Решение №072/06/44/49/2022 Федеральным классификационным каталогом отходов строительный... от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/49/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

21 апреля 2022 года                                                                                                                г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Э» на действия заказчика Администрации Успенского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной по адресу: 770 м на север-запад от с. Успенка (№ 57°04’48,2”, E 065°02’16,2”; № 57°04’48,9”, E 065°02’09,9”; № 57°04’50,3”, E 065°02’03,2”; № 57°04’52,6”, E 065°01’57,1”; № 57°04’48,7”, E 065°02’07,7”; № 57°04’47,1”, E 065°02’15,6”) (реестровый номер закупки 0867300000922000155),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 19.04.2022 поступила жалоба ООО «Э» на действия заказчика Администрации Успенского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной по адресу: 770 м на север-запад от с. Успенка (№ 57°04’48,2”, E 065°02’16,2”; № 57°04’48,9”, E 065°02’09,9”; № 57°04’50,3”, E 065°02’03,2”; № 57°04’52,6”, E 065°01’57,1”; № 57°04’48,7”, E 065°02’07,7”; № 57°04’47,1”, E 065°02’15,6”).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Заказчиком применен ненадлежащий метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Второй довод. При определении стоимости захоронения отходов заказчик неправильно применил индексы изменения стоимости к базовому уровню цен, коэффициент перевода метров кубических в тонны, из-за чего начальная (максимальная) цена контракта оказалась занижена.

Третий довод. Федеральным классификационным каталогом отходов строительный мусор отнесен к IV и V классу опасности. Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Согласно ЛСР содержащимся в составе извещения о закупке, подрядчику надлежит осуществить утилизацию и погрузку строительного мусора, при этом заказчиком в извещении о закупке не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на данный вид деятельности.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу ООО «Э» необоснованной.

Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Уполномоченное учреждение просит признать жалобу ООО «Э» необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной по адресу: 770 м на север-запад от с. Успенка (№ 57°04’48,2”, E 065°02’16,2”; № 57°04’48,9”, E 065°02’09,9”; № 57°04’50,3”, E 065°02’03,2”; № 57°04’52,6”, E 065°01’57,1”; № 57°04’48,7”, E 065°02’07,7”; № 57°04’47,1”, E 065°02’15,6”), с начальной (максимальной) ценой контракта 5 805 892,76 рублей, в интересах заказчика Администрации Успенского муниципального образования Тюменского района Тюменской области.

Информация об электронном аукционе была размещена 11.04.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867300000922000155.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.rts-tender.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому и второму доводам жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 18.12.2014 № 2512 ро «О внутреннем муниципальном финансовом контроле», распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 09.01.2017 № 01 ро «Об утверждении Стандарта внутреннего муниципального финансового контроля» полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля обладает Администрация Тюменского муниципального района.

Следовательно, соблюдение заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям антимонопольного органа.          

Учитывая изложенное, Тюменское УФАС России направило для рассмотрения по подведомственности в Администрацию Тюменского муниципального района (орган внутреннего муниципального финансового контроля) вышеуказанную жалобу ООО «Э» в связи с отсутствием у антимонопольного органа правовых оснований для проведения внеплановых контрольных мероприятий в части соблюдения заказчиком порядка определения, обоснования и возможного занижения начальной (максимальной) цены контракта.

Указанные доводы жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России оставляет без рассмотрения, ввиду отсутствия у антимонопольного органа соответствующих полномочий по их рассмотрению.

По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Статьёй 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Пунктом 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» разъяснено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017           № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» предусмотрены следующие отходы:

1) отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4) – IV класс опасности;

2) мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности (код 8 90 011 11 72 5) – V класс опасности.

Локально-сметными расчетами содержащимися в приложении к извещению о закупке предусмотрены следующие виды работ: утилизация строительного мусора на полигоне ТБО, погрузка мусора строительного экскаваторами.

Действительно, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов строительный мусор относится как к IV, так и к V классу опасности.

Подтверждением отнесения отходов, размещенных на свалке, к конкретному классу опасности является паспорт отходов, выданный на основании акта обследования свалки.

Пунктом 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» предусмотрено, что настоящий порядок устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности, следовательно, на отходы V класса паспорт не составляется.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержат указания на необходимость лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности, следовательно, получение лицензии на соответствующий вид деятельности не требуется.

Тюменским УФАС России в адрес заказчика направлен запрос (исх.№ ИВ/924/22 от 21.04.2022) с просьбой представить документы, подтверждающие класс отходов находящихся на свалках отходов.

Заказчиком в ответ на указанный запрос представлен акт обследования свалки ТБО, подлежащей ликвидации № б/н от 26.04.2021 составленный комиссией Администрации Успенского муниципального образования, из содержания которого следует, что в пункте 6 указан исчерпывающий перечень из 14 позиций состава отходов которые по Федеральному классификационному каталогу отходов отнесены к V классу опасности.

Комиссия Тюменского УФАС по результатам изучения акта обследования свалки полагает, что у Комиссии отсутствуют какие-либо основания не доверять изложенным сведениям, поскольку состав отходов определен исчерпывающе в 14 позициях, список не сопровождается словами «иные отходы», акт подписан членами комиссии. Вместе с тем, заявителем не представлены в материалы дела какие-либо доказательства подтверждающие нахождение на указанной свалке отходов относящихся к IV классу опасности.

Отнесение Федеральным классификационным каталогом отходов строительного мусора к IV и к V классу опасности, не свидетельствует однозначно о нахождении отходов IV класса (подлежащих лицензированию) на указанной свалке, учитывая, что установление данных отходов возможно не иначе как путем обследования свалки отходов, что Комиссия Тюменского УФАС в силу своих полномочий делать не вправе. Следовательно, отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств опровергающих сведения, изложенные в акте обследования свалки ТБО, подлежащей ликвидации № б/н от 26.04.2021, не позволяет Комиссии Тюменского УФАС сделать однозначный вывод о нахождении строительного мусора IV класса опасности на свалке отходов, и как следствие, необходимость для заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование, о наличии у участника действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС полагает необходимым признать жалобу ООО «Э» необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Э» на действия заказчика Администрации Успенского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации свалки отходов, расположенной по адресу: 770 м на север-запад от с. Успенка (№ 57°04’48,2”, E 065°02’16,2”; № 57°04’48,9”, E 065°02’09,9”; № 57°04’50,3”, E 065°02’03,2”; № 57°04’52,6”, E 065°01’57,1”; № 57°04’48,7”, E 065°02’07,7”; № 57°04’47,1”, E 065°02’15,6”) (реестровый номер закупки 0867300000922000155) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны