Решение №РНП-72-41/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 21 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № РНП-72-41/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

21 марта 2022 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителя муниципального заказчика: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее также – заказчик), С. по доверенности № 33 от 15.03.2022,

с участием представителей ООО «П» (далее также – Общество, исполнитель), Н., Б., Ш. действующих по доверенности № б/н от 03.02.2022,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений (реестровый номер закупки 0167300000521001116),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 14.03.2022 поступило обращение Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «П» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «П» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило письменные пояснения с приложенными документами (вх.№ 2681 от 18.03.2022), которые приобщены к материалам дела. Представитель Общества просил Комиссию не включать сведения в отношении ООО «П» в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 779 307,00 рублей, в интересах заказчика Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 4/КО-058/21 от 07.09.2021 победителем признано ООО «П».

19.10.2021 между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и ООО «П» заключен муниципальный контракт № 04000.21.044 на выполнение работ по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений (реестровый номер контракта 3720207449521000044).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что согласно контракту подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений согласно сводной смете по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений, сметами на проектные работы,   техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: «Устройство архитектурно-художественной подсветки сооружения по адресу: г. Тюмень, ул. Береговая, 77, Вознесенско- Георгиевский храм»,  техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: «Устройство архитектурно-художественной подсветки сооружения по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 1, Крестовоздвиженский храм», техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: «Устройство архитектурно-художественной подсветки сооружения по адресу:  г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10, Свято-Троицкий мужской монастырь»,   техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: « г. Тюмень, ул. Ленина, 7, Приход Римско-Католической Церкви святого Праведного Иосифа »,  техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: « г. Тюмень, ул. Ленина, 22, Церковь Михаила Архангела»,  техническим заданием  на разработку   проектной документации по объекту: «г. Тюмень, ул. Ленина, 43, Спасская Церковь» (далее - технические задания на разработку проектных документаций), расчетом стоимости выполнения работ,  (Приложения № 1-15 к контракту) (далее - работы) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Пунктом 1.7 контракта предусмотрено, что объем работ указан в Приложениях №№ 1-7, 15 к контракту.

Разделом 1.1 контракта предусмотрено, что заказчик вправе определить уполномоченное им лицо на реализацию прав и обязанностей заказчика, установленных контрактом, за исключением прав и обязанностей, установленных разделами 2,8-11, п. 4.1.5-4.1.6, 4.2.5, 4.2.4-4.2.6 контракта.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.12.2021.

Пунктом 5.2.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений в соответствии с техническими заданиями  на разработку проектных документаций (Приложения № 8-13 к контракту).

Пунктом 6.4 контракта предусмотрено, что подрядчик предоставляет заказчику результаты выполненных работ в соответствии с требованиями технических заданий на разработку проектных документаций (Приложения № 8-13 к контракту), в бумажном переплетном виде – 5 экз., в электронному цифровом носителе – 2 экз. Сдача-приемка осуществляется сторонами по накладной приема-передачи проектной документации (Приложение № 14 к контракту).

Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2021.

Требования предъявляемые к разработке проектной документации установлены разделом 5 технического задания (Приложение № 8 к контракту).

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

12.10.2021 Обществом на электронную почту ответственного лица заказчика: p@tyumen-city.ru направлен запрос о предоставлении выкопировок по объектам проектирования. Какого-либо ответа Обществу не поступало.

Обществом составлялись 29.10.2021, 19.11.2021, 10.12.2021 акты обследования объектов находящихся в городе Тюмени по следующим адресам: ул. Коммунистическая д. 10, ул. Береговая д. 77, ул. Ленина д. 22.

17.11.2021 заказчиком в адрес Общества направлен запрос (исх.№ 45-08-003062/21) с просьбой предоставления информации о стадии выполнения работ по муниципальному контракту.

03.12.2021 заказчиком в адрес Общества направлено требование (исх.№ 45-08-003209/21) согласно которому, заказчик потребовал принять меры по выполнению работ в полном объеме в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления.

17.12.2021 заказчиком в адрес Общества направлено требование (исх.№ 45-08-3339/21) согласно которому, заказчик потребовал принять меры по выполнению работ в полном объеме в срок до 25.01.2022.

21.01.2022 Обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх.№ 24-22), согласно которому на заявленных в контракте сооружениях завершаются работы по обмеру и обследованию на предмет обнаружения и фиксации установленного оборудования, кроме того, заказчику будут представлены по три варианта 3D моделей архитектурно-художественной подсветки сооружений.

22.02.2022 Обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх.№ 72-22), согласно которому Общество указывало, что заказчику направляются альбомы визуализации объектов находящихся в городе Тюмени по адресам: ул. Луначарского д. 1, ул. Ленина д. 7, ул. Ленина д. 22. Вместе с тем, не позднее 01.03.2022 будут представлены альбомы визуализации объектов находящихся в городе Тюмени по адресам: ул. Береговая д. 77, ул. Коммунистическая д. 10, ул. Ленина д. 43.

01.03.2022 Обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх.№ 94-22) содержащего альбомы визуализации объектов находящихся в городе Тюмени по адресам: ул. Береговая д. 77, ул. Коммунистическая д. 10, ул. Ленина д. 43. Общество указало, что значительный объем работ по контракту завершен.

09.03.2022 заказчиком в адрес Общества направлено письмо (исх.№ 45-63-000467/22) согласно которому, по состоянию на 09.03.2022 обязательства по контракту не выполнены, представленные наработанные материалы не содержат трех вариантов эскизных проектов 3D-модели с использованием анимации с учетом освещения и праздничного оформления и не утверждены Архитектурно-художественным советом города Тюмени.

Поскольку Обществом обязательства по контракту не исполнены, заказчик руководствуясь пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 11.2 контракта принял решение № 45-08-391/22 от 21.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

В качестве гражданско-правовых оснований для расторжения контракта заказчик ссылается на пункт 2 статьи 715 ГК РФ. Учитывая, что в предусмотренный контрактом срок работы по разработке проектной документации не выполнены, подрядчик также не представлял заказчику разработанную в полном объеме проектную документацию, что повлекло за собой утрату интереса заказчика в исполнении условий контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно наличия обоснованности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Письмом ФАС России от 12.03.2019 № ИА/18794/19 «По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» разъяснено, что принятие решения об одностороннем отказе допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.02.2022 № 45-08-391/22, размещено 22.02.2022 в ЕИС в сфере закупок, а также направлено посредством заказного почтового отправления в адрес ООО «П» (идентификатор почтового отправления 80082268513955).

Разделом 3.7.4.2 Руководства пользователей Единой информационной системы в сфере закупок (версия 12.0) предусмотрено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается заказчиком во вкладке «вложения» карточки дополнительной информации о контрактах по реестровому номеру контракта, содержащемуся в ЕИС в сфере закупок.

В разделе «дополнительная информация о контрактах» официального сайта ЕИС в сфере закупок, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 22.02.2022:    

Заказчик обязательно должен не только вручить (либо направить) подрядчику (исполнителю) решение об одностороннем отказе, но также разместить указанное решение в ЕИС в сфере закупок не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 45-08-391/22 от 21.02.2022 размещено в надлежащем разделе ЕИС в сфере закупок 22.02.2022, то есть с соблюдением срока предусмотренного пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

Согласно информации об отслеживании почтового отправления на официальном сайте Почта России (идентификатор почтового отправления 80082268513955), следует, что 01.03.2022 ООО «П» получено решение об одностороннем отказе. Заказчику стало известно о получении Обществом решения об одностороннем отказе в тот же день, то есть 01.03.2022, поскольку в личный кабинет заказчика поступило электронное уведомление о вручении.

Таким образом, 10.03.2022 является датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта.  

Стоит отметить, что десятидневный срок, предусмотренный для вступления решения заказчика в законную силу, а также для устранения исполнителем нарушений своих обязательств по контракту начинает течение только с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Во исполнение требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятый день срока, предусмотренного для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе выпадал на 10.03.2022 (четверг, рабочий день).

Статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Одиннадцатый день выпадал на 12.03.2022 которое, является датой расторжения контракта.

В ЕИС в сфере закупок заказчиком указана дата расторжения контракта:

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Относительно направленных Обществом в адрес заказчика писем (исх.№ 72-22от 22.02.2022, исх.№ 94-22 от 01.03.2022) альбомов визуализации объектов находящихся в городе Тюмени, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если подрядчиком (исполнителем) устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В поступивших заказчику письмах (исх.№ 72-22от 22.02.2022, исх.№ 94-22 от 01.03.2022) Общества не содержится информация об исполнении условий контракта в полном объеме, поскольку основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужил факт неисполнения в срок обязательства по разработке проектной документации, то есть, направленные письма не содержат информации об устранении нарушений условий контракта, следовательно, у заказчика не было правовых оснований для отмены принятого решения об одностороннем отказе.

В заседании Комиссии установлено, что впоследствии 09.03.2022 заказчиком в адрес Общества направлено письмо (исх.№ 45-63-000467/22) согласно которому, по состоянию на 09.03.2022 обязательства по контракту не выполнены, представленные наработанные материалы не содержат трех вариантов эскизных проектов 3D-модели с использованием анимации с учетом освещения и праздничного оформления и не утверждены Архитектурно-художественным советом города Тюмени. Следовательно, направленные материалы также не подтверждали факт выполнения требуемого объема работ по контракту.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что Общество, подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в документации требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что исполнителем обязательства по оказанию услуг по разработке проектной документации не выполнены, поскольку представленные Обществом в адрес заказчика наработанные материалы не были выполнены надлежащим образом, о чем заказчиком

Разработанная проектная документация в полном объеме заказчику не передавалась, исполнителем нарушен срок оказания услуг. Представитель Общества пояснил, что основные трудности возникли в ходе сбора исходных данных для проектирования и согласования.

Необходимо отметить, что частичное выполнение работ по контракту, условиями муниципального контракта не предусмотрено.

Несмотря на то, что заказчик неоднократно предоставлял возможность исполнителю устранить допущенные нарушения, предоставлял новые сроки для исполнения обязательств, действия предпринимаемые исполнителем не привели к положительному результату.

Представитель Общества в заседании Комиссии указывал, что причинами увеличения срока выполнения работ стала невозможность расположения осветительного оборудования на фасаде зданий и сооружений объектов, а также необходимости свести к минимуму работы на земельных участках, не принадлежащих муниципальному образованию город Тюмень, в то время как значительная площадь возле объектов проектирования занята землями федерального значения.

В случае наличия объективных препятствий при сборе исходных данных, а также учитывая, что подрядчику требовалось значительное время на сбор исходных данных, в этой связи подрядчик не был лишен права приостановить выполнение работ по контракту, однако Общество не воспользовалось указанным правом, чем приняло на себя риски связанные с нарушением сроков.

Варианты эскизных проектов Архитектурно-художественным советом города Тюмени не утверждены, технические условия на проектирование системы управления архитектурно-художественной подсветкой в МБУ «Тюменьгормост» не получены, проектные решения не разработаны ввиду неполучения технических условий.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, заказчик несмотря на просрочку исполнения Обществом принятых на себя обязательств по муниципальному контракту, предоставлял достаточные сроки чтобы исполнить условия контракта, что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении муниципального контракта;

В-третьих, невозможность Общества исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность Общества, учитывая то, что Общество было ознакомлено с условиями технического задания, подавало заявку на участие в закупке, подписало контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно приняло на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-четвертых, обстоятельства непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту, не установлены;

В-пятых, трудности связанные с невозможностью расположения осветительного оборудования на фасаде зданий и сооружений объектов, а также необходимостью сведения к минимуму работ на земельных участках не принадлежащих муниципальному образованию город Тюмень в данном случае являются предпринимательским риском Общества, а не обстоятельством которое объективно невозможно было предвидеть, поскольку Общество заключая контракт было ознакомлено с условиями контракта и технического задания, а также учитывая, что основным видом деятельности Общества является деятельность в области архитектуры ОКВЭД 71.11 (по данным ЕГРЮЛ Общество осуществляет деятельность с 2019 года), а следовательно, обладает достаточной компетенцией в области разработки проектной документации и должно было предвидеть возможные риски возникающие при исполнении контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик, либо уполномоченное им лицо создавали какие-либо препятствия для исполнителя в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик предоставлял более чем достаточный срок исполнителю чтобы исполнить условия контракта.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поскольку заказчик исходит из необходимости достижения результата обеспечения муниципальных нужд, и только в случае отсутствия результата и наличия факта существенного нарушения контракта, заказчик обязан направить для рассмотрения информацию в контрольный орган в сфере закупок, что и было сделано заказчиком.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что факт существенного нарушения условий контракта находит свое подтверждение, поскольку исполнителем нарушен срок исполнения контракта, разработанная проектная документация в полном объеме не была передана заказчику для согласования, заказчику не переданы цифровые электронные планы на CD дисках, не представлена графическая часть планов, не представлена справка проектной организации о соответствии проекта требованиям действующего законодательства. При этом, возникающие трудности при исполнении контракта относятся к рискам самого исполнителя, который обладает компетенцией в области архитектуры.

Следовательно, принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось вынужденной мерой с учетом значительной просрочки исполнения Обществом обязательств, что повлекло утрату интереса заказчика в дальнейшем исполнении контракта.

Общество не отрицает в заседании Комиссии, что им предпринимались неоднократные попытки исполнить обязательства по контракту, вместе с тем указанные попытки не привели к какому-либо положительному результату.

Подрядчик, разрабатывая проектную документацию по контракту, осознавал, что она является основанием для устройства архитектурно-художественной подсветки сооружений, и нарушение сроков ее разработки может повлечь нарушение сроков по устройству подсветки сооружений, что дополнительно свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.

Важно отметить, что не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с готовой проектной документацией, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта передачи исполнителем на согласование заказчику полностью разработанной проектной документации.

С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту результата работ, на который был вправе рассчитывать при проведении закупки ввиду недобросовестного поведения Общества.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «П».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в отношении ООО «П» (ИНН , адрес: ), директора Общества: Ш (ИНН ), Ш (ИНН ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектных документаций на устройство архитектурно-художественной подсветки сооружений (реестровый номер закупки 0167300000521001116) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «П» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны