Решение №РНП-72-131/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-131/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

31 августа 2023 года                                                                                                              г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителя заказчика: ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) (далее также – заказчик), К. по доверенности № 231-08/23 от 30.08.2023,

в отсутствие представителя ООО «И» (далее также – Общество, поставщик), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «И» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения договора заключенного по итогам электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (реестровый номер закупки 0167200003422009057),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «И» в связи с односторонним отказом от исполнения договора на поставку перчаток хирургических.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «И» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные пояснения и документы обосновывающие позицию по делу не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

30.12.2022 между ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) и ООО «И» заключен договор № 271К/23 на поставку перчаток хирургических (реестровый номер договора 2720207019423000006).

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что в соответствии с договором поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку перчаток хирургических (код ОКПД – 22.19.60.113) (далее – товар) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленный товар.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что номенклатура товара и его количество определяются описанием объекта закупки (приложение № 1 к договору), технические показатели - техническими требованиями (приложение № 2).

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства на склад заказчика, находящийся по адресу: 625002, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Даудельная, 1 (далее – место доставки) в рабочее время заказчика с 08:00 до 12:00 часов и с 13:00 до 15:30 часов (за исключением выходных и праздничных дней).

Пунктом 3.1.1 договора предусмотрена обязанность поставщика поставить товар в строгом соответствии с условиями договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется партиями по заявке заказчика.  Количество и ассортимент товара в каждой партии определяется заказчиком согласно описанию объекта закупки и указывается в заявке. Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в товаре. Заявки подаются с 01.01.2023 по 01.11.2023. Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента передачи ему заявки. Заявка передается заказчиком поставщику в письменной форме (нарочным, по электронной почте zayavka.innovatraid@yandex.ru, по факсу +7-922-203-90-39, 8(343)3856112) согласно приложению № 3 к настоящему договору.

Пунктом 11.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его заключения и действует до 29.02.2024. Договор считается заключенным в день размещения договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Согласно спецификации к договору, поставщику надлежало поставить следующие товары в адрес заказчика:

1) перчатки хирургические  Mercator Medical из натурального латекса и синтетических каучуков (нитрил, полихлоропрен, полиизопрен) стерильные, опудренные и неопудренные Ginoglove с удлиненной манжетой – 1 000 единиц;

2) перчатки хирургические стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Tex PF – 4 000 единиц;

3) перчатки хирургические стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Tex PF – 26 000 единиц;

4) перчатки хирургические стерильные, неопудренные, микро-текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса IMPro Wet Donning Plus PF – 28 500 единиц.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 – 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

19.04.2023

Заказчиком направлено письмо поставщику, согласно которому в процессе приемки товара перчатки хирургические стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Tex PF обнаружено несоответствие товара описанию объекта закупки (отсутствует адгезивная полоса, поверхность однородная не липкая). Составление дефектного акта назначено на 24.04.2023 на 11 часов 30 минут. Неявка представителя для составления дефектного акта будет рассматриваться как согласие ООО «Инноватрэйд» на оставление акта заказчиком в одностороннем порядке

Письмо исх.№ 0515 от 19.04.2023

24.04.2023

Заказчиком составлен акт рекламации согласно которому, поставщику отказано в приемке товара не соответствующего условиям договора, для устранения выявленных нарушений поставщику надлежит поставить товар соответствующий условиям договора в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления о поставке

Акт-рекламация от 24.04.2023

25.04.2023

Заказчиком направлено письмо поставщику, согласно которому 13.04.2023 по документу о приемке № 436 от 05.04.2023 поставлен товар в количестве 5 000 пар на сумму 104500,00 рублей не соответствующий условиям договора. Предложено произвести замену товара на товар, соответствующий условиям договора

Письмо исх.№ 0543 от 25.04.2023

02.05.2023

Поставщиком в адрес заказчика направлена претензия, согласно которой, подтверждением отсутствия адгезивной полосы может служить исключительно заключение экспертизы, проведенной в лабораторных условиях. Основанием для отказа от приемки служат исключительно недостатки подтверждением которых являются по мнению заказчика исключительно субъективные оценки, не имеющие под собой конкретных доказательств несоответствия товара требованиям контракта

Претензия вх.№ 1243 от 02.05.2023

03.05.2023

Заказчиком направлено письмо поставщику, согласно которому экспертиза товара поставленного ООО «Инноватрейд» по документу о приемке № 436 произведена приемочной комиссией заказчика что не противоречит закону. Адгезивная полоса перчатки - это участок перчатки липкого латекса на внутренней поверхности манжеты. Данный участок умышленно не обрабатывают в целях сохранения липкости. Благодаря своей липкости адгезивная полоса обеспечивает надежную фиксацию на халате хирурга, для исключения спадания и скатывания перчатки при длительных хирургических манипуляциях. Поставленные перчатки хирургические партия SH22213 не имеют липкой полосы и не обеспечивают фиксацию на рукаве хирургического халата, о чем ваш представитель могу убедиться в случае его участия 24.04.2023 в составлении дефектного акта. Для заказчика данный недостаток товара является существенным. Кроме того, в открытом доступе имеется заключение эксперта ФБУ «Новосибирский ЦСМ» март 2023 года на предмет несоответствия технических характеристик перчаток хирургических из той же партии SH22213 нормативной документации. Заказчиком предложено поставщику произвести замену поставленного товара на товар, соответствующий условиям договора

Письмо исх.№ 0583 от 03.05.2023

02.06.2023

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, 25.04.2023 вами был составлен акт-рекламация и заявлен мотивированный отказ от приемки товара. Полагаем, что мотивированный отказ заявлен неправомерно и возражаем против него. Поставленный нами товар соответствует характеристикам, указанным в описании объекта закупки(приложение № 1 к контракту) и манжета имеет адгезивную полосу. В целях полного и всестороннего рассмотрения вашего отказа от приемки товара и подписания документа о приемке товара просим предоставить следующую информацию:

- какими методами проводилась проверка поставленного товара?

- какими образом было обнаружено отсутствие адгезивной полосы?

- какие регламенты были использованы заказчиком при проверке?

А также просим предоставить в наше распоряжение образец перчатки либо указать наименование и производителя, на манжете которой, по вашему мнению имеется адгезивная полоса и сравнение, с которым проводилось.

Указанные сведения необходимы поставщику для заказа продукции, соответствующей условиям договора, самостоятельной проверки качества товара и дальнейшей поставки его в ваш адрес

Письмо исх.№ б/н от 02.06.2023

22.06.2023

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, 02.06.2023 вам было направлено возражение на отказ от приемки товара и  подписания документа о приемке товара по договору от 30.12.2023 № 271К/23 на поставку перчаток хирургических(далее – договор), в котором мы ссылаемся на неправомерность отказа, а также просим, в целях самостоятельной проверки качества товара и дальнейшей его поставки, предоставить образец перчатки либо указать наименование и производителя, на манжете которой, по вашему мнению имеется адгезивная полоса и сравнение, с которым проводилось и ответить на вопросы:

- какими методами проводилась проверка поставленного товара?

- какими образом было обнаружено отсутствие адгезивной полосы?

- какие регламенты были использованы заказчиком при проверке?

До настоящего времени запрашиваемая информация и образцы нами от вас не

получены, а также не получен ответ на наше возражение на отказ. Предлагаем вам в течение 10-ти дней с момента получения настоящего письма предоставить запрашиваемы нами информацию и образец перчатки. В противном случае мы вынуждены будем обратиться в органы, осуществляющие надзор за деятельностью в области закупочной деятельности, а также в прокуратуру

Письмо исх.№ 22-06/ИТ от 22.06.2023

27.06.2023

Заказчиком направлено письмо поставщику, согласно которому в настоящее время при наличии разногласий по качеству товара предоставить вам образцы товара, с целью проведения самостоятельной проверки качества не представляется возможным и не предусмотрено условиями договора и нормами законодательства. Предоставить образец перчатки или указать наименование и производителя перчаток которые соответствуют договору не представляется возможным, ввиду отсутствия таковых в нашем распоряжении

Письмо исх.№ 0812 от 27.06.2023

13.07.2023

Заказчиком направлено письмо поставщику, согласно которому, учитывая выводы экспертного заключения заказчик направляет отказ от подписания документа о приемке товара (счет фактура № 436 от 15.06.2023). Заказчик просил поставщика устранить выявленные недостатки

Письмо исх.№ 0912 от 13.07.2023

13.07.2023

Заказчиком составлен акт рекламации согласно которому, поставщику отказано в приемке товара не соответствующего условиям договора, для устранения выявленных нарушений поставщику надлежит поставить товар соответствующий условиям договора в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления о поставке

Акт рекламации от 13.07.2023

13.07.2023

В адрес заказчика поступило заключение эксперта Морозова П.Л. ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» согласно которому, при одноступенчатом плане при нормальном контроле для показателя AQL=0,65, устанавливается приёмочное число 3, и браковочное число 4, для объема выборки до 200 единиц продукции. Если число несоответствующих единиц продукции менее приемочного числа или равно ему, партию признают приемлемой. Если число несоответствующих единиц продукции превышает браковочное число или равно ему, партию признают неприемлемой (пункт 11, таблица 2-А ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007). В объеме выборки для партии SH22213 число несоответствующих единиц продукции составило 10 пар – 20 штук (10 левых и 10 правых перчаток) по показателям: одинарная толщина (в области пальцв) 0,22 мм; толщина в области манжеты (одинарная) 0,20 мм; наличие адгезивной полосы. Измерения остановлены на десятом образце (паре), так как по условию нормального контроля для показателя AQL=0,65 значений приёмочного числа 3, и браковочного числа 4, для объема выборки до 200 единиц продукции, партии количеством до 10 000 единиц продукции, значения приёмочного и браковочного числа превышают установленные

Заключение эксперта от 13.07.2023 № 66/29/5117

17.07.2023

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, в связи с введением ряда ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны стран Евросоюза, США и других недружественных стран, связанных со специальной военной операцией Министерства обороны РФ на Украине поставщики не могут осуществлять ранее запланированные поставки в запланированные сроки, логистическая составляющая процесса закупа также претерпевает серьезные изменения. Следствием текущей ситуации является вынужденная просрочка и в некоторых случаях отмена поставок медицинских изделий. Просит рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон

Письмо исх.№ б/н от 17.07.2023

14.08.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора № 37/КС от 14.08.2023

Решение об одностороннем отказе от исполнения договора № 37/КС от 14.08.2023

В связи с отсутствием поставки товара надлежащего качества по договору в полном объеме, заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 11.3 договора принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11.3 договора предусмотрено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14.08.2023 заказчиком через личный кабинет ЕИС в сфере закупок сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и которое направлено в личный кабинет поставщика размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «И» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 14.08.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 25.08.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Заказчик обладает правом отменить ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вместе с тем, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе вменяет в обязанность заказчика отменить ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В течение десятидневного срока, предусмотренного для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а равно для устранения поставщиком допущенных нарушений условий контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе) в адрес заказчика не представлена какая-либо информация от поставщика свидетельствующая об устранении в полном объеме ранее допущенных нарушений условий контракта, следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность в соответствии с требованиями части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе по отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе.

В разделе исполнение контракта по реестровому номеру контракта имеется информация о сумме исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств по договору в размере 83 600,00 рублей, при цене контракта 1 243 550,00 рублей – что указывает на то, что обязательства по договору поставщиком не исполнены в полном объеме, товар соответствующий условиям договора в полном объеме в адрес заказчика не поступил.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Таким образом, основания для расторжения договора по соглашению сторон указанные в письме ООО «И» исх.№ б/н от 17.07.2023 таковыми не являются.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке товара у поставщика поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении поставщиком контракта;

Во-вторых, невозможность поставщика исполнить обязательства по договору в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность поставщика, учитывая что поставщик был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал договор на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий договора в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по договору в установленный срок, в материалы дела не представлены.

В-четвертых, доказательства подтверждающие что заказчик своими действиями препятствовал поставщику надлежащим образом исполнить обязательства по договору в материалы дела не представлено.

Заказчиком неоднократно в адрес поставщика направлялись письма с требованием принятия мер для надлежащего исполнения договора, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий договора, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий договора, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение договора произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий договора в материалы дела не представлено.

Из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении договора, поскольку заказчик направлял соответствующие уведомления, осуществлял переписку, выходил на связь с поставщиком, предоставлял поставщику дополнительную возможность исполнить условия договора, однако к какому-либо положительному результату указанные действия заказчика не привели.

Не все действия поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение договора. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом поставки, то есть с полностью поставленным товаром в адрес заказчика в установленный срок, а не с действиями предшествующими достижению результата. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком требуемого по договору товара.

Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

Согласно электронному документу о приемке № 436 от 06.04.2023 поставщик произвел поставку 13.04.2023 по заявке заказчика, поставку товара перчатки хирургические стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Tex PF, размер 7, партия SH22213 в количестве 5 000 пар на сумму 104 500, рублей.

Заказчиком при приемке товара установлено, что поставленный товар не соответствует условиям договора. На перчатках у манжеты отсутствует адгезивная полоса, что не соответствует техническим требованиям к товару (приложение № 2 к договору).

В соответствии с пунктами 6.7, 6.8 договора поставщику направлен отказ от приемки товара и подписания вышеуказанного документа о приемке товара, а также акт-рекламация о выявленных недостатках поставленного товара, составленный заказчиком в одностороннем порядке (исх.№ 0543 от 25.04.2023).

Поставщиком должна быть произведена товара на товар надлежащего качества в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления о поставке некачественного товара. Поставщик товар, соответствующий условиям договора к установленному сроку не поставил.

15.06.2023 поставщиком повторно сформирован в ЕИС в сфере закупок электронный документ № 436 от 15.06.2023 о приемке товара перчатки хирургические стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Tex PF, размер 7, в количестве 5 000 пар на сумму 104 500,00 рублей.

С целью определения качества товара заказчиком на основании пункта 6.6 договора, проведена экспертиза товара.

В адрес заказчика поступило заключение эксперта Морозова П.Л. ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» (заключение эксперта от 13.07.2023 № 66/29/5117) согласно которому, при одноступенчатом плане при нормальном контроле для показателя AQL=0,65, устанавливается приёмочное число 3, и браковочное число 4, для объема выборки до 200 единиц продукции. Если число несоответствующих единиц продукции менее приемочного числа или равно ему, партию признают приемлемой. Если число несоответствующих единиц продукции превышает браковочное число или равно ему, партию признают неприемлемой (пункт 11, таблица 2-А ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007). В объеме выборки для партии SH22213 число несоответствующих единиц продукции составило 10 пар – 20 штук (10 левых и 10 правых перчаток) по показателям: одинарная толщина (в области пальцв) 0,22 мм; толщина в области манжеты (одинарная) 0,20 мм; наличие адгезивной полосы. Измерения остановлены на десятом образце (паре), так как по условию нормального контроля для показателя AQL=0,65 значений приёмочного числа 3, и браковочного числа 4, для объема выборки до 200 единиц продукции, партии количеством до 10 000 единиц продукции, значения приёмочного и браковочного числа превышают установленные

Учитывая изложенное в соответствии с пунктами 6.7, 6.8 договора поставщику направлен отказ от приемки товара и подписания документа о приемке № 436 от 15.06.2023, а также акт-рекламация о выявленных недостатках поставленного товара, составленный заказчиком в одностороннем порядке исх.№ 0916 от 13.07.2023.

В рассматриваемом случае, заказчик был лишен требуемого по договору товара, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.

Какие-либо доказательства, что неисполнение поставщиком обязательств по договору произошло вследствие действия внешнеэкономических и внешнеэкономических санкций со стороны недружественных государств в адрес заказчика, а равно в материалы рассматриваемого Комиссией Тюменского УФАС России дела не представлено.

Отсутствие факта поставки в полном объеме надлежащего качества требуемых медицинских изделий отрицательно повлияло на порядок оказания медицинской помощи населению в медицинском учреждении.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий договора подтвержден (в срок предусмотренный договором, медицинские изделия в полном объеме надлежащего качества соответствующие условиям договора не поставлены), вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по договору, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили поставщику надлежащим образом исполнить условия договора не установлены, доказательства того, что заказчик препятствовал поставщику надлежащим образом исполнить условия договора в материалы рассматриваемого дела не представлены, действия поставщика создали угрозу срыва оказания квалифицированной медицинской помощи населению, решение заказчика об одностороннем отказе принято при наличии достаточных правовых оснований, заказчиком соблюдена процедура расторжения договора в одностороннем порядке.   

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «И».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» (г. Тюмень) в отношении ООО «И» (ИНН , адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: Н (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (реестровый номер закупки 0167200003422009057) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «И» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны