Решение №072/07/18.1–99/2022 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что котировочной к... от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 072/07/18.1–99/2022

25 октября 2022 года                                                                                              г. Тюмень                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя управления;

 

 

Члены комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина «TrueConf» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ЗАО  «А» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее также – заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией на объектах Тазовского отделения Тарко-Салинского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32211738753),

в отсутствие представителя заявителя ЗАО «А» (далее – заявитель), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

с участием представителя заказчика: филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – заказчик) М. по доверенности № Д-77 от 27.05.2022,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России, Управление) 20.10.2022 поступила жалоба ЗАО  «А» на действия заказчика филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» при проведении запроса котировок в электронной форме на проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией на объектах Тазовского отделения Тарко-Салинского центра ОВД.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель в поступившей жалобе указывает, что котировочной комиссией заказчика принято неправомерное решение об отклонении заявки ЗАО «А» по причине отсутствия информации о ЗАО «А» в реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, поскольку сведения о лицензии содержались в реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности.

Заказчиком представлены письменные возражения и документы на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон по делу, Комиссия Тюменского УФАС России, отмечает следующее.

Согласно материалам дела, филиал «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» являясь заказчиком, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией на объектах Тазовского отделения Тарко-Салинского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32211738753), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 552 800,00 рублей.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 6.1 извещения об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 8.6 извещения об осуществлении закупки установлены требования к составу заявки подтверждающих соответствие участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, а именно, в составе заявки надлежало предоставить информацию об участнике закупки, которая должна содержаться реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://digital.mchs.gov.ru/fgpn (вид деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Пунктом 6 части 1 статьи 18 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, если в соответствии с законодательством РФ информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 1, 3 части 3 статьи 23 Положения о закупке (редакция 20) (утв. приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 29.07.2022 № 392-п) предусмотрено, что заявка на участие в конкурентной закупке признается не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, и не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в конкурентной закупке в случаях:

1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке;

3) в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке

Согласно протоколу признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся № б/н от 17.10.2022 следует, что заявка ЗАО «Альфа-газ» (номер заявки 7157) отклонена котировочной комиссией заказчика по следующему основанию: «участником закупки в составе заявки предоставлена лицензия № 4-Б/01423 от 27.12.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которая не принимается, в связи с тем, что по состоянию на текущую дату информация об участнике не содержится в реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: //digital.mchs.gov.ru/fgpn, что не соответствует пунктам 6.1 и 8.6 извещения об осуществлении закупки и пункту 6 части 1 статьи 18 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Таким образом, заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным извещением».

В соответствии с частью 15 статьи 34 Положения о закупке запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, и подавший её участник соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.

На ранее направленный Тюменским УФАС России (исх.№ ЮВ/4723/22 от 24.10.2022) запрос в адрес оператора электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» представлены все заявки, поступившие на участие в закупке которые приобщены к материалам дела.

На участие в закупки поступило две заявки:

1) ЗАО «А» (номер заявки 7157);

2) ИП Ф. (номер заявки 3812).

В составе заявки ИП Ф. (номер заявки 3812) представлена информация из реестра лицензий по состоянию на 09:36, 10.10.2022 с официального сайта на двух листах с наличием QR-кода.

В составе заявки ЗАО «А» (номер заявки 7157) представлена лицензия МЧС России № 4-Б/01423 от 27.12.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на 2 листах заверенной печатью и подписью начальника Уральского регионального центра МЧС России М.

Комиссия Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела отмечает следующее.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что территориальный орган осуществляет формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Частью 7 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных. Данные о лицензиях, содержащиеся в соответствующих реестрах лицензий, получают статус открытых данных при внесении соответствующей записи в соответствующий реестр, который ведется в электронном виде.

Из представленных в материалы дела письменных пояснений заказчика следует, что в заявке ЗАО «А» отсутствовала выписка из реестра лицензий МЧС России.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России представленные пояснения в указанной части не соответствуют основаниям отклонения, содержащимся непосредственно в протоколе признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся № б/н от 17.10.2022, поскольку в указанном протоколе, при рассмотрении котировочной комиссией заявки ЗАО «А» отсутствует указание на то, что заказчик отклонил заявку ЗАО «А» именно за не предоставление выписки из реестра лицензий МЧС России.

Вместе с тем, в ходе анализа протокола признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся № б/н от 17.10.2022, и заявки ЗАО «А» установлено, что представленная в составе заявки лицензия МЧС России № 4-Б/01423 от 27.12.2013 не была принята котировочной комиссией заказчика ввиду отсутствия информации в реестре лицензий МЧС России который ведется на официальном сайте (электронный адрес: //digital.mchs.gov.ru/fgpn), то есть котировочной комиссии фактически не представилось возможным проверить статус лицензии в официальном (общедоступном) реестре лицензий (является она действующей либо не является таковой).

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что обязанность доказывания правомерности действий комиссии по осуществлению закупок связанных как с отклонением, так и с допуском заявки лежит непосредственно на заказчике.

Предоставленное котировочной комиссии право отклонить поданную заявку в случае непредставления (несоответствия) документов и информации, предусмотренных извещением об осуществлении закупки свидетельствует о том, что располагать такой информацией котировочная комиссия должна непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такого непредставления либо несоответствия, в противном случае, возможно сделать вывод о том, что комиссия руководствовалась предположениями.

Комиссия по осуществлению закупок обязана при формировании документации о закупке, при оценке заявок, проверке информации содержащейся в заявках участников закупок хранить соответствующую информацию (в том числе, как из официальных, так и неофициальных информационных источников) которая была получена комиссией по осуществлению закупок и которая была ей известна и которую она использовала в своей работе на момент рассмотрения заявок.

В материалы дела заказчиком не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что на момент рассмотрения заявок информация из реестра лицензий МЧС на официальном сайте была недоступна (например, видеозаписи, официальные ответы, ответы службы технической поддержки, подтверждающие техническую неисправность информационного ресурса и прочее).

Важно отметить, что действующее законодательство о лицензировании не предусматривает такое понятие как «дата размещения информации о лицензии в реестре лицензий», следовательно, данное понятие юридического значения не имеет. Отсутствует указанная информация в открытой части официального сайта реестра лицензий при просмотре конкретных реестровых записей, отсутствует указанная информация вопреки утверждению заказчика об обратном, также в скачиваемой на официальном сайте информации из реестра лицензий (в котором наличествует QR-код).

Комиссия Тюменского УФАС России руководствуется теми документами и доказательствами, которые представлены сторонами в материалы дела по состоянию на момент проведения заседания Комиссии контрольного органа в сфере закупок.

На момент проведения заседания комиссии Тюменского УФАС России информация на официальном сайте //digital.mchs.gov.ru/fgpn в отношении ЗАО «А» была доступной, Комиссии Тюменского УФАС России представилось технически возможным скачать информацию о подтверждении действия лицензии МЧС России № 4-Б/01423 от 27.12.2013.

Представитель заказчика заявил ходатайство об отложении заседания Комиссии  Тюменского УФАС России, обосновывая это тем, что 24.10.2022 заказчиком направлен запрос в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, ответ на указанный запрос имеет значение для рассматриваемого дела.

Комиссия Тюменского УФАС России рассмотрев ходатайство заказчика, полагает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку официальный ответ МЧС России не имеет отношения к рассматриваемому делу, кроме того, обязанность доказывания правомерности действий котировочной комиссии непосредственно на дату подведения итогов закупки лежит непосредственно на заказчике, а не на третьих лицах (МЧС России), следовательно, указанные доказательства должны иметься в наличии у заказчика, кроме того, ничего не препятствовало заказчику ранее направить соответствующий запрос в МЧС России непосредственно на стадии подведения итогов закупки (около одной недели назад), в то время, как запрос направлен после получения уведомления Тюменского УФАС России о дате и времени рассмотрения поступившей жалобы заявителя.

Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, что заявка ЗАО «А» содержала предложение о цене 1 552 800,00, в то время, как заявка победителя ИП Ф. содержала предложение о цене 1 545 000,00 рублей, следовательно, установленное Комиссией Тюменского УФАС России нарушение Закона о закупках в любом случае не повлияло на результаты определения победителя закупки, даже в случае, если бы заказчик признал заявку ЗАО «А» соответствующей требованиям извещения о закупке, заявка ЗАО «А» в любом случае не могла быть признана победителем, принимая во внимание, прежде всего, предложение о цене договора.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО  «А» на действия заказчика филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» при проведении запроса котировок в электронной форме на проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией на объектах Тазовского отделения Тарко-Салинского центра ОВД (реестровый номер извещения: 32211738753) обоснованной.

2. Признать заказчика в лице филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» нарушившим требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, части 10 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3.  Обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика и оператора электронной площадки не выдавать.

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны