайт

≥ 8

 

 

 

3. Накопитель твердотельный

Общий объем накопителей SSD, Гигабайт

≥ 250

 

 

 

Интерфейс накопителя , PCIe

 

Наличие

 

 

4. Интерфейсы, порты, разъемы, компоненты, встроенные в корпус моноблока

Количество встроенных в корпус портов USB 2.0, штука

≥ 2

 

 

 

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0),

≥ 1

 

 

 

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1), штука

≥ 1

 

 

 

Количество встроенных в корпус портов USB Type-C

≥ 1

 

 

 

Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2, Type-C

 

Наличие

 

 

Наличие модулей и интерфейсов, HDMI, Gigabit Ethernet RJ45 8P8C, VGA

 

Наличие

 

 

Тип беспроводной связи Wi-Fi, Bluetooth

 

Наличие

 

 

Оптический привод DVD-RW

 

Наличие

 

 

Батарея съемная без инструментов, да

 

Наличие

 

 

5.Дисплей

Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)

≥ 15

 

 

 

Разрешение экрана, Full HD

 

Наличие

 

 

Тип матрицы, ADS

 

Наличие

 

 

6. Веб-камера. Клавиатура. Манипулятор

Разрешение вэб-камеры, Мпиксель  

 ≥ 2

 

 

 

Наличие дополнительного цифрового блока на клавиатуре, Да

 

Наличие

 

 

Форм-фактор, ноутбук

 

Наличие

 

 

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее - Правила использования каталога) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом, заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя установлено, что в описании объекта закупки размещенного в составе извещения об осуществлении закупки использованы исключительно характеристики содержащиеся в примененной к описанию объекта закупки позицией КТРУ - 26.20.11.110-00000140. Какие-либо дополнительные характеристики, которые не указаны в примененной заказчиком к описанию объекта закупки позиции КТРУ, отсутствуют.

Относительно характеристики «оптический привод DVD-RW» Комиссией Тюменского УФАС России также не установлено каких-либо нарушений Правил использования КТРУ, характеристика установлена в строгом соответствии с примененной заказчиком позицией КТРУ, нарушения правил описания объекта закупки Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что базовая частота процессора, равная или более 2,1 Гигагерц, обеспечит нормальную работу медицинских приложений. Учитывая имеющуеся нагрузку на медицинских работников и объем обрабатываемой ими информации, необходимо осуществление оперативного обмена данными с различными информационными системами.

Необходимость наличия оптического привода DVD-RW обусловлена тем, что установка ноутбуков планируется в операционных, фельдшерско-акушерских пунктах, режимных кабинетах медицинских организаций, где они будут подвергаться регулярной обработке дезинфицирующими средствами и постоянному перемещению, ввиду чего ноутбук должен быть мобильным и компактным. В случае если привод DVD-RW будет съемным, указанные факторы могут привести к быстрому выходу его из строя. Привод предназначен для чтения медицинских исследований. Более дорогие приводы (например, такие как Blu-Ray) не используются в медицине.

Требование о наличии съемной батареи без инструментов обусловлено отсутствием технических специалистов в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах Тюменской области и выполнением замены батареи ноутбука медицинским работником самостоятельно.

Выбор в пользу типа матрицы ADS обусловлен тем, что данный тип матриц обладает рядом преимуществ: лучшая цветопередача, шире углы обзора, что в свою очередь сказывается на комфорте эксплуатации ноутбука.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что податель жалобы не учитывает, что потребности заказчика не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа.

Заказчик в лице Департамента здравоохранения Тюменской области проводит закупку в целях обеспечения медицинских учреждений Тюменской области ноутбуками для использования в операционных, фельдшерско-акушерских пунктах, режимных кабинетах.

Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований), в том числе, отдельных особенностей выполняемых технологических операций, функциональных свойств приобретаемого товара.

Включение в извещение об осуществлении закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.

Предметом закупки является поставка компьютеров и периферийного оборудования, а не их изготовление, следовательно, любой потенциальный участник закупки имеет возможность приобрести требуемый к поставке товар, и в дальнейшем осуществить его поставку.

Закупаемый товар находится в свободном обороте на территории РФ, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такого товара.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком количества участников закупки.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, извещением об осуществлении закупки не ограничены.

Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения ноутбуки всех имеющихся производителей.

Комиссия Тюменского УФАС России с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, пояснений представленных сторонами, полагает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона.

К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Поскольку в зависимости от своих потребностей заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии контрольного органа в сфере закупок не входит вмешательство в определение потребности заказчика, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду (потребность) заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение количества участников закупки, не противоречат Закону о контрактной системе.

При наличии у заказчика потребности в приобретении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного, заявителем в заседании Комиссии Тюменского УФАС России не представлено.

Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространяются на всех участников закупки, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности приобрести требуемое оборудование, в том числе, у производителя ООО «Айсиэл техно» (г. Казань) заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика не может быть расценено как ограничение количества участников закупки, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

На участие в закупке поступило и допущено две заявки, при этом, участниками предложены к поставке ноутбуки разных производителей: Rikor (Россия), Raybook (Россия).

Ссылка на судебную практику (определение Верховного Суда РФ от 22.08.2022 по делу № А47-15417/2020) Комиссия Тюменского УФАС России признает несостоятельной, поскольку судебная, а равно ведомственная (административная) практика не является источником права в Российской Федерации, не создает новых правил поведения, содержит казуальное толкование, правоприменительный акт принят при отличающихся обстоятельствах дела, с участием иных лиц, в рамках проведения иной процедуры закупки, а следовательно, не относится к предмету рассматриваемого дела.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «У» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «У» на действия заказчика в лице Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку компьютеров и периферийного оборудования (реестровый номер закупки 0167200003422005426) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны