Решение №072/07/18.1–86/2021 Признать жалобу необоснованной. от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                                         тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–86/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2021 года                                

В полном объёме решение изготовлено 25.05.2021 года                                           г. Тюмень          

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>    -

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

 

Члены комиссии:

 

<...>               -

 

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

 

 

<...>                 -

 

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–86/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Адмиралъ» (далее также – Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее – Заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 0001-203-К-18-04414-2021 на право заключения договора поставки оборудования и материалов экологических (реестровый номер извещения: 32110126333), далее – Закупка, Конкурс, в присутствии

представителя Заявителя:

<...>,

представителей Заказчика:

1)<...>;

2)<...>,

3) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, Управление) 13.05.2021 г. поступила жалоба (вх. № 4664), переданная по подведомственности из УФАС по г. Москве (вх. № 38020-ЭП/21 от 11.05.2021 г.) ООО «СК «Адмиралъ» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 0001-203-К-18-04414-2021 на право заключения договора поставки оборудования и материалов экологических (реестровый номер извещения: 32110126333).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо (исх. № ИВ/3269) о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

По существу, доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем:

- отклонение, закупочной комиссией Заказчика, заявки Общества (Участник № 5) на основании п. 9.1.7 инструкции для участника закупки закупочной документации является неправомерным;

- отклонение других участников Конкурса (Участник № 3 и 4), по мнению Заявителя, также является неправомерным;

- закупочная документация, сформированная Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а именно требования к участникам Закупки установленные в извещении противоречат таким требованиям определённым в закупочной документации.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и пояснили, что действия закупочной комиссии Заказчика, направленные на отклонения заявки участников обжалуемой Заявителем закупочной процедуры полностью соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019 г. № 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 27.12.2019 г. (с изменениями от  28.04.2020 г.) размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела 26.03.2021 г. в ЕИС (реестровый номер извещения:             32110126333) и на сайте оператора электронной торговой площадки – акционерного общества «Сбербанк - АСТ» по электронному адресу: https://utp.sberbank-ast.ru/ (процедура № SBR043-210111244500765), Заказчиком была размещена совокупность электронных документов, составляющих закупочную документацию конкурса в электронной форме № № 0001-203-К-18-04414-2021 на право заключения договора поставки оборудования и материалов экологических (далее – Документация), в том числе включающую в своё содержание извещение об осуществлении Закупки, инструкцию для участника закупки (далее – Инструкция), техническую документацию, проект договора и т.д.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.04.2021 г. в 11:00.

Дата подведения итогов: 29.04.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 15 923 575,28 руб.

В соответствии с п. 2.20 Положения, под конкурсном понимается способ закупки, являющийся торгами, при котором победителем признаётся участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно п. 3.13 Положения, сведения, предусмотренные ч. 10 ст. 4 Закона о закупках должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, соответственно, по смыслу указанного пункта Положения, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Следует также отметить, что пп. 3 п.25 Извещения, Заказчиком определено, что требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, указаны в документации о закупке, что подтверждает необоснованность довод Общества о противоречии содержания Извещения и Документации, в части требований к участнику Закупки.

Во исполнение п. 3.13 Положения и п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, единые квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям определён Заказчиком в п. 9 Инструкции.

Пунктом 9.1.7 Инструкции, Заказчиком установлены следующее требования к участникам Закупки (цитирование): «Отсутствие у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в одностороннем порядке по инициативе ПАО «Транснефть» или ОСТ, и/или расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в судебном порядке, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору.

В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен представить заявку на участие в закупке по Форме 1 к настоящей инструкции для участника закупки, в которой он в декларативной форме указывает на соответствие данному требованию.».

Так, Форма 1 Инструкции представляет собой форму заявки на участие в закупке, необходимую к заполнению соответствующим участником Закупки, в содержании которой Заказчиком представлена, в том числе, декларация табличного вида (далее – Таблица), где в п. 14 Таблицы участником Закупки необходимо задекларировать информацию о наличии/отсутствии у него расторгнутых договоров, содержательно определённых п. 9.1.7 Инструкции, путём проставления отметки в графе: «Имеются», или «Отсутствуют».

В ходе анализа, Комиссией Тюменского УФАС России, заявки участника Закупки – ООО «СК «Адмиралъ», предоставленной Заказчиком в адрес Управления по запросу от 18.05.2021 г. (исх. № ИВ/3269) установлено, что в её содержании представлена, в сущности, идентичная Форме 1 Инструкции заявка, где в п. 14 Таблицы указанной заявки Общество задекларировано отсутствие расторгнутых договоров, указанных в п. 9.1.7 Инструкции.

Вместе с тем, Заказчиком в материалы дела предоставлено уведомление о расторжении договора № 00974-2019-2430 от 03.10.2019 г. № ТЗС-01-19-20/40218 от 09.12.2019 г., из содержания которого следует, что АО «Транснефть-Западная Сибирь», расторгло вышеуказанный договор с ООО «СК «Адмиралъ» в одностороннем порядке ввиду просрочки поставки устройств заборных на 62 календарных дня, с приложением такого договора и сопроводительных документов, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии Заявителя требованиям, определённым в 9.1.7 Инструкции.

Протоколом № 0001-203-К-18-04414-2021/И от 29.04.2021 г. зафиксировано, что на участие в обжалуемой Заявителем закупке подано четыре заявки, три из которых отклонены закупочной комиссией Заказчика, в том числе, заявка Общества со следующей формулировкой (цитирование): «Наличие у участника закупки договора, расторгнутого (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в одностороннем порядке по инициативе  ОСТ, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору (п. 9.1.7 инструкции для участника закупки)».

Согласно п. 6.5.1 Положения, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок на участие в закупке или отклонении от участия в закупке.

Пунктом 14.4.1 Инструкции определено, что конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в п.п. 6.5.2, 7.5.2, 8.5.2, 9.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» применительно к соответствующему способу закупки. Способ закупки указан в извещении об осуществлении закупки.

Так, в соответствии с пп. 8 п. 6.5.2 Положения, конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае наличия у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение.5 2х лет до даты подведения итогов) в одностороннем порядке по инициативе ПАО «Транснефть» или ОСТ, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору, и/ или расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в судебном порядке, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору.

При этом, п. 6.5.3 Положения закреплено, что принятие конкурсной комиссией решения о допуске заявки на участие в закупке не препятствует отклонению заявки на участие в закупке на любом этапе закупки вплоть до заключения договора, если основание для отклонения будет установлено после принятия решения о допуске.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в отношении участника Закупки – ООО «СК «Адмиралъ» имеются расторгнутый, в течение 2-х лет до даты подведения итогов, с Заказчиком договор, что должным образом подтверждено Заказчиком и не отрицается самим Заявителем жалобы, следовательно, заявка Общества подлежала отклонению на основании п. 14.4.1 Инструкции, пп. 8 п. 6.5.2 Положения в связи с несоответствием ООО «СК «Адмиралъ» требованиям, установленным в п. 9.1.7 Инструкции, соответственно, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.

Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено в материалы дела каких-либо документов, сведений или материалов, подтверждающих заявленный довод о необоснованности отклонения закупочной комиссией Заказчика, участников Конкурса № 3 и 4, соответственно, Комиссия Управления не усматривая нарушения прав и законных интересов Общества, полагает данный довод основанным на предположениях и догадках Заявителя, фактически им необоснованных.

 

В отношении довода жалобы Заявителя о том, что Документация, сформированная Заказчиком не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, Комиссия Тюменского УФАС России сообщает следующее.

Частью 13 ст. 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) объектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

По смыслу вышеизложенной нормы, обжалованию участниками Закупки, подавшим заявку на участие в такой Закупке подлежат исключительно действия Заказчика, совершенные им после окончания срока подачи заявок (отклонение заявки, осуществление оценки, порядок проведения Закупки и т.п.), соответственно, учитывая, что действия Заказчика направленные на формирование и утверждение закупочной документации осуществляются до указанного срока, такие действия обжалованию после срока окончания подачи заявок, в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках, не подлежат.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Поскольку указанная жалоба получена антимонопольным органом 11.05.2021 г. (вх. № 38020-ЭП/21), а срок подачи заявок завершен 05.04.2021 г. в 11:00, то у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для рассмотрения доводов жалобы Заявителя на положения закупочной документации Заказчика.

С учётом вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в обжалуемых Обществом действиях закупочной комиссии Заказчика, направленных на отклонение заявки Общества отсутствуют нарушения положений Закона о закупках, соответственно, просительная часть жалобы «СК «Адмиралъ» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 0001-203-К-18-04414-2021 на право заключения договора поставки оборудования и материалов экологических (реестровый номер извещения: 32110126333) удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Адмиралъ» на действия акционерного общества «Транснефть-Сибирь» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 0001-203-К-18-04414-2021 на право заключения договора поставки оборудования и материалов экологических (реестровый номер извещения: 32110126333) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<...>

 

     

                                   

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны