Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу: № 072/07/18.1–3/2024

 

01.02.2024                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

Члены комиссии:

"...-..."

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

"...-..."

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–3/2024 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель, "...-...") на действия "...-..." (далее – "...-...", Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070), далее также – Закупка,

с участие представителей:

От Заявителя: "...-..." по доверенности от 11.01.2024 № б/н,

От Заказчика: "...-..." по доверенности от 10.11.2023 № 87, "...-..." по доверенности от 29.01.2024 № 19,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель выражает своё несогласие с характеристиками закупаемого товара, установленным в Приложении № 7 к документации (Техническое задание), в частности:

1. Заказчиком в п. 7, 8 Технического задания необоснованно установлены требования о наличии у закупаемых товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» дугообразных ручек;

2. Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания неправомерно установлены требования о конкретных габаритах закупаемых товаров «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», совместимости с тележкой для размещения контейнеров, поскольку по мнению Заявителя товар, указанный Заказчиком в п. 14-16 Технического задания соответствует товару единственного производителя, а именно АО «Кронт-М», что нарушает принципы равноправия и справедливости, препятствует потенциальным участникам подать заявку на участие в закупке.

Вместе с тем, Заявитель отметил, что в п. 14, 15 Технического задания Заказчиком установлены требования «Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки» которое ссылается на товар «Полотенце», а не «Тележка».

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом совета директоров "...-..." от 19.05.2023 № 2 утверждено Положение о закупке товаров, работ услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 28.11.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 18 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как установлено материалами дела, 16.01.2024 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32413181070), Заказчиком размещена Документация на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (далее – Документация).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В Техническом задании (Приложение № 7 к Документации), Заказчиком установлено требования к закупаемому товару, в частности:

№ п/п

Наименование

Торговое название, форма выпуска

1

Полотенце

Бумажное для диспенсера, листовое, двухслойное Z-сложение, размер упаковки Ширина не менее 248мм и не более 260мм х Длина не менее 230мм и не более 240 мм. В упаковке 250 листов. Ед. изм. – уп.

7

Емкость-контейнер для сбора острого инструментария 1,0 л.

Назначение: бесконтактный сбор острого инструментария в местах первичного образования.

Характеристика: емкость 1,0 л. (высота 13,8 см., ø крышки 13,6 см., ø дна 9,6 см.) с дугообразной ручкой и маркировочной наклейкой. Цвет желтый. Обязательное наличие основной крышки, закрывающейся герметично. Крышка должна иметь насадку красного цвета с отверстиями позволяющие бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера.

Свойства: изделие должно обеспечивать герметичность, быть непрокалываемым и непромокаемым. В случае падения, не должно возникать протечек, и иных повреждений механизмов изделия. Конструкция крышки должна исключать возможность повторного использования и ломаться. Конструкция донышка изделия должна обеспечивать возможность закрепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Изделие должно быть пригодно для переработки в утилизирующей установке любого типа.

Ед. изм. – шт.

8

Емкость-контейнер для сбора острого инструментария 1,5 л.

Назначение: бесконтактный сбор острого инструментария в местах первичного образования.

Характеристика: емкость 1,5 л. (высота 16,0 см., ø крышки 13,6 см., ø дна 11,2 см.) с дугообразной ручкой и маркировочной наклейкой. Цвет желтый. Обязательное наличие основной крышки, закрывающейся герметично. Крышка должна иметь насадку красного цвета с отверстиями позволяющие бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера.

Свойства: изделие должно обеспечивать герметичность, быть непрокалываемым и непромокаемым. В случае падения, не должно возникать протечек, и иных повреждений механизмов изделия. Конструкция крышки должна исключать возможность повторного использования и ломаться. Конструкция донышка изделия должна обеспечивать возможность закрепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Изделие должно быть пригодно для переработки в утилизирующей установке любого типа.

Ед. изм. – шт.

14

Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации

Контейнер объемом 1 литр

для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 280х155х105 мм.

Ед. изм. – шт.

15

Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации

Контейнер объемом 3 литра для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 370х185х120 мм.

Ед. изм. – шт.

16

Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации

Контейнер объемом 5 литров для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 400x285x165 мм.

Ед. изм. – шт.

 

Согласно доводу Заявителя № 1, Заказчиком в п. 7, 8 Технического задания необоснованно установлены требования о наличии у закупаемых товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» дугообразных ручек.

Согласно п. 175 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) медицинские отходы класса Б должны собираться в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что во исполнение требований п. 175 СанПиН 2.1.3684-21, Заказчиком при оказании медицинской помощи используются желтые контейнеры с приспособлением, позволяющим бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком, прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера. С целью удобства транспортировки контейнер должен быть оборудован дугообразной ручкой, форма которой позволяет соблюдать принципы: эргономичности (так как в сложенном виде она помещается по окружности и не выступает за габариты контейнера), анатомичности (округлая форма ручки обеспечивает удобное удержание контейнера в руке, что позволяет предотвратить падение и выскальзывание контейнера), безопасности оказания медицинской помощи (соблюдение требований охраны труда для специалиста, использующего в работе острый инструментарий), соблюдения санитарных правил (предотвращение распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи).

В свою очередь представитель Заявителя в материалы дела не представил доказательств, документов, сведений, подтверждающих, что поставка товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» с дугообразными ручками невозможна, ограничивает конкуренцию, препятствует подаче заявки на участие в Закупке.

С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование Заказчика к товарам «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» о наличии дугообразных ручек обусловлено его потребностью в эффективном и безопасном оказании медицинской помощи (что также соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21), соответственно полагает признать полагает признать требования, установленные Заказчикам в п. 7, 8 Технического задания правомерными, довод Заявителя № 1 необоснованным.

Комиссия Управления также отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к Товару, ещё не свидетельствует о нарушении последним Закона о закупках и Положения о закупках Заказчика, а лишь отражает субъективную позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям.

 

Согласно доводу Заявителя № 2, Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания неправомерно установлены требования о конкретных габаритах закупаемых товаров, совместимости с тележкой для размещения контейнеров, поскольку по мнению Заявителя товар, указанный Заказчиком в п. 14-16 Технического задания соответствует товару единственного производителя, а именно АО «Кронт-М», что нарушает принципы равноправия и справедливости, препятствует потенциальным участникам подать заявку на участие в закупке.

Вместе с тем, Заявитель отметил, что в п. 14, 15 Технического задания Заказчиком установлены требования «Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки» которое ссылается на товар «Полотенце», а не «Тележка».

В ответ на довод Заявителя о том, что требования в п. 14, 15 о совместимости с тележкой для размещения контейнеров ссылаются на п. 1 (Полотенца), представитель Заказчика пояснил, что в закупочной документации была допущена ошибка, отметив, что указанное требование должно было быть указано без ссылки на п. 1, т.е. изложен как «Совместим с тележкой для размещения контейнеров» (без  п. 1 настоящего объекта закупки). При этом представитель Заказчика отметил, что на участие в Закупке было подано 2 соответствующие требованиям документации заявки, соответственно допущенная Заказчиком ошибка не повлияла на понимание участниками требуемого к поставке товара, не препятствовала подаче заявки на участие в закупке.

В части установления Заказчиком требований к товару по п. 14 Технического задания «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», представитель Заказчика пояснил, что медицинские отходы класса «Б», в том числе любые предметы, загрязненные биологическими жидкостями, перед их вывозом, подлежат обязательному обеззараживанию и дезинфекции.

Соответственно, в процессе оказания стационарной медицинской помощи по профилям: урология, онкоурология, гинекология, оторинолорингология применяются зонды урогенитальные одноразовые стерильные универсальные тип А2 (Регистрационное удостоверение МИ от 24.03.2020 № РЗН 2018/7058), подлежащие утилизации после использования. Размеры зондов 178х6 мм. Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации размерами 280х155х105 мм, имеющий внутренние размеры 180х75х50 мм, используется в стационаре Заказчика для обеззараживания (дезинфекции) одноразовых урогенитальных зондов в целях их последующей утилизации. Размер (габариты) контейнера идеально подходят под длину зондов. Потребность Заказчика в контейнерах именно таких габаритов обусловлена размерами одноразовых зондов, подлежащих предварительному замачиванию внутри контейнера в дезинфекционном растворе для обеззараживания и дезинфекции.

При этом, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что конкретные габариты товара «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации» в п. 14 Технического задания являются для Заказчика существенными, поскольку увеличение габаритов контейнера приведет к дополнительному и неэффективному расходованию Заказчиком дезинфицирующего раствора, используемого для обеззараживания и дезинфекции одноразовых зондов, что не будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В заседании Комиссии Управления, на вопрос представителя Заказчика о том товар с какими характеристиками по п. 14 Технического задания Заявитель намеревается поставить Заказчику, представитель Заявителя затруднился ответить.

В части установления Заказчиком требований к товару по п. 15, 16 Технического задания «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», представитель Заказчика пояснил, что согласно Методическим указаниям МУ-287-113 по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения (утв. Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 30.12.1998), медицинские инструменты (медицинские изделия многократного применения) подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента.

Во исполнение вышеуказанных требований, Заказчиком при оказании медицинской помощи используется специальное оборудование, обеспечивающее предстерилизационную очистку, химическую дезинфекцию и стерилизацию медицинских инструментов – контейнеры, наполняемые дезинфицирующим средством для замачивания медицинских инструментов, и медицинские тележки для их транспортировки.

Представитель Заказчика отметил, что при осуществлении медицинской деятельности в стационаре используются 2-х и 3-х ярусные тележки медицинские внутрибольничные производителя АО «КРОНТ-М», которые представляют собой металлическую основу, которая дополняется съемными пластиковыми контейнерами, требующими периодической замены в силу недолговечности материала (пластика).

Согласно пояснениям Заказчика, Закупка проводилась, в том числе, для приобретения контейнеров к тележке ТК-01 «КРОНТ», которые уже используются заказчиком для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации медицинских инструментов. К тележке подходят контейнеры исключительно с определенными габаритами (размерами), указанными в п. 15, 16 Технического задания, в связи с особенностями крепления контейнеров к тележке (металлические держатели).

При этом установленные в Техническом задании габариты контейнеров являются существенными, поскольку приобретение контейнеров больших или меньших габаритов приведет к невозможности крепления контейнеров к металлическим держателям тележек.

Стоит отметить, что в ходе заседания Комиссии Управления, заявитель затруднился пояснить, продукцию какого конкретно производителя по п. 15, 16 Технического задания возможно предложить к поставке.

С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования Заказчика к товарам «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации» о конкретных габаритах закупаемых товаров, совместимости с тележкой для размещения контейнеров обусловлены не потребностью Заказчика в товаре конкретного производителя, а потребностью в совместимости габаритов закупаемых товаров с габаритами используемого Заказчиком специального оборудования в своей деятельности (в соответствии с условиями закупочной документации участниками мог быть предложен товар любого производителя (в т.ч. не АО «КРОНТ-М»), соответствующий требуемым габаритам к закупаемым товарам), следовательно указанные требования не препятствовали подаче заявок на участие в Закупке потенциальным участникам, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать требования, установленные Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания, правомерными, довод Заявителя № 2 необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

"...-..."

Члены Комиссии:

 

 

"...-..."
"...-..."

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны