Решение №072/07/18.1-133/2022 Согласно жалобе по пункту 1 Спецификации к поставке требуетс... от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 072/07/18.1–133/2022

26 декабря 2022  года                                                                                                                                    г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены комиссии:

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–133/2022 по жалобе ООО «Беркон» (далее – Заявитель) на действия ГАУЗ ТО «МКДЦ» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АЭФ 20/23 на поставку дезинфицирующих средств для эндоскопического отделения (реестровый номер закупки: 32211924917) (далее также – Закупка)

с участием представителя заявителя:  Б. по решению,

заказчика:  М. по доверенности, С. по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АЭФ 20/23 на поставку дезинфицирующих средств для эндоскопического отделения, реестровый номер извещения: 32211924917.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Согласно жалобе по пункту 1 Спецификации к поставке требуется дезинфицирующее средство Актосед ОПА или эквивалент. Заказчиком прописано дезинфицирующее средство Актосед ОПА (ACTOSED OPA), произведено компанией ACTO GmbH, Германия. Эквивалентами данного средства являются САЙДЕКС ОПА» (CIDEX OPA), производство Johnson & Johnson, США, действующие вещества идентичны, но САЙДЕКС ОПА не выпускается в канистрах 5 л, выпуск только в канистре 3,78л.Так же, эквивалентом Актосед ОПА, является средство дезинфицирующее ОПАСТЕР АНИОС (OPASTER ANIOS), производство Laboratoires ANIOS, Франция, действующие вещества идентичны, но данное средство не проходит по режимам: Срок годности рабочего раствора-14 суток.

По пункту 2 Спецификации к поставке требуется дезинфицирующее средство Актоклин Перфект или эквивалент. Заказчиком прописано дезинфицирующее средство Актоклин Перфект (ACTOCLEAN PERFECT), произведено компанией ACTO GmbH, Германия. Эквивалентами данного средства являются САЙДЕЗИМ ЭКСТРА (CIDEZYME XTRA) производство Johnson & Johnson, США, действующие вещества идентичны, но САЙДЕЗИМ ЭКСТРА не выпускается в канистрах 5л, выпуск только в канистре 3,8л. Так же, эквивалентом Актоклин Перфект, является средство дезинфицирующее АНИОЗИМ Синержи 5 (ANIOSYME SYNERGY 5), производство Laboratoires ANIOS, Франция, действующие вещества идентичны, но данное средство не проходит по режимам: Срок годности рабочих растворов-24 часа. Согласно Характеристики товара: Средство рекомендовано производителями эндоскопов. Подтверждающий документ прилагается к заявке. Средство рекомендовано для использования в МДМ различных марок (подтверждено действующей инструкцией по применению средства или иным действующим документом). Подтверждающий документ прилагается к заявке. Заказчиком не прописаны марки эндоскопов, что может поставить в тупик потенциальных участников данной закупки. Потому что, каждое дезинфицирующее средство, чаще выпускается под конкретного производителя дезинфицирующих средств. В данном случае, потенциальным участникам данной закупки нужно каким-то образом подобрать эквивалент, прописанных дезинфицирующих средств заказчиком, соответственно неправильно подобранный эквивалент приведёт к отклонению заявки потенциального поставщика.

В связи с чем податель жалобы просит указать наименования производителя товара, отвечающего требованиям аукционной документации, марку эндоскопов, для дезинфекции и стерилизации которых закупается дезинфицирующее средство.

Представители заказчика с доводами заявителя не согласились,  считают жалобу необоснованной, указывают, что дезинфицирующее средство закупается для дезинфекции, стерилизации и дезинфекции высокого уровня эндоскопов ручным и машинным способом обработки. В «Спецификации» заданы параметры качества, эффективности и безопасности дезинфицирующих средств, необходимых для выполнения дезинфектологических задач Заказчика, при этом заданные параметры позволяют не испортить (не вывести из строя) дорогостоящие эндоскопы и продлить срок их эксплуатации, обеспечивают максимально возможную безопасность для медицинского персонала, время обработки в соответствии с пропускной способностью медицинского учреждения.

При формировании технического задания, Заказчиком изучался рынок дезинфицирующих средств, Заказчик выбрал средства трех производителей, а именно «Джонсон и Джонсон» (США-Великобритания-Швейцария, «Лаборатории АНИОС», Франция, «АКТО ГмбХ», (Германия). На основании сформированной «Срецификации» были направлены запросы в коммерческие организации, обладающие опытом поставок соответствующих товаров. Коммерческие организации в свою очередь представили коммерческие предложения, полностью удовлетворяющие функциональные потребности Заказчика. Совокупности функциональных, качественных характеристик и экономической выгоды Заказчика полностью отвечают средства АКТОСЕД ОПА и АКТОКЛИН ПЕРФЕКТ, производителя «АКТО ГмбХ», Германия (далее – Товар). Мониторинг рынка, предоставленные коммерческие предложения и прочие официальные источники информации подтверждают, что Товар находится в широкой продаже на рынке дезинфицирующих средств.  Соответствующий требуемым характеристикам Товар находится на рынке в свободной продаже как минимум у 5 поставщиков дезинфицирующих средств.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы и сведения, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках, Закон), настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями (государственными и муниципальными).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п. 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании  в документации о конкуренткой закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 4  Закона 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенных правовых норм, распоряжением Управления государственных закупок Тюменской области от 12.12.2018 № 003-р утверждено Положение о закупках ГАУЗ ТО «МКДЦ» (далее – Положение), которое размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 06.12.2022 г. в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211924917), Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АЭФ 20/23 Поставка дезинфицирующих средств для эндоскопического отделения.

Начальная (максимальная) цена договора составила 6 281 430,00 рублей.

Согласно Приложению № 1 к аукционной документации к поставке требуются:

По пункту 1 Спецификации - Дезинфицирующее средство Актосед ОПА или эквивалент. Характеристики товара:  Средство представляет собой готовый к применению раствор, не требующий активации. Средство в качестве действующего вещества содержит ортофталевый альдегид в концентрации не более 0,55%, ингибитор коррозии.  Средство не содержит в качестве действующих веществ ЧАС, спирты, кислоты, гуанидины, амины, фенол, хлорсодержащие и перекисные соединения, глиоксаль, ферменты; средство не содержит порошкообразных компонентов. рН средства 7,5±0,5 Средство  обладает активностью: бактерицидной  в отношении грамотрицательных и  грамположительных бактерий, включая возбудителей туберкулеза (средство тестировано на Мусobacterium terrae, S.aureus и S.aureusMRSA), вирулицидной (включая аденовирусы, норовирусы, полиовирусы, вирусы гриппа, парагриппа и др. возбудители острых респираторных инфекций, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусов гепатит В, вирусов гепатита С, герпеса, атипичной пневмонии, ВИЧ-инфекции), фунгицидной (грибов рода Кандида, Трихофитон, плесневые) и спороцидной. Антимикробная активность средства  и наличие ингибитора коррозии в составе подтверждены действующей инструкцией по применению средства в соответствии с заявленным требованием (подтверждающая инструкция прилагается к заявке). Средство рекомендовано производителями эндоскопов. Подтверждающий документ прилагается к заявке. Средство рекомендовано для использования в МДМ различных марок (подтверждено действующей инструкцией по применению средства или иным действующим документом). Подтверждающий документ прилагается к заявке. Средство предназначено для: - дезинфекции изделий медицинского назначения из различных материалов; -дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов ручным и механизированным способом, в т.ч. в автоматических репроцессорах (МДМ); -стерилизации изделий медицинского назначения из различных материалов, включая гибкие и жесткие эндоскопы и инструменты к ним. По параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 средство относится не менее чем к 4 классу мало опасных веществ при введении в желудок и при нанесении на кожу, не менее чем к 6 классу относительно безвредных веществ при введении в брюшную полость (по классификации К.К.Сидорова) Средство обладает утвержденными режимами обработки при температуре 18-22 ˚С: - Дезинфекция ИМН – время обработки не более 5 минут. - ДВУ эндоскопов – время обработки не более 5 минут. -Стерилизация ИМН – время обработки не более 60 минут. Срок годности рабочего раствора – не менее 15 суток. Срок годности с момента вскрытия канистры –не менее 75 дней. Фасовка: Канистра не менее 5л.

По пункту 2 Спецификации - Дезинфицирующее средство Актоклин Перфект или эквивалент. Характеристики товара: Средство в виде жидкого концентрата. В качестве действующих веществ содержит ЧАС, комплекс ферментов бактериальная протеаза (субтилизин), липаза, амилаза, целлюлаза, неионогенные ПАВ, ингибитор коррозии.  В виду возможного разрушающего действия протеазы на амилазу и липазу в рабочем растворе энзимного препарата (каннибализм между ферментами), инструкция по применению средства содержит описание тестов определения ферментативной активности амилазы, протеазы, липазы, подтверждающих их активность в рабочем растворе средства и подтверждает наличие ингибитора коррозии в составе.  Подтверждающая инструкция в обязательном порядке прилагается к заявке. Средство не содержит производные амина, гуанидина, перекисные соединения, альдегиды. Средство имеет хорошие моющие свойства при малом пенообразовании. рН средства – 7,0-9,0. Средство обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудители туберкулеза), вирусов (включая вирусы гепатитов, ВИЧ, вирусы гриппа, в т.ч. штаммов АН1N1 и H5N1, полиомиелита), грибов рода Кандида и Дерматофитон. Средство обладает хорошими моющими свойствами при концентрации растворов от 0,1% (по препарату) и малым пенообразованием, хорошо растворимо в воде, сохраняет очищающие свойства в воде любой жесткости и обеспечивает высокую степень очистки медицинских изделий от белковых, жировых и других загрязнений. Комплекс ферментов способствует гидролизу белков, жиров, углеводов, целлюлозы до аминокислот, глицерола и глюкозы, хорошо растворимых в воде, что позволяет легко удалять органические загрязнения, включая биопленку. Средство не обладает коррозирующим действием на изделия из нержавеющей стали, алюминия, латуни, титана, олова; не повреждает изделия из стекла, тефлона, полимерных материалов, в том числе резин. Средство рекомендовано производителями эндоскопов. Подтверждающий документ прилагается к заявке. По параметрам острой токсичности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 средство относится не менее чем к 4 классу малоопасных веществ при введении в желудок и нанесении на кожу, не менее чем к 5 классу практически неопасных веществ при введении в брюшину (по классификации К.К.Сидорова). Средство предназначено для: - предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения, включая жесткие и гибкие эндоскопы и инструменты к ним; - окончательной очистки (перед ДВУ) эндоскопов ручным имеханизированным способом, в т.ч. в автоматических репроцессорах (МДМ). -дезинфекции и предстерилизационной очистки, в том числе совмещенных в одном процессе инструментов к эндоскопам. Средство обладает режимом окончательной очистки эндоскопов в автоматических репроцессорах (МДМ): выход из 1 литра концентрата рабочего раствора средства –не менее 250л, время обработки –не более 2 минут. Срок годности рабочего раствора –не менее 15 суток. Фасовка: Канистра не менее 5 л.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

В свою очередь Закон о закупках не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.

Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям  необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).

Комиссия отмечает, что жалоба  основана только на предположениях заявителя относительно наличия/отсутствия на товарном рынке иных производителей закупаемого заказчиком товара.

Заказчик пояснил, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 15.12.2022 на участие в аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что в свою очередь свидетельствует о наличии товара, соответствующего требованиям документации и готовности участников закупки поставить закупаемый заказчиком товар. При этом у заказчика отсутствует обязанность сообщать наименование производителя товара, отвечающего требованиям аукционной документации, марку эндоскопов, для дезинфекции и стерилизации которых закупается дезинфицирующее средство.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки,  сформировано на основании потребности заказчика в соответствующем товаре, установленные характеристики к закупаемому товару являются значимыми (существенными) для него, обратного заявителем не доказано.

При этом, заявителем не представлены доказательства свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в закупке ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано и то, что установленные заказчиком требования привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с  характеристиками, установленными заказчиком.

С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что аукционная документация на поставку дезинфицирующих средств для эндоскопического отделения не противоречит требованиям законодательства о закупках, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Беркон» на действия на действия ГАУЗ ТО «МКДЦ при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства АЭФ 20/23 на поставку дезинфицирующих средств для эндоскопического отделения (реестровый номер закупки: 32211924917) необоснованной.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны