Решение б/н Техническим заданием, а также ЛСР предусмотрены работы, кото... от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 072/06/44/37/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

05 апреля 2022 года                                                                                                                г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя М на действия заказчика Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода по ул.Кирова в с.Омутинское (реестровый номер закупки 0167300024122000031),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 30.03.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя М на действия заказчика Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода по ул.Кирова в с.Омутинское.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Техническим заданием, а также ЛСР предусмотрены работы, которые по своему характеру относятся к капитальному ремонту, при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, а следовательно, для их выполнения участнику закупки необходимо являться членом СРО, однако указанное требование в извещении о проведении закупки заказчиком не установлено.

Второй довод. Техническим заданием, а также ЛСР предусмотрены работы, которые по своему характеру относятся к капитальному ремонту, вместе с тем, заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено дополнительное требование к участникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу ИП М. необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области являясь муниципальным заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на ремонт водопровода по ул.Кирова в с.Омутинское, с начальной (максимальной) ценой контракта 6 184 863,60 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 22.03.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024122000031.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому доводу жалобы заявителя комиссия отмечает следующее.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Пунктом 10.1 части 1 статьи 1 градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, водопровод является линейным объектом.

Разделом III приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» предусмотрены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, к которым в частности относятся: укладка трубопроводов водопроводных (пункт 16.1).

Техническим заданием, а равно локально-сметным расчетом предусмотрены работы, которые надлежит выполнить подрядчику: укладка трубопровода из полиэтиленовых труб (пункт 13 технического задания, пункт 13 ЛСР).

Частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций (далее также – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, техническим заданием, а также ЛСР предусмотрены работы, которые относятся к капитальному ремонту, при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, а следовательно, для их выполнения участнику закупки необходимо являться членом СРО.

Довод заказчика о том, что ЛСР не предусматривает изменение первоначальных параметров линейного объекта или его участка (частей), общая длина водопровода остается прежней, точки подключения не меняются, площадь полосы отвода неизменна, в данном случае не могут быть приняты во внимание Комиссией Тюменского УФАС России, поскольку предметом жалобы являются не технологические особенности выполнения работ, а именно состав выполняемых подрядчиком работ, для получения права выполнения работ по некоторым из них требуется наличие у подрядчика членства в СРО.

Согласно извещению о проведении закупки размещенному в ЕИС в сфере закупок, требование к участникам закупки о наличии членства в СРО заказчиком не установлено, равно как не установлены документы, представляемые в составе заявки на участие в закупке подтверждающие членство участника закупки в СРО (пункт 1.1 приложения № 4 к извещению о проведении закупки), что указывает на допущенное заказчиком нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя комиссия отмечает следующее.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством РФ.

Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Пунктом 11 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ» предусмотрено, что для выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, участник должен иметь опыт выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, участник закупки представляет следующие документы:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе.

Извещением о закупке не установлено дополнительное требование к участникам закупки, в соответствии с пунктом 11 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Учитывая, что техническим заданием, а также ЛСР предусмотрены работы, которые по своему характеру относятся к капитальному ремонту, при этом, начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, а следовательно, для их выполнения участнику закупки необходимо являться не только членом СРО, но также подтвердить свое соответствие предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки установленным дополнительным требованиям, для выполнения работ предусмотренных описанием объекта закупки.

Поскольку заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено дополнительное требование к участникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, равно как не установлены документы представляемые в составе заявки на участие в закупке, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям (пункт 1.2 приложения № 4 к извещению о проведении закупки), что указывает на допущенное заказчиком нарушение частей 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе, а также то, что предмет закупки сформулирован как выполнение текущего ремонта, что не соответствует содержанию работ, указанными в описании объекта закупки, что указывает на недостоверность информации размещенной в ЕИС в сфере закупок (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе), в этой связи, комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене (аннулировании) закупки с реестровым номером извещения 0167300024122000031.

В дальнейшем, в ходе повторного размещения указанной закупки, заказчику надлежит учесть позицию, изложенную в настоящем решении Тюменского УФАС России относительно наименования объекта закупки, требований к участникам закупки и документов подтверждающих соответствие участников требованиям законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя М на действия заказчика Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на ремонт водопровода по ул.Кирова в с.Омутинское (реестровый номер закупки 0167300024122000031) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице Администрации Омутинского муниципального района Тюменской области нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1, части 2, части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны