Решение №072/06/44/168/2021 Описание объекта закупки сформировано заказчиком таким образ... от 14 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/168/2021 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

14 сентября 2021 года                                                                                                            г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей государственного заказчика: ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» (далее также – заказчик), Ф. по доверенности № 212 от 13.09.2021, П. по доверенности № 211 от 13.09.2021, Н. по доверенности № 210 от 13.09.2021,

с участием представителя уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), С. по доверенности № 12 от 24.02.2021,

с участием представителя ООО «Г» (далее также – заявитель, Общество), К. по доверенности № 95 от 13.09.2021,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Г» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: насоса инфузионного общего назначения, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (реестровый номер закупки 0167200003421004655),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) 08.09.2021 (время: 23:40) поступила жалоба ООО «Г» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: насоса инфузионного общего назначения, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Заказчик неправомерно установил характеристики приобретаемых насосов инфузионных общего назначения и не исполнил требования ГОСТ Р 57185-2016 «Насосы инфузионные. Технические требования для государственных закупок», при составлении описания объекта закупки, при этом, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке отсутствует. Заявитель полагает, что действия заказчика выразившиеся в использовании в описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся характеристик инфузионных насосов, не предусмотренных ГОСТ Р 57185-2016, в отсутствие надлежащего обоснования необходимости использования таких показателей, требований является нарушением законодательства о контрактной системе.

Второй довод. Описание объекта закупки сформировано заказчиком таким образом, что в рамках данной закупки только товар под товарным знаком SPACE® производителя компании Б. Браун Мельзунген АГ (B. Braun Melsungen AG, Германия), удовлетворяет заявленным требованиям в полном объеме. Иные производители товаров, соответствующих всей совокупности требований, установленных описанием объекта закупки, помимо производителя Б. Браун Мельзунген АГ на отечественном рынке отсутствуют. Вместе с тем, указанное описание объекта закупки не соответствует Закону о контрактной системе, поскольку не обеспечивается возможность поставки товара как минимум двух различных производителей, товар которых соответствует всем требованиям документации о закупке.

Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.№ 9315 от 14.09.2021) на жалобу заявителя, просит признать жалобу заявителя необоснованной. Указывает, что в КТРУ соответствующая позиция (насос инфузионный общего назначения, с питанием от сети) размещена под уникальным цифровым кодом 32.50.50.190-00001126. Описание о товаре отсутствует. Следовательно, заказчик составляет описание объекта закупки руководствуясь статьёй 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 3 ГОСТ Р 55719-2013 указанный ГОСТ введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.2013 №1396-ст. в соответствии с которым ГОСТ Р 55719-2013 утвержден для добровольного применения и, соответственно, не может рассматриваться, как нарушение норм Закона о контрактной системе. Довод о том, что медицинское изделие возможно производится единственным производителем, не может повлиять на результат торгов, поскольку иностранная компания  «Б. Браун Мельзунген АГ» в принципе не является участником закупки, а объект закупки – это  медицинское изделие, которое находится в свободном обращении на рынке РФ.  Требования документации не ограничивают число участников закупки, поскольку предметом закупки  является поставка, а не производство (изготовление) товара. Таким образом, заказчик вправе включить в описание объекта закупки требования, не регламентированные настоящим ГОСТ, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации.

Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.№ 9321 от 14.09.2021) на жалобу заявителя, просит признать жалобу заявителя необоснованной. Указывает, что характеристики, указанные в  техническом задании, не противоречат пункту 4.3.2 ГОСТ Р 55719-2013, согласно которым заказчик, руководствуясь принципом разумной детализации своих требований, должен предъявлять требования исходя из своих действительных потребностей. Требования к предмету заказа должны однозначно отвечать потребностям заказчика исходя из прямого предназначения ВМО. Вместе с тем, заявитель намеренно вводит комиссию  в заблуждение, указанные характеристики в техническом задании не противоречат ГОСТ Р 55719 к примеру: заявитель указывает, что характеристика «Режим открытой вены (режим «KVO»): регулировка и отключение» - наличие; - не предусмотрено ГОСТ Р 57185-2016 «регулировка и отключение». Показатель «регулировка и отключение» является уточняющим и не противоречит ни ГОСТу, ни статье 33 Закона о контрактной системы. Требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 4.5 ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические» фактически обязывают государственного заказчика самостоятельно определять параметры объекта закупки в соответствии с его потребностями. При этом государственный заказчик свободен в определении своих потребностей, действующее законодательство не обязывает его учитывать интересы всех поставщиков и производителей товаров.

 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: насоса инфузионного общего назначения, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 9 819 661,32 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2».

Информация об электронном аукционе была размещена 27.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421004655.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.tektorg.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Важно отметить, что описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определять потребности заказчика, чтобы представить надлежащее предложение (письмо Министерства финансов РФ от 25.02.2020 № 24-01-08/13358).

При этом, суть требований статьи 33 Закона о контрактной системе заключается в том, чтобы максимально точно описать требуемый заказчику товар (работу, услугу). Применительно к закупке медицинского оборудования данное требование заключается в том, чтобы отразить специфику работы оборудования, учета квалификации медицинского персонала и их практических навыков, который будет осуществлять работу на указанном оборудовании, возможности оказать своевременную и надлежащую медицинскую помощь – что как раз и указывает на определенную специфику использования того или иного медицинского оборудования, либо указать особые характеристики закупаемого медицинского оборудования, которые необходимы для приобретения наиболее качественного, с лучшими (более точными) техническими показателями оборудования.

Вместе с тем, описание объекта закупки разрабатывается заказчиком, именно заказчик определяет требования к закупаемому товару, Комиссия контрольного органа в сфере закупок не вправе обязывать заказчика формировать объект закупки определенным образом (исключать, дополнять, корректировать и прочее).

Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:

 

№ п/п

Описание объекта закупки

*указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели)

Наименование объекта закупки (товара)

Количество

Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные)  объекта закупки (товара),

единицы измерения

Показатели товара (значения показателей)

Минимальные и (или) максимальные показатели:

Показатели, которые не изменяются:

Показатели, указанные в диапазоне:

Иные показатели:

1

Насос инфузионный общего назначения, с питанием от сети

36 штук

Код позиции КТРУ 32.50.50.190-00001126

 

 

 

 

1. Технические характеристики

 

 

 

 

Тип CF, Класс защиты не ниже II

 

Наличие

 

 

Влагозащита не ниже IP22

 

Наличие

 

 

Размеры (Ш х В х Г) , мм

не более 214 х 68 х 124

 

 

 

Масса, кг

не более 1,4

 

 

 

Тип модуля - Перистальтический, стыковка модулей без внешних устройств

 

Наличие

 

 

Интерфейс Меню на русском языке

 

Наличие

 

 

Графический дисплей Высокое разрешение, регулировка подсветки и контраста

 

Наличие

 

 

Точность инфузии за 96 часов, %

Не более 5

 

 

 

Скорость инфузии, в диапазоне,  мл/ч

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 1200

 

 

 

 

Минимальный шаг установки скорости инфузии, мл/ч

не более 0,01

 

 

 

Объем инфузии, в диапазоне, мл

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 9999

 

 

 

 

Минимальный шаг установки объема инфузии, мл

не более 0,01

 

 

 

Длительность инфузии, в диапазоне, мин

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 5999

 

 

 

 

минимальный шаг длительности инфузии, мин

не более 1

 

 

 

Изменение скорости С/без остановки инфузии

 

Наличие

 

 

Варианты задания инфузии: Инфузия с учетом времени и объема; инфузия по дозе в г, мг, мкг, нг, ммоль,  мЭкв, ккал, в мин/ч/24ч, на вес и площадь поверхности тела

 

Наличие

 

 

Расчет дозы с указанием веса пациента: Ввод веса с точностью до грамма

 

Наличие

 

 

Скорость болюса, мл/ч

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 1200

 

 

 

 

Объем болюса, мл

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 50

 

 

 

 

Варианты болюсной инфузии:

 

 

 

 

- Болюс «по требованию»

 

Наличие

 

 

- Болюс с заданным объемом/временем/дозой

 

Наличие

 

 

- Ввод болюса в единицах/кг, единицах/площадь поверхности тела

 

Наличие

 

 

Режим открытой вены (режим «KVO»): Регулировка и отключение

 

Наличие

 

 

Режим «Пауза»: С таймером обратного отсчета

 

Наличие

 

 

Библиотека препаратов: сохранение до 1200 препаратов, до 10 концентраций для каждого препарата; группировка в 30 категорий, по 50 отделениям, по 16 профилям пациентов.

 

Наличие

 

 

Параметры препаратов, доступные в программе насоса: Название, концентрацияя, скорость по умолчанию, мин., макс.; дозировка по умолчанию, мин., макс.; параметры болюса по умолчанию, мин. и макс.

 

Наличие

 

 

Память: Последние 1000 событий в реальном времени

 

Наличие

 

 

Режим контролируемой пациентом анальгезии (режим «PCA»), подключение гарнитуры PCA

 

Наличие

 

 

Режим комбинированной инфузии (Piggyback): Программирование данных первичной и вторичной инфузии

 

Наличие

 

 

Режим инфузии по целевой концентрации (режим «TCI»):выбор препаратов и алгоритмов

 

Наличие

 

 

Встроенные фармакокинетические модели: Marsh; Sсhnider

 

Наличие

 

 

Введение препаратов по заданным профилям:

 

 

 

 

- Режим ускорения и замедления, фаз

не менее 3

 

 

 

- Программируемый режим, интервалов

не менее 12

 

 

 

-  Прерывистый режим, фаз

не менее 2

 

 

 

Возможность использования для энтерального питания: При использовании специальных систем для энтерального питания

 

Наличие

 

 

Возможность использования для переливания крови: При использовании специальных систем для трансфузии

 

Наличие

 

 

Защита параметров: Три уровня доступа к параметрам инфузии

 

Наличие

 

 

2. Система безопасности

 

 

 

 

Защита от свободного потока: Две системы контроля – встроенные в насос и в систему

 

Наличие

 

 

Автоматическая загрузка и выгрузка инфузионной линии

 

Наличие

 

 

Контроль давления: Два датчика – на входе и выходе

 

Наличие

 

 

Порог давления окклюзии, уровней

не менее 9

 

 

 

Диапазон порога давления окклюзии, ммHg

 

 

 

 

Максимальное значение не менее 900

 

 

 

 

Функция защиты от непреднамеренного болюса (функция «Антиболюс»)

 

Наличие

 

 

Система тревожной сигнализации: Оптическая и звуковая

 

Наличие

 

 

Индикаторы тревоги: Раздельная предупреждающая и тревожная сигнализация

 

Наличие

 

 

Сигналы системы тревожной сигнализации: Разряд аккумулятора, низкий заряд аккумулятора, окклюзия, попадание воздуха в инфузионную систему, отсутствие инфузионного раствора в системе, ошибка установки инфузионной системы, приближение окончания инфузии, окончание инфузии, сбой в работе

 

Наличие

 

 

3. Прочее

 

 

 

 

Электропитание 220 В / 50 Гц

 

 

 

 

Низковольтный источник 12В, постоянный ток

 

 

 

 

Тип аккумулятора, NiMH

 

 

 

 

Длительность работы от аккумулятора при скорости 100 мл/ч, ч

не менее 4

 

 

 

Зарядка аккумулятора, ч

не более 6

 

 

 

Комплектация прибора: Насос; аккумулятор; универсальный зажим для вертикальных и горизонтальных панелей; блок питания; инструкция на русском языке, упаковка

 

 

 

 

 

            По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

            В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

            Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

            - наименование товара, работы, услуги;

            - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

            - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

            Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

             Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В письме ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 отмечается, что если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 № 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара закупаемого заказчиком, в этой связи, заказчик осуществляет описание закупаемого товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Объект рассматриваемой закупки отнесен к позиции КТРУ 32.50.50.190-00001126 «Насос инфузионный общего назначения, с питанием от сети» по которому не сформировано описание характеристик оборудования, следовательно, заказчик вправе описать объект закупки таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение медицинского оборудования с теми клинически значимыми характеристиками, которые необходимы заказчику в рамках оказания медицинской помощи, с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе. В данном случае, заказчик вправе самостоятельно установить описание объекта закупки, без учета описания товара которое предусмотрено позицией КТРУ, поскольку описание характеристик закупаемого медицинского оборудования отсутствует в позиции КТРУ 32.50.50.190-00001126.

Довод заказчика о том, что ГОСТ Р 55719-2013 утвержден для добровольного применения, является несостоятельным, поскольку согласно разделу «введение» ГОСТ Р 55719-2013, а также ГОСТ Р 57185-2016 прямо предусмотрено, что настоящие стандарты устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок инфузионных насосов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что пунктом 1 ГОСТ Р 57185-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Насосы инфузионные. Технические требования для государственных закупок» предусмотрено, что настоящий стандарт является частным стандартом по отношению к ГОСТ Р 55719-2013.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 57185-2016 предусмотрено, что общие требования к подготовке технического задания и их оформлению при проведении государственных закупок определены в ГОСТ Р 55719-2013.

Пунктом 4.4 ГОСТ Р 57185-2016 предусмотрено, что заказчик вправе включить в ТЗ на закупку ВМО требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования ГОСТ Р 57185-2016 являются частными по отношению к ГОСТ Р 55719-2013 (который, как раз и определяет общие требования к подготовке технического задания и его оформлению при проведении государственных закупок).

Пунктом 6.1 раздела 6 ГОСТ Р 55719-2013 прямо предусмотрено, что пример оформления технического задания приведен в Приложении А. Техническое задание может быть представлено как в форме таблицы, так и в виде сплошного текста.

В Приложении А к ГОСТ Р 55719-2013 указаны соответствующие разделы которые должны содержаться в техническом задании, одними из таких разделов являются: «описание оборудования», «требования к размерам, весу, упаковке, отгрузке оборудования».

Поскольку ГОСТ Р 55719-2013 не регламентирует каким конкретно образом заказчику необходимо заполнить графу «предъявляемые требования» по разделу «описание оборудования», в этой связи заказчик осуществляет описание требуемого к поставке оборудования в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Требования к размеру, весу, упаковке также нашли свое отражение в техническом задании документации о закупке.

В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 55719-2013 техническое задание должно быть подробным, детальным и давать однозначное представление о потребности заказчика в высокотехнологическом медицинском оборудовании.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что описание закупаемого оборудования приведено заказчиком в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе, каких-либо нарушений заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании требуемого к поставке оборудования не допущено, поскольку техническое задание является подробным, детальным и позволяет однозначно понимать потребность заказчика в закупаемом оборудовании. Кроме того, техническое задание не содержит указания на конкретный товарный знак, знак обслуживания,  фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, место происхождения товара или имени производителя.

Довод подателя жалобы о том, что повышенные характеристики закупаемого медицинского оборудования: тип CF, класс защиты не ниже II; влагозащита не ниже IP22; размеры; масса; тип моделя – перистальтический; интерфейс меню; графический дисплей; изменения скорости без остановки инфузии; варианты задания инфузии; расчет дозы с указанием веса пациента; варианты болюсной инфузии; библиотека препаратов; параметры препаратов; память; встроенные фармакокинтеические модели; введение препаратов по заданным модулям; возможность использования для энтерального питания; возможность использования для переливания крови; защита параметров и прочее - не предусмотрены ГОСТ Р 57185-2016, а следовательно, заказчик должен был привести их дополнительное обоснование в техническом задании является несостоятельным, поскольку заказчик руководствуется общими требованиями ГОСТ Р 55719-2013 который, как было установлено выше, не регламентирует каким конкретно образом заказчику необходимо заполнить графу «предъявляемые требования» по разделу «описание оборудования».

Описание объекта закупки осуществлялось заказчиком с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание характеристик закупаемого медицинского оборудования отсутствует в примененной заказчиком позиции КТРУ 32.50.50.190-00001126.

Нельзя не согласиться с представителями заказчика и уполномоченного органа в том, что требования ГОСТ Р 57185-2016 являются частными по отношению к ГОСТ Р 55719-2013. В техническом задании заказчиком приведены характеристики поставляемого оборудования из частного ГОСТ Р 57185-2016, при этом, какой-либо обязанности заказчика ограничиваться только характеристиками указанными в ГОСТ Р 57185-2016 и никакими иными, указанный национальный стандарт, равно как и требования ГОСТ Р 55719-2013 не содержат, что опровергает довод подателя жалобы о том, что предъявляемые требования не соответствуют ГОСТ Р 55719-2013. Дополнительно стоит отметить, что пункт 4.4 ГОСТ Р 57185-2016 предусматривает право заказчика включить в техническое задание требования, не регламентированные настоящим стандартом.

Подателем жалобы не приложены в составе жалобы какие-либо доказательства (часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе), указывающие, что приведенные заявителем в жалобе характеристики требуемого к поставке оборудования имеют повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики, которые подлежат соответствующему обоснованию заказчиком.

Дополнительно стоит отметить, что требования ГОСТ Р 55719-2013, ГОСТ Р 57185-2016 не содержат определения, что считать повышенными потребительскими, техническими и функциональными характеристиками.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее

Податель жалобы указывает, что приведенное заказчиком описание объекта закупки не соответствует Закону о контрактной системе, поскольку не обеспечивается возможность поставки товара как минимум двух различных производителей, товар которых соответствует всем требованиям документации о закупке.

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Г» (ИНН ) основным видом деятельности заявителя является: «торговля оптовая фармацевтической продукцией» (код ОКВЭД 46.46).

Следовательно, заявитель не является производителем требуемого к поставке медицинского оборудования, а значит, имеет возможность приобрести требуемое заказчику медицинское оборудование у любого другого поставщика (дистрибьютора), либо обратиться непосредственно к иному производителю указанного медицинского оборудования с целью его приобретения. Требуемое к поставке медицинское оборудование не ограничено в обороте, а следовательно, приобрести данное оборудование имеет любой субъект хозяйственной деятельности. Требования законодательства о контрактной системе не запрещают поставщику в случае отсутствия у него необходимого медицинского оборудования, обратиться в те организации, где указанное медицинское оборудование имеется в наличии с целью осуществления его дальнейшей поставки в адрес заказчика.

            Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, поскольку именно заказчик несет всю полноту ответственности за качество описания объекта закупки, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемому оборудованию является правом и обязанностью именно заказчика.  

При этом, заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.

Податель жалобы указывает, что у закупаемого заказчиком оборудования отсутствует специфика его использования.

Представитель заказчика в опровержение указанного довода жалобы пояснил, что закупаемое оборудование обладает соответствующей спецификой, которая заключается в том, что указанное оборудование предназначено для оказания медицинской помощи пациентам, находящимся в тяжелом состоянии, указанное оборудование закупается для использования в отделении кардиологии, при этом, степень влагозащиты связана с обеспечением эффективности работы оборудования, габариты оборудования (масса, ширина, высота) обусловлены необходимостью компактного использования оборудования.

Представляется очевидным, что подателем жалобы также не представлено соответствующих доказательств (часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе) которые подтверждают отсутствие специфики закупаемого заказчиком медицинского оборудования.

Представленные ООО «Г» к заседанию Комиссии дополнительные доказательства (вх.№ 9333 от 14.09.2021, местное время: 15:32), а именно, аналитическая таблица инфузионных насосов Infusomat Space, Volumed VP7000 (Arcomed AG), BeneFusion VP5, ИНП-01 с принадлежностями (АО «НПЗ»), Agilia VP MC «Фрезениус Каби АГ» (Германия), AITECS 3017 «УАБ ВИЛТЕХМЕДА» (Литва), руководства по эксплуатации инфузионных насосов Infusomat Space, Aitecs 3017, Volumed VP7000, BeneFusion VP5, ИНП-01 с принадлежностями (АО «НПЗ»), ссылка на видеоматериалы в сети Интернет по установке насоса не указывают на то, что по условиям описания объекта закупки возможен к поставке товар единственного производителя компании B. Braun Melsungen AG (Германия).

Важно отметить, что представленная аналитическая таблица составлена подателем жалобы, а значит, имеет субъективный характер, поскольку представленная таблица не содержит анализа всех без исключения производителей инфузионных насосов имеющихся на товарном рынке, что не позволяет говорить об объективности информации, которая содержится в представленной аналитической таблице.

На вопрос Комиссии представителю заявителя о том, были ли указанные документы направлены в адрес заказчика и уполномоченного органа, представитель заявителя пояснила, что указанные документы также были направлены в адрес заказчика и уполномоченного органа по электронной почте для ознакомления.

Представители заказчика и уполномоченного органа в заседании Комиссии отрицали факт поступления каких-либо дополнительных документов в их адрес, дополнительные пояснения по существу представленных документов представить не смогли в силу объективных причин.

Нельзя обойти вниманием то, что в тексте поступившей жалобы заявитель вообще не ссылается на аналитическую таблицу, руководства по эксплуатации инфузионных насосов, ссылку на видеоматериалы в сети Интернет. Указанные доказательства поступили непосредственно перед заседанием Комиссии Тюменского УФАС России которое, проходило 14.09.2021. Согласно разделу 9 информационной карты документации о закупке, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в закупке являлось 09.09.2021, 10:00. То есть, указанная дата являлась предельной для обжалования положений документации о закупке. Учитывая, что заявитель в тексте жалобы вообще не ссылается на вышеперечисленные доказательства, и указанные доказательства поступили по истечении срока окончания подачи заявок на участие в закупке, следовательно, указанные доказательства не подлежат оценке Комиссией Тюменского УФАС России. При этом, заявителю ничто не мешало ссылаться на указанные доказательства в жалобе, при этом, в дальнейшем направить указанные документы в антимонопольный орган, если по каким-либо причинам податель жалобы не смог представить указанные документы до истечения регламентированных частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалования положений документации о закупке.

Довод подателя жалобы о том, что заказчиком в техническом задании указаны характеристики поставляемого товара, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 57185-2016, а также, указывают на возможность поставки единственного медицинского оборудования компании B. Braun Melsungen AG (Германия) является несостоятельным по двум причинам:

1) заказчик указал клинически значимые характеристики медицинского оборудования, обусловленные спецификой его использования в процессе оказания медицинской помощи, и являются значимыми;

2) обоснование необходимости использования иных показателей в данном случае не применимо, поскольку описание характеристик на закупаемые медицинское оборудование отсутствует в позиции КТРУ 32.50.50.190-00001126, что с учетом требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не обязывает заказчика дополнительно приводить в техническом задании (описании объекта закупки) обоснование необходимости использование дополнительных (иных) характеристик поставляемого медицинского оборудования, поскольку описание объекта закупки производится с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом, пункт 4.4 ГОСТ Р 57185-2016 предусматривает право заказчика включить в техническое задание требования, не регламентированные настоящим стандартом.

Данная позиция согласуется с легальным (нормативным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Тот факт, что ООО «Г» не может осуществить поставку оборудования которое бы соответствовало техническому заданию аукционной документации (потребности заказчика), само по себе не указывает на ограничение количества участников рассматриваемой закупки, поскольку любой потенциальный поставщик (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара) отвечающий требованиям документации о закупке имеет возможность выступить в качестве участника рассматриваемой закупки. Обратного в материалы дела не представлено.

            Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

            В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

            Закупаемое медицинское оборудование находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции. Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, аукционной документацией не ограничены.

           Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке медицинского оборудования.

Поставляемое медицинское оборудование предназначено для оказания медицинской помощи пациентам, перечисленные характеристики медицинского изделия обладают повышенной значимостью для заказчика, описание объекта закупки приведено в строгом соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, поскольку в техническом задании указаны особые характеристики медицинского оборудования, которые необходимы заказчику для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

            С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО «Г» необоснованной.

            Относительно довода подателя жалобы о нарушении заказчиком требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 № 25125).

            Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции не осуществлялось.

            В этой связи, податель жалобы не лишен права обратиться в антимонопольный орган с отдельным заявлением, оформленным в полном соответствии с требованиями статьи 44 Закона о защите конкуренции.

             На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Г» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: насоса инфузионного общего назначения, с питанием от сети, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (реестровый номер закупки 0167200003421004655) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны