Решение №29-ВП/2022 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 29-ВП/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

10 июня 2022 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика, уполномоченного органа на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области (реестровый номер закупки 0167200003421003639).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось с использованием системы видеоконференции «True Conf».

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1976/22 от 08.06.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 10.06.2022, 11 часов 00 минут.

Во исполнение уведомления Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1976/22 от 08.06.2022) оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке (вх.№ 3301-ЭП/22 от 09.06.2022).

Внеплановая проверка проводится с участием представителей:

от заказчика: ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее также – заказчик), К. по доверенности № 167 от 10.06.2022,

от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), С. по доверенности № 11 от 24.02.2022,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 07.06.2022 (вх.№ 3210-ЭП/22) по подведомственности из ФАС России поступило обращение Авиационного альянса «Аэрохимфлот» в котором указывается, что Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» осуществляется самостоятельная выдача свидетельства пилотов несертифицированным лицам, разрешая осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ, а также допуская к полетам воздушные суда, летная годность которых не подтверждена уполномоченным на то государственным органом, что по мнению заявителя может указывать на признаки нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении государственных закупок.

09.06.2022 (вх.№ 3328-ЭП/22) в Тюменское УФАС России поступило ходатайство АО «Ю» о допуске к участию в заседании Комиссии в качестве заинтересованного лица с приложением копии доверенности на представителя – Т.

Исходя из представленных оператором электронной площадки в материалы дела, в электронном виде заявок участников, не следует что АО «Ю» участвовало в закупке и подавало ценовые предложения.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона № АЭ-3424/21 от 23.07.2021 следует, что вторая часть заявки АО «Ю» оператором электронной площадки на рассмотрение аукционной комиссии уполномоченного органа не направлялась, следовательно, принятое решение по делу не может затронуть права и законные интересы АО «Ю».

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России изучив указанное ходатайство АО «Ю», полагает необходимым отказать представителю АО «Ю» в допуске к участию в заседании Комиссии в качестве заинтересованного лица с правом предоставлять устные пояснения по делу, и допуске к участию в заседании Комиссии в качестве слушателя без права предоставлять устные пояснения по делу, учитывая открытый характер рассматриваемого дела.

Представителем заказчика устно изложены пояснения по делу, указывает что в ходе проведения закупки отсутствовали нарушения законодательства о контрактной системе.

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела, уполномоченный орган полагает, что в ходе проведения закупки отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области, с начальной (максимальной) ценой контракта 24 125 850,00 рублей, в интересах заказчика ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов».

Информация об электронном аукционе была размещена 12.07.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421003639.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе  предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Разделом 8 информационной карты документации о закупке установлено следующее:

РАЗДЕЛ 8. Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ:

8.1

Документы или копии документов, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки

Для гражданской авиации: копия действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы;

Для государственной авиации: копия разрешения на выполнение авиационных работ

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № АЭ-3424/21 от 23.07.2021 победителем электронного аукциона признано АНО ДПО «К» с предложением по цене контракта 24 005 220,75.

Изучив содержание заявки победителя закупки, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе второй части заявки представлено разрешение на выполнение авиационных работ РНК № 000013 от 11.01.2021 выданное ДОСААФ России (выдано на период до 31.12.2021).

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что поскольку победителем закупки в составе заявки представлены все необходимые документы предусмотренные документацией о закупке, в этой связи, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа связанных с определением победителя закупки, отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к государственной авиации относится авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в данном пункте задач - военных и специальных. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

Частью 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» предусмотрено, что ДОСААФ России выполняет, в том числе такие государственные задачи, как выполнение разного рода авиационных работ; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.

Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.

Частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Частью 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Таким образом, Воздушный кодекс РФ освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.

Необходимо отметить, что сертификат эксплуатанта на авиационные работы и разрешение на выполнение авиационных работ выполняют одну функциюдопуск субъекта к выполнению определенных видов авиационных работ.

Статьёй 57 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.

Пунктом 334 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации (утв. приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 № 275), предусмотрено, что к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.

На основании пункта 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях».

Действующее воздушное законодательство, а равно Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 не содержат правовых запретов на применение государственной авиации для проведения авиационных работ.

Государственной авиации разрешены отдельные виды коммерческой деятельности на нерегулярной основе. Использование государственной авиации в разрешенных видах коммерческой деятельности и смежных видах некоммерческой деятельности не требует получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Приведенные выше обстоятельства указывают на то, что выполнение лесоавиационных работ может осуществляться также воздушными судами ДОСААФ России для выполнения авиационных работ.

Учитывая вышеизложенное, отсутствие сертификата эксплуатанта не препятствует выполнению авиационных работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, поскольку в силу части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации, не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. При таких обстоятельствах, участник относящийся к государственной авиации имеет право наравне с иными участниками закупки принимать участие в данной закупке.

В составе поступившего обращения Авиационного альянса «Аэрохимфлот» представлены ответы Министерства обороны РФ (исх.№ 603/6/3559 от 03.08.2021, исх.№ 603/6/673 от 28.02.2022) на обращения Президента Фонда содействия развитию сельского хозяйства – Г.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ответы Министерства обороны РФ (исх.№ 603/6/3559 от 03.08.2021, исх.№ 603/6/673 от 28.02.2022) направлены в адрес Президента Фонда содействия развитию сельского хозяйства в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ», и не размещались на официальном интернет-портале правовой информации, сети «Интернет», официальном сайте Министерства обороны РФ, для неопределенного круга лиц.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что при установлении требований к участнику закупки нельзя руководствоваться вышеуказанными ответами Министерства обороны РФ, поскольку данные ответы не являются законодательным актом РФ, ответы Министерства обороны РФ не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащаяся в указанных ответах позиция Министерства обороны РФ не рассматривается в качестве общеобязательного государственного предписания постоянного или временного характера, а потому не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Кроме того, в открытом доступе отсутствует текст обращения Президента Фонда содействия развитию сельского хозяйства в котором были сформулированы запросы в Министерство обороны РФ, тем самым невозможно определить и сопоставить данную позицию Министерства обороны РФ применительно к данной закупке.

Относительно представленного в материалы дела решения Арбитражного суда Республики Башкортостан № А07-24713/2021 от 04.03.2021 Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что судебная практика не является источником права в Российской Федерации и содержит казуальное толкование (а не легальное), судебная практика не создает новые правила поведения. Указанный судебный акт принят при отличающихся фактических обстоятельствах дела, с участием иных лиц, в рамках иной процедуры закупки.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению воздушных судов с экипажами в целях обнаружения, контроля лесных пожаров и вредных лесных организмов в государственном лесном фонде на территории всех муниципальных районов Тюменской области (реестровый номер закупки 0167200003421003639) в действиях заказчика ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», аукционной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны