Решение №072/06/44/16/2024 По мнению заявителя, заказчиком неправомерно не установлено ... от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/16/2024 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснованной

07 февраля 2024 года                                                                                                              г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей заказчика: Администрация города Ишима (далее также – заказчик) Б. по доверенности № 8123 от 29.08.2023, Е. по доверенности № 2300 от 14.03.2023,

в отсутствие заявителя: индивидуального предпринимателя В (далее также – заявитель), извещенного надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) жалобу индивидуального предпринимателя В на действия заказчика в лице Администрации города Ишима при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3) (реестровый номер закупки 0167300008324000012),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя В на действия заказчика в лице Администрации города Ишима при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3).

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, заказчиком неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 15 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просит Комиссию признать жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам

Из материалов дела следует, что 26.01.2024 администрацией города Ишима на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 110 116,26 рублей. Реестровый номер извещения о закупке 0167300008324000012.

Из материалов дела следует, что Администрация города Ишима являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 110 116,26 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 26.01.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300008324000012.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Пунктом «н» части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».

Так, абзацем 5 подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при этом позиция 15 указанного Постановления применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 000 000,00 рублей.

Пунктом 15 раздела II Дополнительных требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 для выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

При этом, цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

Как было указано выше, объектом закупки является выполнение подрядных работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3), при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 110 116,26 рублей, что обуславливает для заказчика обязанность установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с  пунктом 15 раздела II Дополнительных требований Постановления № 2571.

Однако, анализ содержания извещения об осуществлении закупки показал, что Администрацией города Ишима соответствующие требования к участникам закупки не установлены, что свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения частей 2, 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

При этом, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняет доводы заказчика о правомерности не установления дополнительных требований к участникам закупки в связи с тем, что сметная стоимость самих работ согласно локального сметного расчета не превышает 1 000 000,00 рублей относительно иных затрат (включая стоимость строительных материалов), поскольку указанная позиция противоречит приведенным выше положениям законодательства, которые определяют необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки исходя из существа объекта закупки и размера начальной (максимальной) цены контракта.

Для целей установления дополнительных требований к участникам закупки не предусмотрено выделение заказчиком в составе общих затрат, определенных сметой отдельно расходов на строительные материалы (ресурсы), используемые при выполнении работ, и расходов на работы, выполняемые по контракту, поскольку определяющим является объект закупки (контракта) и факт превышения начальной (максимальной) цены контракта, размер которой регламентирован Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

В рассматриваемом случае, работы предусмотренные локальным сметным расчетом отнесены к работам по текущему ремонту помещений здания (ОКПД 2 - 43.39.19.190 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки»), предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, установленный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 превышен, следовательно, заказчик в рассматриваемом случае обязан установить к участникам закупки дополнительное требование в соответствии в соответствии с пунктом 15 раздела II Дополнительных требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, чего сделано не было.

В свою очередь, установление дополнительных требований фактически означает для участника закупки необходимость подтверждения опыта оказания услуг, выполнения работ аналогичных предмету закупки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ИП В. обоснованной.

Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения.

Комиссия на основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя В на действия заказчика в лице Администрации города Ишима при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений комитета ЗАГС администрации г. Ишима (ул. К.Маркса 40/3) (реестровый номер закупки 0167300008324000012) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице Администрации города Ишима нарушившей требования частей 2, 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны