Определение №072/01/10-579/2023 без аннотации от 31 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 072/01/10-579/2023 о нарушении 
антимонопольного законодательства к рассмотрению
31.10.2023                                                                                                                                                 г. Тюмень

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) П. на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18.10.2023 № 122/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис с.Абатское» (далее – Общество) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании невыгодных условий договора путем необоснованного требования с индивидуальных предпринимателей обязательного оборудования автотранспорта, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, системой ГЛОНАСС и подключения к программному комплексу ООО «Теплосервис с.Абатское», руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛ:
В Тюменское УФАС России поступило обращение ИП  (далее – Заявители), направленное Прокуратурой Тюменской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей Тюменской области, на действия ООО «Теплосервис с. Абатское», выразившиеся в нарушении антимонопольного законодательства. 
Как следует из поступившего обращения, заявители являются абонентами в Договорах на прием и очистку сточных вод в с. А. Тюменской области. Общество является исполнителем, который принимает сточные воды, очищает и сбрасывает. 
Заявители указывают, что вынуждены заключить Договор на прием и очистку сточных вод с условием о 100% оплате денежных средств от предположительного объема: от 100 до 200 бочек (объемом от 4,1 куб.); Общество установило режим приема сточных вод в рабочие и выходные дни с 08:00 час. до 17:00 час. путем направления уведомлений; Общество установило с 01.06.2023 условий по доступу на очистные сооружения: машины, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, с возможностью подключения к программному комплексу Общества; в случае неисправности или отключения системы ГЛОНАСС, допуск на очистные сооружения будет прекращен.
Заявители считают действия Общества неправомерными.    
По результатам анализа полученной в ходе рассмотрения заявления информации и документов установлены следующие обстоятельства.

Как указывает Общество стороны вправе оплатить товар или услугу по Договору на прием и очистку сточных вод в том объеме, в котором договорятся сами, в том числе стопроцентно. Закон не запрещает установить в договоре стопроцентную оплату – согласовать это условие стороны могут в общем прядке. Условие об оплате было согласовано сторонами, о чем свидетельствует подписанный договор.

Прием сточных вод от заявителей и иных заказчиков производится в рабочие и выходные дни с 08:00 до 17:00. Операторы на объекте КОС работают круглосуточно по 12 часов в смену. Система водоотведения поступает на КОС 24 часа в сутки. Осуществлять прием сточных вод от заявителей и иных заказчиков круглосуточно предприятие не может, это связано с тем, что с привозимыми ими 2023-7054 сточными водами поступает много загрязняющих веществ (тряпки, бумажные полотенца, влажные салфетки и т.д.), которые свою очередь не растворяются в воде, тем самым забивая рабочие механизмы перекачивающих насосов, что приводит к их выходу из строя. В результате чего территория КОС подтопляется сточными водами. В связи с чем возникает сложность и опасность с организацией проведения ремонтных работ по устранению аварийных ситуаций, а также со сбором персонала в вечернее и ночное время.

Существует информация от населения района о ряде случаев слива ассенизаторских машин на свалках и лесах в некоторых населенных пунктах, эти объемы не поступают на КОС. Общество регулярно отбирает пробы очищенных стоков и доставляет их в Центр гигиены и эпидемиологии в г.И. для проверки качества работы очистных сооружений. По результатам проводимых проверок в феврале, июне 2021 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на предприятие были наложены штрафы в размере 800 000 руб. за каждый квартал, за превышение загрязняющих веществ. Чтобы избежать подобных наказаний и улучшить качество очистки КОС Общество вправе знать откуда Заявители и иные заказчики закачиваются и что везут на КОС.

 Заявители и иные заказчики должны оборудовать свой автотранспорт системой ГЛОНАСС с возможностью подключения к программному комплексу Общества. 
Установка данного оборудования позволит прекратить загрязнение окружающей среды, не будет производится слив на свалках, в лесах. У Общества возможно нет права обязывать Заявителей и иных заказчиков установить данное программное обеспечение, но не принимать сомнительные стоки, о которых Общество не знает, может. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Тюменской области полностью поддерживает предприятие в данном направлении. 
Договор на прием сточных вод заключен с ИП... , с ООО «Абатский жилремстрой». Транспорт ООО «Абатский жилремстрой» оборудован системой ГЛОНАСС. 
Общество не осуществляет услуги по вывозу сточных вод населению с. А. и др. населенных пунктов. У предприятия ООО «Теплосервис с.Абатское» отсутствуют какие-либо переписки с Заявителями по данным вопросам, кроме уведомлений о доступе на очистные сооружения ООО «Теплосервис с.Абатское», по адресу:...с соблюдением следующих условий, а именно: 
*машины, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, с возможностью подключения к программному комплексу ООО «Теплосервис с.Абатское»; 
*в случае если у машины, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, система ГЛОНАСС будет отключена или находиться в неисправном состоянии, то доступ на очистные сооружения ООО «Теплосервис с.Абатское», по адресу: ... будет прекращен.
Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора о законности установления системы ГЛОНАСС на транспортных средствах, осуществляющих транспортирование сточных вод сообщило следующее. 
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО). 
В соответствии с ФККО, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления имеют код 7 32 101 01 30 4, соответственно относятся к IV классу опасности.
Требования к транспортированию отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – постановление Правительства от 26.12.2020 № 2290). 
Согласно п/п б п. 3 постановления Правительства от 26.12.2020 № 2290 для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности необходимо: наличие и соответствие транспортных средств, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании, необходимых (используемых) для выполнения заявленных работ, требованиям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», включая требования наличия на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: - наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; - наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; - соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; - наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов. 
Согласно п. 26, п. 27 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г. 
Исходя из вышеизложенного, требования по установке спутниковой системы ГЛОНАСС на законодательном уровне установлены для мусоровозов, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 
Согласно ч.7 ст.44 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявления, материалы. 
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). 
Основываясь на изложенном, в действиях ООО «Теплосервис с. Абатское», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по приему и очистке сточных вод в границах муниципального образования с. А. Тюменской области, имеются признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора путем необоснованного требования с индивидуальных предпринимателей обязательного оборудования автотранспорта, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, системой ГЛОНАСС и подключения к программному комплексу ООО «Теплосервис с.Абатское».
При этом, согласно уведомлениям, доступ на очистные сооружения ООО «Теплосервис с.Абатское» осуществляется с соблюдением условий, в случае если на автотранспорте, с помощью которых оказываются услуги по вывозу сточных вод, система ГЛОНАСС будет отключена или находиться в неисправном состоянии, то доступ на очистные сооружения ООО «Теплосервис с.Абатское», по адресу: с.А., для возчиков будет прекращен. 
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается указанным лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». 
Руководствуясь ч. 1, 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», а также положениями пунктов 3.40, 3.41, 3.47 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, ООО «Теплосервис с.Абатское» 21.08.2023 исх. № ДП/4941/23 было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. 
Все действия в соответствии с настоящим предупреждением Обществу необходимо совершить в течение 14 дней с момента получения предупреждения. О выполнении предупреждения Обществу следует сообщить Тюменскому УФАС России в течении трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с предоставлением доказательств его исполнения. 
Согласно ч. 7 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. 
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок, в соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», антимонопольному органу надлежит принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Теплосервис с.Абатское» по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления Общество получило предупреждение 21.09.2023, исполнить предупреждение необходимо было не позднее 05.10.2023. Информацию об исполнении Общество должно было направить не позднее 09.10.2023. ООО «Теплосервис с.Абатское» не выполнило предупреждение в установленный срок, информации об исполнении также не направило, в связи с чем, в соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии, Председатель Комиссии
ОПРЕДЕЛИЛ:
    1. Назначить дело № 072/01/10-579/2023 к рассмотрению на «21» ноября 2023 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401. 
    2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-579/2023 в качестве ответчика - ООО «Теплосервис с.Абатское».
    3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 072/01/10-579/2023 в качестве заявителей -  ИП...
    4. Ответчику ООО «Теплосервис с.Абатское» в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 17 ноября 2023 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
    1) письменные объяснения (позицию, документы) относительно вменяемого правонарушения антимонопольного законодательства и по всем указанным в определении обстоятельствам; 
    2) информацию о владении Обществом иными сетями водоотведения на территории с. Абатское, в том числе об утвержденных тарифах на водоотведение для ООО «Теплосервис с.Абатское» в границах с. Абатское; 
    3) сведения о том входит ли станция очистки в централизованную систему коммунальной канализации с. Абатское;
    4) информацию об утвержденных Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области тарифах для Общества, исходя из содержания п. 5.1. Договора на прием и очистку сточных вод, заключенного с индивидуальными предпринимателями;
    5) информацию о наличии у Общества в собственности или на ином праве автотранспорта, с помощью которого оказываются услуги по вывозу сточных вод населению с. Абатское и др. населённых пунктов;
    6) документы, подтверждающие право владения станцией очистки;
    7) иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.
    5. ИП... в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 17 ноября 2023 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
    1) письменные сведения о том оказывают ли возчики услуги по вывозу сточных вод другим населенным пунктам кроме с. А.;
    2) письменные сведения о том имеется ли возможность и целесообразность для возчиков осуществлять слив сточных вод на территории иного муниципального образования;
    3) иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны