Решение №4-ВП/2024 Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком ... от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 4-ВП/2024 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

06 марта 2024 года                                                                                                              г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика в лице МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) по факту поступившей жалобы председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (далее – заявитель) в рамках проведения электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000002).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1289/24 от 22.02.2024) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 06.03.2024, 10 часов 00 минут.

Представитель МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» а также председатель Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У., будучи извещенными надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки, не подключились к заседанию Комиссии проходившему в дистанционном формате, явка представителей не обеспечена, внеплановая проверка проводится в отсутствие представителей.

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) поступила жалоба председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (письмо исх.№ 14 от 20.02.2024) (вх.№ 1986-ЭП/24 от 20.02.2024) в котором указывается на признаки нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий» при проведении электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000002).

На основании поступившей жалобы заявителя Тюменским УФАС России назначено проведение внеплановой проверки.

Копия обращения заявителя также направлена сопроводительным письмом Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1324/24 от 26.02.2024) в орган внутреннего муниципального финансового контроля в лице Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области для проведения камеральной проверки в части соблюдения заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, во исполнение распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 15.12.2020 № 957 которым утвержден ведомственный стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

Сопроводительным письмом ФАС России (исх.№ 28/14270/24 от 21.02.2024) (вх.№ 2078-ЭП/24 от 22.02.2024) направлено аналогичное по содержанию обращение председателя Думы Лайтамакского сельского поселения Тобольского муниципального района У. (письмо исх.№ 14 от 20.02.2024) которое также приобщено к материалам внеплановой проверки.

Оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.№ ИВ/1289/24 от 22.02.2024) представлен ответ, согласно которому, на участие в рассматриваемой закупке не было подано ни одной заявки, в связи с чем предоставление запрашиваемых документов и сведений невозможно.

Заявитель в поступившем обращении указывает, что заказчиком при подготовке описания объекта закупки намеренно указана недостоверная информация в части доставки ГСМ до с. Лайтамак, предполагающее перемещение ГСМ от г. Тобольска (переправа через р. Иртыш) до центра населенного пункта на расстояние 62 км. по зимнику, в то время, когда автодорога  от переправы через р. Иртыш до автодороги на д. Овсянникова (часть предлагаемого маршрута) имеет асфальтовое покрытие на расстоянии 39,6 км., что подтверждается техническим заданием по закупке с реестровым номером извещения 0167300028823000016 которое также было подготовлено специалистами учредителя МУП «Байкаловский комбинат коммунальных предприятий». Аналогично некорректно отражена информация по расстоянию Тобольск-Зольникова-Носкинская. Ни по одному из предлагаемых Яндекс.Картами маршрутов, указанная протяженность не подтверждается. Так же непонятно откуда взята информация о протяженности автозимника – 65 км. Подобная ситуация складывается по каждому из направлений доставки ГСМ, поскольку в описании объекта закупки указана абстрактная формулировка относительно доставки ГСМ по бездорожью, что не позволяет определить степень дорожного покрытия, не указаны расстояния «по бездорожью» от населенного пункта до дизельной электростанции. Указанная информация вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, что влечет удорожание, так как сумма доставки ГСМ по зимнику имеет существенное отличие от доставки ГСМ по асфальтовым дорогам, в подобных случаях рассчитывается стоимость по каждому участку дорог в зависимости от покрытия. Также у заявителя возникает вопрос относительно того каким образом предлагается доставить весь заявленный объем ГСМ к населенным пунктам Заболотья с конечным сроком поставки 15.04.2024, в то время, когда автозимник закрывается в последней декаде марта. Заявитель также обращает внимание, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заказчиком письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, в материалы дела представлены, указывает на отсутствие каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 технического задания предусмотрен объем поставляемой продукции:

Наименование сельского поселения, населенного пункта.

Дизельное топливо (тонн)

Расстояние (по данным Яндекс.Карты) от г. Тобольска (переправа через р. Иртыш) до центра населенного пункта, км.

Наличие и категория дорог

Ачирское сельское поселение

300

 

 

деревня Ачиры

135

120

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Ишменева

80

88

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Иземеть

85

100

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Лайтамакское сельское поселение

270

 

 

село Лайтамак

135

65

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Топкинская

45

73

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Вармахли

30

92

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Топкинбашева

30

110

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

деревня Янгутум

30

118

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Ушаровское сельское поселение

 

 

 

деревня Носкинская

30

130 (65 – по зимнику Тобольск – Зольникова – Носкинская)

Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье

Итого:

600

 

 

Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет контроль за стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (то есть, с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС в сфере закупок до заключения контракта) и исключительно за соблюдением требований Закона о контрактной системе, и не правомочна осуществлять контроль в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поскольку порядок рассмотрения подобного рода обращений и осуществление соответствующей проверки осуществляется в рамках иных правовых процедур которые регламентируются главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а не Законом о контрактной системе.

Согласно письму ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» № исх-9449 от 22.12.2023: «исходя из того, что зимняя автомобильная дорога (автозимник) является сезонной автомобильной дорогой (пункт 3.2 ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания (далее – ГОСТ Р 58948) и ледовый автозимник – зимней автомобильной дорогой (пункт 3.5 ГОСТ Р 58948), автозимники и ледовые автозимники относятся к линейным объектам. Согласно пункта 3.4 ГОСТ Р 58948 ледовая переправа – это искусственное дорожное сооружение. Дополнительно сообщаем, что СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги» согласно области его применения не распространяется на временные дороги и автозимники».

Расстояние доставки ГСМ не является с точки зрения требований статьи 33 Закона о контрактной системе функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Возможный факт имеющегося отличия в расстоянии доставки ГСМ по сравнению с ранее проводимой указанным заказчиком закупкой не свидетельствует о нарушении заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании описания объекта закупки, однако влияет на порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Как указано выше, копия обращения заявителя в указанной части была направлена для рассмотрения в орган внутреннего муниципального финансового контроля для решения вопроса о проведении соответствующей камеральной проверки.

Согласно ответа Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ исх.№ 09-360 от 29.02.2024 на ранее направленный запрос Тюменского УФАС России: «дизельное топливо можно классифицировать не только по Техническому Регламенту Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее – ТР ТС 013/2011), а также по ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО, Технические условия». Дизельное топливо, используемое на территории Российской Федерации должно полностью соответствовать экологическому классу 5 по ТР ТС 013/2011. ГОСТ Р 52368-2005 указывает сорт или класс дизельного топлива в зависимости от значений предельной температуры фильтруемости (для класса  и температуры помутнения) и вид топлива в зависимости от содержания серы. Также в зависимости от сорта, класса и вида топлива установлены коды ОКП (по ОК 005), приведенные в пункте 3 о кодах ОКП согласно ГОСТ Р 52368-2005. Согласно пункту 5.3 о климатических условиях и методах испытания ГОСТ Р 52368-2005, различие между классами 2 и 3 по следующим показателям: температура фильтруемости, температура помутнения, цетановое число, цетановый индекс. Вследствие чего, каждый класс дизельного топлива будет применяться в различных областях».

Комиссия Тюменского УФАС России принимая во внимание ответ Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ исх.№ 09-360 от 29.02.2024, отмечает, что поскольку каждый класс дизельного топлива применяется в различных областях, следовательно, область применения дизельного топлива с учетом имеющейся у заказчика потребности в приобретении требуемого товара определяется именно заказчиком, при этом, антимонопольные органы не вправе в соответствии со своими полномочиями определять за заказчика его потребность в приобретаемых товарах, работах, услугах, а равно осуществлять контроль в отношении планирования, нормирования, обоснования процедур закупок, поскольку контрольные полномочия контрольного органа в сфере закупок ограничены процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также соблюдением процедуры заключения контракта.

Следовательно, доводы жалобы заявителя являются полностью несостоятельными, поскольку заказчик указал в описании объекта закупки экологический класс дизельного топлива 5 который полностью соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 и должно обязательно использоваться на территории Российской Федерации. Согласно требований ГОСТ Р 52368-2005 имеется существенное различие между классами (сортами) дизельного топлива 2 и 3, что определяется исключительно потребностью самого заказчика, при этом, указанные классы (сорта) дизельного топлива не являются замещающими друг друга либо аналогичными по своим технологическим показателям.

Относительно довода заявителя о том, каким образом предлагается доставить весь заявленный объем ГСМ к населенным пунктам Заболотья с конечным сроком поставки 15.04.2024, в то время, когда автозимник закрывается в последней декаде марта, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).

При этом, важно учитывать, что Закон о контрактной системе не устанавливает императивных правил, регулирующих порядок определения срока действия контракта, срок исполнения и срок действия контракта определяются заказчиком самостоятельно.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2024 закупка с реестровым номером извещения 0567600001624000002 на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признана несостоявшейся, следовательно, какие-либо права потенциальных участников закупки не нарушаются.

Комиссия Тюменского УФАС России осуществила внеплановую проверку всей без исключения информации и документов размещенных в ЕИС в сфере закупок по рассматриваемой закупке, а также изучила все без исключения представленные в материалы дела документы, не ограничиваясь доводами изложенными в обращении заявителя. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России в ходе внеплановой проверки не установлены.

Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки какие-либо нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны