Решение №072/06/44/230/2022 По мнению заявителя, принятое аукционной комиссией решение о... от 11 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/230/2022 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

11 января 2023 года                                                                                                               г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf») в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «Глобалнефтегазинвест» на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции (реестровый номер закупки 0167300012522000041),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России поступила жалоба ООО «Глобалнефтегазинвест» на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, принятое аукционной комиссией решение об отказе обществу в допуске к участию в электронном аукционе противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку его заявка на участие в электронном аукционе полностью соответствовала  требованиям извещения об осуществления закупки и нормам Закона о контрактной системе. В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы:

Первый довод. В части отклонения заявки общества в связи с отсутствием в уведомлении о выдачи лицензии срока действия лицензии заявитель указал, что  представленном уведомлении о выдаче ООО «ГНГИ» лицензии, выданной Западно-Уральским управлением Ростехнадзора 04.06.2021 г. № 282-11556, не содержалось информации о сроке действия лицензии, т.к. с 2011 г. (лицензия ООО «ГНГИ» выдана в 2021 г.) лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности являются бессрочными. В связи с этим, срок действия лицензии нигде не указывается.

Кроме того, согласно частям 3 и 4  ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

Второй довод.  Заявитель ранее уже принимал участие в закупке на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции в 2022 году (реестровый номер извещения 0167300012522000003) по результатам которой между ООО «Глобалнефтегазинвест» и администрацией Исетского муниципального района 21.02.2022 заключен муниципальный контракт (реестровый номер контракта 3721600138422000008). Соответственно, заказчик не мог не знать что у общества имеется необходимая правоспособность и возможности для оказания услуг, составляющие предмет контракта,  в том числе лицензия, которую заказчик просил представить в рамках данной закупки.

Третий довод. Кроме того, указывая на несостоятельность вывода комиссии о несоответствии заявки общества в связи с отсутствием в уведомлении о выдачи лицензии указания на осуществление ООО «Глобалнефтегазинвест» деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности  в Тюменской области, заявитель указал, что лицензия на эксплуатацию выдается в отношении выполнения конкретных видов работ и в отношении конкретного опасного производственного объекта, расположенного по конкретному адресу. В связи с этим, лицензия не может быть выдана на выполнение работ в Тюменской области.

Четвертый довод. Согласно пункту 1.1 проекта контракта исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию АГРС «Ташкент-2» и подводящего газопровода-отвод от точки врезки в МГ «Уренгой-Челябинск» 1452 км до одного газопровода по внешней линии ограждения АГРС.  Вместе с тем, согласно разъяснениям содержащимся в письмах Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.03.2020, Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 02-10/140 от 09.01.2020 деятельность по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и газопотребления не относится к деятельности, подлежащей лицензированию.

Пятый довод. Заявитель отметил, что общество неоднократно на основании имеющейся лицензии было признано победителем в рамках закупок услуг по техническому обслуживанию ремонту опасных производственных объектов, которые находятся за пределами Пермского края, то есть адрес лицензируемого вида деятельности не соответствовал региону местонахождения муниципального заказчика (региону оказания услуг), однако это не влияет на право ООО «Глобалнефтегазинвест» оказывать услуги по техническому обслуживанию, ремонту газопроводов и газового оборудования за пределами Пермского края.

Шестой довод. С учетом требований Административного регламента (утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454) у исполнителя по муниципальному контракту нет правовых и фактических оснований внести в свою лицензию адреса объектов находящихся в Тюменской области в целях участия в закупке, поскольку у участника закупки нет документов и прав на опасный производственный объект, здания, строения, сооружения, земельные участки, на которых размещается опасный производственный объект, требуемые для предоставления услуги по переоформлению лицензии. При этом, для оказания услуги по техническому обслуживанию этого и не требуется.

Заказчик свою очередь выразил несогласие с доводами ООО «Глобалнефтегазинвест», полагает, что действия закупочной комиссии, направленные на отклонение заявки общества в полном объёме соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок устанавливающих обязанность участников закупки подтверждать своё соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Так, общим решением комиссии по осуществлению закупок заявка указанного участника была отклонена в связи с тем, что в представленной им выписке-уведомлении содержались сведения о том, что ООО «Глобалнефтегазинвест» имеет право выполнять виды работ, относящиеся к такому лицензируемому виду деятельности, как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 617513, «ГРС» - Газопровод-отвод к сел. Малый Ашап, Пермский край, Ординский район, с. М. Ашап. Таким образом, представленным документом не подтверждено право осуществления ООО «Глобалнефтегазинвест» лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на территории Тюменской области. Кроме того, срок действия лицензии, выданной заявителю не указан, что в связи с чем невозможно определить возможность оказание им услуг в период, установленный контрактом.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, осуществив внеплановую проверку по жалобе заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений данного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.

Согласно материалам дела, Администрация Исетского муниципального района являясь муниципальным заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции, с начальной (максимальной) ценой контракта 7 864 560,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 28.11.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012522000041.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0167300012522000041 от 29.12.2022 следует, что заявка ООО «Глобалнефтегазинвест» (идентификационный номер 1) отклонена по следующему основанию: «пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом № 44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, именно: представленные документы подтверждают наличие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресу: 617513, «ГРС» - Газопровод-отвод к сел. Малый Ашап, Пермский край, Ординский район, с. М. Ашап. Из представленных документов невозможно сделать вывод о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в Тюменской области. В предоставленном уведомлении не указан срок действия лицензии».

По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно официального ответа оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ 03-Д/23 от 09.01.2023) следует, что на участие в закупке с реестровым номером извещения 0167300012522000041 поступило две заявки:

1) ООО «Глобалнефтегазинвест» (идентификационный номер заявки 1);

2) ООО «Газпром Трансгаз Сургут» (идентификационный номер заявки 2).

Заявки участников рассматриваемой закупки также представлены в электронном виде в антимонопольный орган.

Из представленной в материалы дела заявки ООО «Глобалнефтегазинвест» на участие в рассматриваемой электронной процедуре (идентификационный номер 1) установлено, что данный участник закупки приложил следующие документы и сведения:

1) сведения об участнике закупки;

2) во исполнение пункта 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке ООО «Глобалнефтегазинвест» в составе заявки представлено уведомление Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исх.№ 282-11556 от 04.06.2021, согласно которому, органом контроля принято решение о предоставлении лицензии с присвоением регистрационного номера в реестре лицензий от 04.06.2021 № ВХ-48-802524 (приказ от 04.06.2021 № ПР-282-87-л). Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: 617512, «ГРС» - Газопровод – отвод к сел. Малый Ашап, Пермский край, Ординский район, с. М.Ашап;

3) решение единственного участника ООО «Глобалнефтегазинвест» № б/н от 28.06.2022;

4) декларация соответствия требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе;

5) с использованием функционала оператора электронной площадки выражено согласие на оказание услуг, предусмотренных контрактом.

Пунктом 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено следующее:

1.1

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» или копия действующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, с учетом положений части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в случае если лицензия выдана до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и срок её действия не истек)

Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия действует бессрочно.

Подпунктом «и» пункта 6 Правил формирования и ведения реестра лицензий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343) предусмотрено, что в реестре лицензий указывается срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами.

С учетом приведенных правовых норм Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что аукционной комиссией администрации Исетского муниципального района принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО «Глобалнефтегазинвест» в части отсутствия в предоставленном в составе заявки уведомлении Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исх.№ 282-11556 от 04.06.2021 срока действия лицензии, учитывая, что в силу ч. 4 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензия действует бессрочно, то есть, конкретный срок действия выданной лицензии отдельно не предусмотрен, соответственно, указание данного срока объективно не представляется возможным.

В свою очередь, законодательство не обязывает участника закупки дополнительно указывать в составе заявки информацию, либо приобщать какое-либо подтверждение относительно срока действия лицензии.

Комиссия Тюменского УФАС России в рамках осуществления внеплановой проверки изучив заявку победителя закупки ООО «Газпром Трансгаз Сургут» (идентификационный номер заявки 2) установила, что в составе заявки данного участника приложена лицензия № ВХ-00-017285 от 23.01.2019 (серия АВ № 316637) выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в которой содержится указание на бессрочность ее действия.

Учитывая изложенные фактические обстоятельства и приведенные нормоположения, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в рассматриваемых действиях комиссии по осуществлению закупок Администрации Исетского муниципального района в части отклонения заявки ООО «Глобалнефтегазинвест» на участие в электронном аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции (0167300012522000041) по основанию отсутствия в уведомлении о выдачи лицензии срока ее действия, нарушение требований п. 1 части 12 статьи 48, подп. «а» п. 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Соответственно, в указанной части довод заявителя признается обоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Довод подателя жалобы о том, что он ранее уже принимал участие в закупке проводимой администрацией на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции в предыдущие периоды Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным отклонить поскольку обстоятельства проведения иных закупочных процедур с участием заявителя не является предметом рассмотрения настоящего дела.

Частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).

Учитывая приведенные нормоположения, следует что Законом о контрактной системе презюмируется, что комиссия по осуществлению закупок в принципе не может заблаговременно обладать информацией относительно наличия (либо отсутствия) права того или иного участника закупки оказывать услуги являющиеся предметом контракта, поскольку данный факт устанавливается исключительно при рассмотрении комиссией по осуществлению закупок поступивших заявок на участие в конкретной закупке, и комиссия по осуществлению закупок никак не связана ранее принятыми (либо непринятыми) решениями относительно допуска (отказа в допуске) той или иной заявки участника на участие в ранее проводимых конкретным заказчиком закупках.

По третьему доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

В части довода заявителя о незаконности отклонения его заявки на участие в закупке в связи с отсутствием в уведомлении о выдачи лицензии указания на осуществление ООО «Глобалнефтегазинвест» деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности  в Тюменской области, Комиссия считает необходимым указать следующее.

В соответствии с п.12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит, в том числе, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Во исполнение требования извещения об осуществлении закупки (п. 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке) обществом в составе заявки представлено уведомление Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 282-11556 от 04.06.2021, согласно которому, органом контроля принято решение о предоставлении лицензии с присвоением регистрационного номера в реестре лицензий от 04.06.2021 № ВХ-48-802524 (приказ от 04.06.2021 № ПР-282-87-л). Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: 617512, «ГРС» - Газопровод – отвод к сел. Малый Ашап, Пермский край, Ординский район, с. М.Ашап.

Комиссия Тюменского УФАС России установила, что сведения об указанной лицензии действительно содержатся в реестре лицензий на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.

Следовательно, довод заявителя о том, что место осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, связанной с оказанием услуг, составляющих предмет рассматриваемого аукциона, не может определяться границами адмнистративно-территориального образования (в данном случае Тюменский регион), и как следствие лицензия не может быть выдана на осуществление деятельности на территории Тюменской области, противоречит приведенным выше положениям специального законодательства.

В частности, из буквального прочтения п. 8 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности следует, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности может выступать не только конкретный производственный объект, но также и территория, которая определяется соответствующими административно-территориальными границами, (в том числе водные, земельные и лесные участки), в том числе, конкретного муниципального образования, которая может иметь помимо почтового адреса, также и другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности.

В качестве подтверждения данного вывода Комиссия отмечает, что другим участником электронного аукциона 0167300012522000041 ООО «Газпром Трансгаз Сургут» (номер заявки 2) которая представлена лицензия № ВХ-00-017285 от 23.01.2019 (серия АВ № 316637) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в приложении к которой установлены места осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе, место осуществления лицензируемого вида деятельности: «Тюменская область, Исетский район, с. Исетское».

Частью 7 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В этой связи, довод заявителя о том, что отсутствие в лицензии адреса осуществления лицензируемого вида деятельности, который бы соотносился с регионом местонахождения муниципального заказчика, не влияет на право ООО «Глобалнефтегазинвест» оказывать услуги по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению наружных газопроводов, а также газовых резервуарных установок на всей территории РФ, также не находит своего подтверждения, поскольку часть 7 статьи 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает именно обязанность лицензиата внести изменения в реестр лицензий в части места осуществления лицензируемого вида деятельности при намерении осуществлять деятельность в месте, не предусмотренном реестром лицензий (пункт 28 Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454).

Представленная в составе жалобы таблица закупок в которых ООО «Глобалнефтегазинвест» принимало участие подтверждающая, по мнению подателя жалобы факт оказания услуг за пределами Пермского края, не указывает на то, что в реестр лицензий в соответствии с действующим законодательством не должны вноситься соответствующие  изменения в части места осуществления лицензируемого вида деятельности при намерении лицензиата осуществлять деятельность в месте, не предусмотренном реестром лицензий (часть 7 статьи 18 Закона № 99-ФЗ, п. 28 Административного регламента от 25.11.2020 № 454).

Кроме того, утверждение заявителя о том, что, что у исполнителя по контракту не имеется правовых и фактических оснований внести в свою лицензию адреса объектов находящихся в Тюменской области в целях участия в закупке, поскольку у участника закупки нет документов и прав на опасный производственный объект, здания, строения, сооружения, земельные участки, на которых размещается опасный производственный объект требуемые для предоставления услуги по переоформлению лицензии, ничем объективного не подтверждено, поскольку  указанное обстоятельство вовсе не указывает на то, что в реестр лицензий в соответствии с действующим законодательством не должны вноситься изменения в части места осуществления лицензируемого вида деятельности при намерении лицензиата осуществлять деятельность в месте, не предусмотренном реестром лицензий.

Учитывая, что заявитель в составе заявки представил уведомление Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исх.№ 282-11556 от 04.06.2021, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности: 617513, «ГРС» - Газопровод-отвод к сел. Малый Ашап, Пермский край, Ординский район, с. М. Ашап. в то время как местом оказания услуг в соответствии с извещением об осуществлении закупки является Тюменская область, Исетский район, у комиссии заказчика не имелось оснований для признания заявки указанного участника соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки.

При этом, ссылки заявителя на различную административную (ведомственную) практику антимонопольных органов и судебную практику, подтверждающую доводы заявителя, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельной, поскольку судебная, равно как и административная практика не является источником права в Российской Федерации, не имеет преюдициального либо прецедентного характера, так как не создает новые правила поведения, содержит казуальное толкование, указанные правоприменительные акты приняты в рамках рассмотрения иных процедур закупок, с участием иных лиц.

Приложенная к жалобе практика не содержит общеобязательные предписания постоянного или временного характера. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку обстоятельствам рассматриваемого дела, и абсолютно никак не связана выводами иных правоприменительных органов, в том числе, выводами содержащимися в ранее принятых Тюменским УФАС России правоприменительных актах.

По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

Доводы заявителя со ссылками на письма территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору из которых следует, что деятельность по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и газопотребления не относится к деятельности, подлежащей лицензированию, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению об осуществлении закупки с реестровым номером 0167300012522000041, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке является: 12.12.2022, 09:00 (МСК+2).

При этом,  жалоба общества поступала в антимонопольный орган 30.12.2022 (идентификационный номер жалобы 202200169240001004), то есть по истечении установленного срока обжалования положений извещения об осуществлении закупки (в части требования к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии).

В этой связи, ввиду истечения регламентированного законодательством срока обжалования положений извещения об осуществлении закупки (в части требования к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии) антимонопольный орган не имеет полномочий по рассмотрению указанного довода жалобы заявителя.

В свою очередь, Комиссия считает также необходимым отметить, что обжалование заявителем положений извещения об осуществлении закупки после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом, так как заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса РФ конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям законодательства, в связи с чем обжалование участником закупки положений извещения после окончания срока подачи заявок свидетельствует также о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

В тоже время, Комиссия, по пятому и шестому доводам жалобы заявителя осуществила внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» предусмотрено, что лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 3.1.35 ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа (введен в действие приказом Росстандарта от 20.10.2021 № 1191-ст) предусмотрено, что эксплуатационная организация (сети газораспределения и/или сети газопотребления): юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и/или сети газопотребления или оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Пунктом 3.1.36 ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа (введен в действие приказом Росстандарта от 20.10.2021 № 1191-ст) предусмотрено, что эксплуатация (сети газораспределения и/или сети газопотребления) включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению использования сети газораспределения по функциональному назначению, определенному в проектной и/или рабочей документации. Эксплуатация включает в себя ввод в эксплуатацию, мониторинг технического состояния, техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонты, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию и вывод из эксплуатации сети газораспределения (газопотребления).

Кроме того, согласно п. 6 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Таким образом, учитывая, что газораспределительная станция, работы по техническому обслуживанию которой являются предметом рассматриваемой закупки, относится к опасным производственным объектам (что не оспаривается сторонами по делу), в связи с чем требование заказчика к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является законным и обоснованным и не может нарушать права участников закупки, не имеющих такой лицензии.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что эксплуатационная организация (победитель закупки) обязана иметь соответствующую лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (газораспределительной станции), следовательно, заказчик установив в пункте 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки ) вышеуказанное требование к участникам закупки, действовал в соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что заявка заявителя в любом случае подлежала отклонению аукционной комиссией заказчика, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила не выдавать в адрес заказчика, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушения в части неправомерного отклонения по основанию отсутствия в уведомлении о выдачи лицензии срока действия такой лицензии.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Глобалнефтегазинвест» на действия комиссии по осуществлению закупок администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической газораспределительной станции (реестровый номер закупки 0167300012522000041) обоснованной в части отклонения аукционной комиссией заказчика заявки ООО «Глобалнефтегазинвест» ввиду отсутствия в предоставленном в составе заявки уведомлении Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исх.№ 282-11556 от 04.06.2021 срока действия лицензии.

2. Признать комиссию по осуществлению закупок Администрации Исетского муниципального района нарушившей требования пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны