Решение №47-ВП/2022 ООО «У» в поступившем обращении указывает, что в извещении о... от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 47-ВП/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

25 августа 2022 года                                                                                                                     г. Тюмень

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000063).

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576.

Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции «True Conf».

Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная  д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.

Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.№ ДП/3465/22 от 23.08.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 25.08.2022, 16 часов 00 минут.

Внеплановая проверка проводится с участием представителя заказчика: ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее также – заказчик), Т. по доверенности № 49 от 11.04.2022,

Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом «д» пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) 22.08.2022 (вх.№ 5885/22) по подведомственности из Прокуратуры Тюменской области (исх.№ 7-1608-2022/Он4233-22 от 15.08.2022) поступило обращение ООО «У» в котором указывается на признаки нарушения заказчиком в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ законодательства о контрактной системе.

ООО «У» в поступившем обращении указывает, что в извещении об осуществлении закупки установлены незаконные требование, ограничивающие право ООО «У» на участие в закупке и справедливую оценку по нестоимостному критерию, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.

Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что оценка заявок – это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Вместе с тем, критерии оценки - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).

ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ являясь заказчиком, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый номер контракта 0267200000222000063), с начальной (максимальной) ценой контракта 20 000 000,00 рублей. Оператор электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

По результатам указанной закупки 18.07.2022 заключен государственный контракт с Тюменским филиалом АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (реестровый номер контракта 1720202942122000094).

В составе извещения об осуществлении закупки размещен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, согласно которому, в разделе III установлено следующее:

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применении критерия оценки, показателя оценки,

показателя оценки, детализирующего показатель оценки

1

Квалификация участников закупки:

1.2. Наличие у участников закупки финансовых ресурсов.

1.2.1 Стоимость чистых активов

1.2.2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

1.2.3 Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора

К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом.

Участник закупки представляет документы в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке

Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки, каждому из которых устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

б) квалификация участника закупки – 40%.

При оценке по критерию квалификации участников закупки применяются показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость показателя оценки, выраженная в процентах, а также детализирующие показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость детализирующего показателя оценки, выраженная в процентах:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов – 100%:

- стоимость чистых активов -50%;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – 30%;

- коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора – 20%.

Статьями 9-11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что протезирование является одним из основных направлений реабилитации инвалидов, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, за счет средств федерального бюджета.

Государственную услугу по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями предоставляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы на основании Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (утв. приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 года № 256).

Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.

Доводы заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу. При таких данных, иное видение заявителем методики оценки не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе. Заявитель не указывает в жалобе, в чем заключается несоответствие оспариваемых критериев и порядка оценки требованиям законодательства о контрактной системе, не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.

В свою очередь требование заказчика о подтверждении в качестве нестоимостного критерия оценки о наличии у участников закупки финансовых ресурсов и представлении в составе заявки бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом обусловлено необходимостью обеспечения реального исполнения участником закупки принятых на себя обязательств по контракту и само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения количества участников закупки, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть положено в обоснование того, что такое требование заведомо определено с целью ограничения количества участников закупки.

Исполнение заказчиком требований части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе по определению победителя конкурса профессионального, квалифицированного и опытного участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе. Отсутствие у заявителя опыта работы в выполнении работ по изготовлению протезов предплечья с микропроцессорным управлением не ограничивает его право на участие в конкурсе.

Указанный вывод подтверждается протоколом подведения итогов № 10 от 20.05.2022 согласно которому, на участие в закупке подано три заявки, что указывает на наличие конкуренции в ходе проведения торгов.

Установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки нестоимостной критерий оценки не препятствует участию подателя жалобы в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки.

Ссылка ООО «У» на различную судебную и административную (ведомственную) практику, подтверждающую доводы заявителя, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельной, поскольку судебная и административная практика не является источником права в Российской Федерации, так как не создает новые правила поведения, содержит казуальное толкования, указанные правоприменительные акты приняты врамках рассмотрения иных процедур закупок, с участием иных лиц. При этом, судебная и административная практика не содержит общеобязательные предписания постоянного или временного характера.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подпунктом «е» пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия,

РЕШИЛА:

По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый номер закупки 0267200000222000063) в действиях заказчика, в лице ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не установлено нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.

Председатель Комиссии                                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны