Решение №072/06/44/224/2021 По мнению заявителя, установленный в конкурсной документации... от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/224/2021 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

03 декабря 2021 года                                                                                                              г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу АНОО ДПО «В» на действия заказчика Администрация городского округа город Тюмень при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени в сфере правового и документационного обеспечения (реестровый номер закупки 0167300000521001459),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 26.11.2021 поступила жалоба АНОО ДПО «В» на действия заказчика Администрация городского округа город Тюмень при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени в сфере правового и документационного обеспечения.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, установленный в конкурсной документации показатель «Опыт по успешному оказанию услуг в области образования (количество месяцев)» в составе не стоимостного критерия оценки «квалификация участника закупки..» включающий количество месяцев со дня государственной регистрации юридического лица, не соотносится со спецификой конкурса (образовательная деятельность, подлежащая лицензированию), поскольку не учитывает дату получения лицензии на дополнительное профессиональное образование, а также не учитывает, что в течение времени существования организации она могла не осуществлять такую деятельность или осуществлять ее с нарушениями условий договоров (с начислением неустойки, внесением в реестр недобросовестных поставщиков), что в свою очередь не может быть признано опытом по успешному оказанию услуг. Заявитель полагает, что данный показатель необоснованно предоставляет преимущества организациям, созданным ранее 2013 года (108 месяцев назад).

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.№ 12128 от 02.12.2021), которые приобщены к материалам дела, согласно которым довод заявителя о том, что дата государственной регистрации для юридического лица не соотносится со спецификой закупки является необоснованным, поскольку факт получения лицензии на оказание соответствующих образовательных услуг не подтверждает наличие соответствующего опыта, поскольку не обязывает осуществлять образовательную деятельность с момента ее получения, кроме того, организация могла осуществлять деятельность сопоставимого характера без получения лицензии в форме разовых лекций, консультаций, тренинговых выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. Обжалуемый заявителем критерий оценки установленный в конкурсной документации не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а является достаточным для формирования участниками своего предложения и не создает каких-либо препятствий для подачи заявки на участие в конкурсе. Заказчик просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения (вх.№ 12127 от 02.12.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены к материалам дела, согласно которым, Правилами оценки заявок не установлен перечень документов или объем информации, используемый при оценке заявки участника по указанным показателям, следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов или объем информации, используемых при оценке заявки участника по каждому показателю. Факт получения лицензии на оказание соответствующих образовательных услуг не подтверждает наличия соответствующего опыта, поскольку не обязывает осуществлять образовательную деятельность с момента получения такой лицензии. Таким образом, установление перечисленных критериев оценки и раскрытие их показателей является правомерным. Уполномоченное учреждение просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени в сфере правового и документационного обеспечения, с начальной (максимальной) ценой контракта 950 666,61 рублей, в интересах заказчика Администрация городского округа город Тюмень.

Информация об электронном аукционе была размещена 23.11.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000521001459.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме.

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.

Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Порядок оценки заявок предусмотрен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085).

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Комиссией установлено, что в приложении № 3 к конкурсной документации оспариваемый критерий изложен в следующей редакции:

Наименование критерия:

Показатель

Предельные величины значимости показателей оценки в баллах

Значимость показателей критерия оценки в %

Значимость показателей критерия оценки в баллах

Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Квалификация Исполнителя:

 

100%

Шкала оценки

По данному критерию предполагается оценка нескольких показателей.

Опыт по успешному оказанию услуг:

 

Опыт по успешному оказанию услуг (количество месяцев)

 

Стаж деятельности организации на дату рассмотрения заявок участников комиссией, подтверждается информацией о дате государственной регистрации для юридического лица – указанной в выписке из ЕГРЮЛ, в случае правопреемственности, данный факт подтверждается копиями соответствующих документов, заверенными руководителем участника закупки.

100 баллов

20%

1. от 0 до 12 месяцев включительно - 0 баллов.

2. более 12 месяцев до 36 месяцев включительно - 25 баллов.

3. более 36 месяцев до 72 месяцев включительно – 50 баллов.

4. более 72 месяцев до 108 месяцев включительно – 75 баллов.

5. более 108 месяцев – 100 баллов.

При расчете баллов учитывается только срок, подтвержденный информацией из выписки из ЕГРЮЛ, документов о правопреемственности (в случае необходимости).

 

В обоснование правомерности установления возможности подтверждения опыта по успешному оказанию услуг стажем деятельности с даты государственной регистрации заказчик, уполномоченное учреждение сослались на право заказчика самостоятельно устанавливать критерии оценки.

Вместе с тем, Комиссия считает, что заказчик необоснованно установил требование подтверждение опыта по критерию «Квалификация участников закупки» стажем деятельности участника с даты государственной регистрации заказчик, по следующим основаниям.

Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает только правоспособность юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ), и не отражает не только опыт образовательной организации, но и то, что данный опыт являлся успешным. Следовательно, в подтверждение вышесказанного дата государственной регистрации юридического лица никак не подтверждает опыт оказания образовательных услуг.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Дата государственной регистрации юридического лица не свидетельствует о наличии опыта оказания образовательных услуг, так как в данный период юридическое лицо могло заниматься иной деятельностью, вплоть до получения лицензии на оказание образовательных услуг. При этом, как указали представители заказчика, уполномоченного учреждения, факт получения лицензии на оказание соответствующих образовательных услуг так же не подтверждает наличие опыта, поскольку не обязывает осуществлять образовательную деятельность с момента получения такой лицензии.

Установленная заказчиком шкала оценки (Приложение № 3 к конкурсной документации) позволяет учитывать при присвоении баллов только выписки из ЕГРЮЛ.

Наличие в конкурсной документации такого показателя как стаж деятельности в зависимости от даты государственной регистрации юридического лица не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта и заключение контракта с которым позволит эффективно использовать источники финансирования и предотвратить злоупотребления в сфере закупок.

Спорный показатель сформулирован заказчиком некорректно, поскольку сам по себе факт существования юридического лица (с момента его государственной регистрации) никак не характеризует его успешный опыт, связанный с оказанием услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, (который в свою очередь должен подтверждаться соответствующими документами), в связи с чем, в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, не имеющие опыта оказания таких услуг, но зарегистрированные ранее тех участников закупки, которые такой опыт имеют, при этом полученный за непродолжительный период своего существования на рынке.

Таким образом, определение стажа деятельности участника закупки с даты государственной регистрации юридического лица объективно не соответствует предмету закупки (оказание образовательных услуг), не тождественно дате начала осуществления образовательной деятельности, а также не позволяет выявить лучшие предложения об условиях исполнения контракта, заключенного по результатам данной закупки и объективно сопоставить опыт участников по спорному критерию оценки.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и указывают на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать муниципальному заказчику, уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части установления требованиям к документам, предоставляемым по критериям оценки, с учетом позиции изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу АНОО ДПО «В» на действия заказчика Администрация городского округа город Тюмень при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени в сфере правового и документационного обеспечения (реестровый номер закупки 0167300000521001459) обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим пункт 4 части 1 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию в части установления требованиям к документам, предоставляемым по критериям оценки, с учетом позиции изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с законодательством о контрактной системе.

4. Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.

5. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны