Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                             тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–58/2023

 

25.04.2023                                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–58/2023 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель) на действия "...-..." (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (мясо птицы) (реестровый номер закупки: 32312208906), далее также – Закупка,

в присутствии представителей:

от Заявителя: "...-..." на основании приказа № 3 от 22.10.2021, "...-..." на основании доверенности № 3 от 20.04.2023,

от Заказчика: "...-..." по доверенности № б/н от 21.04.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 17.04.2023 поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (мясо птицы) (реестровый номер закупки: 32312208906).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По мнению заявителя заказчиком неправомерно было отказано в принятии независимой гарантии предоставленной обществом в качестве обеспечения исполнения договора предоставленной вместе с подписанным проектом договора. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что им были соблюдены все требования документации о закупке применительно к предоставлению документа об обеспечении своих обязательств, независимая гарантия была подписана электронной цифровой подписью сотрудника банка, выдавшего гарантию, что свидетельствует о ее действительности.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что Заказчиком независимая гарантия Заявителя была отклонена правомерно, поскольку электронный документ независимой гарантии приложенный к подписанному проекту договора являлся скан-копией документа, содержащим рукописную подпись и печать сотрудника Банка и соответственно, не являющимся документом, подписанным ЭЦП.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом Наблюдательного совета "...-..." от 27.01.2023 № 3 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 09.02.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как установлено материалами дела, 20.03.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32312208906), Заказчиком было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (мясо птицы) (далее – Извещение).

Дата подведения итогов: 27.03.2023

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 24.6 Положения определено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки и заказчика, в следующем порядке и сроки:

1) заказчик в течении 5 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола размещает на электронной площадке проект договора без своей подписи;

2) участник закупки в течении 10 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола подписывает договор, размещенный заказчиком на электронной площадке, размещает на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, а в случае использования в качестве обеспечения исполнения договора банковской (независимой) гарантии, предоставляет заказчику банковскую (независимую) гарантию в соответствии с пунктом 11.24 настоящего Положения (при установлении в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке требования о предоставлении обеспечения договора);

5) заказчик в течение 10 дней со дня подписания участником закупки договора на электронной площадке при условии исполнения участником закупки требований, установленных подпунктом 2 настоящего пункта, подписывает договор. С момента подписания договора заказчиком на электронной площадке договор считается заключенным.

В соответствии с п. 11.24 Положения, Банковская гарантия, независимая гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения договора, предоставляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, что также утверждено в п. 12.10 Извещения.

В случае выдачи банковской гарантии, независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе такая гарантия должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени гаранта, а все листы такой гарантии должны быть прошиты и пронумерованы.

В соответствии с итоговым протоколом рассмотрения заявок от 27.03.2023 № 32312208906-01, победителем Закупки был признан ООО "Геркулес".

01.04.2023 – Заказчиком на электронной торговой площадке на подписание Победителю закупки размещён Проект договора;

05.04.2023 – Заявителем на ЭТП размещён подписанный ЭЦП Проект договора с приложением электронного документа в формате PDF скана-образа Независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения договора, подписанного рукописной подписью и печатью сотрудника АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) (далее – Гарант), Росиной О.В.

06.04.2023 – крайний срок подписания Проекта договора с приложением обеспечения исполнения договора.

07.04.2023 – Заявителем от Заказчика был получен электронный документ, указывающий на необходимость предоставления оригинала независимой гарантии на бумажном носителе в адрес Заказчика.

13.04.2023 – Заказчиком опубликован Протокол о признании победителя Закупки уклонившимся от подписания Проекта договора.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что приложенный Заявителем к подписанному проекту договора электронный документ представлял собой скан-образ Независимой гарантии и не был подписан ЭЦП, соответственно не может являться оригиналом документа. При этом, представитель Заказчика пояснил, что под оригиналом Независимой гарантии в форме электронного документа следует понимать электронный документ, сформированный с использованием компьютерных программ и подписанный квалифицированной электронной подписью Гаранта. При этом файл PDF скан-образа электронного документа, содержащего рукописную подпись и подписанного ЭЦП не будет является оригиналом электронного документа, равнозначного бумажному носителю, а будет являться заверенной копией электронного документа.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что проверка электронного документа на наличие ЭЦП не осуществлялась.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" определено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Таким образом, Независимая гарантия, выданная на бумажном носителе, созданная посредством сканирования, является электронным документом, в связи с чем, такая гарантия должна быть подписана электронной цифровой подписью и является документом на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно п. 15.2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должен быть указан, в том числе, размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения.

Согласно пп. "б" п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления независимой гарантии или ее копии, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия.

Представитель Заказчика пояснил, что проверка электронного документа на наличие ЭЦП не осуществлялась.

Однако, Комиссией самостоятельно с помощью использования сервиса Контур Крипто была осуществлена проверка наличия подписи независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения договора, которая показал, что указанный документ подписан квалифицированной электронной цифровой подписью должностного лица АО «Альфа-Банк», начальника отдела Гусева А.А., который изначально подписал гарантию рукописным способом.

Кроме того, следует отметить что заказчик в рассматриваемом случае пренебрег нормами собственного Положения о закупках (п. 11.25 Положения), устанавливающих возможность направить запрос банку -гаранту о подтверждении факта, что данная независимая гарантия выдавалась.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что электронный документ в формате PDF скан-образа Независимой гарантии, подписанный ЭЦП Гаранта, представленный Заказчику Заявителем полностью отвечал требованиям Закона об электронной подписи, а также п. 11.24 Положения.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение принципов справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), а также нарушение п. 11.24 Положения о закупках (ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках), поскольку Заказчиком неправомерно не был принят электронный документ в формате PDF скан-образа Независимой гарантии, подписанного ЭЦП Гаранта и приложенный к подписанному Проекту договора, соответственно полагает признать жалобу Заявителя обоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес Заказчика обязательное для исполнения предписание:

1) Об отмене протокола признания победителя закупки, уклонившимся от заключения договора от 13.04.2023 №32312208906,

2) О повторном проведении процедуры заключения договора в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках и с учётом выводов, изложенных в настоящем решении.

Оператору электронной площадки ООО «РТС-ТЕНДЕР» надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания (мясо птицы) (реестровый номер закупки: 32312208906), обоснованной.

2. Признать заказчика – "...-..." нарушившим требования ч. 1, 2 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание.

4. Оператору электронной площадке ООО «РТС-ТЕНДЕР» надлежит обеспечить техническую возможность исполнения предписания по делу.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны