Решение №072/06/44/28/2023 Заказчиком неправомерно установлено требование (пункт 1.1 ра... от 22 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 072/06/44/28/2023 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

22 февраля 2023 года                                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО «А» на действия заказчика Администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технической эксплуатации газопроводов и газораспределительных систем, в том числе технического обслуживания газопроводов (реестровый номер закупки 0867300000923000002),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО «А» на действия заказчика Администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технической эксплуатации газопроводов и газораспределительных систем, в том числе технического обслуживания газопроводов.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:

Первый довод. Заказчиком неправомерно установлено требование (пункт 1.1 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке) к наличию у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, поскольку нарушает права участников закупки не имеющих лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, но имеющие опыт выполнения работ предусмотренный дополнительными требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. В свою очередь, заказчик не подтвердил факт регистрации его объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Кроме того, в описании объекта закупки, а также проекте контракта не указан класс опасности объекта закупки, а следовательно, нет оснований предполагать, что объекты заказчика вообще относятся к опасным производственным объектам.

Второй довод. Заявитель, являясь потенциальным участником закупки, направил заказчику запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки. На указанный запрос заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки, с которыми заявитель не согласен, поскольку предоставленные разъяснения противоречат действующему законодательству.

21.02.2023 в Тюменское УФАС России от ООО «А» посредством электронной почты поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела (письма Ростехнадзора, запрос ООО «А»), которые приобщены в материалы дела. Дополнительно представленные ООО «А» в материалы дела документы были также направлены Тюменским УФАС России для ознакомления в адрес заказчика и уполномоченного учреждения.

Заказчиком и уполномоченным учреждением в материалы дела представлены письменные возражения на жалобу заявителя, заказчик и уполномоченное учреждение просят Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Из материалов дела усматривается, что МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на техническое обслуживание сетей газораспределения, с начальной (максимальной) ценой контракта 901 500,00 рублей, в интересах Администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области.

Информация об электронном аукционе была размещена 09.02.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867300000923000002.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru.

Пунктом 1.1 раздела 1 (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, согласно которым, участник закупки должен обеспечить: «наличие действующей лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (с указанием в лицензии перечня выполняемых работ на взрывоопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, отвечающих требованиям предмета аукциона) (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности») и (или) выписка из реестра лицензий на вышеуказанный вид услуг, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» и (или) сведения о записи в реестре лицензий, подтверждающей наличие права на осуществление разрешенных видов деятельности (видов услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности».

Пунктом 1 извещения об осуществлении закупки предусмотрены требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.

Пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Пунктом 7 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661) утвержден перечень лицензируемых видов работ, для выполнения которых требуется наличие лицензии, а именно: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Пунктом 2 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Кроме того, приложением № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ предусмотрено, что к опасным производственным объектам не относятся: объекты электросетевого хозяйства; работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

Техническим заданием (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено следующее:

Газопроводы

Сроки проведения технических осмотров

на застроенной территории поселений, с давлением газа, МПа

на незастроенной территории и вне поселений

до 0,005 включ.

св. 0,005 до 1,2 включ.

1 Стальные подземные со сроком службы свыше 15 лет

1 раз в 2 мес

1 раз в мес

1 раз

2 Надземные со сроком службы свыше 15 лет

1 раз

1 раз

3 Полиэтиленовые со сроком службы свыше 15 лет

1 раз

1 раз

4 Стальные подземные, эксплуатируемые в зоне действия источников блуждающих токов и/или в грунтах высокой коррозионной агрессивности, необеспеченные минимальным защитным потенциалом, а также с неустраненными дефектами защитных покрытий

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в месяц

5 Стальные подземные при наличии анодных и знакопеременных зон

Ежедневно

Ежедневно

2 раза в неделю

6 Стальные подземные и полиэтиленовые, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в месяц

7 Стальные надземные, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в месяц

 

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 предусмотрено, что лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 3.1.35 ГОСТ 34741-2021. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Требования к эксплуатации сетей газораспределения природного газа (введен в действие приказом Росстандарта от 20.10.2021 № 1191-ст) предусмотрено, что эксплуатационная организация (сети газораспределения и/или сети газопотребления): юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и/или сети газопотребления или оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

Пунктом 3.1.36 ГОСТ 34741-2021 предусмотрено, что эксплуатация (сети газораспределения и/или сети газопотребления) включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению использования сети газораспределения по функциональному назначению, определенному в проектной и/или рабочей документации. Эксплуатация включает в себя ввод в эксплуатацию, мониторинг технического состояния, техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонты, аварийно-диспетчерское обслуживание, консервацию и вывод из эксплуатации сети газораспределения (газопотребления).

Пунктом 6 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны:

выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;

хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;

в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Подпунктом 2 пункта 4 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления установлен в том числе, III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.

Таким образом, учитывая, что газопроводы и инженерные системы газораспределения, работы по техническому обслуживанию которых являются предметом закупки, относятся к опасным производственным объектам, в связи с чем, требование заказчика к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является законным и обоснованными, и не может нарушать права участников закупки, которые, такой лицензии не имеют.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что эксплуатационная организация (победитель закупки) обязана иметь соответствующую лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (сетей газораспределения), следовательно, заказчик установив в пункте 1.1 раздела требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) вышеуказанное требование к участникам закупки, действовал в соответствии с требованиями пункта 1 части 1, части 5, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, довод заявителя о том, что из условий описания объекта закупки, а также проекта контракта не следует, что газопровод и его сооружения, подлежащие техническому обслуживанию не будут надлежащим образом переданы исполнителю с которым будет заключен контракт по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является голословным, не подтвержденным какими-либо объективными доказательствами, при этом вопросы связанные с исполнением обязательств по контракту не относятся к компетенции антимонопольного органа.

Указанное обстоятельство вовсе не указывает на то, что в реестр лицензий в соответствии с действующим законодательством не должны вноситься изменения в части места осуществления лицензируемого вида деятельности при намерении лицензиата осуществлять деятельность в месте, не предусмотренном реестром лицензий.

В свою очередь, вне зависимости от информационного отражения (наполнения) условий контракта (в части закрепления порядка передачи на баланс газопровода), данное обстоятельство не отменяет требований Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»), то есть, обязательных нормативных требований в области промышленной безопасности, которые в любом случае должны соблюдаться на стадии исполнения контракта, вне зависимости от их указания либо не указания в проекте контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе в условиях проекта контракта, описания объекта закупки не установлены.

Довод заявителя о том, что в описании объекта закупки, а также в проекте контракта не указан класс опасности объекта закупки, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необоснованным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает заказчика (организатора закупки) дополнительно размещать в ЕИС в сфере закупок какие-либо дополнительные документы и сведения (доказательства, обоснование, отчет и прочее) подтверждающие действительное отнесение опасного производственного объекта к определенному классу опасности.

Податель жалобы указывает, что газопровод – это инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки природного газа с помощью трубопровода.

В дальнейшем, податель жалобы ссылается в обоснование своей позиции на требования пункта 3 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что подпунктом «а» пункта 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536) на который ссылается податель жалобы, предусмотрено, что настоящие правила направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, травматизма на опасных производственных объектах при использовании перечисленного в пункте 3 ФНП оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2)): пара, газа в газообразном, сжиженном состоянии (сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов).

Подпунктом «з» пункта 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536) предусмотрено, что указанные правила распространяются на такой вид (тип) оборудования под давлением как трубопроводы пара и горячей воды.

Исходя из системного толкования подпункта «а» пункта 2, подпункта «з» пункта 3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536) следует, что трубопровод значится как оборудование, работающее под избыточным давлением газа более 0,07 мегапаскаля (МПа) (0,7 килограмм-силы на сантиметр квадратный (кгс/см2)), следовательно, газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно, относятся к III классу опасности - для опасных производственных объектов, что также соответствует требованиям подпункта 2 пункта 4 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

Следовательно, участник закупки должен иметь в наличии лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.

По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.

Частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Следовательно, часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предъявляет требования к текстуальной форме самого разъяснения извещения об осуществлении закупки размещенной внутри самого программного файла разъяснения (doc, docx, pdf и иные читаемые форматы), а также срока его размещения в ЕИС в сфере закупок.

Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС в сфере закупок следует, что в соответствии с поступившими в адрес заказчика запросом на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от участников закупки (идентификационный номер запроса: 100769152), заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок размещено разъяснение извещения об осуществлении закупки:

Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, при этом, участник закупки направивший запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки непосредственно в тексте разъяснения не указан, размещенные изменения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.

Соответственно, ответ на запрос участника закупки был предоставлен, со ссылками на положения извещения об осуществлении  закупки, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.

Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.

Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.

Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.

Упоминаемая заявителем позиция 14 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ» по мнению Комиссии Тюменского УФАС России не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку по результатам изучения извещения об осуществлении закупки Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не устанавливались какие-либо дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, кроме того, указанная позиция в любом случае не могла быть применена заказчиком, поскольку позиция 14 раздела II указанного Постановления Правительства РФ подлежит применению в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 000 000,00 рублей, в рассматриваемой закупке с реестровым номером извещения 0867300000923000002 начальная (максимальная) цена контракта составляет 901 500,00 рублей, следовательно, позиция 14 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 применению не подлежит. Кроме того, из содержания пункта 1.2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение № 4 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены.

Приложенные заявителем в составе жалобы письма Ростехнадзора, а также в составе поступившего 21.02.2023 в Тюменское УФАС России ходатайства о приобщении дополнительных документов (письма Ростехнадзора) к материалам дела, то есть, ведомственную (административную) практику Ростехнадзора, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными и не имеющими отношения к рассматриваемому делу, поскольку административная практика не является источником права в Российской Федерации, указанные письма не создают новых норм права, а отражают только конкретную правоприменительную позицию того или иного органа Ростехнадзора, приложенные письма Ростехнадзора не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями, мнениями и позициями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика Администрации Червишевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технической эксплуатации газопроводов и газораспределительных систем, в том числе технического обслуживания газопроводов (реестровый номер закупки 0867300000923000002) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                         

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны