Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской... от 12 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58а                                   тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–72/2022

 

09.08.2022 года                                                                                                   г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

«...-...»                 –

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок;

 

 

Члены комиссии:

«...-...»                 –

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

 

 

«...-...»            –

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–72/2022 по жалобе «...-...» (далее также – Заявитель) на действия «...-...» (далее также – Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на проведение капитального ремонта нежилых помещений «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211555474), далее также – Закупка, в присутствии:

 

Представителя Заявителя:

«...-...» (на основании доверенности № 1 от 28.07.2022 г.),

 

Представителя Заказчика:

«...-...» (на основании доверенности № б/н от 04.08.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 29.07.2022 г. поступила жалоба (вх. № 5089/22 от 29.07.2022) «...-...» на действия «...-...» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на проведение капитального ремонта нежилых помещений «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211555474).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

По существу, в жалобе Заявитель выражает несогласие c закупочной документацией Заказчика, в частности требованием Заказчика, указанным в разд. 7 Документации, о предоставлении участниками Закупки контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – Закон о контрактной системе) или Законом о закупках отдельными видами юридических лиц, на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)», поскольку по мнению Заявителя данное положение ограничивает конкуренцию в отношении участников закупки.

В свою очередь, представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и пояснил, что закупочная документация Заказчика соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства РФ, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, решением № 6 Наблюдательного совета «...-...» от 25.05.2022 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг «...-...» (в редакции действующей на дату размещения извещения) (далее – Положение, Положение о закупке), которое 03.08.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

Как установлено материалами дела, 18.07.2022 в ЕИС (реестровый номер извещения: 32211555474), Заказчиком была размещена конкурсная документация № ОК-1/22 о проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений «...-...» (далее – Документация).

Дата и время подведения итогов закупки: 03.08.2022 в 10:00,

Начальная (максимальная) цена договора – 123 212 032,80 руб.

Согласно п. 18.1 Положения, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС и на электронной торговой площадке извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования и проведение такого конкурса обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке.

В соответствии с п. 18.4 Положения, Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если предметом закупки являются товары, работы, услуги, включенные в Перечень в Приложении №1 к настоящему Положению, и которые способны оказать (выполнить, осуществить) только поставщики (исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Пунктом 18.5 Положения утверждено, что дополнительные требования к участникам закупки, устанавливаемые для осуществления предварительного отбора, а также наличие документов в составе конкурсной заявки, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаются в конкурсной документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с Приложением №1 к настоящему Положению.

Подпунктом 3 п. 12.6 Положения утверждено, что Заказчиком устанавливается Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием в электронной форме или аукционов в электронной форме и дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации.

Во исполнение пп. 3 п. 12.6 Положения Заказчиком в Приложении № 1 к Положению утверждён перечень отдельных видов товаров (работ, услуг) в котором участникам закупки предъявляются дополнительные требования, в частности к выполнению работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 3 млн. рублей (пп. 6 (5) п. 1 Приложения № 1 к Положению).

Во исполнение пп. 6 (5) п. 1 Приложения № 1 к Положению и поскольку Закупка осуществляется на проведение капитального ремонта капитального строительства нежилых помещений, Заказчиком в п. 7.2 Документации указан идентичный исчерпывающий перечень документов представляемых участниками в составе своих заявок в качестве подтверждения соответствия предъявляемым Заказчиком дополнительным требованиям: «наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта(договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства(за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение соответствующих работ-строительных. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка». 

В дальнейшем, документы участников Закупки, указанные в п. 7.2 Документации и допущенные к участию в Закупке, рассматриваются и оценивается закупочной комиссией Заказчика в соответствии с п. 24.2.1 Документации по нестоимостному критерий оценки, а именно количественному опыту (значимость - 50%): «Наличие опыта исполнения с 2018 года (с учетом правопреемства) контрактов (договоров), по которым участник закупки выступает в роли подрядчика, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) без применения штрафных санкций (штрафы, пени и прочее), сведения о которых содержатся в реестре контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, Документацией о закупке прямо закреплён исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки по нестоимостному критерию оценки заявок на участие в Закупке, в котором перечислены договоры, которые представляют участники в составе своих заявок.

Нельзя не отметить, что частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Важно отметить, что перечень документов, предусмотренных пунктом 24.2.1 Документации, не противоречит пп. 6 (5) п. 1 Приложения № 1 к Положению о закупках.

Заявитель, указывая на то, что Положение ограничивает конкуренцию при этом просит признать его незаконным, не учитывает, что Заказчик руководствуется в своей деятельности утверждённым им Положением о закупках, которое в данном случае подлежит обязательному применению Заказчиком.

Также, стоит отметить, что контрольный орган в сфере закупок не обладает полномочиями по выдаче предписания на внесение изменений в утверждённое Заказчиком Положение о закупках.

Таким образом, учитывая, что Документация не противоречит Положению в части подтверждения соответствия участников дополнительным требованиям и тому перечню документов, которые предоставляются в составе заявки, в этой связи, Комиссия Управления полагает признать жалобу Заявителя необоснованной, поскольку включение Заказчиком в состав Документации гражданско-правовых договоров (для коммерческих и частных Заказчиков) изначально не предусмотрено Положением Заказчика.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «...-...» на действия «...-...» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на проведение капитального ремонта нежилых помещений «...-...» (регистрационный номер извещения: 32211555474), необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

«...-...»

 

 

Члены Комиссии:

«...-...»

 

 

«...-...»

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны