Решение №РНП-72-174/21 односторонний отказ от исполнения контракта от 29 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РНП-72-174/21 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

29 ноября 2021 года                                                                                                                г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

            с участием представителей заказчика: Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска (далее также – заказчик), С. по доверенности № 1 от 19.11.2021, К. по доверенности № 2 от 19.11.2021, В. по доверенности № 3 от 19.11.2021,

с участием представителя ООО «Б» (далее также – Общество, подрядчик), Т. по доверенности № 4 от 24.11.2021,

            рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Б» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждения по объекту: «Мусульманское кладбище», мкр. 4 (реестровый номер закупки 0167300000821000042),

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 22.11.2021 поступило обращение заказчика – Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее также – РНП) сведений в отношении ООО «Б» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждения по объекту: «Мусульманское кладбище», мкр. 4.

            Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Законом о контрактной системе) документы и сведения.

            В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).

            Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

            В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/11604/14 от 28.03.2014 «По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов» в случае отсутствия нарушений частей 9, 12, 13, 26 статьи 95 Закона о контрактной системе контролирующий орган осуществляет проверку правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в части:

            - неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств;

            - ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

            - установления заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

            - установления заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

            В поступившем в антимонопольный орган обращении заказчика указывается, что 05.04.2021 между заказчиком и ООО «Б» заключен муниципальный контракт № 07-аукцион/2021 на выполнение работ по устройству ограждения по объекту: «Мусульманское кладбище», мкр. 4. Работы по контракту должны осуществляться подрядчиком с учетом графика производства работ. По состоянию на 13.08.2021 подрядчиком нарушается график производства работ, при этом подрядчик не приступил к монтажным работам (строительство корпичного ограждения, монтаж металлоконструкций). Учитывая, что до истечения срока выполнения работ по контракту оставалось 19 дней, и установлен факт отставания в выполнении работ, заказчиком принято решение № б/н от 13.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило письменные пояснения в материалы дела (вх.№ 11871 от 26.11.2021), согласно которым, в ходе производства работ была установлена необходимость в увеличении цены муниципального контракта ввиду повышения цен на материалы используемые подрядчиком в ходе выполнения работ (керамический кирпич, металл). Подрядчик сообщал заказчику об указанных обстоятельствах, однако заказчик не принял мер направленных на увеличение цены муниципального контракта. Общество полагает, что увеличение цены на используемые материалы является обстоятельством, которое объективно не зависело от подрядчика, и которое не может указывать на существенное нарушение условий муниципального контракта. Общество учитывая, что оно в ходе выполнения работ понесет значительные убытки, предложило заказчику расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон, однако заказчик со своей стороны не подписал соглашение о расторжении контракта по указанному основанию. Кроме того, заказчиком нарушен срок направления информации об Обществе по факту одностороннего отказа от исполнения контракта в антимонопольный орган. Представитель ООО «Б» просит не включать сведения об Обществе в РНП.

            Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

05.04.2021 между Департаментом городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска и ООО «Б» заключен муниципальный контракт           № 07-аукцион/2021 на выполнение работ по устройству ограждения по объекту: «Мусульманское кладбище», мкр. 4 (реестровый номер контракта 3720603747021000007).

            Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по устройству ограждения  по объекту «Мусульманское кладбище», мкр. 4, далее – работы (ОКПД 71.12.16.000), согласно техническому заданию (Приложение № 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить  данные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

            Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что перечень выполняемых работ по контракту: устройство ограждения  по объекту «Мусульманское кладбище», мкр. 4, 1-й этап - вдоль Комсомольского проспекта (от первой калитки до второй калитки), включая: подготовительные работы (подготовка территории, получение разрешений на проведение работ); демонтаж на объекте (демонтаж существующего временного забора из профнастила, демонтаж металлических элементов мостика, демонтаж бетонного ленточного фундамента, засыпка пустот после демонтажа фундаментов), складирование и хранение годных демонтированных материалов (профнастила) с дальнейшей передачей заказчику. После демонтажа на объекте утилизировать отходы в соответствии с действующими нормами Российской Федерации; монтажные работы (строительство кирпичного ограждения, монтаж металлоконструкций); восстановительные работы по благоустройству.

            Пунктом 1.3 контракта предусмотрен срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.09.2021. В срок выполнения работ входит: сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком по акту выполненных работ; передача подрядчиком документов согласно пункту 5.10.3 настоящего контракта. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.

            Пунктом 1.8 контракта предусмотрено, что контроль за ходом и качеством выполнения работ, оформлением в установленном порядке необходимой документации, в том числе участие в приемке выполненных работ в рамках предмета настоящего контракта, будет осуществляться уполномоченной организацией, привлекаемой заказчиком – МКУ «Тобольскстройзаказчик».

            Пунктом 3.4.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика качественно выполнить работы по строительству объекта, в объеме, предусмотренном настоящим контрактом, и в сроки согласно графику производства работ (календарному графику) (приложение № 3 к контракту),  в соответствии с проектной и рабочей документацией, нормативными документами, обязательными к руководству при выполнении работ, СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ и техническими условиями, и сдать результат работ заказчику и организации.

            Пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что приемка работ по контракту осуществляются сторонами в соответствии с графиком производства работ (календарным графиком) (приложение № 3 к контракту). Подрядчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней после завершения работ, предусмотренных графиком производства работ (календарным графиком) (приложение № 3 к контракту),  направляет заказчику и организации извещение о готовности результата работ к сдаче с предоставлением акта о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).

            Пунктом 10.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт составлен в форме электронного документа, подписанный усиленными электронными подписями сторон и имеет для них одинаковую юридическую силу.

            Приложением № 3 к муниципальному контракту предусмотрен график производства работ:

 

№ п/п

Наименование мероприятия

дата начала работ

дата окончания работ

1

Подготовительные работы (подготовка территории, получение разрешений на проведение работ)

10.04.2021

30.04.2021

2

Демонтаж на объекте:
- демонтаж существующего временного забора из профнастила;
- демонтаж металлических элементов мостика;
- демонтаж бетонного ленточного фундамента;
- засыпка пустот после демонтажа фундаментов.

03.05.2021

31.05.2021

3

Монтажные работы (строительство кирпичного ограждения, монтаж металлоконструкций)

03.06.2021

03.08.2021

4

Восстановительные работы по благоустройству

04.08.2021

01.09.2021

 

            В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса РФ).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предоставленное кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

            Представители заказчика в заседании Комиссии пояснили, что первый этап работ выполнен подрядчиком со значительной просрочкой, а именно в июле 2021 года, при этом акты выполненных работ в адрес заказчика не поступали. Второй этап выполнения работ соответственно, также начат в июле 2021 года, то есть, в нарушение срока предусмотренного графиком производства работ (требовалось начать не позднее 03.05.2021), при этом акты выполненных работ в адрес заказчика также не поступали. Представитель подрядчика пояснил, что им выполнялись демонтажные работы, спилка, валка деревьев, выкорчевывание пней.

            Согласно письму МКУ «Тобольскстройзаказчик» которое поступило в адрес Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска (вх.          № 01-В/1787 от 21.07.2021) следует, что строительно-монтажные работы подрядчиком не выполняются, предложено начать претензионную работу.

            21.07.2021 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия № 1, согласно которой, заказчиком установлен факт нарушения подрядчиком графика производства работ на объекте, кроме того, строительно-монтажные работы которые предусмотрены 3 этапом работ (период: 03.06.2021 - 03.08.2021) подрядчиком не выполняются. Из содержания претензии также следует, что подрядчиком не начато выполнение демонтажных работ, а именно: демонтаж существующего временного забора из профнастила, демонтаж металлических элементов мостика, демонтаж бетонного ленточного фундамента, засыпка пустот после демонтажа фундаментов. В этой связи, заказчик потребовал от подрядчика выполнить второй и третий этап работ предусмотренных графиком производства работ в срок до 03.08.2021 включительно.

            Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что из пункта 1.3 контракта прямо следует, что в срок выполнения работ включается не только сдача результата работ заказчику, но также и приемка результатов работ заказчиком. При этом, пунктом 5.1 контракта предусмотрено, что заказчик осуществляет приемку не отдельно каждого этапа работ, а после завершения всех работ предусмотренных графиком производства работ (Приложение № 3 к контракту). В материалы дела не представлено каких-либо доказательств подтверждающих, что заказчиком был принят итоговый результат работ по контракту. Доказательства того, что заказчик приступил к приемке итогового результата работ по контракту в материалы дела также не представлено.

            В заседании Комиссии Тюменского УФАС России на вопрос о том, почему подрядчиком допущена просрочка выполнения первого и второго этапов работ по контракту, представитель Общества пояснил, что значительное время требовалось на получение согласований, а также необходимых документов от иных организаций (например, присвоение экологического класса опасности вывозимым отходам), неправильно разработанной сметой.

            Представитель Общества в заседании Комиссии пояснил, что третий этап работ согласно графика производства работ не представлялось возможным выполнить ввиду повышения цен на керамический кирпич и металл, поскольку без указанных материалов невозможно выполнить третий этап работ.

            В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком в качестве основания для расторжения контракта в одностороннем порядке указан пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, а именно, ввиду того, что подрядчиком медленно выполнялась работа, и завершение её к сроку становилось явно невозможным.

            Учитывая, что до истечения срока выполнения работ по контракту оставалось 19 дней, и установлено нарушение срока этапов выполнения работ, а также невыполнение всех четырех этапов работ в установленный срок (то есть, 01.09.2021), заказчиком принято решение № б/н от 13.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Таким образом, у заказчика имелись достаточные правовые основания для принятия решения № б/н от 13.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

            Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно наличия обоснованности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

            В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

            При этом, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).

            Пунктом 11.3 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

            Поскольку контракт по соглашению сторон не был расторгнут и стороны связаны соответствующими обязательствами, следовательно, его прекращение в силу одностороннего отказа должно быть мотивировано конкретными обстоятельствами, предусмотренными гражданским законодательством в качестве соответствующего основания.

            В свою очередь, процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

            В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня,  следующего за датой принятия указанного решения,  размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику,  исполнителю)  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика,  исполнителя),  указанному в контракте,  а также телеграммой,  либо посредством факсимильной связи,  либо по адресу электронной почты,  либо с использованием иных средств связи и доставки,  обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику,  исполнителю).  Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика,  исполнителя)  об одностороннем отказе от исполнения контракта.  Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику,  исполнителю)  указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика,  исполнителя)  по его адресу,  указанному в контракте.  При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

            Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

            Из материалов дела следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № б/н от 13.08.2021 направлено 13.08.2021 заказным письмом с уведомлением о вручении (идентификатор почтового отправления 62615862017389), а также размещено 17.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

            Статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

            Статьёй 193 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

            В соответствии с письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

            Сведения о получении ООО «Б» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.08.2021 № б/н у заказчика отсутствовали. Следовательно, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

            Поскольку решение об одностороннем отказе размещено заказчиком 17.08.2021 в ЕИС в сфере закупок следовательно, датой надлежащего уведомления ООО «Б» об одностороннем отказе от исполнения контракта является тридцатый день, который приходится на 16.09.2021.

            В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления исполнителя.

            Таким образом, от даты надлежащего уведомления (то есть, 16.09.2021) заказчику необходимо отсчитать десятидневный срок, который необходим подрядчику, чтобы устранить допущенные нарушения по контракту, а также для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

            В предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок ООО «Б» не устранил допущенные нарушения по контракту.

            Десятый день срока предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе приходится на 26.09.2021 (воскресенье, нерабочий день). Поскольку последний десятый день срока приходился на 26.09.2021 (воскресенье, нерабочий день), то с учетом требований статьи 193 Гражданского кодекса РФ, ближайший рабочий день приходится на 27.09.2021(понедельник, рабочий день). При этом, с учетом разъяснений содержащихся в письме ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 контракт считается расторгнутым не на десятый, а на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика, то есть 28.09.2021 (вторник, рабочий день).

            В ЕИС в сфере закупок заказчиком в разделе «Расторжение контракта» указана дата расторжения контракта 28.09.2021.

            Таким образом, процедура расторжения контракта заказчиком соблюдена.

            В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок,  уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках,  исполнителях), с которыми контракты расторгнуты,  в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является недобросовестное поведение участника закупки, свидетельствующее о его намерениях неисполнения контракта. Участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации требованиями заказчика.

            По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

            При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

            Относительно довода представителя Общества о том, что подрядчику требовалось значительное время на получение согласований, а также необходимых документов от иных организаций (например, присвоение экологического класса опасности вывозимым отходам), неправильно разработанной сметой, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что подрядчик не был лишен права приостановить выполнение работ по контракту до получения необходимых документов и согласований.

            Подрядчиком допущено нарушение графика производства работ на объекте, кроме того, строительно-монтажные работы которые предусмотрены третьим этапом работ (период: 03.06.2021 - 03.08.2021) подрядчиком не выполнялись. Четвертый этап работ подрядчиком не выполнен.

            Вышеизложенное подтверждает то обстоятельство, что подрядчиком действительно допущено нарушение не только графика выполнения работ (срок), но также и в невыполнении всех четырех этапов работ в установленный срок (то есть, 01.09.2021), что указывает на существенное нарушение подрядчиком условий муниципального контракта.

            Существенное нарушение условий контракта заключается в том, что на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе (13.08.2021) и до истечения срока выполнения работ по контракту оставалось менее 19 дней (четвертый (завершающий) этап графика выполнения работ), и установлен факт значительного отставания в выполнении работ, что объективно указывало на то, что работы выполняются подрядчиком медленно и не будут завершены в установленный срок (то есть, до 01.09.2021), что объективно повлекло утрату интереса у заказчика в выполнении требуемых работ по контракту.

            Представленные Обществом фототаблицы выполняемых работ не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку не опровергают факт невыполнения подрядчиком всех необходимых по контракту этапов работ в установленный срок (то есть по 01.09.2021).

            Следует учитывать, что цена контракта составила 5 016 000,00 рублей (пункт 2.1 контракта).

            Из письма ООО «Б» (исх.№ 173 от 06.10.2021) следует, что подрядчик просит заказчика оплатить сумму выполненных работ в размере 941 895,60 рублей. Данное обстоятельство также подтверждает, что Обществом не выполнена значительная часть работ, которая подлежала оплате по муниципальному контракту, что дополнительно подтверждает факт ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту.

            В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что ООО «Б» не представлены в материалы дела какая-либо информация и документы, подтверждающие принятие ООО «Б» необходимых мер для надлежащего выполнения всего объема работ по контракту. ООО «Б» было ознакомлено с условиями документации о закупке, а следовательно, должно было учитывать не только предпринимательские риски которые могут возникнуть в связи с исполнением контракта, но также срок выполнения работ, объем работ, и оценить стоимость материалов которые потребуются для надлежащего исполнения условий контракта. Вместе с тем, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства подтверждающие, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, заказчик оказался лишен того результата, на который был вправе рассчитывать при проведении закупки.

            ООО «Б» также указывает, что заказчиком допущена значительная просрочка в направлении информации в антимонопольный орган по факту принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

            Датой расторжения муниципального контракта является 28.09.2021, следовательно, заказчику надлежало направить в антимонопольный орган сведения по факту расторжения контракта в одностороннем порядке в отношении ООО «Б» не позднее 01.10.2021.

            Вместе с тем, обращение заказчика согласно информации с официального сайта Почта России (почтовый идентификатор 62615865014064) направлено в Тюменское УФАС России только 19.11.2021 (то есть, в нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе), что указывает на просрочку в направлении указанной информации - 34 рабочих дня.

            Вместе с тем, указанная просрочка в направлении указанной информации в силу подпункта «а» пункта 15 Постановления Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078 не является правовым основанием для отказа во включении ООО «Б» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, Тюменским УФАС России будет рассмотрен вопрос о передаче материалов настоящего дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, допустившего просрочку в направлении указанной информации в антимонопольный орган.

            Вышесказанное позволяет прийти к следующим выводам:

            1) ООО «Б» допущено нарушение срока выполнения этапов работ, а также невыполнение всех четырех этапов работ в установленный срок (то есть, 01.09.2021);

            2) ООО «Б» указывая, что строительно-монтажные работы предусмотренные третьим этапом работ (период: 03.06.2021 - 03.08.2021) подрядчиком не выполнялись ввиду повышения цен на требуемые для выполнения данного этапа материалы: керамический кирпич и металл, не подтверждены какими-либо доказательствами, свидетельствующими о росте цен на используемые материалы. Четвертый этап работ подрядчиком не выполнен.

            3) подрядчик не был лишен права приостановить выполнение работ по контракту до получения необходимых для выполнения работ документов и согласований, однако указанным правом не воспользовался;

            4) письмо ООО «Б» (исх.№ 173 от 06.10.2021) дополнительно подтверждает, что подрядчик не выполнил весь объем работ, поскольку подрядчик просил заказчика оплатить сумму выполненных работ в размере 941 895,60 рублей, что значительно меньше цены контракта в размере 5 016 000,00 рублей (пункт 2.1 контракта);

            5) факт повышения цен на материалы: керамический кирпич, металл не указывает на невозможность исполнения обязательств по контракту, поскольку не подтверждает полное отсутствие указанных материалов на российском рынке, при этом, Общество на этапе принятия решения об участии в закупке и ознакомления с документацией о закупке, не было лишено возможности предварительно уточнить цены на указанные материалы, от приобретения которых будет в дальнейшем зависеть возможность исполнения обязательств по контракту;

      6) представленные Обществом фототаблицы выполняемых работ не являются надлежащим доказательством по делу, поскольку не опровергают факт невыполнения подрядчиком всех необходимых по контракту этапов работ в установленный срок (то есть по 01.09.2021);

            7) ООО «Б» не представлены в материалы дела какая-либо информация и документы, подтверждающие принятие ООО «Б» необходимых мер для надлежащего выполнения всего объема работ по контракту. ООО «Б» было ознакомлено с условиями документации о закупке, а следовательно, должно было учитывать не только предпринимательские риски которые могут возникнуть в связи с исполнением контракта, но также срок выполнения работ, объем работ, и оценить стоимость материалов которые потребуются для надлежащего исполнения условий контракта. Вместе с тем, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства подтверждающие, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

            Учитывая, что заказчиком соблюдена процедура одностороннего расторжения контракта, вместе с тем, ввиду существенного нарушения подрядчиком условий муниципального контракта Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для включения сведений в отношении ООО «Б» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

            В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

            1. Сведения, представленные заказчиком Департаментом городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска в отношении ООО «Б» (ИНН , адрес: ), учредителя и директора Общества: Д (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждения по объекту: «Мусульманское кладбище», мкр. 4 (реестровый номер закупки 0167300000821000042), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

            2. Датой включения сведений в отношении ООО «Б» (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны