Постановление №072/04/14.3-26/2020 реклама финансовых услуг от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 072/04/14.3-26/2020

о назначении административного наказания

за нарушение законодательства о рекламе

04.02.2020 г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-26/2020, возбужденного в отношении ОАО «Запсибгазпром» (адрес места нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.19, ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796, КПП 722401001, дата регистрации: 14.10.1993г.), по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя (защитника) ОАО «Запсибгазпром» - <…> (доверенность № 145 от 20.12.2019г.), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе № 072/05/28-50/2019 от 26.12.2019г. признана ненадлежащей реклама, размещенная на интернет-сайте по адресу: http://www.zsgp.ru, а именно: во вкладке «Квартиры. Порядок и формы расчетов. Ипотека, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 и частей 3 и 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

25.09.2019г. Тюменским УФАС России был выявлен факт распространения рекламы на Интернет-сайте ОАО «Запсибгазпром» по адресу: http://www.zsgp.ru, а именно: во вкладке «Квартиры. Порядок и формы расчетов. Ипотека» по адресу: http://www.zsgp.ru/kvartiry/poryadok-i-formy-raschetov/ipoteka/ размещена следующая информация: логотипы кредитных учреждений с указанием первоначального взноса, ставки на готовое жилье, стажа работы на последнем месте, общего стажа работы, возраста: «Сбербанк» ПВ 15%, ставка на готовое жилье 10,7% на весь срок кредитования, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий 1 год, возраст от 21 до 75 лет; «ВТБ 24» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 11,9%, стаж работы на последнем месте 4 месяца, стаж общий 1 год, возраст от 21 до 60 лет (ж) до 65 (м); «Абсолют банк» ПВ 15%, ставка на готовое жилье 10,25%, стаж работы на последнем месте 3 мес. (без учета испытательного срока), стаж общий 1 год, возраст от 21 до 65 лет; «Банк Москвы» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 11,75%, стаж работы на последнем месте 3 мес. (без учета испытательного срока), стаж общий 1 год, возраст от 21 до 55 лет (ж) до 60 (м); «Ханты-Мансийский банк» ПВ 30%, ставка на готовое жилье 11,95% при сумме кредита менее 3 000 000 рублей. При сумме более 3 000 000 ставка от 13,5%, стаж работы на последнем месте 6 мес. (без учета испытательного срока), стаж общий 6 месяцев, возраст от 18 до 65 лет; «Газпромбанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 11,75%, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий 6 месяцев, возраст от 20 до 55 лет (ж) до 60 (м); «ДельтаКредит» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 10,45%, стаж работы на последнем месте 1 месяц, стаж общий 1 год, возраст от 20 до 65 лет; «Сургутнефтегазбанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 11,8%, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий -, возраст от 21 до 70 лет; «Запсибкомбанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 11,4%, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий 6 месяцев, возраст до 65 лет; «СвязьБанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 12%, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий 6 месяцев, возраст от 21 до 65 лет; «СвязьБанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье 12%, стаж работы на последнем месте 6 месяцев, стаж общий 6 месяцев, возраст от 21 до 65 лет; «РоссельхозБанк» ПВ 20%, ставка на готовое жилье от 11,3%, стаж работы на последнем месте -, стаж общий -, возраст от 21 до 65 лет». Иные условия получения ипотечного кредитования на обозначенном сайте также отсутствуют.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – квартирам в микрорайоне «Ямальский-2» и ипотечным кредитам, предоставляемым банками, для формирования и поддержание интереса к ним, и продвижения их на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных покупателей к возможности приобретения квартир в кредит, следовательно, в рекламе предложены как квартиры, так и услуги кредитования.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой финансовой услуги – ипотечного кредита. Реклама финансовых услуг должна соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ней.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее – Закон о потребительском кредите (займе), полная стоимость потребительского кредита (займа), рассчитанная в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта. Площадь квадратной рамки должна составлять не менее чем пять процентов площади первой страницы договора потребительского кредита (займа).

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом полная стоимость кредита (займа) должна соответствовать требованиям статьи 6 Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Поскольку такое условие кредита как процентная ставка за пользование денежными средствами определяет стоимость кредита, а, следовательно, влияет на его полную стоимость, то данное условие является существенным и способным повлиять на выбор потребителя.

В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие оказания финансовой услуги (ипотечного кредита), а именно процентные ставки, первоначальный взнос и стаж работы, однако, иные условия, определяющие стоимость кредита для заемщика не указаны, следовательно, в данной рекламе нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондирует с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

В рассматриваемой рекламе указаны процентные ставки, первоначальный взнос и стаж работы, однако, иные условия, определяющие стоимость кредита для заемщика не указаны, следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения, а именно: все квартиры в микрорайоне «Ямальский – 2» реализованы еще в 2016 году, на момент размещения рекламы застройщик в г.Тюмени строительство не вел.

Кроме того, как следует из пояснений банков, данные условия кредитования являются неактуальными по состоянию на момент распространения рекламы, многие банки реорганизованы.

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной, следовательно, нарушает требования ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 3, 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания лицо.

Материалами дела №072/05/28-50/2019 установлено, что рекламодателем является ОАО «Запсибгазпром» (адрес места нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.19, ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796, КПП 722401001, дата регистрации: 14.10.1993г.), как лицо, определившее объект рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно ч.3, 7 ст.5, ч. 3 ст.28 Закона о рекламе.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072
04/14.3-26/2020 выступает – ОАО «Запсибгазпром» (адрес места нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.19, ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796, КПП 722401001, дата регистрации: 14.10.1993г.).

Вина ОАО «Запсибгазпром» состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ОАО «Запсибгазпром», распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела №072/05/28-50/2019 – с 25.09.2019г. по 24.12.2019г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-26/2020 в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ОАО «Запсибгазпром» административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Совершенное ОАО «Запсибгазпром» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающих специальными познаниями.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным, и для квалификации действий по названной норме не требуется обязательного наступления неблагоприятных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.

Административные правонарушения, совершаемые в сфере рекламы, посягают на нарушение установленных законодательством о рекламе требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится общественным интересам, а не конкретным физическим и юридическим лицам.

Общественный вред выражается в пренебрежении установленными законодательством нормами, обязательными для исполнения всеми без исключения лицами.

ОАО «Запсибгазпром» должно было знать требования законодательства о рекламе, а также меру ответственности за его нарушение.

Общество вменяемое правонарушение не признает, считает, что размещенная на сайте http://www.zsgp.ru информация не является рекламой, поскольку Общество является застройщиком и финансовые услуги не оказывает. Целью размещения информации на сайте являлось продвижение и продажа квартир в микрорайоне «Ямальский-2».

Вместе с тем, решением №072/05/28-50/2019 от 26.12.2019 установлено, что данная информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования – квартирам в микрорайоне «Ямальский-2» и ипотечным кредитам, предоставляемым банками, для формирования и поддержание интереса к ним, и продвижения их на рынке.

Также Общество просит в случае квалификации действий ОАО «Запсибгазпром» в качестве правонарушения признать данное правонарушение малозначительным.

Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Безразличное отношение лица к своим публично-правовым обязанностям, которые установлены действующим законодательством, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Следовательно, признать допущенное ОАО «Запсибгазпром» правонарушение в качестве малозначительного недопустимо.

На основании изложенного, принимая во внимание доказанность имеющимися материалами дела события и состава допущенного ОАО «Запсибгазпром» административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.10, 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к ОАО «Запсибгазпром» (адрес места нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д.19, ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796, КПП 722401001, дата регистрации: 14.10.1993г.) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

счет 40101810965770510005

банк получателя: отделение Тюмени г. Тюмень

БИК 047102001, ОКТМО 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 01141 01 0003 140

УИН: 16100500000000412114

Назначение платежа: «Нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ».

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны