Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 3 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–104/2022

 

03.11.2022 года                                                                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

...-...   –

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

...-...             –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

 

...-...          –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–104/2022 по жалобе ООО «...-...» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – АО «...-...»  (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (строительству) закольцовки «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211711740), далее – Закупка, в присутствии:

Представителя Заявителя:

...-... (на основании доверенности № б/н от 01.11.2022г.),

Представителя Заказчика:

...-... (на основании доверенности № 554-22),

...-... (на основании доверенности № 50-22),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 28.10.2022 г. поступила жалоба (вх. № 8349-ЭП/22 от 28.10.2022 г.), ООО «...-...» на действия АО «...-...»  при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (строительству) закольцовки «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211711740).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

По существу, в жалобе Заявитель выражает своё несогласие с решением комиссии по закупкам Заказчика о вынесении протокола о признании закупки несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, за исключением  одной и о незаключении договора с единственным участником запроса предложений ООО «...-...» на основании п.10.7.6.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг Акционерным обществом «...-...» (далее – Положение о порядке проведения закупок АО «...-...», Положение).

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что комиссия по закупкам правомерно, в соответствии с требованиями Документации и Положения о порядке проведения закупок АО «...-...», Закона о закупках признала закупку несостоявшейся, что допускает возможность не заключать договор.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом подведения итогов заочного голосования Совета директоров от 27.09.2022 г. АО «...-...» утверждено Положения о порядке проведения закупок АО «...-...» (в редакции действующей на дату размещения извещения), которое 09.09.2020 (с изменениями от 06.08.2021) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Как установлено материалами дела, 23.09.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211711740), Заказчиком была размещена документация запроса предложений в электронной форме № 461/2022 (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.10.2022 13:23,

Начальная (максимальная) цена договора – 157 677 409,62 руб.

Согласно п. 1.2 Положения и по смыслу ч. 22 ст. 3.2 Закона о закупках, под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках  договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с п. 34 Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (ред. от 27.01.2022) "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. При этом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой:

а) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в закупке;

б) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения все заявки на участие в закупке отклонены;

в) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка;

г) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, за исключением одной заявки на участие в закупке;

д) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения от заключения договора уклонились все участники закупки.

Подпункт 5 пункта 1.5.1 Документации указывает, что в случае если при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений заявка только одного участника признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений, такой участник считается единственным участником запроса предложений. Заказчик может не заключать договор с единственным участником в соответствии с п.10.7.6.1 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 1.5.2.6. Документации оценка заявок, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме определяется 10 разделом Положения, а также регламентом оператора электронной площадки, на которой проводится такой запрос предложений.

В соответствии с п. 15.16.6 Положения, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 15.16 настоящего раздела, в случае установления заказчиком обязанности их представления.

Порядок рассмотрения, оценки заявок на участие в запросе предложений в электронный форме указан в пункте 10.7., где установлены причины отклонения заявки комиссией и признания закупки несостоявшейся.

В соответствии с п.10.7.6.1 Положения о закупках АО «...-...» Заказчик может принять решение не заключать договор с единственным участником запроса предложений в следующих случаях:

- если при проведении закупки не произошло снижения начальной (максимальной) цены договора либо такое снижение составило не более 15%.

- если заказчик принял решение о проведении закупки на иных условиях (изменение сроков поставки, условий оплаты и иных условий).

Пункт 10.7.8 указывает, что оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией по осуществлению закупок строго в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, указанного в документации о проведении запроса предложений (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок). По результатам рассмотрения и оценки сопоставления заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок) оформляется протокол в соответствии   с  п. 5.9.1 Положения. Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии по осуществлению закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения (п.10.7.9).

Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений №461/2022 от 26.10.2022 г. следует, что заявка ООО «...-...» (номер заявки 2) отклонена котировочной комиссией заказчика по следующему основанию: «отсутствие обеспечение заявки, банковская гарантия не соответствует требованиям документации», что не соответствует пп. 2 п.1.1.6 и пп.6 п.1.4.5.3 Извещения об осуществлении закупки, в то время как участник ООО «...-...» с порядковым номером «1», согласно данному протоколу, был признан победителем вышеуказанной закупки. Согласно п.12 протокола подведения итогов запроса предложений №461/2022 от 26.10.2022 г. закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, за исключением одной заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 10.7.6 Положения о закупке запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, и подавший её участник соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.

При этом, Заказчик пояснил, что поскольку на участие в закупке поступило две заявки, одна из них была отклонена по причине несоответствия Документации, а заявка второго участника (порядковый номер №1) была допущена. В связи с тем, что одна заявка была допущена, закупка признается несостоявшейся, в соответствии с Положением.

Представитель Заказчика уточнил, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность заключать договор с победителем в таком случае, указав на возможность признать закупку несостоявшейся, если при проведении закупки не произошло снижения начальной (максимальной) цены договора, либо такое снижение составило не более 15%.

Цена допущенного участника составила 138 756 120,47 рублей, что составило 12% снижения начальной (максимальной) цены договора, что позволило закупочной комиссии принять решение не заключать договор с участником (порядковый номер №1).

Таким образом, так как Положение о закупках регулирует закупочную деятельность заказчика, Заказчик принял решение не заключать договор с победителем и повторно провести закупку, о чем уведомил победителя несостоявшейся закупки (п.10.7.6.1 и п.10.9.1 Положения).

В материалы дела Заказчиком представлены две новые заявки на участие, подтверждающие проведение повторной закупки, в которых снижение начальной (максимальной) цены договора около 20%, что более экономически выгодно.

В заседании Комиссии Заявитель признал тот факт, что был ознакомлен с Положением о порядке проведения закупок АО «...-...» и Документацией запроса предложений в электронной форме № 461/2022, осознавая риски подал заявку на участие. Запросы на разъяснение проведения запроса предложений от ООО «...-...» не поступало. Комиссией Тюменского УФАС был задан вопрос представителю общества относительно того какие нормы законодательства, Положения о закупке заказчика, документации о закупке были нарушены заказчиком и его комиссией, представитель ответить затруднился, только пояснив, что учреждением были нарушены интересы Заявителя.

ООО «...-...» был уведомлен о проведении повторной закупочной процедуры на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (строительству) закольцовки «...-...» (исх.№И-С-2021-16981 от 31.10.2022 г.). Из материалов дела следует, что ООО «...-...» не участвовал в повторной закупочной процедуре.

В отношении довода жалобы Заявителя в части не согласия с положениями Документации Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России указывает, что согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «Тюменьтеплогазмонтаж» на действия АО «...-...»  при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (строительству) закольцовки «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211711740), удовлетворению не подлежит.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «...-...» действия АО «...-...»  при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции (строительству) закольцовки «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211711740)), необоснованной.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

...-... 

 

   

Члены Комиссии:

...-... 

 

        

 

...-...     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны