Решение №072/07/18.1-33/2023 рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина... от 27 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 072/07/18.1–33/2023

   22.03.2023                                                                                                                  г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи, посредством плагина «TrueConf» в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № 072/07/18.1–33/2023 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «МТ ТЕХНИКА» (далее – ООО «МТ ТЕХНИКА», Заявитель) на действия Акционерного общество «Медикосанитарная часть «Нефтяник» (далее – АО «МСЧ «Нефтяник», Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 86-23/АЭФ/СМСП поставка медицинского оборудования с принадлежностями медицинского назначения для АО МСЧ Нефтяник (реестровый номер закупки: 32312133072), далее также – Закупка,

с участием представителей заинтересованных лиц:

от Заявителя: А. В.В. (на основании доверенности № б/н от 21.11.2022),

от Заказчика: В.Н.С. (на основании доверенности № 19 от 01.03.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также – Тюменское УФАС России) 10.03.2023 поступила жалоба ООО «МТ ТЕХНИКА» на действия АО «МСЧ «Нефтяник» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 86-23/АЭФ/СМСП поставка медицинского оборудования с принадлежностями медицинского назначения для АО МСЧ Нефтяник (реестровый номер закупки: 32312133072).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу, комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Во исполнение требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России по адресу: https://tyumen.fas.gov.ru/schedulecases/.

В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено письмо о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Заявитель, указал на необоснованное отклонение заявки общества  по результатам рассмотрения первых частей заявок, поскольку в протоколе в нарушение законодательства о закупках отсутствует детальное разъяснение причин отклонения. Вместе с тем указанный протокол содержит лишь общие формулировки о причинах отклонения заявок участников закупки без обоснования принятия такого решения, в частности, отсутствует обоснование принятия решения о признании несоответствующим участника закупки требованиям документации. Заявитель указывает на нарушение Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, 01.03.2023 Заказчик разместил измененный проект извещения о закупке. В измененной аукционной документации содержатся недостоверные сведения, поскольку аукцион был перенесен и проводился 09.03.2023. Также, Заявитель указывает на неточность в указании наименования оборудования, фактически для нужд заказчика необходим в соответствии с описанием насос отсасывающий, а не насос резекционный.

Заказчик в письменных пояснениях указал, что решением закупочной комиссии заявка № 4951 признана несоответствующей требованиям, установленным закупочной документацией, поскольку не соответствует Техническому заданию, установленному Приложением 7 к документации, а именно, в заявке отсутствует указание на соответствие предлагаемого к поставке оборудования определенным условиям (п.п. 1.1., 1.2., 1.4., 1.7., 1.8.), а также на готовность поставщика исполнять определенные обязательства (п.п.1.3., 1.5., 1.6.). Заказчиком 01.03.2023 изменен срок окончания подачи заявок (с 02.03.2023 на 07.03.2023). Указанные изменения внесены в карточку торгов на сайте zakupki.gov.ru без изменения закупочной документации. В период срока подачи заявок от участников закупки, в том числе, от заявителя ООО «МТ Техника», не поступило ни одного запроса о разъяснении условия о дате окончания срока подачи заявок. Более того, двумя участниками закупки заявки 9229, 5683 были поданы 06.03.2023 во временный промежуток, продливший срок подачи заявок. Таким образом, допущенная техническая неточность не создала условий для ограничения конкуренции и нарушения прав участников и потенциальных участников закупки. Заказчик указал, что в позиции «Насос резекционный» неверно указано наименование оборудования, правильное наименование «Насос аспирационный». Вместе с тем, установленные требования к насосу полностью описывают требуемое оборудование и соответствуют Инструкции на насос аспирационный. Кроме того, техническая неточность в наименовании насоса не помешала участникам закупки (5438 5683) предоставить предложения о поставке требуемого Заказчиком оборудования. Допущенная неточность в описании объекта закупки не привела к ограничению конкуренции и нарушении прав участников и потенциальных участников закупки.

21.03.2023 г. в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 22.03.2023, после перерыва заседание продолжено в том же составе с участием тех же представителей.

 Так, исследовав совокупность предоставленных сторонами документов, сведений и материалов, заслушав устные пояснения представителей сторон, Комиссия Тюменского УФАС России, установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, в соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом № 11 от 26.09. 2022 года Совета директоров АО «МСЧ «Нефтяник», утверждено Положение о   закупках товаров, работ и услуг для нужд Акционерного общества «Медико-санитарная часть «Нефтяник» (далее – Положение, Положение о закупке), которое 26.09.2022 размещено на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (далее – ЕИС).

В соответствии с п. 9.1. Положения под аукционом в электронной форме (далее также - аукцион) понимается форма торгов, проведение которых обеспечивается оператором электронной площадки на электронной площадке, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как установлено материалами дела, 01.03.2023 в ЕИС (реестровый номер извещения:  32312133072), Заказчиком была размещена Документация № 86-23/АЭФ/СМСП Поставка медицинского оборудования с принадлежностями медицинского назначения для АО МСЧ Нефтяник номер в плане закупок 118 (далее – Документация).

Дата, время и место окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 02.03.2023.

Дата подведения итогов: 06.03.2023.

В дальнейшем, как пояснил Заказчик, 01.03.2023 срок окончания подачи изменен с 02.03.2023 на 07.03.2023. Указанные изменения внесены в карточку торгов на сайте zakupki.gov.ru без изменения закупочной документации.

Согласно пункту 13 Документации Заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения (один из трех вариантов):

1) при размещении заказа на поставку товара:

- согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе в электронной форме, установленным документацией об аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе в электронной форме на товарный знак (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации);

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации);

- требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

-  требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения (один из трех вариантов):

1) при размещении заказа на поставку товара:

- согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе в электронной форме, установленным документацией об аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе в электронной форме на товарный знак (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации);

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации);

В соответствии с Техническим заданием

В первой части заявки участник размещения заказа указывает (декларирует) страну происхождения поставляемого товара - указать краткое наименование страны происхождения товара по (ОКСМ))

2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;

3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:

- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации , или согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, установленным документацией об  аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе в электронной форме на товарный знак (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации);

- согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией  об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара (конкретные показатели указываются в тех же единицах измерения, что и требуются в документации, по всем показателям, установленным в документации).

Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.

При проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме не должна содержать сведения об участнике аукциона в электронной форме, о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным настоящей Документации об аукционе, сведений о ценовом предложении.

В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Участник закупки отстраняется от участия в настоящем аукционе, на любом этапе проведения аукциона до заключения договора в случае, если Заказчик или комиссия по осуществлению закупок (далее - Комиссия) установят, что участник закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию.

На заседании Комиссии представитель Заявителя указал, что протокол не содержит причин отклонения заявки, в частности, отсутствует обоснование принятия решения о признании несоответствующим участника закупки требованиям документации.

В соответствии с указанными доводами Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 3.2.Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе, основания отклонения заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

Кроме того, согласно пункту 9.9. Положения результаты рассмотрения заявок участников аукциона оформляются комиссией по закупкам в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол помимо прочего, должен содержать  основания отклонения каждой заявки на участие в аукционе с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.

Комиссия Управления, ознакомившись с содержанием Протокола от 07.03.2023 заседания Единой комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 86-23-1/АЭФ к закупке № 32312133072, установила, что, заявка участника № 4951 не допущена с указанием на несоответствие участника закупки требованиям документации.

Вместе с тем в настоящем случае указанный протокол содержит лишь общие формулировки о причинах отклонения заявок участников Закупки без обоснования принятия такого решения, в частности, в протоколе не раскрыто  какие именно конкретные показатели товара, работ, услуг не соответствуют значениям, установленным документацией.

В то же время в заседании Комиссии, заказчик посчитал возможным уточнить причины отклонения заявки общества изложив их в пояснениях, представленных в материалы дела. Однако, такой подход Комиссия полагает неприемлемым поскольку применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения.

Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (организатора закупки), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.

Такой правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В то же время, конкретные несоответствия заявки общества стали известны только на заседании Комиссии при рассмотрении жалобы заявителя, обозначенная информация не была отражена в протоколе рассмотрения первых частей заявок и не опубликована в ЕИС, что не может соответствовать одному из основополагающих принципов Закона о закупках - принципу информационной открытости.

Учитывая отсутствие в протоколе четкого и недвусмысленного обоснования принятого Заказчиком решения о причинах отклонения заявок, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной в указанной части и о наличии в действиях учреждения нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3,  пп. "б" п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках при оформлении Протокола.

В жалобе Заявитель приводит довод о содержащихся недостоверных сведениях в измененной аукционной документации, поскольку аукцион был перенесен и проводился 09.03.2022 в 9.00 по московскому времени.

Возражая против указанного довода, Заказчик пояснил, что 01.03.2023 изменен срок окончания подачи заявок (с 02.03.2023 на 07.03.2023). Указанные изменения внесены в карточку торгов на сайте zakupki.gov.ru без изменения закупочной документации. В период срока подачи заявок от участников закупки, в том числе, от заявителя ООО «МТ Техника», не поступил они одного запроса о разъяснении условия о дате окончания срока подачи заявок. Кроме того, продление срок подачи заявок позволило 06.03.2023 подать заявки двум участникам закупки (9229, 5683).

В связи с изложенным, Комиссия, рассмотрев довод жалобы Заявителя отмечает, что техническая неточность не создала условий для ограничения конкуренции и нарушения прав участников, учитывая, что Заявителем заявка № 4951 была зарегистрирована 01.03.2023, таким образом, у участника было достаточно времени для подачи запроса о разъяснении условий о дате окончания срока подачи заявок.

Относительно довода Заявителя о неточном указании наименования товара в Техническом задании, Комиссия отмечает, что обжалование положений документации о закупке в антимонопольный орган допускается до окончания срока подачи заявок. Учитывая, что документацией определена дата окончания срока подачи заявок – 07.03.2023, жалоба Заявителя в Тюменское УФАС России поступила 10.03.2023, в связи с чем Заявителем пропущен срок обжалования.

Исходя их совокупности вышерассмотренного, исследовав представленные сторонами документы, сведения и материалы в их взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России полагает признать жалобу ООО «МТ Техника» на действия АО «МСЧ «Нефтяник» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 86-23/АЭФ/СМСП поставка медицинского оборудования с принадлежностями медицинского назначения для АО МСЧ Нефтяник (реестровый номер закупки: 32312133072) - обоснованной.

В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;  составления протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 86-23-1/АЭФ к закупке № 32312133072 в соответствии с требования законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также с учетом выводов изложенных в настоящем решении.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тюменского УФАС России,

Р Е Ш И ЛА:

1. Признать жалобу ООО «МТ Техника» на действия АО «МСЧ «Нефтяник» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 86-23/АЭФ/СМСП поставка медицинского оборудования с принадлежностями медицинского назначения для АО МСЧ Нефтяник (реестровый номер закупки: 32312133072), обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3,  пп. "б" п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать в адрес АО «МСЧ «Нефтяник» обязательное для исполнения предписание.

4. Оператору электронной площадке Акционерному обществу «Сбербанк-автоматизированная система торгов» надлежит обеспечить техническую возможность исполнения предписания по делу.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны