Решение №072/07/18.1–160/2021 Признать жалобу обоснованной. от 13 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                                       тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–160/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.12.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 13.12.2021 года                                           г. Тюмень          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Марчук С.В.                 -

заместитель руководителя, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства;

 

Члены комиссии:

 

Попов Г.Ф.                   -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

 

<...>            -

специалист I-го разряда отдела контроля закупок,

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–160/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Интерьер Офис»(далее также – Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (далее также – Заказчик, ФГАОУ ВО «ТюмГУ») при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также – СМСП) № 154-ЗП-21 на право заключения договора поставки мебели для учебно-лабораторного корпуса № 4, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д 16 (реестровый номер извещения: 32110782372), далее также – Закупка, в присутствии

представителя Заявителя:

<...> (на основании доверенности № 1 от 07.12.2021 г.),

представителей Заказчика:

1) <...> (на основании доверенности № 72 от 11.01.2021 г.);

2) <...> (на основании доверенности № 193 от 18.03.2021 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 29.11.2021 г. поступила жалоба (вх. № 11918) ООО «Интерьер Офис» на действия ФГАОУ ВО «ТюмГУ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 154-ЗП-21 на право заключения договора поставки мебели для учебно-лабораторного корпуса № 4, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д 16 (реестровый номер извещения: 32110782372).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, 02.12.2021 г. в 15:52, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № СМ/7726) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, из довода жалобы Заявителя следует, что первая часть заявки Общества необоснованно отклонена закупочной комиссией Заказчика на основании пп. 1 п. 5.1 закупочной документации по причине её несоответствия требованиям к составу, содержанию и оформлению, а именно за указание Заявителем в позициях № 1 – № 3 Приложения № 1 к заявке № 735162, товарной марки: «Эквивалент – Pedrali»,- что, по мнению Заказчика, является: «недопустимым»,- так как предложение ООО «Интерьер Офис» формально содержит слово: «эквивалент», при том обстоятельстве что предлагаемый Обществом эквивалентный товар (Pedrali) в полном объёме соответствует требованиям технического задания закупочной документации.

Представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласились и пояснили, что графы: «Наименование товара» позиций № 1 – № 3 предложения о предмете закупки заявки № 735162 (заявка ООО «Интерьер Офис») содержали указание на товарную марку: «Эквивалент – Pedrali»,- что противоречит требованиям п. 1.2 Приложения № 5 к закупочной документации, устанавливающего запрет на указание слова: «эквивалент»,- при предоставлении участниками Закупки значений по показателям характеристик товара.

Вместе с тем, представители Заказчика в заседании Комиссии Управления (08.12.2021 г.) подтвердили фактическое соответствие требованиям технического задания закупочной документации графы «Конкретные показатели (функциональные, технические, качественные характеристики)» Приложения № 1 заявки № 735162 предлагаемого Обществом к поставке товара (Pedrali).

 

Так, исследовав всю совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к соответствующей закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедуры закупки (включая способы осуществления закупок), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках закреплено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В данном случае целесообразно отметить, что законодательное требование, сформулированное, в том числе в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в сущности, закреплено в пп. «ж» п. 1.3.3.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «ТюмГУ» (далее – Положение, Положение о закупке), утверждённого решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «ТюмГУ» от 15.07.2021 г. и размещёнными на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС) 15.07.2021 г. в 13:33.

Из совокупности изложенного следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Как установлено материалами дела 29.10.2021 г. (с изменениями от 03.11.2021 г.) в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110782372) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» по адресу: https://www.roseltorg.ru/, Заказчиком было размещено извещение № 154-ЗП-21 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме по закупке товаров, работ, услуг (далее – Извещение) и документация о запросе предложений в электронной форме № 154-ЗП-21 на поставку мебели для учебно-лабораторного корпуса № 4, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д. 16 (далее – Документация).

Дата рассмотрения первых частей заявок: 19.11.2021 г.

НМЦ договора – 6 350 852,72 руб.

Согласно п. 2.1.1.3 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с п. 6.1.1 Положения и ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и настоящим Положением.

Пунктом 6.1.1.1, 6.1.1.2 Положения и п. 3 ч. 9, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках закреплено, что в документации (извещении) о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, а также в силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Во исполнение вышеуказанных требований Положения и Закона о закупках, п. 6 Извещения и п. 2.2, 2.3 Информационной карты Документации установлено, что описание предмета Закупки регламентировано, в том числе Приложением № 1 к Документации, являющимся Техническим заданием (Потребность Заказчика), где Приложением № 1 к Техническому заданию, Заказником приведена таблица «Требования к функциональным и качественным характеристикам товаров, работ, услуг» (далее – Таблица), содержащая следующие графы: «Наименование товар», «Количество», «Технические характеристики, функциональные характеристики, потребительские свойства, требования к размерам товара» (далее – Графа № 3) и т.д.  

Так, согласно гр. «Наименование товара» п. 1 – 3 Таблицы, Заказчику необходим к поставке следующий товар с соответствующими характеристиками, закреплёнными Графой № 3:

- стол обеденный квадратный. Andreu World или эквивалент;

- стол обеденный круглый. Andreu World или эквивалент;

- стол барный круглый. Andreu World или эквивалент.

В соответствии с п. 6.1.1.2 Положения и п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, абз. 1 п. 3.6.1 Информационной карты Документации закреплено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора.

В свою очередь, абз. 2 названного пункта Информационной карты Документации установлено, что первая часть заявки на участие в Закупке предоставляется участником по рекомендованной форме в соответствии с Формой № 1 и должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета закупки.

В рамках рекомендованной Формы № 1 (Первая часть заявки), Заказчиком представлено Приложение № 1 к первой части заявки (к Форме № 1): «Предложение о предмете закупки, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качественных и количественных характеристиках товаров», представляющее собой необходимую к заполнению участником Закупки табличную форму, содержащую графы, в сущности, дублирующие графы Приложения № 1 к Техническому заданию («Наименование товар», «Количество», «Технические характеристики…»).

В ходе осуществления рассмотрения, Комиссией Тюменского УФАС России, заявки № 735162, участника Закупки – ООО «Интерьер Офис», предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 02.12.2021 г. (исх. № СМ/7726) установлено, что в её содержании предоставлена первая часть заявки по рекомендованной Форме № 1 с заполненной Обществом табличной формой Приложения № 1 к первой части заявки, где согласно гр. «Наименование товара…» п. 1 – 3 Таблицы, Заявителем жалобы предлагается к поставке следующий товар:

- стол обеденный квадратный. Эквивалент – Pedrali;

- стол обеденный круглый. Эквивалент – Pedrali;

- стол барный круглый. Эквивалент – Pedrali.

В заседании Комиссии Управления представители Заказчика дополнительно подтвердили, что указание Обществом слова: «эквивалент»,- противоречит требованиям п. 1.2 Приложения № 5 к Документации, что и явилось единственным основанием для отклонения первой части заявки ООО «Интерьер Офис», при этом на вопрос Комиссии Тюменского УФАС России о фактическом соответствии технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) эквивалентности, представители Заказчика пояснили, что предлагаемые Заявителем показатели характеристик товара в полном объёме соответствуют требования Приложения № 1 к Техническому заданию Документации (Потребности заказчика).

Так, в подтверждение пояснений представителей Заказчика, протоколом рассмотрения первых частей заявок № 1/154-ЗП-21 от 19.11.2021 г. зафиксировано, что на участие в Закупке подано четыре заявки, две из которых отклонены (в том числе заявка Общества) по идентичному основанию со следующей формулировкой (цитирование): «Заявка отклонена на основании подпункта 1) пункта 5.1 документации, в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям, установленным в документации запроса предложений, и (или) недостоверностью информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки, а именно: - в части предложения о предмете закупки, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качественных и количественных характеристиках товаров в позициях №№ 1-3 участником предложен товар с указанием торговой марки «эквивалент-Pedrali», что недопустимо. В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки (Приложение № 5 к документации) предоставляемые участником сведения и значения не должны сопровождаться словом «эквивалент», т.е. должны быть конкретными.».

В свою очередь, представитель Заявителя на вышеизложенные пояснения представителей Заказчика возразил, указав, что содержание п. 1 – 3 гр. «Наименование товара…» Таблицы Приложения № 1 к первой части заявки № 735162 (ООО «Интерьер Офис») содержит однозначное и конкретное предложение товара: «Эквивалент – Pedrali», соответственно, отклонение заявки ООО «Интерьер Офис» является необоснованным и формальным, противоречащим принципам Закона о закупках.

 

Рассмотрев всю совокупность имеющихся в материалах дела № 072/07/18.1-160/2021 документов и сведений, заслушав и оценив устные пояснения представителей сторон, Комиссия Тюменского УФАС России полагает неправомерным и подлежащим отмене решение закупочной комиссии Заказчика о несоответствии первой части заявки № 735162 (участника Закупки – ООО «Интерьер Офис») требованиям п. 1.2 Приложения № 5 к Документации, ввиду следующего.

В соответствии с п. 6.1.1.2 Положения и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Во исполнение указанных выше условий, согласно п. 3.6.2 Информационной карты Документации, требования к описанию участниками Закупки поставляемого товара приведены Заказчиком в Приложении № 5 к Документации, являющимся инструкцией по заполнению заявки на участие в запросе предложений (далее – Инструкция), включающей в свою содержание инструкцию по заполнению I и II части заявки.

Так, абз. 1 Инструкции закреплено, что участники Закупки должны конкретным образом описать предлагаемый к поставке товар, который является предметом договора, их потребительские свойства, количественные и качественные характеристики в соответствии с рекомендуемой в настоящей документации формой: «Предложения о функциональных, качественных и ценовых характеристиках товаров, работ, услуг» либо иной формой, структура и содержание которой позволяют однозначно и корректно описать предлагаемый к поставке товар, которые являются предметом договора, их потребительские свойства, количественные и качественные характеристики.

При этом, в силу абз. 2 Инструкции, эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в Потребности Заказчика (Техническое задание) в отношении качества, технических характеристик товара, требований к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иным показателям, связанным с определением соответствия товара нуждам Заказчика.

По смыслу изложенного, а также исходя из анализа содержательной части Инструкции, основным назначением Инструкции является обеспечение конкретности, однозначности и корректности описания участниками Закупки предлагаемого к поставки товара, в целях установления закупочной комиссией Заказчика соответствия такого товара нуждам Заказчика, выраженных в требованиях Технического задания (Потребности заказчика).

Приведённый вывод согласуется с содержанием ч. 1 ст. 1 Закона о закупках и п. 1.3.3.1 Положения, где закреплено, что целями регулирования Закона о закупках и Положения Заказчика, является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, учитывая положения ч. 1 ст. 1 Закона о закупках и п. 1.3.3.1 Положения, а также подтверждённый представителям Заказчика факт соответствия, предлагаемого Обществом к поставке товара требованиям Технического задания, Комиссия Управления приходит к заключению, что формулировка гр. «Наименование товара…» п. 1 – 3 Приложения № 1 к первой части заявки № 735162: «эквивалент-Pedrali», является достаточно конкретной и однозначной, не влияющей (не искажающей) на потребность Заказчика в конкретном товаре с необходимыми показателями его характеристик.

Согласно п. 1.2 Инструкции, предоставляемые участником Закупки значения по показателям характеристик товара не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «должен быть», «должна быть» и т.д.

Из буквального толкования п. 1.2 Инструкции следует, что указанный пункт регулирует порядок заполнения участником Закупки графы «Технические характеристики, функциональные характеристики, потребительские свойства, требования к размерам товара», не распространяя своё действие на гр. «Наименование товара…», где Заявителем указана товарная марка: «Эквивалент – Pedrali», что дополнительно свидетельствует о несостоятельности ссылки Заказчика на п. 1.2 Инструкции, как единственного основания отклонения заявки Общества.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России также указывает, что в рассматриваемом случае подход закупочной комиссии Заказчика к оценке содержания заявки Общества являлся излишне формальным и не соответствующим принципам и целям публичных закупок, что привело к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению на участие в рассматриваемой Закупке юридического лица, предложение о товаре которого соответствует фактической потребности Заказчика.

Согласно абз. 1 п. 5.1 Информационной карты Документации, по результатам рассмотрения первых частей заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника Закупки или об отказе в допуске в порядке и по основаниям, которые устанавливаются Документацией.

В соответствии с пп. 1 абз. 3 п. 5.1 Информационной карты Документации и по смыслу пп. 2 п. 6.4.4.2 Положения, по итогам рассмотрения первых частей заявок комиссия по закупкам на своём заседании отклоняет заявки участников Закупки за их несоответствие по составу, содержанию и оформлению требованиям, установленным в документации запроса предложений, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки.

Вместе с тем, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках определено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что первая часть заявка участника Закупки – ООО «Интерьер Офис» соответствовала требованиям действующего законодательства, следовательно, у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали должные правовые основания на отклонения первой части заявки Общества, по обозначенным излишне формальным основаниям.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к следующим выводам:

1) о нарушении закупочной комиссией ФГАОУ ВО «ТюмГУ» ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП № 154-ЗП-21 на право заключения договора поставки мебели для учебно-лабораторного корпуса № 4, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д 16, выразившемся в неправомерном отклонении первой части заявки участника Закупки – ООО «Интерьер Офис».

2) о наличии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки и оценки первой части заявки Общества с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Положения и Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интерьер Офис» на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 154-ЗП-21 на право заключения договора поставки мебели для учебно-лабораторного корпуса № 4, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина, д 16 (реестровый номер извещения: 32110782372) обоснованной.

2. Признать в действиях ФГАОУ ВО «ТюмГУ» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ФГАОУ ВО «ТюмГУ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путём отмены всех составленных в ходе проведения Закупки протоколов и проведения рассмотренной закупочной процедуры с учётом принятого Комиссией Управления решения в соответствии с требованиями Закона о закупках.

 

 

 

Председатель Комиссии:

С.В. Марчук

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

           

 

 

Г.Ф. Попов

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны