Решение б/н без аннотации от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                              тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1-84/2019

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2019 года                    г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 26.06.2019 года

          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М      -

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

члены комиссии:

М     -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

Б      -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело № 072/07/18.1-84/2019 по жалобе ООО  «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292), в присутствии представителей Заказчика – М (доверенность № 03-25/19-2 от 11.06.2019), Ж (доверенность № 03-25/19-1 от 11.06.2019), в присутствии представителя Заявителя Ермаковой О. Л. (доверенность б/н от 10.06.2019)

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России (далее – Комиссия, Управление) 05.06.2019 (вх. № 5044) поступила жалоба ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (далее – ООО «ЧКПЗ», Заявитель, Общество) на действия АО «ТОДЭП» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что характеристики представленного Заявителем к поставке полуприцепа, по его мнению, только улучшают его эксплуатационные характеристики, кроме того Заказчиком в документации предусмотрены модели комплектующих с указанием на товарный знак «SAF» без использования слов «(или эквивалент)», что нарушает ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика с доводом жалобы не согласились, пояснив, что Заказчиком не определена марка полуприцепа, а по результатам проведенного мониторинга установлено, что поставщики имеют возможность поставить полуприцеп разных марок в соответствии с установленными документацией требованиями.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» решением Совета директоров АО «ТОДЭП», Протоколом № 28 от 28.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «ТОДЭП (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).         

Заказчиком 24.05.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31907910292 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом аукциона является поставка полуприцепа.

Сведения о начальной цене договора: 9 500 000 руб. 00 коп.

На участие в аукционе было подано пять заявок, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № 855959 от 03.06.2019 четыре заявки отклонены от участия в закупке по причине несоответствия требованиям документации.

На основании протокола рассмотрения вторых частей заявок № 855959 от 04.06.2019 аукцион признан несостоявшимся, так как только одна заявка соответствовала требованиям документации и признана участником аукциона.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 855959 от 04.06.2019 договор заключен с единственным участником ООО «ЧМЗАП».

Техническим заданием Часть IV Документации о проведении электронного аукциона № ОГМ-20/19 на право заключения договора на поставку полуприцепа (далее - Техническое задание) установлено описание объекта закупки: наименование, количество, функциональные (потребительские) свойства, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения, а также предложения участника закупи.

Общие требования к полуприцепу: Полуприцеп должен удовлетворять требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к данному типу транспортных средств, действующих на момент выпуска.

Полуприцеп должен иметь ПТС и ОТТС, быть новым, выпуска 2019 года.

            При сравнении предложенных к поставке аналогичных товаров в заявке ООО «ЧКПЗ» Комиссией Управления установлено, что часть характеристик товара, предложенного Заявителем, не соответствует требованиям Технического задания:

Требуемые характеристики товара

Характеристики товара, предложенного ООО «ЧКПЗ»

Грузоподьёмность осей, кг: 12000;

Ширина колеи по внутренним шинам, мм; 1675;

Ширина колеи по внешним шинам, мм; 2215;

Расстояние от цепного устройства до первой оси прицепа, мм; от 5500 до 5700;

Расстояние между трапами по наружним краям, мм: от 2300 до 2320;

Лонжерон рамы наружный: 27У-Б;

Ширина полки лонжерона, мм: 200;

Высота стенки лонжерона в передней части, мм: 402;

Высота стенки лонжерона в задней части, мм: 245;

Толщина стенки лонжерона, мм: 10;

Толщина полки верхней лонжерона, мм: 25;

Толщина полки нижней лонжерона, мм: 30;

Толщина настила, мм: 8;

Материал исполнения настила: Сталь 3;

Грузоподьёмность осей, кг: 11000;

Ширина колеи по внутренним шинам, мм; 1660;

Ширина колеи по внешним шинам, мм; 2240;

Расстояние от цепного устройства до первой оси прицепа, мм; 6850;

Расстояние между трапами по наружним краям, мм: 2240;

Лонжерон рамы наружный: 260х90х8;

Ширина полки лонжерона, мм: 250;

Высота стенки лонжерона в передней части, мм: 464;

Высота стенки лонжерона в задней части, мм: 264;

Толщина стенки лонжерона, мм: 8;

Толщина полки верхней лонжерона, мм: 16;

Толщина полки нижней лонжерона, мм: 20;

Толщина настила, мм: 8 боковая часть, 6 центральная (между основными лонжеронами);

Материал исполнения настила: 09Г2С;

 

На основании рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 855959, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 03.06.2019 заявка Заявителя не допущена до участия в аукционе в соответствии с п. 7.1 Документации по причине того, что технические характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности отклонения заявки ООО «ЧКПЗ» по причине несоответствия технических характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.

 

По доводу Общества относительно того, что Заказчиком в документации предусмотрены модели комплектующих с указанием на товарный знак «SAF» без использования слов «(или эквивалент)», что ограничивает количество участников закупки, Управление установлено следующее.

Техническими характеристиками полуприцепа является в том числе: 

Подвеска: пневматическая SAF(Германия), зависимая, регулируемая по высоте;

Количество пневморесиверов, шт: 6;

Количество пневмобаллонов, шт: 10;

Первые три оси неуправляемые, последние две оси самоустанавливающиеся;

Угол поворота двух задних осей: 20 градусов

Оси SAF (Германия)

Количество осей, шт: 5

Грузоподьёмность осей, кг: 12000

Колёсная база, расстояние между осями, мм; от 1300 до 1320

В соответствии с п. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчик пояснил, что при формировании Технического задания были направлены хозяйствующим субъектам запросы о возможности поставки полуприцепа тяжеловоза в количестве двух единиц в соответствии с техническими характеристиками, указанными выше, с указанием сроков поставки и цены за единицу.

В ответ на данный запрос в адрес АО «ТОДЭП» были направлены коммерческие предложения о возможности поставить полуприцеп тяжеловоз в количестве двух единиц с требуемыми характеристиками от следующих хозяйствующих субъектах:

- ООО «ТехАвтоТрейд;

- ООО ПКФ «Политранс»;

- ООО «Техрешение»;

- ПАО «ЧМЗАП».

Таким образом, поставить полуприцеп тяжеловоз с требуемыми техническими характеристиками установленными Техническим заданием имеют возможность несколько хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.  Кроме того, в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 855959, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 03.06.2019 (далее – Протокол) было подано пять заявок.

Вместе с тем, из пояснений Заказчика следует, что выбор в пользу пневматической подвески марки «SAF» был сделан на основании многолетнего опыта работы не только на осях данной торговой марки, но и других марок пневматических подвесок. Также производитель данных осей дает гарантию на продукцию 500000 км. в течении 3 лет, что подтверждается письмом завода изготовителя и делает его экономически выгодным предложением для Заказчика. На данный момент аналогов по гарантийным срокам нет ни у одного производителя.

Таким образом, установление Заказчиком специальных требований к предмету закупки обусловлено потребностями Заказчика и спецификой его производственной деятельности и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных поставщиков предмета закупки.

В рассматриваемом случае установление в документации соответствующих требований к поставляемому товару (потребность в товаре) обусловлено спецификой его использования в деятельности Заказчика, отвечает его потребностям и направлено в итоге на эффективное расходование средств.

В свою очередь, требования к товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам. Закон о закупках не ограничивает заказчиков в правах по выявлению круга лиц, обладающих товаром, соответствующим потребностям заказчика. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники закупок должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате процедуры закупки лица, исполнение договора, которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Соответственно, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре.

Данный подход соотносится с позицией, закрепленной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установленные Техническим заданием требования, в части использования товарного знака не нарушает требований ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Вместе с тем, Заявитель указывает, что требование Технического задания, в части поставки товара с использованием в описании предмета закупки указания на товарный знак «SAF» без использования слов "(или эквивалент)" нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и создает преимущества для одного или нескольких участников.

При этом, рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрено ст. 44 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, в заседании Комиссии установлена необходимость передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу о признании жалобы ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292) необоснованной.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО  «Челябинский кузнечно-прессовый завод» на действия АО «ТОДЭП» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку полуприцепа (извещение № 31907910292), необоснованной.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии              М

 

 

  

Члены Комиссии:                                                                                        М

 

 

 

                                         Б

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны