Решение б/н без аннотации от 26 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155
РЕШЕНИЕ
по делу № 072/07/18.1-84/2019
Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2019 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 26.06.2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
М - |
Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства |
члены комиссии: |
М - |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти, |
|
Б - |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти, |
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1-84/2019 по жалобе ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292), в присутствии представителей Заказчика – М (доверенность № 03-25/19-2 от 11.06.2019), Ж (доверенность № 03-25/19-1 от 11.06.2019), в присутствии представителя Заявителя Ермаковой О. Л. (доверенность б/н от 10.06.2019)
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России (далее – Комиссия, Управление) 05.06.2019 (вх. № 5044) поступила жалоба ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (далее – ООО «ЧКПЗ», Заявитель, Общество) на действия АО «ТОДЭП» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Из доводов жалобы следует, что характеристики представленного Заявителем к поставке полуприцепа, по его мнению, только улучшают его эксплуатационные характеристики, кроме того Заказчиком в документации предусмотрены модели комплектующих с указанием на товарный знак «SAF» без использования слов «(или эквивалент)», что нарушает ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика с доводом жалобы не согласились, пояснив, что Заказчиком не определена марка полуприцепа, а по результатам проведенного мониторинга установлено, что поставщики имеют возможность поставить полуприцеп разных марок в соответствии с установленными документацией требованиями.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» решением Совета директоров АО «ТОДЭП», Протоколом № 28 от 28.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТОДЭП (далее – Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом не допускается предъявлять требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).
Заказчиком 24.05.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907910292 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Предметом аукциона является поставка полуприцепа.
Сведения о начальной цене договора: 9 500 000 руб. 00 коп.
На участие в аукционе было подано пять заявок, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № 855959 от 03.06.2019 четыре заявки отклонены от участия в закупке по причине несоответствия требованиям документации.
На основании протокола рассмотрения вторых частей заявок № 855959 от 04.06.2019 аукцион признан несостоявшимся, так как только одна заявка соответствовала требованиям документации и признана участником аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов № 855959 от 04.06.2019 договор заключен с единственным участником ООО «ЧМЗАП».
Техническим заданием Часть IV Документации о проведении электронного аукциона № ОГМ-20/19 на право заключения договора на поставку полуприцепа (далее - Техническое задание) установлено описание объекта закупки: наименование, количество, функциональные (потребительские) свойства, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения, а также предложения участника закупи.
Общие требования к полуприцепу: Полуприцеп должен удовлетворять требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к данному типу транспортных средств, действующих на момент выпуска.
Полуприцеп должен иметь ПТС и ОТТС, быть новым, выпуска 2019 года.
При сравнении предложенных к поставке аналогичных товаров в заявке ООО «ЧКПЗ» Комиссией Управления установлено, что часть характеристик товара, предложенного Заявителем, не соответствует требованиям Технического задания:
Требуемые характеристики товара |
Характеристики товара, предложенного ООО «ЧКПЗ» |
Грузоподьёмность осей, кг: 12000; Ширина колеи по внутренним шинам, мм; 1675; Ширина колеи по внешним шинам, мм; 2215; Расстояние от цепного устройства до первой оси прицепа, мм; от 5500 до 5700; Расстояние между трапами по наружним краям, мм: от 2300 до 2320; Лонжерон рамы наружный: 27У-Б; Ширина полки лонжерона, мм: 200; Высота стенки лонжерона в передней части, мм: 402; Высота стенки лонжерона в задней части, мм: 245; Толщина стенки лонжерона, мм: 10; Толщина полки верхней лонжерона, мм: 25; Толщина полки нижней лонжерона, мм: 30; Толщина настила, мм: 8; Материал исполнения настила: Сталь 3; |
Грузоподьёмность осей, кг: 11000; Ширина колеи по внутренним шинам, мм; 1660; Ширина колеи по внешним шинам, мм; 2240; Расстояние от цепного устройства до первой оси прицепа, мм; 6850; Расстояние между трапами по наружним краям, мм: 2240; Лонжерон рамы наружный: 260х90х8; Ширина полки лонжерона, мм: 250; Высота стенки лонжерона в передней части, мм: 464; Высота стенки лонжерона в задней части, мм: 264; Толщина стенки лонжерона, мм: 8; Толщина полки верхней лонжерона, мм: 16; Толщина полки нижней лонжерона, мм: 20; Толщина настила, мм: 8 боковая часть, 6 центральная (между основными лонжеронами); Материал исполнения настила: 09Г2С; |
На основании рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 855959, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 03.06.2019 заявка Заявителя не допущена до участия в аукционе в соответствии с п. 7.1 Документации по причине того, что технические характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности отклонения заявки ООО «ЧКПЗ» по причине несоответствия технических характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.
По доводу Общества относительно того, что Заказчиком в документации предусмотрены модели комплектующих с указанием на товарный знак «SAF» без использования слов «(или эквивалент)», что ограничивает количество участников закупки, Управление установлено следующее.
Техническими характеристиками полуприцепа является в том числе:
Подвеска: пневматическая SAF(Германия), зависимая, регулируемая по высоте;
Количество пневморесиверов, шт: 6;
Количество пневмобаллонов, шт: 10;
Первые три оси неуправляемые, последние две оси самоустанавливающиеся;
Угол поворота двух задних осей: 20 градусов
Оси SAF (Германия)
Количество осей, шт: 5
Грузоподьёмность осей, кг: 12000
Колёсная база, расстояние между осями, мм; от 1300 до 1320
В соответствии с п. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Заказчик пояснил, что при формировании Технического задания были направлены хозяйствующим субъектам запросы о возможности поставки полуприцепа тяжеловоза в количестве двух единиц в соответствии с техническими характеристиками, указанными выше, с указанием сроков поставки и цены за единицу.
В ответ на данный запрос в адрес АО «ТОДЭП» были направлены коммерческие предложения о возможности поставить полуприцеп тяжеловоз в количестве двух единиц с требуемыми характеристиками от следующих хозяйствующих субъектах:
- ООО «ТехАвтоТрейд;
- ООО ПКФ «Политранс»;
- ООО «Техрешение»;
- ПАО «ЧМЗАП».
Таким образом, поставить полуприцеп тяжеловоз с требуемыми техническими характеристиками установленными Техническим заданием имеют возможность несколько хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки. Кроме того, в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 855959, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 03.06.2019 (далее – Протокол) было подано пять заявок.
Вместе с тем, из пояснений Заказчика следует, что выбор в пользу пневматической подвески марки «SAF» был сделан на основании многолетнего опыта работы не только на осях данной торговой марки, но и других марок пневматических подвесок. Также производитель данных осей дает гарантию на продукцию 500000 км. в течении 3 лет, что подтверждается письмом завода изготовителя и делает его экономически выгодным предложением для Заказчика. На данный момент аналогов по гарантийным срокам нет ни у одного производителя.
Таким образом, установление Заказчиком специальных требований к предмету закупки обусловлено потребностями Заказчика и спецификой его производственной деятельности и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных поставщиков предмета закупки.
В рассматриваемом случае установление в документации соответствующих требований к поставляемому товару (потребность в товаре) обусловлено спецификой его использования в деятельности Заказчика, отвечает его потребностям и направлено в итоге на эффективное расходование средств.
В свою очередь, требования к товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам. Закон о закупках не ограничивает заказчиков в правах по выявлению круга лиц, обладающих товаром, соответствующим потребностям заказчика. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники закупок должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Соответственно, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре.
Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установленные Техническим заданием требования, в части использования товарного знака не нарушает требований ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Вместе с тем, Заявитель указывает, что требование Технического задания, в части поставки товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак «SAF» без использования слов "(или эквивалент)" нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и создает преимущества для одного или нескольких участников.
При этом, рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрено ст. 44 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, в заседании Комиссии установлена необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу о признании жалобы ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292) необоснованной.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292), необоснованной.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии М
Члены Комиссии: М
Б
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.