Решение б/н Заказчик представил 09.02.2022 в Управление Федеральной анти... от 18 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № РНП/223-08/2022

по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

 

Резолютивная часть заключения объявлена 17.02.2022

В полном объёме заключение изготовлено 22.02.2022                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«…-…»      -

руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

 

Члены комиссии:

 

«…-…»                -

 

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

 

«…-…»            -

специалист 1-го разряда отдела контроля закупок

 

рассмотрев посредством системы видеоконференции «TrueConf» обращение «…-…» (далее также – Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее также – РНП) сведений в отношении «…-…» (далее также – Участник, Общество) в связи с уклонением от заключения договора запроса котировок в электронной форме (с 01.01.2019 г) на поставку бункеров накопителей (реестровый номер извещения: 32110866950), с участием:

 

представителя Заказчика:

«…-…» (на основании Доверенности №46/2022 от 07.02.2022),

 

представителей Участника:

«…-…» (на основании Доверенности №7 от 15.02.2022),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Заказчик представил 09.02.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) в соответствии со Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закон о закупках), Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения в отношении Общества для включения в РНП.

Из обращения Заказчика следует, что победитель закупочной процедуры в установленный закупочной документацией срок надлежащим образом не исполнил обязанность по предоставлению подписанного проекта договора и его обеспечения исполнения, вследствие чего данный Участник был признан уклонившимся от заключения данного Договора.

В заседании Комиссии Тюменского УФАС России по рассмотрению указанного обращения, представитель Общества не согласился с изложенной позицией Заказчика и пояснил, что в действиях Общества отсутствовали признаки недобросовестного поведения направленные на умышленное уклонение от заключения и исполнения Договора, что подтверждается.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав документы, сведения и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения установила следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ст. 5 Закона о закупках, за нарушение установленных Законом о закупках требований и принципов к участникам закупки, уклонившимся от заключения договоров, предусмотрена ответственность в виде включения названных лиц федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в РНП.

Постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004 г. соответствующие полномочия возложены на Федеральную антимонопольную службу (п. 5.3.4 Положения о ФАС России).

Во исполнение Закона о закупках, постановлением Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. утверждён Перечень сведений, включаемых в РНП (далее – Перечень сведений), Правила ведения РНП (далее – Правила ведения реестра), а также Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на ведение РНП (далее – Правила направления сведений).

Пунктом 8 Правил ведения реестра определено, что уполномоченный орган в установленном порядке осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пп. 2 – 4 Правил ведения реестра.

Подтверждённые по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись (п. 9 Правил ведения реестра).

В целях реализации Правил ведения реестра, ФАС России издан приказ №164/13 от 18.03.2013 г. «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Приказ № 164/13), в соответствии с п. 1 которого на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, представляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в уполномоченный орган.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Протоколом внеочередного общего собрания участников «…-…» от «14» июля 2021 утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг «…-…» (четырнадцатая редакция) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 16.07.2021 (в новой редакции) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 26.11.2021 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32110866950), Заказчиком было размещено Извещение по запросу котировок в электронной форме № 112/2021 на право заключения договора поставки бункеров накопителей (далее – Извещение).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.12.2021 в 09:00

Начальная (максимальная) цена договора – 2 288 599,92 руб.

Порядок организации и проведения закупочной процедуры посредством запроса котировок в электронной форме регламентируется разд. 11 Положения о закупке Заказчика.

Так, в соответствии ч. 1.2 Положения, под запросом котировок, понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора;

Из содержания протокола № 112/2021 от 14.12.2022 г. следует, что на участие в рассматриваемой Закупке подано и допущено закупочной комиссией Заказчика 2 заявки, где победителем признан Участник № 1 («…-…»).

Согласно ч. 17.5.1 и 17.5.2 Положения, В случае непредставления подписанного договора или обеспечения исполнения договора победителем, иным участником, с которым заключается договор, в сроки, указанные в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

Вместе с тем, в Извещении в части «срок и порядок заключения договора с победителем запроса котировок в электронной форме» утверждено, что договор должен быть заключен не ранее 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, в соответствии с которым определен победитель. Договор заключается без использования функционала электронной торговой площадки.

Участник, с которым заключается договор по результатам закупки, заполняет договор в соответствии с проектом договора (Приложение № 2 к извещению) и заявкой/окончательным предложением такого участника, предоставляет подписанный уполномоченным лицом со своей стороны договор и подтверждение предоставления обеспечения исполнения договора не позднее 11 дня с даты опубликования протокола, в соответствии с которым определен победитель. По письменному согласованию с Заказчиком срок предоставления подписанного договора со стороны участника, с которым заключается договор, и/или обеспечения исполнения договора может быть изменен.

Случаи признания Участника закупки уклонившимся от заключения договора:

- Непредставление подписанного договора победителем, иным Участником, с которым заключается договор, в сроки, указанные в настоящем Извещении;

- Непредставление обеспечения исполнения договора, в том числе, но не исключая представление обеспечения исполнения договора, не соответствующего требованиям настоящего извещения, победителем, иным Участником, с которым заключается договор, в сроки, указанные в настоящем Извещении;

Заказчик признает Участника закупки уклонившимся от заключения договора, начиная с даты, следующей за последним днем срока предоставления подписанного договора и(или) обеспечения исполнения договора (в том числе, срока, согласованного сторонами, по истечении 11 дня с даты опубликования протокола) и в иных случаях, предусмотренных настоящим извещением. Заказчик направляет уведомление такому Участнику не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня принятия такого решения.

В Извещении, в части «Обеспечение исполнения договора, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения договора составляет 114 430 (сто четырнадцать тысячи четыреста тридцать) рублей 00 копеек и предоставляется в виде:

а) банковской гарантии;

б) денежных средств, перечисленных на расчетный счет Заказчика;

Способ обеспечения исполнения договора определяется Участником закупки самостоятельно.

 

По результатам рассмотрения совокупности представленных сторонами документов, сведений и материалов, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

14.12.2021 г. – Итоговый протокол №112/2022 от 14.02.2022 г. размещён Заказчиком в ЕИС в день его составления;

27.12.2021 г. (до 23:59) – крайний срок подписания проекта договора и предоставления оригинала банковской гарантии Заказчику победителем;

28.12.2021 г. – опубликован Протокол уклонении победителя от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме № 112/2021 на право заключения договора на поставку бункеров накопителей.

В ходе заседания, Комиссией Тюменского УФАС было установлено, что на момент 27.12.2021 г. Участником не было предоставлено подписанного проекта договора и приложенного к нему оригинала обеспечения исполнения обязательств по договору в установленные документацией сроки, в связи, с чем закупочной комиссией Заказчика 28.12.2021 г. было принято решение признании победителя запроса котировок в электронной форме, уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Общества пояснил, что «…-…» в течение указанного срока (с 14.12.2021 по 27.12.2021 включительно) предпринимало направленные на заключение договора действия вопреки возникшим непредвиденным обстоятельствам: заражение коронавирусной инфекцией с последующей самоизоляцией с 18.12.2021г по 31.12.2021 единственного специалиста тендерного отдела «…-…» (электронный больничный №910096190290), ответственного за участие в торгах и заключение договора, а также заражение коронавирусной инфекцией с последующей госпитализацией генерального директора «…-…» с 16.12.2021 по 27.12.2021г, что подтверждается выписным эпикризом № МК 26457-21-С, приложенным в материалы дела, согласно которой, он находился в стационаре с 16.12.2021, 20:10 по 27.12.2021, 09:55.

В соответствии с приложенной Заказчиком в материалы дела электронной перепиской, Комиссией Тюменского УФАС было установлено, что Участником предпринимались следующие действия:

  • С 14.12.2021 г. – Обществом велось оформление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения договора. Поскольку со времени регистрации Общества на время указанных событий прошло менее 6 месяцев, Внешфинбанком были запрошены дополнительные документы от Общества, а также личное поручительство генерального директора, что привело к затягиванию сроков оформления банковской гарантии.
  • 22.12.2021 г. – Заказчику по электронной почте Обществом был направлен на предварительное согласование проект банковской гарантии №9991-4S1/984952 от 22.12.2021 банка Уралсиб, согласившегося выдать Участнику банковскую гарантию без поручительства на сумму 171 645 (сто семьдесят одна тысяча шестьсот сорок пять) рублей 00 копеек.
  • 28.12.2021 г. – Общество направило Заказчику письмо с изложением фактических обстоятельств, связанных с заключением договора и просьбой оказать содействие в его заключении.

Также, исходя из пояснений Участника, действия, направленные на получение банковской гарантии, осуществлялись дистанционно «…-…» от имени генерального директора, но в связи с отсутствием директора, у Участника не было возможности подписать проект договора в срок. Вместе с тем, Участник пояснил, что в обязанности генерального директора также входили обязанности главного бухгалтера и в связи с этим, Участник также не имел возможности обеспечить исполнение договора путём перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведённых обстоятельств, рассмотренных норм действующего законодательства РФ и документов, сведений материалов, предоставленных сторонам, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к заключению, что не подписание договора в установленный законом срок не обусловлено в данном случае недобросовестным поведением Участника и намеренным уклонением Общества от подписания такого договора.

 

Комиссия Тюменского УФАС России в результате осуществления проверки документов, сведений и материалов, представленных лицами, участвующими в деле, а также заслушав их устные пояснения, приходит к следующему выводу.

В силу положений действующего законодательства РФ, при поступлении сведений об уклонении участника закупки от заключения договора, антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения договора с заказчиком и оценить обстоятельства, повлекшие такое уклонения, и только в случае подтверждения указанного факта он может разместить сведения о нём в РНП.

Вместе с тем, основанием для включения в РНП может являться только такое уклонение от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (халатного бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как лицом, признанным победителем закупки и этими действиями (бездействием) нарушающим права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления № 13-П от 30.07.2001 г. и № 15-П от 21.11.2002 г.) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом, в силу общих принципов гражданского законодательства, хозяйствующий субъект (участник закупки), принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несёт риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе включение сведений о соответствующем участнике закупки в РНП в случае совершения им действий (бездействия), нарушающих требования законодательства РФ о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе требований закупочной документации и Положения о закупке.

С учётом вышеизложенного, изучив и проанализировав совокупность представленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях «…-…» признаков недобросовестного поведения, направленного на уклонение от заключения Договора, в связи с возникшим у Участника обстоятельств, воспрепятствовавших подписанию проекта договора и не зависящих от него; в связи с действиями направленными на получение банковской гарантии.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не находит в действиях Участника признаков недобросовестного поведения и считает факт уклонения «…-…» от заключения договора запроса котировок в электронной форме (с 01.01.2019 г) на поставку бункеров накопителей (реестровый номер извещения: 32110866950), не подтвердившимся, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения сведений в отношении указанного участника в РНП.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков», предусмотренного Законом о закупках и Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Тюменского УФАС России,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Признать факт уклонения «…-…» (ИНН: «…-…», юридический адрес: «…-…»), в связи с уклонением последнего от заключения договора запроса котировок в электронной форме (с 01.01.2019 г) на поставку бункеров накопителей (реестровый номер извещения: 32110866950) не подтвердившимся.

 

 

 

Председатель Комиссии

«…-…»

 

 

 

Члены Комиссии:

 

«…-…»

 

 

 

 

«…-…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны