Решение №33-ВП/2023 в поступившем обращении указывает, что характеристики закупа... от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 33-ВП/2023 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

22 сентября 2023 года                                                                                                                    г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый номер закупки 0267100001623000098).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/5604/23 от 21.09.2023) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 22.09.2023, 15 часов 00 минут.

Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области (далее также – заказчик), Т. по доверенности № 20 от 07.02.2023,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 20.09.2023 (вх.№ 9074/23) по подведомственности из Прокуратуры Тюменской области (исх.№ 7-р-7734-23/10625 от 14.09.2023) обращения ООО «У» (исх.№ 2208/1 от 22.08.2023)

ООО «У» в поступившем обращении указывает, что характеристики закупаемого товара, указанные в техническом задании, подходят под конкретного производителя с официального сайта или из рекламной брошюры.

Заказчиком представлены в материалы дела письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Заказчик полагает, что его действиях отсутствуют какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом является в том числе, открытый аукцион в электронной форме.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ.

Согласно материалам дела, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов в 2023 году.

Реестровый номер закупки: 0267100001623000098

Оператор электронной площадки: ООО «РТС-тендер»

Начальная (максимальная) цена контракта: 20 000 000,00 рублей

Объект закупки отнесен заказчиком к следующим кодам ОКПД 2: 32.50.22.123 «Тутор на плечевой сустав», 32.50.22.124 «Туторы нижних конечностей», 32.50.22.129 «Приспособления ортопедические прочие».

Извещением об осуществлении закупки во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе установлены ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьёй 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Статьёй 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Статьёй 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, что перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240) предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Пунктом 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240) предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Федеральный перечень содержит обобщенную номенклатуру технических средств реабилитации, детализированная номенклатура технических средств реабилитации в рамках Федерального перечня определена классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня, установленной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р).

Назначение инвалиду конкретного вида технического средства реабилитации в индивидуальной программе реабилитации осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 106н от 05.03.2021).

Техническим заданием (описание объекта закупки) размещенным в составе извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что работы по обеспечению инвалидов и льготных категорий, ортезами должны соответствовать ГОСТ Р 51819-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения», ГОСТ Р 52877-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения».

Представитель заказчика в заседании Комиссии сообщил, что в индивидуальной программе реабилитации инвалидов установлено, какими техническими средствами, на какой период времени инвалид должен быть обеспечен ортезом. При формировании объекта закупки заказчик составлял техническое задание в том числе, на основании имеющихся индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которых указаны конкретные виды технических средств реабилитации (изделий).

Необходимо отметить, что ортезы находятся в свободном экономическом обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить изготовление такой продукции.

Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описанием объекта закупки не ограничены.

Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения ортезов.

Заказчик не обязан формировать описание ортезов таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения ортезы всех имеющихся производителей.

ООО «У» указывает, что на участие в закупке подана только одна заявка что свидетельствует по мнению заявителя об ограничении количества участников закупки, вместе с тем, заявитель не предоставил какие-либо объективные доказательства существования непреодолимых препятствий для ООО «У» чтобы подать заявку на участие в конкурентном способе определения подрядчика (исполнителя).

Относительно доводов заявителя о том, что установлены случаи несвоевременного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также о том, что нарушено требования обеспечения равного доступа к исполнению государственных контрактов, Тюменское УФАС России отмечает следующее.

Пункт 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 связывает возможность проведения антимонопольным органом контрольных мероприятий связанных с возможными признаками нарушений законодательства о контрактной системе в действиях субъектов контроля которые были допущены ими при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в ходе самой процедуры закупки (то есть, до стадии заключения контракта включительно).

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, антимонопольные органы в соответствии со своими полномочиями не осуществляют контрольные мероприятия в отношении стадии исполнения контракта в части его надлежащего (либо ненадлежащего) исполнения (то есть, после заключения контракта), поскольку контрольные полномочия антимонопольных органов распространяются исключительно до стадии заключения контракта включительно, в части осуществления самой процедуры закупки. Следовательно, жалобы касающиеся непосредственно стадии исполнения контракта в принципе не могут быть приняты к рассмотрению антимонопольным органом.

Относительно довода о том, что АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» практически является монополистом в изготовлении протезно-ортопедических изделий и ортопедической обуви, а также то, что данное предприятие не снижает цену контрактов по информации с официального сайта ЕИС в сфере закупок, Тюменское УФАС России отмечает следующее.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

В частности, в пояснительной записке к законопроекту размещенного на официальном сайте системы обеспечения законодательной деятельности https://sozd.duma.gov.ru/ (№ 80712-8, в данном случае, уже принятого на сегодняшний день Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ) указывается, что данный закон разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Законопроектом определяются механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством разрешительные процедуры регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р «Об определении акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для обеспечения инвалидов» предусмотрено, что акционерное общество «Московское протезно-ортопедическое предприятие» определено единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, для обеспечения инвалидов в следующем объеме:

абсорбирующее белье, подгузники - 199,7 млн. штук;

специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) - 32,5 млн. штук;

сложная ортопедическая обувь - 192,8 тыс. пар.

Согласно пункту 2 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р 31.12.2023 определено предельным сроком, на который с акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключаются государственные контракты на закупку изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.

Таким образом, необходимость участия АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» в конкурентных и неконкурентных процедурах закупок обусловлена в том числе, необходимостью своевременного выполнения государством социальных обязательств перед гражданами являющимися инвалидами в требуемых по назначению учреждения медико-социальной экспертизы тем или иным техническим средством реабилитации.

Вопрос предложения участником закупки цены заключаемого контракта (в том числе, степени снижения цены) по которой тот или иной участник закупки готов выполнять работы (оказывать услуги), и в конечном итоге её рентабельности по государственному (муниципальному) контракту относится к ответственности самого участника закупки, который предложил такую цену в ходе процедуры закупки.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что ООО «У» не представило каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что установленное заказчиком описание объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов в 2023 году (реестровый номер закупки 0267100001623000098) в действиях заказчика, в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны