Постановление б/н реклама алкогольной продукции от 26 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу №072/04/14.3-172/2022

об административном правонарушении

26.04.2022г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), Марчук Светлана Викторовна, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-172/2022, возбужденного в отношении ИП <…> (адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП 304720511300195, ИНН 720405413181, дата регистрации: 15.09.2003), в отсутствии ИП <…>., надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела (почтовый идентификатор № 80087371806635, ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие (вх №1607-ЭП/22 от 22.04.2022г.), которой права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены в протоколе от 12.04.2022 г. по делу № 072/04/14.3-172/2022 об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе №072/05/21-54/2021 от 03.02.2022г. признана ненадлежащей реклама алкогольной продукции, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул.Олимпийская, д.6а в виде указателя: стрелка с надписью «Вход», коммерческого обозначения «Пив&Ко», изображением кружки с пенной шапкой, рыбой и пачкой сигарет, а также размещенную на территории перед магазином надувную фигуру в виде образа человека с изображением узнаваемого логотипа магазина «Пив&Ко», поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.1, п. 5 ч. 2, ч.3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материалы административного дела, установлено следующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», который в п. 2 указал, что «при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)».

Данная надувная фигура обладает всеми признаками рекламы, а именно, направлена на привлечение целенаправленного внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования – продавцу алкогольной продукции - магазину «Пив&Ко», поскольку доводит до неопределенного круга лиц информацию о конкретном продавце алкогольных напитков, призванную поддержать к нему интерес и способствовать его продвижению на рынке.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Деятельность по адресу: г.Тюмень, ул.Олимпийская, д.6а (магазин «Пив&Ко») осуществляет индивидуальный предприниматель <…>., согласно выписке из ЮГРЮЛ, одним из видов деятельности которой по ОКВЭД (47.25.12) является Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.

Обозначение «Пив&Ко» является товарным знаком, которое индивидуальный предприниматель использует для индивидуализации торгового объекта по адресу: г.Тюмень, ул. Олимпийская, д.6а.

Судебной практикой, в частности по делу N А76-13922/2016, подтверждено, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

На фигуре изображено коммерческое обозначение магазина - «Пив&Ко», следовательно, указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Кроме того, необходимости в указании направления в сторону магазина нет, поскольку над входной группой имеется яркая и крупная вывеска магазина «Пив&Ко».

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что рекламодатель намеренно разместил данную надувную фигуру, вызывающую интерес к магазину «Пив&Ко».

Баннер на фасаде здания (указатель) о магазине «Пив&Ко», а именно: стрелка с надписью «Вход» в совокупности с указанием коммерческого обозначения «Пив&Ко», изображением кружки с пенной шапкой, рыбой и пачкой сигарет также является рекламой.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой продавца алкогольной продукции магазина «Пив&Ко», поскольку в ней, содержатся средства индивидуализации лица, осуществляющего деятельность в данной торговой точке.

Статьей 21 Закона о рекламе установлены требования к рекламе алкогольной продукции.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. (Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" авторы Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.). При этом создание образов может выражаться через текстовое, визуальное или звуковое восприятие.

В рассматриваемой рекламе продавца алкогольной продукции в виде надувной фигуры используется образ человека, поскольку у фигуры имеется голова с глазами, носом и улыбающимся ртом, брови, прическа, а также руки.

Таким образом, данная надувная фигура является образом человека, выполненная с помощью мультипликации.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама размещена с нарушением пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Исходя из положений статьи 19 Закона о рекламе, следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций. Таким образом, понятием "рекламная конструкция" охватываются все виды размещения наружной рекламы.

Учитывая изложенное, надувная фигура обладает признаками рекламной конструкции, поскольку размещается с целью распространения наружной рекламы, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования и размещается вне стен магазина.

Таким образом, рассматриваемая надувная фигура с рекламой (коммерческим обозначением) продавца алкогольной продукции (пива) является рекламной конструкцией, располагаемой вне здания, что запрещено пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Так же с нарушением п.5 ч.2 ст.21 Закона о рекламе размещен рекламный баннер на фасаде здания, а именно: стрелка с надписью «Вход» в совокупности с указанием коммерческого обозначения «Пив&Ко» изображением кружки с пенной шапкой, рыбой и пачкой сигарет.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рассматриваемая реклама в виде надувной фигуры, а также баннер на фасаде здания: стрелка с надписью «Вход» в совокупности с указанием коммерческого обозначения «Пив&Ко», изображением кружки с пенной шапкой, рыбой и пачкой сигарет являются рекламой продавца алкогольной продукции, а, следовательно, на нее распространяются требования ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

В указанной выше рекламе отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, таким образом, нарушены требования части 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, ответственность за нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ИП <…> (адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП 304720511300195, ИНН 720405413181, дата регистрации: 15.09.2003).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно ч.1. ч.2, ч.3 ст.21 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-172/2022 выступает – ИП <…> (адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП 304720511300195, ИНН 720405413181, дата регистрации: 15.09.2003).

Вина ИП <…> состоит в том, что она не выполнила установленных Законом о рекламе требований и не предприняла всех зависящих от неё мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ИП <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/21-54/2021 – 11.11.2021г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-172/2022 в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера, совершенного ИП <…> административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП <…> относится к категории малое предприятие и внесена в реестр 01.08.2016г.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ИП <…> впервые совершила нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.

С учетом изложенного, административное наказание ИП <…> в виде административного штрафа, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, подлежит замене на предупреждение.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является официальным предостережением лица от возможности совершения им противоправного действия.

Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание

Руководствуясь статьями 4.1.1., 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 1. Признать ИП <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ИП <…> (адрес местонахождения: <…>, ОГРНИП 304720511300195, ИНН 720405413181, дата регистрации: 15.09.2003) официальное порицание в форме предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный  суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны