Решение №24-ВП/2023 Из жалобы заявителя следовало, что заказчиком закупаются сте... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 24-ВП/2023 о внеплановой проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

23 июня 2023 года                                                                                                                    г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (утв. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576) на основании поступившей информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе проведена внеплановая проверка действий ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим), Управления государственных закупок Тюменской области на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку мебели для офисов и предприятий торговли (шкаф картотечный, шкаф металлический универсальный, стеллаж) (реестровый номер закупки 0167200003423003731).

Внеплановая проверка проводится с участием представителей заинтересованных лиц:

от заказчика: ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) (далее также – заказчик), М. по доверенности № 93/2023 от 05.05.2022,

от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган), С. по доверенности № 7 от 27.02.2023,

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции True Conf.

Место проведения проверки: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, каб. 401.

Изучив материалы проверки, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «П» на действия заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) при проведении электронного аукциона на поставку мебели для офисов и предприятий торговли (шкаф картотечный, шкаф металлический универсальный, стеллаж) (реестровый номер закупки 0167200003423003731).

Из жалобы заявителя следовало, что заказчиком закупаются стеллажи офисные металлические (код ОКПД 2: 31.01.11.130), шкаф для одежды металлический (код ОКПД 2: 31.01.11.121), шкаф картотечный металлический (код ОКПД 2: 31.01.11.123), которые содержатся в перечне к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Вместе с тем, извещением об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

До принятия решения по жалобе в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру жалобы 202300169240000535 ООО «П» 22.06.2023 (время: 01:27 МСК+2) размещен отзыв жалобы.

Учитывая, что в поступившем обращении заявителя содержались сведения, указывающие на признаки нарушения  законодательства о контрактной системе Тюменское УФАС России  в соответствии с подп. «а», «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом «а» пункта 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 уведомило ООО «Прогресс-арена», ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим), Управление государственных закупок Тюменской области о проведении внеплановой проверки в отношении ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим), Управления государственных закупок Тюменской области при проведении указанной закупки.

Заказчиком и уполномоченным органом представлены в материалы дела письменные возражения, обосновывающие позицию по делу, которые приобщены к материалам дела. Заказчик и уполномоченный орган ранее направленные возражения поддерживают, полагают, что в действиях заказчика отсутствует нарушения законодательства о контрактной системе.

Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на поставку мебели для офисов и предприятий торговли (шкаф картотечный, шкаф металлический универсальный, стеллаж), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 153 515,91 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим).

Информация об электронном аукционе была размещена 07.06.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423003731.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://etp.zakazrf.ru

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона.

Во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.

Подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусмотрено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в том числе, в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).

Согласно письму Министерства промышленности и торговли РФ от 24.07.2020 № ПГ-12-9638 «О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616» под совокупностью товаров применительно к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2). При этом следует иметь в виду, что если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и относящиеся к разным ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности.

Пунктом 8.4 приказа Федеральной службы по аккредитации от 25.01.2019 № 11 «Об утверждении Методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)» предусмотрено, что код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX - класс

XX.X - подкласс

XX.XX - группа

XX.XX.X - подгруппа

XX.XX.XX - вид

XX.XX.XX.XX - категория

XX.XX.XX.XXX - подкатегория

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что определяющим фактором для применения положения подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 является количественная характеристика закупаемого товара:

- единицы товара - если происходит закупка одной штуки товара,

- либо совокупности товаров - если происходит закупка двух и более штук товара.

Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о запрете на допуск товаров, работ, услуг происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок, в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Согласно содержанию извещения об осуществлении закупки, описания объекта закупки, следует, что заказчиком закупаются следующие товары:

№ п/п

Код ОКПД 2

Объект закупки

Единица измерения

Количество

Наименьшая цена

НМЦ

1

31.01.11.123

Шкаф картотечный металлический

шт.

12

18 128,88

217 546, 56

2

31.01.11.123

Шкаф картотечный металлический

шт.

5

25 984,86

129 924,30

3

31.01.11.121

Шкаф хозяйственный металлический

шт.

18

8 638,08

155 485,44

4

31.01.11.121

Шкаф для одежды металлический

шт.

84

5 526,55

464 230,20

5

31.01.11.130

Стеллаж офисный

шт.

13

2 631,13

34 204,69

6

31.01.11.130

Стеллаж офисный

шт.

29

5 245,68

152 124,72

Перечень к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 состоит из 147 позиций, для каждой из позиций предусмотрен строго определенный код(ы) ОКПД 2 входящие в каждую из позиций в отдельности.

В ходе изучения указанных 147 позиций Перечня к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 возможно установить, что в составе указанных позиций предусматриваются как подклассы, группы, подгруппы, так и виды, подкатегории кода ОКПД 2, на которые распространятся запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств при осуществлении закупок.

Учитывая, что ОКПД 2 использует иерархический метод классификации, а Перечень к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 по каждой из 147 позиций предусматривает строго определенный код ОКПД 2 как правило состоящий от 3 – 9 цифровых знаков, следовательно, если в позиции Перечня указана например, подгруппа ОКПД 2, то она уже предусматривает включение в свой состав вида, категории, подкатегории кода ОКПД 2 – которые по сути детализируют более крупную группировку кода ОКПД 2 с учетом иерархии и на которые распространяются требования национального режима.

Пункт 135 Перечня к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 предусматривает только подгруппу кода ОКПД 2: 31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли».

Поскольку какие-либо иные коды ОКПД 2 в пункте 135 Перечня отсутствуют, следовательно, указанная подгруппа кода ОКПД 2: 31.01.1 охватывает собой все без исключения виды, категории, подкатегории кода. При этом, указанные заказчиком в извещении об осуществлении закупки подкатегории: 31.01.11.121, 31.01.11.123, 31.01.11.130, являются составляющими общей группировки «Мебель для офисов и предприятий торговли» входящими в более общую подгруппу кода ОКПД 2: 31.01.1.

Как следует из материалов проверки, цена одной единицы закупаемого заказчиком товара  не превышает 300 000 рублей. При этом, стоимость совокупности закупаемых заказчиком товаров по каждому из примененных к описанию объекта закупки подкатегорий: 31.01.11.121, 31.01.11.123, 31.01.11.130 входящих в подгруппу кода 31.01.1 превышает один миллион рублей (НМЦК составила 1 153 515,91 рублей) что указывает на обязанность заказчика по установлению в извещении об осуществлении закупки запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Иное толкование требований приказа Федеральной службы по аккредитации от 25.01.2019 № 11, а также Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 нивелирует необходимость классификации всех видов продукции на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, категории, подкатегории кода продукции в целях защиты национального режима как таковой, позволяя заказчику произвольно толкуя и понимая требования вышеуказанных нормативных актов устанавливать различные подкатегории входящие в одну подгруппу кода ОКПД 2, и выдавать это как различные коды ОКПД 2, что входит в объективное противоречие с вышеуказанными нормативными актами предусматривающими иерархический метод классификации товаров, и не соответствует действительности ввиду того, что подкатегории по сути составляют определенную продукцию, включенную в подгруппу, предусматривающую более общую классификацию продукции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Тюменской области от 10.12.2013 № 550-п (с последующими изменениями) утверждено положение об Управлении государственных закупок Тюменской области в соответствии с пунктом 1.1 которого, Управление государственных закупок Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Тюменской области, осуществляющих закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением способа закупки у единственного поставщика.

В свою очередь, взаимодействие государственных заказчиков Тюменской области и уполномоченного органа регламентируется Порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Тюменской области (утв. Распоряжением Правительства Тюменской области № 2518-рп от 27.12.2013), в редакции действующей на момент рассматриваемых событий (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.9. Порядка в функции заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) входит утверждение решения об осуществлении закупки, в том числе, в части соблюдения условий применения национального режима в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе, касающихся запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничений допуска отдельных видов товаров для целей осуществления закупок для обеспечения нужд Тюменской области, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров.

Следовательно, именно в обязанности заказчика входит соблюдение условий применения национального режима в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика в лице ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) при осуществлении электронного аукциона на поставку мебели для офисов и предприятий торговли (шкаф картотечный, шкаф металлический универсальный, стеллаж) (реестровый номер закупки 0167200003423003731) нарушения положений подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России, учитывая, что по результатам рассматриваемого электронного аукциона победителем признан участник закупки заявка которого содержала предложение о поставке товара страной происхождения которого является Российская Федерация, полагает возможным в адрес субъекта контроля предписание об устранении нарушения не выдавать.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктами 33, 34, 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку мебели для офисов и предприятий торговли (шкаф картотечный, шкаф металлический универсальный, стеллаж) (реестровый номер закупки 0167200003423003731) в действиях заказчика в лице ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) установлено нарушение требований части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

2. Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

Настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны