Постановление №072/04/14.3-196/2019 оформление схожее с квитанциями на уплату коммунальных услуг от 9 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 072/04/14.3-196/2019

о назначении административного наказания

за нарушение законодательства о рекламе

09.08.2019г. г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы дела №072/04/14.3-196/2019, возбужденного в отношении ИП <…> (<…>, место рождения: г. <…>, ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278, адрес регистрации: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. <…>, дата регистрации: <…>.), в отсутствии ИП <…>, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления и подписания протокола об административном правонарушении (о чем свидетельствует почтовое уведомление №80082137959945), которому права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепленные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) разъяснены в протоколе №072/04/14.3-196/2019 от 10.07.2019г.,

У С Т А Н О В И Л:

Определением Тюменского УФАС России от 03.06.2019г. № 072/04/14.3-196/2019 в отношении ИП <…> возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Проведено административное расследование, которым установлено следующее.

В адрес Тюменского УФАС России поступили обращения от ООО «Тюмень Водоканал» (вх.№5492 от 20.07.2018г.), <…>. (вх.№6005 от 07.08.2018г.), <…> (вх.№6651 от 27.08.2018г.), <…>. (вх.№6765 от 30.08.2018г.), <…>. (вх.№7659 от 28.09.2019г.), по факту распространения рекламной информации в виде листовок в подъездах многоквартирных домов по следующим адресам: г. Тюмень, ул. Федюнинского, д. 11а; г. Тюмень, ул. Энергостроителей, д. 10; г. Тюмень, ул. Н. Зелинского, д. 5, корп. 2; г. Тюмень, ул. Уральская, д. 53, корп. 5; г. Тюмень, ул. П. Артамонова, д. 15.

В обращениях указано, что по почтовым ящикам, расположенным в подъездах многоквартирных домов города Тюмени распространяются листовки, содержащие рекламу поверки приборов учета воды, следующего содержания: «Городской Центр Учета Водопотребления. Извещение о проведении работ, номер извещения. Телефон горячей линии 8(3252)38-44-77…». Для подтверждения факта размещения рекламных листовок заявителями представлены оригиналы и копии вышеуказанных листовок. Заявители считают, что данная рекламная информация содержит недостоверные сведения и вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе № Р18/49-05 от 26.02.2019г. признана ненадлежащей реклама поверки индивидуальных приборов учета воды, следующего содержания: «Городской Центр Учета Водопотребления. Извещение о проведении работ, номер извещения. Телефон горячей линии 8(3252)38-44-77…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исследовав материал административного дела, установлено следующее.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Таким образом, информация, размещенная в рассматриваемой листовке, является рекламой, поскольку соответствует всем требованиям, предъявляемым к рекламе, где объектами рекламирования являются «Городской Центр Учета Водопотребления» и предоставляемые обществом услуги по метрологической поверке индивидуальных приборов учета воды.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой, согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей необходимости воспользоваться предоставляемой услугой – метрологической поверкой индивидуальных приборов учета воды. В таком случае, существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «Согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «Согласно постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «Код подразделения…пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными…необходимо согласовать дату и время процедуры»,  «Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а так же несанкционированное вмешательство в работу приборов учета категорически запрещено!» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Городского Центра Учета Водопотребления».

Кроме того, наименование «Городской Центр Учета Водопотребления» формирует мнение о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Городской Центр Учета Водопотребления» является некой муниципальной организацией, поскольку, присутствует словосочетание «городской центр». Ссылка в рекламе на нормативно-правовые акты, наличие штрих-кода и QR-кода, словосочетание «ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ», а также оформление схожее с квитанциями по уплате коммунальных услуг, вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Городской Центр Учета Водопотребления» для соблюдения требований действующего законодательства.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения рекламируемой услуги и о лице, предоставляющем услугу.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение или причиняет ущерб конкурентам, является наиболее распространенным способом получения преимуществ в предпринимательской деятельности.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Отсутствие в рекламе части существенной информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Искажение информации - действия, направленные на умолчание, изменение части сведений (о товаре, условии его приобретения, использовании), содержащихся в рекламе, выдвижению желаемого за действительное. И определяющим здесь является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а их восприятие потребителями рекламы.

Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.

Норма части 7 статьи 5 Закона о рекламе запрещает умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

Согласно понятию рекламы, она направлена неопределенному кругу лиц, а значит, для оценки содержащейся в ней информации не требуется никаких специальных филологических познаний. Информация, содержащаяся в рекламе, должна очевидно ассоциироваться с объектом рекламирования.

Таким образом, доведение существенной информации до потребителей рекламы должно осуществляется доступными способами и в форме, позволяющей воспринимать такую информацию каждому из неопределенного круга лиц наравне с иными формирующими интерес к объекту рекламирования сведениями.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПЭК» (далее – Исполнитель), компания предоставляет услуги call-центра. Номер телефона, указанный в рекламе обслуживается в рамках договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 18.07.2018 г., заключенного с ИП <…> (далее – Заказчик).

Согласно п. 1.1 Договора 18.07.2018 г., Исполнитель обязуется по поручению Заказчика оказать, а Заказчик обязуется оплатить услуги Центра обработки вызовов, обработку телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализацию данных, телефонные презентации товаров и услуг Заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу Заказчику результата обработки вызова.

Согласно п. 2.2.2 Договора 18.07.2018 г., Заказчик обязуется принять на себя всю ответственность за лицензионную, налоговую, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п чистоту продуктов и услуг, в связи с реализацией которых, Заказчик поручает Исполнителю выполнение услуг в рамках настоящего Договора.

Согласно п. 4.4 Договора 18.07.2018 г., в соответствии с действующим законодательством Заказчик несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе и защите информации.

Согласно п. 1.3 Приложения №3 к Договору 18.07.2018 г., Заказчик предоставляет подробный сценарий обработки вызовов – это четко прописанный алгоритм возможных действий оператора.

А также, в тексте рассматриваемой рекламе присутствует номер телефона +7(3452)38-44-77 (используемый обществом для осуществления своей деятельности и выделенный ИП <…>в рамках договора на оказание услуг центра обработки вызовов от 18.07.2018 г.).

Таким образом, как установлено материалами дела (договор на оказание услуг центра обработки вызовов от 18.07.2018 г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <…> (<…>, ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278, адрес местонахождения: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. <…>.) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Ч.1 ст.14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.

Субъектом административного правонарушения по делу № 072/04/14.3-196/2019 выступает – ИП <…> (<…>, ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278, адрес местонахождения: 185000, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. <…>.).

Вина ИП <…> состоит в том, что он не выполнил установленных Законом о рекламе требований и не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, ИП <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – город Тюмень.

Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела Р18/49-05 – 06.08.2018, 10.08.2018, 27.09.2018г.

Дело об административном правонарушении № 072/04/14.3-196/2019 в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного ИП <…> административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена  статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно статье 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП <…> относится к категории микропредприятие и внесен в реестр 10.08.2019 г.

Вместе с тем, ИП <…> уже привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Постановлением Карельского УФАС России от 17.09.2018г. по делу №03-03/42-2018 ИП <…> был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вступило в законную силу, штраф уплачен.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Со дня окончания исполнения постановления Карельского УФАС России от 17.09.2018г. по делу №03-03/42-2018 один год не истек.

Таким образом, совершение правонарушения повторно признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а следовательно, применение ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ исключается.

На основании изложенного, учитывая характер и степень виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, причины и условия совершения административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.4, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

1. Применить к ИП <…> (<…>, ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278, адрес регистрации: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. <…>.), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)

ИНН 7202081799, КПП 720301001

счет 40101810965770510005

банк получателя: отделение Тюмени г. Тюмень

БИК 047102001, ОКТМО 71701000

код бюджетной классификации – 161 116 26000 01 6000 140

УИН: 16100500000000183336 (указывать обязательно!!!)

Назначение платежа: «Нарушение ч.1 ст.14.3 КоАП РФ».

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель

руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны