Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 6 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а тел. 50-31-55
РЕШЕНИЕ
по делу: № 072/07/18.1–3/2024
01.02.2024 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;
|
Члены комиссии: |
"...-..." |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;
|
|
"...-..." |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1–3/2024 по жалобе "...-..." (далее – Заявитель, "...-...") на действия "...-..." (далее – "...-...", Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070), далее также – Закупка,
с участие представителей:
От Заявителя: "...-..." по доверенности от 11.01.2024 № б/н,
От Заказчика: "...-..." по доверенности от 10.11.2023 № 87, "...-..." по доверенности от 29.01.2024 № 19,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) поступила жалоба "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Заявитель выражает своё несогласие с характеристиками закупаемого товара, установленным в Приложении № 7 к документации (Техническое задание), в частности:
1. Заказчиком в п. 7, 8 Технического задания необоснованно установлены требования о наличии у закупаемых товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» дугообразных ручек;
2. Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания неправомерно установлены требования о конкретных габаритах закупаемых товаров «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», совместимости с тележкой для размещения контейнеров, поскольку по мнению Заявителя товар, указанный Заказчиком в п. 14-16 Технического задания соответствует товару единственного производителя, а именно АО «Кронт-М», что нарушает принципы равноправия и справедливости, препятствует потенциальным участникам подать заявку на участие в закупке.
Вместе с тем, Заявитель отметил, что в п. 14, 15 Технического задания Заказчиком установлены требования «Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки» которое ссылается на товар «Полотенце», а не «Тележка».
В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом совета директоров "...-..." от 19.05.2023 № 2 утверждено Положение о закупке товаров, работ услуг для нужд "...-..." (далее – Положение, Положение о закупке), которое 28.11.2023 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктом 18 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Как установлено материалами дела, 16.01.2024 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32413181070), Заказчиком размещена Документация на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (далее – Документация).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В Техническом задании (Приложение № 7 к Документации), Заказчиком установлено требования к закупаемому товару, в частности:
№ п/п |
Наименование |
Торговое название, форма выпуска |
1 |
Полотенце |
Бумажное для диспенсера, листовое, двухслойное Z-сложение, размер упаковки Ширина не менее 248мм и не более 260мм х Длина не менее 230мм и не более 240 мм. В упаковке 250 листов. Ед. изм. – уп. |
7 |
Емкость-контейнер для сбора острого инструментария 1,0 л. |
Назначение: бесконтактный сбор острого инструментария в местах первичного образования. Характеристика: емкость 1,0 л. (высота 13,8 см., ø крышки 13,6 см., ø дна 9,6 см.) с дугообразной ручкой и маркировочной наклейкой. Цвет желтый. Обязательное наличие основной крышки, закрывающейся герметично. Крышка должна иметь насадку красного цвета с отверстиями позволяющие бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера. Свойства: изделие должно обеспечивать герметичность, быть непрокалываемым и непромокаемым. В случае падения, не должно возникать протечек, и иных повреждений механизмов изделия. Конструкция крышки должна исключать возможность повторного использования и ломаться. Конструкция донышка изделия должна обеспечивать возможность закрепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Изделие должно быть пригодно для переработки в утилизирующей установке любого типа. Ед. изм. – шт. |
8 |
Емкость-контейнер для сбора острого инструментария 1,5 л. |
Назначение: бесконтактный сбор острого инструментария в местах первичного образования. Характеристика: емкость 1,5 л. (высота 16,0 см., ø крышки 13,6 см., ø дна 11,2 см.) с дугообразной ручкой и маркировочной наклейкой. Цвет желтый. Обязательное наличие основной крышки, закрывающейся герметично. Крышка должна иметь насадку красного цвета с отверстиями позволяющие бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера. Свойства: изделие должно обеспечивать герметичность, быть непрокалываемым и непромокаемым. В случае падения, не должно возникать протечек, и иных повреждений механизмов изделия. Конструкция крышки должна исключать возможность повторного использования и ломаться. Конструкция донышка изделия должна обеспечивать возможность закрепления на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Изделие должно быть пригодно для переработки в утилизирующей установке любого типа. Ед. изм. – шт. |
14 |
Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации |
Контейнер объемом 1 литр для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 280х155х105 мм. Ед. изм. – шт. |
15 |
Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации |
Контейнер объемом 3 литра для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 370х185х120 мм. Ед. изм. – шт. |
16 |
Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации |
Контейнер объемом 5 литров для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации мед. Инструментов представляет собой ванну с крышкой, внутри которой расположен перфорированный поддон с утопителем. Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки. Изготовлен из химически стойкого полимерного материала, исключающего окрашивание любыми растворами. Габаритные размеры 400x285x165 мм. Ед. изм. – шт. |
Согласно доводу Заявителя № 1, Заказчиком в п. 7, 8 Технического задания необоснованно установлены требования о наличии у закупаемых товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» дугообразных ручек.
Согласно п. 175 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) медицинские отходы класса Б должны собираться в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что во исполнение требований п. 175 СанПиН 2.1.3684-21, Заказчиком при оказании медицинской помощи используются желтые контейнеры с приспособлением, позволяющим бесконтактно отделять иглы от шприца после проведения инъекции и дополнительную заглушку с замком, прикреплённую к насадке, обеспечивающую окончательную герметизацию контейнера. С целью удобства транспортировки контейнер должен быть оборудован дугообразной ручкой, форма которой позволяет соблюдать принципы: эргономичности (так как в сложенном виде она помещается по окружности и не выступает за габариты контейнера), анатомичности (округлая форма ручки обеспечивает удобное удержание контейнера в руке, что позволяет предотвратить падение и выскальзывание контейнера), безопасности оказания медицинской помощи (соблюдение требований охраны труда для специалиста, использующего в работе острый инструментарий), соблюдения санитарных правил (предотвращение распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи).
В свою очередь представитель Заявителя в материалы дела не представил доказательств, документов, сведений, подтверждающих, что поставка товаров «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» с дугообразными ручками невозможна, ограничивает конкуренцию, препятствует подаче заявки на участие в Закупке.
С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование Заказчика к товарам «Емкость-контейнер для сбора острого инструментария» о наличии дугообразных ручек обусловлено его потребностью в эффективном и безопасном оказании медицинской помощи (что также соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21), соответственно полагает признать полагает признать требования, установленные Заказчикам в п. 7, 8 Технического задания правомерными, довод Заявителя № 1 необоснованным.
Комиссия Управления также отмечает, что само по себе несогласие Заявителя с установленными Заказчиком требованиями к Товару, ещё не свидетельствует о нарушении последним Закона о закупках и Положения о закупках Заказчика, а лишь отражает субъективную позицию Общества по отношению к обжалуемым требованиям.
Согласно доводу Заявителя № 2, Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания неправомерно установлены требования о конкретных габаритах закупаемых товаров, совместимости с тележкой для размещения контейнеров, поскольку по мнению Заявителя товар, указанный Заказчиком в п. 14-16 Технического задания соответствует товару единственного производителя, а именно АО «Кронт-М», что нарушает принципы равноправия и справедливости, препятствует потенциальным участникам подать заявку на участие в закупке.
Вместе с тем, Заявитель отметил, что в п. 14, 15 Технического задания Заказчиком установлены требования «Совместим с тележкой для размещения контейнеров из п. 1 настоящего объекта закупки» которое ссылается на товар «Полотенце», а не «Тележка».
В ответ на довод Заявителя о том, что требования в п. 14, 15 о совместимости с тележкой для размещения контейнеров ссылаются на п. 1 (Полотенца), представитель Заказчика пояснил, что в закупочной документации была допущена ошибка, отметив, что указанное требование должно было быть указано без ссылки на п. 1, т.е. изложен как «Совместим с тележкой для размещения контейнеров» (без п. 1 настоящего объекта закупки). При этом представитель Заказчика отметил, что на участие в Закупке было подано 2 соответствующие требованиям документации заявки, соответственно допущенная Заказчиком ошибка не повлияла на понимание участниками требуемого к поставке товара, не препятствовала подаче заявки на участие в закупке.
В части установления Заказчиком требований к товару по п. 14 Технического задания «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», представитель Заказчика пояснил, что медицинские отходы класса «Б», в том числе любые предметы, загрязненные биологическими жидкостями, перед их вывозом, подлежат обязательному обеззараживанию и дезинфекции.
Соответственно, в процессе оказания стационарной медицинской помощи по профилям: урология, онкоурология, гинекология, оторинолорингология применяются зонды урогенитальные одноразовые стерильные универсальные тип А2 (Регистрационное удостоверение МИ от 24.03.2020 № РЗН 2018/7058), подлежащие утилизации после использования. Размеры зондов 178х6 мм. Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации размерами 280х155х105 мм, имеющий внутренние размеры 180х75х50 мм, используется в стационаре Заказчика для обеззараживания (дезинфекции) одноразовых урогенитальных зондов в целях их последующей утилизации. Размер (габариты) контейнера идеально подходят под длину зондов. Потребность Заказчика в контейнерах именно таких габаритов обусловлена размерами одноразовых зондов, подлежащих предварительному замачиванию внутри контейнера в дезинфекционном растворе для обеззараживания и дезинфекции.
При этом, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что конкретные габариты товара «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации» в п. 14 Технического задания являются для Заказчика существенными, поскольку увеличение габаритов контейнера приведет к дополнительному и неэффективному расходованию Заказчиком дезинфицирующего раствора, используемого для обеззараживания и дезинфекции одноразовых зондов, что не будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В заседании Комиссии Управления, на вопрос представителя Заказчика о том товар с какими характеристиками по п. 14 Технического задания Заявитель намеревается поставить Заказчику, представитель Заявителя затруднился ответить.
В части установления Заказчиком требований к товару по п. 15, 16 Технического задания «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации», представитель Заказчика пояснил, что согласно Методическим указаниям МУ-287-113 по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения (утв. Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 30.12.1998), медицинские инструменты (медицинские изделия многократного применения) подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента.
Во исполнение вышеуказанных требований, Заказчиком при оказании медицинской помощи используется специальное оборудование, обеспечивающее предстерилизационную очистку, химическую дезинфекцию и стерилизацию медицинских инструментов – контейнеры, наполняемые дезинфицирующим средством для замачивания медицинских инструментов, и медицинские тележки для их транспортировки.
Представитель Заказчика отметил, что при осуществлении медицинской деятельности в стационаре используются 2-х и 3-х ярусные тележки медицинские внутрибольничные производителя АО «КРОНТ-М», которые представляют собой металлическую основу, которая дополняется съемными пластиковыми контейнерами, требующими периодической замены в силу недолговечности материала (пластика).
Согласно пояснениям Заказчика, Закупка проводилась, в том числе, для приобретения контейнеров к тележке ТК-01 «КРОНТ», которые уже используются заказчиком для предстерилизационной очистки, химической дезинфекции и стерилизации медицинских инструментов. К тележке подходят контейнеры исключительно с определенными габаритами (размерами), указанными в п. 15, 16 Технического задания, в связи с особенностями крепления контейнеров к тележке (металлические держатели).
При этом установленные в Техническом задании габариты контейнеров являются существенными, поскольку приобретение контейнеров больших или меньших габаритов приведет к невозможности крепления контейнеров к металлическим держателям тележек.
Стоит отметить, что в ходе заседания Комиссии Управления, заявитель затруднился пояснить, продукцию какого конкретно производителя по п. 15, 16 Технического задания возможно предложить к поставке.
С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования Заказчика к товарам «Контейнер для химической дезинфекции и стерилизации» о конкретных габаритах закупаемых товаров, совместимости с тележкой для размещения контейнеров обусловлены не потребностью Заказчика в товаре конкретного производителя, а потребностью в совместимости габаритов закупаемых товаров с габаритами используемого Заказчиком специального оборудования в своей деятельности (в соответствии с условиями закупочной документации участниками мог быть предложен товар любого производителя (в т.ч. не АО «КРОНТ-М»), соответствующий требуемым габаритам к закупаемым товарам), следовательно указанные требования не препятствовали подаче заявок на участие в Закупке потенциальным участникам, соответственно Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать требования, установленные Заказчиком в п. 14, 15, 16 Технического задания, правомерными, довод Заявителя № 2 необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу "...-..." на действия "...-..." при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку расходного материала (для утилизации/ОМС) для "...-..." в 2024 году (реестровый номер закупки: 32413181070), необоснованной.
Председатель Комиссии: |
"...-..." |
Члены Комиссии:
|
"...-..." |
"...-..." |
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.