Решение №072/06/44/173/2023 Объект закупки включен в позицию КТРУ 26.60.12.111-00000033 ... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/173/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

27 сентября 2023 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу ООО «Ф» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга, телеметрический (Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423006233),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «Ф» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга, телеметрический (Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

Первый довод. Объект закупки включен в позицию КТРУ 26.60.12.111-00000033 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга», вместе с тем, заказчиком к описанию объекта закупки не применена указанная позиция КТРУ (с учетом имеющейся в описании объекта закупки характеристики товара по пункту 2.1 технического задания относительно необходимости регистрации 12 отведений ЭКГ), а осуществлено описание объекта закупки по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе ввиду отнесения объекта закупки к коду ОКПД2 - 26.60.12.129 «Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки» что по мнению заявителя противоречит пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Второй довод. При закупке товара, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара помимо тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ. Ввиду того, что заказчик не применил к описанию объекта закупки требуемый код позиции КТРУ в этой связи, заказчик не имел права осуществлять описание объекта закупки. Фактически заказчиком в описании объекта закупки установлены технические требования к закупаемому товару, характеристики которого соответствуют товару единственного производителя.

Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела. Представители заказчика и уполномоченного органа просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга, телеметрический (Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 783 000,00 рублей, в интересах заказчика: ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск).

Информация об электронном аукционе была размещена 15.09.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423006233.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://etp.zakazrf.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

По первому и второму доводам жалобы заявителя Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Потребность медицинского учреждения в требуемых товарах определяется уровнем подготовленности медицинского персонала, особенностями и требованиями предъявляемым к лечебным процессам, финансированием (доведенными лимитами бюджетных ассигнований).

Как следует представленных документов и пояснений сторон, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в соответствии с общими положениями статьи 33 Закона о контрактной системе поскольку заказчик применил к описанию объекта закупки код ОКПД2 - 26.60.12.129 «Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки», без учета позиций КТРУ 26.60.12.111-00000033 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга», 26.60.12.111-00000040 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга» в связи с применением пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

В ЕИС в сфере закупок 20.09.2023 размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки согласно которым, на вопрос участника закупки размещены разъяснения следующего содержания: «позиции КТРУ 26.60.12.111-00000033, 26.60.12.111-00000034, 26.60.12.111-00000035, 26.60.12.111-00000036, 26.60.12.111-00000037, 26.60.12.111-00000038 содержат количество отведений, максимальное (соответственно, 12, 10, от 7 до 8, 5, 3, 2), не обеспечивающее достижение решения клинических задач учреждения. Заказчик в рамках названной закупки осуществляет закупку устройства, имеющего возможность мониторирования ЭКГ как по 3, так и по 12 одновременно регистрируемым отведениям ЭКГ (п. 2.1, 2.2 описания объекта закупки). 12-канальные ЭКГ – медицинские приборы с максимальным потенциалом, обеспечивающие сложные исследования работы сердца с одновременной проверкой многих параметров. Именно такие кардиографы позволят выявить минимальные отклонения сердечного ритма. Традиционное холтеровское мониторирование обеспечивает длительное наблюдение работы сердца, но регистрация происходит только по 3-м каналам, что не позволяет выявить большинство нарушений ритма или ишемии сердечной мышцы, которые возникают кратковременными эпизодами – например, при нагрузке, стрессе, на работе или во сне. Поэтому традиционный метод суточного мониторирования (не по 12 каналам) подходит только для диагностики нарушений ритма. 12-канальное холтеровское мониторирование сочетает преимущества обоих методов диагностики. У специалистов появляется возможность не только анализировать работу сердца в отношении ритма, но и достоверно выявить возможную ишемию в различных отделах сердца в любой момент жизни: при нагрузке, стрессе, после приема лекарств и во время сна. Только 12-канальное холтеровское мониторирование позволяет решить следующие диагностические задачи в отличие от традиционного холтеровского мониторирования:

- обнаружение «тихой» («немой») ишемии на 71 % больше, чем при использовании при мониторировании менее 12 отведений ЭКГ;

- позволяет оценить эффективность антиаритмической и антиангинальной терапии;

- только холтеровское мониторирование в 12 каналах может подтвердить или исключить наличие ишемии миокарда;

- только холтеровское мониторирование в 12 каналах способно выявить хроническую мерцательную аритмию;

- анализирование желудочковой реполяризации;

- выявление хронотропной некомпетентности миокарда;

динамическая оценка брадикардии и эпизодов асистолии желудочков.

Клиническая значимость регистрации ЭКГ и по 3 и по 12 каналам подтверждена также Национальными российскими рекомендациями по применению методики холтеровского мониторирования в клинической практике (Российский кардиологический журнал № 2 (106), 2014 (приняты на пленарном заседании Российского Национального Конгресса Кардиологов 27.09.2013, в г. Санкт-Петербург) (п. 8.2, стр. 39).

Данная закупка производится на средства целевой субсидии, в рамках приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.12.2020 года № 1379н «Об утверждении Перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения», по установленным данным приказом кодам номенклатурной классификации медицинских изделий. Информация об этом указана в файле описания объекта закупки.

Необходимый код вида закупаемого медицинского изделия, в соответствии с назначением выделенного финансирования и с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения РФ - 291680. Закупка изделия с иным кодом вида будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств, что недопустимо. По причине отсутствия в каталоге КТРУ описания медицинского изделия кода вида 291680, соответствующего по техническим параметрам потребностям ЛПУ, закупка производится по ОКПД2, наименование объекта закупки применено из приказа от 28.12.2020 года № 1379н».

Пунктом 2.1 технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрена характеристика закупаемого регистратора амбулаторного для электрокардиографического мониторинга, телеметрического, а именно, «регистрация 12 отведений ЭКГ» - наличие.

Пунктом 2.2 технического задания (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрена характеристика закупаемого регистратора амбулаторного для электрокардиографического мониторинга, телеметрического, а именно, «регистрация 3 отведений ЭКГ» - наличие.

Коды ОКПД 2 – 26.60.12.111 «Электрокардиографы» (пункт 100), 26.60.12.129 «Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки» (пункт 103) включены в Перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878).

Как следует из материалов дела, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено ограничение на допуск товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878  «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Однако, подпункты «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) ограничивают вышеуказанное право заказчиков из которых прямо следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указывать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.

Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения.

Однако, при закупке товара, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара помимо тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ, то есть применение позиции КТРУ в любом случае является обязательным.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети Интернет (https://roszdravnadzor.gov.ru/), номенклатурная классификация содержит:

- числовое обозначение вида медицинского изделия - шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы (столбец «Код»);

- наименование вида медицинского изделия (столбец «Наименование»);

- описание вида медицинского изделия (столбец «Описание»).

Учитывая, что извещение об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003423006233 размещено в ЕИС в сфере закупок 15.09.2023, заказчик обязан осуществлять описание объекта закупки с учетом информации содержащейся в КТРУ, поскольку объект закупки отнесен как минимум к двум позициям КТРУ: 26.60.12.111-00000033 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга» (количество отведений максимальное12) (дата начала обязательного применения: 02.09.2023), 26.60.12.111-00000040 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга» (количество отведений максимальное – 1, 2, 3, 5, ≥ 7  и  ≤ 8, 10, 12) (дата начала обязательного применения: 02.09.2023).

Из содержания указанных позиций КТРУ следует, что в указанных позициях содержится указание на вид медицинского изделия по номенклатурной классификации медицинских изделий: 291680 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга телеметрический», что полностью соответствует потребности заказчика в закупаемом медицинском изделии.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель заказчика не отрицал что закупаемый товар включен как минимум в две позиции КТРУ, в свою очередь, ссылку заказчика на невозможность применения КТРУ к закупаемому медицинскому изделию, ввиду того, что закупаемое медицинское изделие должно одновременно иметь возможность мониторирования ЭКГ как по 3, так и по 12 одновременно регистрируемым отведениям ЭКГ, Комиссия Тюменского УФАС России находит несостоятельной, поскольку по смыслу пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) его применение обусловлено отсутствием в каталоге позиции (кода) закупаемого товара как такового.

Например, исходя из анализа позиции КТРУ 26.60.12.111-00000040 «Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга» (укрупненная позиция КТРУ по сравнению с позицией КТРУ 26.60.12.111-00000033) следует, что указанная позиция предусматривает количество отведений максимальное как 3, так и 12 (характеристика является обязательной для применения и неизменяемой заказчиком) при этом, заказчику требуется выбрать одно конкретное значение характеристики, одновременное указание сразу двух характеристик как 3, так и 12 указанной позицией КТРУ не предусмотрено. Вместе с тем, если заказчик выбирает 12 отведений, следовательно, данная характеристика уже включает в себя также и 3 отведения.

Также, согласно содержанию позиций КТРУ 26.60.12.111-00000033, 26.60.12.111-00000040 – указание дополнительных характеристик помимо тех, которые содержатся в указанных позициях КТРУ запрещено.

Министерство финансов РФ формируя значимые характеристики КТРУ, сделанные на основании кода номенклатурной классификации медицинских изделий, формирует их на основе всех зарегистрированных изделий с одним кодом по номенклатурной классификации медицинских изделий (в рассматриваемом случае – 291680).

Следовательно, код номенклатурной классификации медицинского изделия, указанный в регистрационном удостоверении на предлагаемое к поставке медицинское изделие, должен соответствовать позиции КТРУ, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки, что является логичным.

Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

Определение кода позиции КТРУ является частью установления надлежащего описания объекта закупки.

Относительно довода заказчика о том, что наименованию медицинского изделия может быть присвоено множество кодов номенклатурной классификации медицинских изделий, и заказчик не обязан выбирать позицию КТРУ, исходя из кода номенклатурной классификации медицинских изделий, и что Закон о контрактной системе таких требований не содержит, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что речь в рассматриваемом случае идет не о выборе заказчиком позиции КТРУ, исходя из кода номенклатурной классификации медицинских изделий, а об обязательном применении к описанию объекта закупки позиции КТРУ в которую включен закупаемый товар, в противном случае, необходимость обязательного применения позиции КТРУ применительно к описанию объекта закупки нивелируется, что является неправомерным.

С учетом приведенного правового регулирования Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком при описании объекта закупки неправомерно не применена действующая позиция КТРУ 26.60.12.111-00000033 либо позиция КТРУ 26.60.12.111-00000040 относительно медицинского изделия, являющегося предметом закупки, а также необоснованно установлены дополнительные характеристики, применение которых не предусмотрено Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.

Доводы заказчика о том, что позиции КТРУ 26.60.12.111-00000033, 26.60.12.111-00000034, 26.60.12.111-00000035, 26.60.12.111-00000036, 26.60.12.111-00000037, 26.60.12.111-00000038 содержат количество отведений, максимальное (соответственно, 12, 10, от 7 до 8, 5, 3, 2), не обеспечивающее достижение решения клинических задач учреждения и не отвечает потребностям медицинского учреждения, Комиссией Тюменского УФАС России отклоняются, поскольку фактически направлены на обход предусмотренного Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) порядка применения позиций КТРУ.

Учитывая изложенное, заказчиком не соблюдены требования на использование позиции КТРУ, соответствующей объекту закупки и являющейся обязательной для применения, а также то, что заказчик в нарушение подпункта «а» пункта 5 Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) не соблюдает запрет на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, отсутствующих в указанной позиции КТРУ.

Наличие (либо отсутствие) дополнительных функций не изменяет назначение медицинского изделия, отсутствие дополнительных возможностей у оборудования не означает его непригодность при его эксплуатации заказчиком. Отсутствие необходимой заказчику конкретной характеристики в позиции КТРУ при ее фактическом соответствии объекту закупки не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса об этих видах договоров.

Пунктом 2 статьи 469 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, медицинское изделие, прошедшее государственную регистрацию (имеющее регистрационное удостоверение/информация о регистрационном удостоверении представляются в составе заявки) соответствует требованиям, установленным законодательством РФ к подобного рода медицинским изделиям и как следствие, будет отвечать потребностям заказчика. Именно по этой причине нет необходимости включать в КТРУ множество требований, которые удовлетворят всем возможным медицинским изделиям.

Указанные доводы жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованными.

Упоминаемые заказчиком, уполномоченным органом, подателем жалобы ссылки на различную судебную и ведомственную (административную) практику антимонопольных органов являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, указанные правоприменительные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе принятых по ранее рассмотренным делам.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании (отмене) процедуры закупки.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Ф» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Регистратор амбулаторный для длительного электрокардиографического мониторинга, телеметрический (Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423006233) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145).

3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны