Решение №РНП-72-112/23 односторонний отказ от исполнения контракта от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-112/23 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

02 августа 2023 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей заказчика: ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» (далее также – заказчик), К. по доверенности № 25 от 01.08.2023, Ф. по доверенности № 23 от 10.07.2023,

в отсутствие представителя поставщика: ООО «Т» (далее также – Общество, исполнитель, поставщик) извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» (ИНН) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на поставку термобелья (реестровый номер закупки 0167200003423001337),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) поступило обращение ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Т» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку термобелья.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «Т» будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, письменные пояснения и документы, обосновывающие позицию по делу в материалы дела не представило.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.

03.04.2023 между ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» и ООО «Т» заключен государственный контракт № 0167200003423001337_190682 на поставку термобелья (реестровый номер контракта 2720310439023000032).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что стороны заключили настоящий контракт, в соответствии, с условиями которого поставщик обязуется осуществить поставку термобелья (далее именуемое – «товар») в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке, сроки и на условиях, установленных настоящим контрактом.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что поставщик гарантирует, что поставляемый товар, не является предметом по другим контрактам, свободен от прав и притязаний третьих лиц.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, а также не собранным из компонентов, находившихся в эксплуатации).

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что качество товара должно  соответствовать требованиям ТР ТС 017/2011 «О безопасности  продукции легкой промышленности».

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что качество товара должно соответствовать требованиям завода-изготовителя, подтверждаться сертификатами соответствия и (или) декларацией о соответствии  или иной необходимой документацией на данный вид Товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.4 контракта предусмотрено, что маркировка и упаковка товара должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий, установленных РФ, а импортного товара – международным стандартам упаковки. Товар должен быть маркирован в соответствии с установленными для данного вида товаров стандартами,  техническими условиями или иными требованиями применительно к товарам, предназначенным для реализации оптом и в розницу на территории РФ. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах к конечному месту поставки.

Пунктом 3.5 контракта предусмотрено, что при обнаружении заказчиком некачественного товара поставщик безвозмездно осуществляет замену некачественного товара на качественный в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения уведомления о поставке некачественного товара.

Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется одной  партией в течение 30 (тридцати) дней со дня заключения контракта.

Пунктом 4.1.2 контракта предусмотрено, что отгрузка, доставка, разгрузка товара осуществляется силами и средствами поставщика.

Пунктом 4.1.3 контракта предусмотрено, что поставка и  разгрузка товара осуществляется по рабочим дням с 8:00 до 16:00 часов на  склад заказчика по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 18.

Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что в случае нарушения поставщиком сроков исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, более чем на 20 (двадцать) календарных дней, заказчик вправе отказаться от приемки товара, путем направления в адрес поставщика соответствующего уведомления.

Пунктом 5.2.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязан произвести поставку товара на условиях настоящего контракта.

Пунктом 5.2.2 контракта предусмотрена обязанность поставщика разгрузить товар надлежащего качества в соответствии с условиями настоящего контракта, в установленный срок и адрес.

Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с момента заключения в порядке предусмотренном Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и действует по 31.08.2023. Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Приложением № 1 к контракту предусмотрена спецификация (описание объекта закупки) на поставляемый товар:

№ п/п

 

Наименование Товара (в том числе страна происхождения)

Характеристики Товара

Единица измерения

Количество Товара

Цена за ед. Товара, руб.

Общая стоимость, руб.

1

Термобелье.

Российская Федерация

Предназначено для защиты от пониженных температур

Состав  комплекта:

- фуфайка с длинным рукавом и с круглым вырезом горловины;

- кальсоны.

Температурный режим использования, ºС: минус 25 - минус 35

Половая принадлежность: Мужской

Индивидуальная маркировка, контрольная лента по уходу, индивидуальная упаковка

Цвет: черный

Размер/рост/количество:

46/170 – 4

46/182 – 1

48/164 – 2

48/170 - 8

48/176 - 4

48/182 - 3

50/170 - 12

50/176 – 9

50/180-   2

50/182 -  5

52/164 -  1

52/170 - 5

 

комплект

56

829,10

46 429,60

2

Термобелье.

Российская Федерация

Предназначено для защиты от пониженных температур

Состав  комплекта:

- фуфайка с длинным рукавом и с круглым вырезом горловины;

- кальсоны.

Температурный режим использования, ºС: минус 25 - минус 35

Половая принадлежность: Мужской

Индивидуальная маркировка, контрольная лента по уходу, индивидуальная упаковка

Цвет: черный

Размер/рост/количество:

52/176 -  13

52/180 -  3

52/182 –  8

52/188 –  3

52/190 –  1

52/196 –  1

54/164 -  1

54/170 -  2

54/176 -  4

54/182 -  3

54/188 -  4

56/ 170  -1

56/ 176 - 2

56/182 -  2

56/188 – 2

56/196 – 1

58/182 – 1

58/188 – 1

60/176 – 1

60/182 - 2

комплект

56

829,11

46 430,1

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Статьёй 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Статьёй 506 ГК РФ предусмотрено, что по договору поставки подрядчик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Нарушение договора поставки подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

Из материалов дела установлено следующее:

Дата

Содержание документа

Документ

05.05.2023

Заказчиком направлена в адрес поставщика претензия согласно которой, по состоянию на 05.05.2023 поставка товара не осуществляется. Заказчик потребовал поставить термобелье в соответствии с условиями контракта, о результатах рассмотрения претензии просит сообщить не позднее 10.05.2023

Письмо исх.№ 432-3-8 от 05.05.2023

10.05.2023

Поставщик направил письмо заказчику, согласно которому поставщик указывает, что обязательства по контракту будут выполнены в полном объеме. Отгрузка термобелья будет произведена 15.05.2023

Письмо исх.№ 3 от 10.05.2023

23.05.2023

Членами комиссии составлено заключение о проведенной экспертизе результатов исполнения государственного контракта, выявлено несоответствие поставленного товара условиям контракта: 1. Поставщик обязался осуществить поставку термобелья, по факту поставлено «белье нательное мужское». 2. Поставщиком не представлены сертификаты и документы предусмотренные ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». 3. В контракте содержится характеристика термобелья «температурный режим использования минус 25 – минус 35 градусов». В поставленном поставщиком «белье нательное мужское» указанная характеристика отсутствует. 4. Содержится характеристика товара «индивидуальная маркировка, контрольная лента по уходу, индивидуальная упаковка». В поставленном поставщиком «белье нательное мужское» индивидуальная маркировка отсутствует, контрольная лента имеется только на фуфайке, на кальсонах контрольная лента отсутствует. Размер и рост на контрольной ленте фуфайки нанесен от руки шариковой ручкой. 5. Передача товара осуществлена с нарушением сроков предусмотренных пунктом 4.1.1 контракта – поставка товара должна быть осуществлена 03.05.2023. Товар передан 19.05.2023. 6. Количество поставленного товара соответствует количеству, указанному в приложении № 1 контракта. На основании изложенного рекомендовано не принимать результаты исполнения контракта

Заключение № б/н от 23.05.2023

25.05.2023

Заказчиком в адрес поставщика направлена претензия, согласно которой, 05.05.2023 в адрес поставщика направлена претензия исх.№ 432-3-8 от 05.05.2023 о нарушении сроков поставки товара, 19.05.2023 с нарушением сроков предусмотренных пунктом 4.1.1 контракта товар передан. По результатам проведенной экспертизы поставленного товара выявлены недостатки, которые отражены в заключении о проведенной экспертизе от 23.05.2023

Письмо исх.№ 481-3-8 от 25.05.2023

01.06.2023

Поставщиком в адрес заказчика направлено письмо, согласно которому, до настоящего времени документ о приемке товара заказчиком не подписан, расчеты с поставщиком за поставленный товар не произведены. Проведенная экспертиза товара проведена не экспертами в области товароведческой экспертизы, а является заключением комиссии заказчика. При изготовлении изделий мы использовали трикотажную флисовую ткань, поверхность двухлицевых полотен которой имеет ворсистость. Гигроскопичность материи достигает 18 %, но при этом флис быстро сохнет, демонстрируя хорошую паропроницаемость. Согласно пункту 4 статьи 1 технического регламента Таможенного Союза № 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» настоящий технический регламент не распространяется на продукцию изготовленную по индивидуальным заказам. В данном случае поставщик при производстве товара руководствовался требованиями законодательства Российской Федерации, что не может быть расценено как нарушение условий контракта. В претензии заказчик ссылается на отсутствие на этикетке товара температурного режима использования минус 25, минус 35 градусов по цельсию. Данные ссылки не состоятельны, поскольку указанный заказчиком температурный режим является абсурдным по отношению к нательному белью, поскольку в Российской Федерации не существует методики испытания нательного белья на указанный заказчиком в контракте температурный режим. Свой отказ от приемки товара заказчик в числе прочего мотивирует отсутствием маркировочной ленты на товаре. Упаковка и маркировка товара несут всю необходимую для потребителя информацию и позволяет идентифицировать принадлежность каждого комплекта конкретному потребителю. Заказчик не вправе ссылаться на превышение поставщиком срока поставки товара, поскольку пункт 4.3 контракта был соблюден. Поставщик просил заказчика подписать приемочные документы на товар и произвести оплату товара согласно условий контракта

Письмо исх.№ б/н от 01.06.2023 (вх.№ 793 от 05.06.2023)

09.06.2023

Заказчиком в адрес поставщика направлено письмо, согласно которому, нарушения условий контракта зафиксированы заказчиком путем фотографирования при передаче товара. По результатам проведенной приемки товара выявлены недостатки препятствующие приемке товара. Заказчик уведомил о намерении привлечь экспертную организацию в целях подтверждения или опровержения фактов наличия недостатков товара, а также на предмет соответствия нормативной документации. В случае отрицательно ответа, заказчик будет вынужден направить товар на экспертизу с дальнейшим отнесением расходов по её проведению на поставщика

Письмо исх.№ 527-3-8 от 09.06.2023

30.06.2023

Между ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» и Союзом «Торгово-промышленная палата Тюменской области» заключен договор на оказание услуг по проведению экспертизы товара

Договор № 76 от 30.06.2023

10.07.2023

Союзом «Торгово-промышленная палата Тюменской области» подготовлено заключение эксперта № 042-01-00368 от 10.07.2023, согласно заключению, фактически поставленное в адрес заказчика нательное мужское белье производства АО «ВЭЙ» в количестве 112 комплектов по качеству, наименованию и функциональным характеристикам не соответствует термобелью, заявленному в государственном контракте от 03.04.2023. При внешнем осмотре белья нательного установлено, что комплекты нательного белья имеют дефекты: стянутость швов, кривизна швов, разная ширина стачных швов в подгибку на одной детали (0,9-2,0 см), обрывы нити в стежке (нарушение целостности строчки), концы не обрезанных нитей

Заключение эксперта № 042-01-00368 от 10.07.2023

20.07.2023

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение об одностороннем отказе № 649-3-8 от 20.07.2023

31.07.2023

Заказчиком в адрес поставщика направлено требование на вывоз принадлежащего поставщику имущества, согласно которому, заказчик потребовал в десятидневный срок организовать вывоз имущества, в противном случае оно будет передано на ответственное хранение, с дальнейшим отнесением затрат по хранению на поставщика

Письмо исх.№ 676-3-8 от 31.07.2023

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, учитывая требования части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения обязательств по контракту в соответствии с гражданским законодательством РФ. Порядок одностороннего расторжения контракта определяется в соответствии с законодательством РФ.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

20.07.2023 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта 2720310439023000032 размещено решение об одностороннем отказе:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «Т» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 20.07.2023, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.08.2023.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «Т», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных (муниципальных) нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении поставщиком договора;

Во-вторых, невозможность поставщика исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что поставщик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями как-либо препятствовал поставщику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, необоснованно отказывал в приемке поступающего товара, препятствовал допуску поставщика к месту поставки товара и прочее. Наоборот, материалы дела содержат переписку, как заказчика, так и поставщика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с поставщиком, отвечал на все письма, учитывая при этом, что заказчиком действительно неоднократно в адрес поставщика направлялись ответы на ранее поступившие обращения, однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели.

Действия поставщика, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью поставленным товаром соответствующего условиям контракта, который имеет надлежащее качество, в требуемый по договору срок, а не с действиями предшествующими достижению результата поставки. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком поставленного товара в полном объеме.

Заказчик был лишен требуемого по контракту результата – полностью поставленного товара соответствующего условиям контракта, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.

Добросовестными возможно признать действия поставщика исключительно в случае, если поставленный товар успешно прошел приемку заказчика, указанный товар был согласован заказчиком и представленный поставщиком товар может поставляться в адрес заказчика, в противном случае, если требуемый товар не поставлен, либо товар поставлен, но не прошел приемку у заказчика и поставленный товар не соответствует условиям контракта, в этом случае, действия поставщика должны признаваться недобросовестными.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик обязан со своей стороны устранить ранее выявленные нарушения условий муниципального контракта.

Требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе являются правовой гарантией для самого поставщика (подрядчика, исполнителя) по устранению нарушений условий контракта, вызвавших необходимость принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

ООО «Т» согласно информации содержащейся в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности является по коду ОКВЭД 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе». То есть, основным видом деятельности Общества не является изготовление текстильных изделий, либо их розничная торговля.

Неисполнение в полном объеме и с надлежащим качеством условий заключенного муниципального контракта свидетельствует о его существенном нарушении, ввиду отсутствия полного обеспечения государственных нужд заказчика, которые он изначально преследовал, когда осуществлял закупку требуемого товара.

Отсутствие факта поставки требуемого товара по муниципальному контракту повлияло на срыв мероприятий по предстоящему вещевому обеспечению сотрудников заказчика.

Оценивая в рассматриваемом случае действия поставщика в рамках исполнения обязательств по контракту в их совокупности и взаимосвязи, следует признать, что поставщиком не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для исполнения заключенного контракта, что исключает возможность применения к спорной ситуации пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ.

В рамках правоотношений в сфере поставок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд участник закупки обязан предвидеть все возможные трудности, которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по контракту в целях его надлежащего исполнения. Подавая заявку на участие в закупке, поставщик обязан спрогнозировать и оценить все возможные риски с целью избежать возможных неблагоприятных последствий и проявить должную степень заботливости и осмотрительности, адекватно и объективно оценивать свои реальные возможности по участию в закупке с целью дальнейшего достижения цели закупки и исполнения договорных обязательств (статья 12 Закона о контрактной системе) которую заказчик преследовал изначально, когда закупка осуществлялась.

Недобросовестность действий поставщика подтверждена заключением заказчика № б/н от 23.05.2023, заключением эксперта Союзом «Торгово-промышленная палата Тюменской области» № 042-01-00368 от 10.07.2023.

Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее выявленные заказчиком нарушения условий контракта поставщиком не устранены), требуемый по контракту товар в полном объеме с надлежащим качеством, полностью соответствующий условиям контракта в адрес заказчика не поставлен, преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена. Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями как-либо препятствовал поставщику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, обстоятельства возникновения непреодолимой силы в ходе рассмотрения дела Комиссией Тюменского УФАС России также не установлены, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Т».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ГКУ ТО «Тюменская областная служба экстренного реагирования» в отношении ООО «Т» (ИНН , адрес:), директора и единственного учредителя Общества: И (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку термобелья (реестровый номер закупки 0167200003423001337) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Т» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны