Решение №РНП-72-38/22 односторонний отказ от исполнения контракта от 17 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № РНП-72-38/22 о проверке факта одностороннего отказа от исполнения контракта

17 марта 2022 года                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

с участием представителей муниципального заказчика: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее также – заказчик), Л. по доверенности № 2 от 10.01.2022, Д. по доверенности № 32 от 15.03.2022,

с участием представителя ООО «Г» (далее также – Общество, исполнитель), К. по доверенности № б/н от 28.02.2022,

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» обращение Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Г» (ИНН ) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе» (реестровый номер закупки 0167300000517000834),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области (далее – Тюменское УФАС России) 11.03.2022 поступило обращение Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Г» (ИНН ) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе».

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ООО «Г» будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило письменные пояснения с приложенными документами (вх.№ 2560 от 16.03.2022), которые приобщены к материалам дела. Представитель Общества просил Комиссию не включать сведения в отношении ООО «Г» в РНП.

            Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектной документации по обеспечению доступа маломобильных групп населения в объекты муниципальной казны, с начальной (максимальной) ценой контракта 7 190 162,00 рублей, в интересах заказчика Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 2/КО-060/17 от 27.09.2017 победителем признано ООО «Г».

10.10.2017 между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и ООО «Г» заключен муниципальный контракт № 04000.17.065 на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе» (реестровый номер контракта 3720207449517000066).

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что согласно контракту исполнитель обязуется оказать услуги по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе», согласно расчету стоимости оказания услуг по разработке проектной документации, техническому заданию на разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе» (Приложения №№ 1,2 к контракту) (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Пунктом 1.7 контракта предусмотрено, что объем услуг указан в Приложениях №№ 1,2 к контракту.

Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что заказчик вправе определить уполномоченное им лицо на реализацию прав и обязанностей заказчика, установленных контрактом.

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что срок оказания услуг: в течение 180 календарных дней с момента  заключения контракта. В установленный срок исполнитель обязан разработать и предоставить заказчику готовую проектную документацию со всеми согласованиями в соответствии с техническим заданием на разработку проектной документации по объекту. В установленный срок оказания услуг не включается период прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, период проверки достоверности определения сметной стоимости. Срок и порядок прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости регламентируются действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6.2.1 контракта предусмотрена обязанность исполнителя оказать услуги по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе», в соответствии с требованиями технического задания на разработку проектной документации по объекту.

Пунктом 7.3 контракта предусмотрено, что исполнитель предоставляет заказчику на проверку проектную документацию, разработанную в соответствии с требованиями технического задания на разработку проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе» (Приложение №2 к Контракту), в 1-ом экземпляре в бумажном виде в твердом переплете и в 1-ом экземпляре в электронном виде на цифровом носителе. Сдача-приемка осуществляется сторонами по накладной приема-передачи проектной документации (Приложение № 3 к контракту). Передача документации исполнителем осуществляется сопроводительными письмами исполнителя. Датой сдачи проектной документации считается дата регистрации сопроводительного письма заказчиком.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2018, а в части исполнения принятых по контракту обязательств, - до полного их исполнения сторонами.

Требования предъявляемые к разработке проектной документации установлены разделом 7 технического задания (Приложение № 2 к контракту).

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 1 статьи 407 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В качестве уполномоченного лица на реализацию прав и обязанностей заказчика было определено МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени».

11.10.2017 ООО «Г» направило в адрес заказчика письмо (исх.№ 160) согласно которому, просило предоставить исходные данные для разработки проектных документаций.

Пунктом 1 раздела 7 технического задания предусмотрена обязанность подрядчика выполнить сбор исходных данных для проектирования и согласования.

09.11.2017 заказчик направил ответ согласно которому, пунктом 7.7 технического задания на разработку проектной документации, необходимо получить проект планировки территории в Департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени. Кроме того, на момент подготовки ответа, подрядчик был проинформирован о том, что у Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени отсутствуют полномочия по выдаче-продлению технических условий и согласованию проектных решений.

12.10.2017 заказчику от исполнителя поступило письмо (исх.№ 161 от 11.10.2017) согласно которому представлен график выполнения работ по контрактам: сбора исходных данных, инженерных изысканий, предоставление технического отчета по результатам инженерных изысканий, разработка вариантов инженерных решений, представление проектных решений, разработка проектной документации на основе согласованных технических решений.

20.10.2017 заказчику от исполнителя поступило письмо (исх.№ 170 от 20.10.2017) о направлении для согласования карточку технических решений на строительные конструкции и материалы, инженерное обеспечение.

13.11.2017 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх.№ 45-63-2105/7), согласно которому заказчик согласовывает представленные карточки технических решений по объектам.

04.12.2017 заказчику от исполнителя поступило письмо (исх.№ 220 от 04.12.2017) согласно которому, ООО «Г» выполнены в полном объеме инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания), и направлены технические отчеты на одном диске.

22.12.2017 заказчику от подрядчика поступило письмо (исх.№ 253 от 22.12.2017), согласно которому, ООО «Г» отзывает ранее направленное письмо о направлении на рассмотрение отчетов о выполнении инженерных изысканий.

27.03.2018 заказчику от подрядчика поступило письмо (исх.№ 079 от 27.03.2018) о приостановке выполнения работ по контракту до получения технических условий от сетевых организаций в полном объеме, поскольку завершить работы по контракту в отсутствие указанных технических условий невозможно.

08.05.2018 МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» в адрес ООО «Г» направлено письмо согласно которому, заключение договора технологического присоединения с сетевыми организациями не входит в компетенцию МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени».

15.07.2020 заказчиком в адрес ООО «Г» направлено письмо (исх.№ 45-08-1559/20) о необходимости предоставления информации о сроках завершения разработки проектной документации, а также информацию о причинах нарушения срока муниципального контракта.

31.08.2020 заказчиком в адрес ООО «Г» направлено письмо (исх.№ 45-08-1997/20) о необходимости предоставления информации о сроках завершения разработки проектной документации, а также информацию о причинах нарушения срока муниципального контракта. Заказчик просил исполнителя представить в срок до 09.09.2020 результат выполнения требования технических заданий по муниципальному контракту.

29.03.2021 МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» от ООО «Г» поступило письмо (исх.№ 069 от 26.03.2021) о направлении планов М 1:500 для согласования проектной документации.

30.04.2021 МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» направлено письмо (исх.№ 31-54-исх-667/21) согласно которому, направлены замечания, выявленные в ходе рассмотрения проектных планов, которые заключаются в следующем: согласно пункту 5.1.7 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. Необходимо рассмотреть возможность устройства тротуаров шириной не менее 2,0 м; по ул. Урайская, ул. Путилова, ул. Тукая, пер. Продольный, пер. Промышленный, ул. Рейдовая, ул. Речная, ул. Пермская, ул. Волоколамская, ул. Камская, пер. Доронина, ул. Хабаровская, ул. Спартака, ул. Кутузова, ул. Сурикова, согласно п. 11.15 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м; по ул. Урайская, Волоколамская рассмотреть возможность устройства тротуара по обеим сторонам дороги; по ул. Путилова, пер. Продольный, пер. Школьный рассмотреть возможность устройства тротуара; по ул. Иртышская на ПКЗ+67 на закруглениях, рассмотреть возможность устройства асфальтобетонного покрытия взамен участков из газона площадью до 15 м2; по ул. Речная с целью уширения тротуара до нормативных требований, при устройстве водоотводных канав рассмотреть возможность применения железобетонных водоотводных лотков; ширину проезжей части по проезду от ул. Спорта привести в соответствие нормативных требованиям согласно п. 11.5 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

15.06.2021 Обществом направлен ответ (исх.№ 129) на замечания заказчика.

Поскольку Обществом обязательства по контракту не исполнены, заказчик руководствуясь пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение № 45-08-390/22 от 21.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

В качестве гражданско-правовых оснований для расторжения контракта заказчик ссылается на пункт 2 статьи 715 ГК РФ. Учитывая, что в предусмотренный контрактом срок работы по разработке проектной документации не выполнены, при этом, несмотря на весьма длительный временной период с 2018 по 2021 год подрядчик также не представлял заказчику разработанную проектную документацию, что повлекло за собой утрату интереса заказчика в исполнении условий контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

            Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно наличия обоснованности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также соблюдения процедуры (порядка) расторжения контракта, урегулированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Письмом ФАС России от 12.03.2019 № ИА/18794/19 «По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» разъяснено, что принятие решения об одностороннем отказе допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Частью  13  статьи  95  Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение  заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика,  исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.02.2022 № 45-08-390/22, размещено 22.02.2022 в ЕИС в сфере закупок, а также направлено посредством заказного почтового отправления в адрес ООО «Г» (идентификатор почтового отправления 80082268513962).

Разделом 3.7.4.2 Руководства пользователей Единой информационной системы в сфере закупок (версия 12.0) предусмотрено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается заказчиком во вкладке «вложения» карточки дополнительной информации о контрактах по реестровому номеру контракта, содержащемуся в ЕИС в сфере закупок.

В разделе «дополнительная информация о контрактах» официального сайта ЕИС в сфере закупок, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 22.02.2022:

Заказчик обязательно должен не только вручить (либо направить) подрядчику (исполнителю) решение об одностороннем отказе, но также разместить указанное решение в ЕИС в сфере закупок не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 45-08-390/22 от 21.02.2022 размещено в надлежащем разделе ЕИС в сфере закупок 22.02.2022, то есть с соблюдением срока предусмотренного пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

Согласно информации об отслеживании почтового отправления на официальном сайте Почта России (идентификатор почтового отправления 80082268513962), следует, что 28.02.2022 ООО «Г» получено решение об одностороннем отказе. Заказчику стало известно о получении Обществом решения об одностороннем отказе в тот же день, то есть 28.02.2022, поскольку в личный кабинет заказчика поступило электронное уведомление о вручении.

Таким образом, 28.02.2022 является датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта.  

Стоит отметить, что десятидневный срок, предусмотренный для вступления решения заказчика в законную силу, а также для устранения исполнителем нарушений своих обязательств по контракту начинает течение только с даты надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Во исполнение требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятый день срока, предусмотренного для вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе выпадал на 10.03.2022 (четверг, рабочий день).

Статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Одиннадцатый день выпадал на 11.03.2022 (пятница, рабочий день), которое, является датой расторжения контракта.

В ЕИС в сфере закупок заказчиком указана дата расторжения контракта:

Таким образом, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта.

Относительно направленных Обществом возражений (исх.№ 017 от 01.03.2022) на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если подрядчиком (исполнителем) устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В поступивших 09.03.2022 заказчику возражениях Общества на решение об одностороннем отказе не содержится информации об исполнении условий контракта в полном объеме, поскольку основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужил факт неисполнения в срок обязательства по разработке проектной документации, то есть, поступившие возражения не содержат информации об устранении нарушений условий контракта, следовательно, у заказчика не было правовых оснований для отмены принятого решения об одностороннем отказе.

В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что ответ на указанные возражения будет направлен Обществу в рамках срока предусмотренного Федеральным законом от 02.05.2006            № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что Общество, подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в документации требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что исполнителем обязательства по оказанию услуг по разработке проектной документации не выполнены. Ранее направленные Обществом в адрес заказчика технические отчеты о выполнении инженерных изысканий были впоследствии отозваны, и впоследствии повторно не направлялись.

Представитель Общества пояснила, что для выполнения инженерных изысканий необходимо согласование с органами ГИБДД.

Представитель заказчика опроверг данный довод, поскольку на выполнение инженерных изысканий согласование третьих лиц не требуется, поскольку техническим заданием прямо предусмотрено, в каких конкретно случаях требуется получать необходимые согласования. По условиям технического задания сбор исходных данных для проектирования осуществляется не заказчиком, а исполнителем по контракту самостоятельно.

Разработанная проектная документация заказчику не передавалась, исполнителем нарушен срок оказания услуг, проектная документация на государственную экспертизу также не поступала, сведения о прохождении государственной экспертизы проектной документации отсутствуют.

Несмотря на то, что заказчик неоднократно предоставлял возможность исполнителю устранить допущенные нарушения, предоставлял новые сроки для исполнения обязательств, действия предпринимаемые исполнителем не привели к положительному результату.

Представитель Общества пояснила, что после приостановки выполнение работ Обществом осуществлялись телефонные переговоры со специалистами МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени», однако указанные переговоры также не привели к положительному результату.

Какая-либо переписка с уполномоченным лицом заказчика в лице МКУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов города Тюмени» о том, что у Общества возникали трудности в ходе исполнения контракта в материалы дела не представлена.

Представитель заказчика в заседании Комиссии указал, что ссылка Общества в письме (исх.   № 079 от 27.03.2018) на необходимость заключения заказчиком договора технологического присоединения с сетевыми организациями является несостоятельной поскольку, договор технологического присоединения необходимо заключать только в ходе выполнения строительно-монтажных работ (когда имеются точка присоединения и вэб линии), при разработке проектной документации заключение договора технологического присоединения не требуется.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, заказчик несмотря на просрочку исполнения Обществом принятых на себя обязательств по муниципальному контракту, предоставлял достаточные сроки чтобы исполнить условия контракта;

В-третьих, невозможность Общества исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме, не может указывать на добросовестность Общества, учитывая то, что Общество было ознакомлено с условиями технического задания, подавало заявку на участие в закупке, подписало контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно приняло на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-четвертых, обстоятельства непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту, не установлены;

В-пятых, трудности в получении согласований третьих лиц при разработке проектной документации при наличии имеющихся коммуникаций (сетей), которые не позволяли получить согласования в данном случае являются предпринимательским риском Общества, а не обстоятельством которое объективно невозможно было предвидеть, поскольку Общество заключая контракт было ознакомлено с условиями контракта и технического задания, а также учитывая, что основным видом деятельности Общества является деятельность в области архитектуры (по данным ЕГРЮЛ Общество осуществляет указанную деятельность с 2010 года), а следовательно, обладало достаточной компетенцией в области разработки проектной документации и должно было предвидеть возможные риски возникающие при исполнении контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик, либо уполномоченное им лицо создавали какие-либо препятствия для исполнителя в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик предоставлял более чем достаточный срок исполнителю чтобы исполнить условия контракта.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Довод Общества о том, что заказчиком не представлено доказательств того, что Общество не приступило к исполнению обязательств и намеренно уклонилось от их исполнения, Комиссия Тюменского УФАС России считает необоснованным, поскольку заказчик не обязан доказывать указанные факты, ввиду того, что заказчик исходит из необходимости достижения результата обеспечения муниципальных нужд, и только в случае отсутствия результата и наличия факта существенного нарушения контракта, обязан направить для рассмотрения информацию в контрольный орган в сфере закупок.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что факт существенного нарушения условий контракта находит свое подтверждение, поскольку исполнителем нарушен срок исполнения контракта, разработанная проектная документация в полном объеме не была передана заказчику и уполномоченному лицу заказчика для согласования и дальнейшему направлению на государственную экспертизу, при этом, возникающие трудности в получении необходимых согласований от третьих лиц относятся к рискам самого исполнителя, который обладает компетенцией в области архитектуры. После приостановления Обществом исполнения контракта в марте 2018 года, до получения технических условий от сетевых организаций Общество так и не направило надлежащим образом разработанную проектную документацию заказчику либо уполномоченному лицу заказчика для согласования.

Следовательно, принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось вынужденной мерой с учетом значительной просрочки исполнения Обществом обязательств, что повлекло утрату интереса заказчика в дальнейшем исполнении контракта.

Общество не отрицает в заседании Комиссии, что им предпринимались неоднократные попытки исполнить обязательства по контракту, вместе с тем указанные попытки не привели к какому-либо положительному результату.

Подрядчик, разрабатывая проектную документацию по контракту, осознавал, что она является основанием для проведения последующих мероприятий для капитального ремонта автомобильной дороги, и нарушение сроков ее разработки может повлечь нарушение сроков по подготовке мероприятий по капитальному ремонту, что дополнительно свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.

Важно отметить, что не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с готовой проектной документацией, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта передачи исполнителем на согласование заказчику полностью разработанной проектной документации.

С учетом вышеизложенного, заказчик был лишен требуемого по контракту результата работ, на который был вправе рассчитывать при проведении закупки ввиду недобросовестного поведения Общества.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «Г».

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2,  пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в отношении ООО «Г» (ИНН , адрес: ), директора: Т (ИНН ), учредителя: Т (ИНН), учредителя: В (ИНН) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильных дорог в Центральном административном округе» (реестровый номер закупки 0167300000517000834) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Г» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде.

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны