Решение №К 14/185-10 РЕШЕНИЕ по делу № К 14/185-10 о нарушении антимонопольног... от 9 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 
 
 
РЕШЕНИЕ 
по делу № К 14/185-10
о нарушении антимонопольного законодательства  
 
                                                              г. Тюмень
 
Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено «11» февраля 2015 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 
Председатель Комиссии:
<___>        - исполняющий обязанности руководителя 
        
        Члены Комиссии:
        <___>- заместитель начальника отдела контроля 
                                            за монополистической деятельностью;
<___>                    - заместитель начальника отдела контроля за 
                                            соблюдением  законодательства;
<___> - главный специалист-эксперт отдела контроля 
                                            за монополистической деятельностью;
<___>            - ведущий специалист-эксперт отдела контроля 
                                            за монополистической деятельностью;
        <___>              - специалист-экперт отдела контроля за 
                                           монополистической деятельностью                                
в присутствии:
представителей ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес»: «…» (доверенность б/н 15.10.2014); «…» (доверенность б/н 17.11.2014);  
представителей заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Завод Тюменьнефтегазстрой»: «…»; «…» (доверенность для представителей б/н от 18.12.2014);
представитель заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский коммерческий центр» на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не явился, извещен надлежащим образом, 
       рассмотрев дело № К 14/185-10 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» (625059, г.Тюмень, ул.Мелиораторов, д.1, корп.3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
УСТАНОВИЛА:
 
        Основанием для возбуждения дела № К 14/185-10 послужило выявление Тюменским УФАС России признаков нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении договора № 05-57/13 на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов от 01.10.2013, заключенного  ООО «Нефтестройбизнес» (далее также ответчик) с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» (далее также заинтересованное лицо).
        Указанный договор был приложен к заявлению ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» на действия ООО «Нефтестройбизнес», выразившиеся в приостановлении подачи холодного водоснабжения с 01.10.2014 г. в нежилое строение по адресу: г.Тюмень, ул. Мелиораторов, 1 корп. 3 стр. 1. 
        На запрос Тюменского УФАС России ООО «Нефтестройбизнес» были представлены документы, в ходе рассмотрения которых установлено, что между ответчиком и ОАО «Тепло Тюмени» заключен договор теплоснабжения №Т-625024 от 27.08.2013.
        ООО «Нефтестройбизнес» осуществляет услуги по передаче тепловой энергии по своим сетям ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», ООО «Шорохов и К» (арендатор помещений), ООО «Сибирский коммерческий центр». Договоры с ресурсоснабжающими организациями у данных лиц отсутствуют. 
        Между указанными организациями существовали договорные отношения на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, связанные с возмещением ими ООО «Нефтестройбизнес» расходов по теплоэнергии, согласно фактического потребления, ставок и тарифов снабжающей организации и затрат (эксплуатационные расходы), связанных с обслуживанием и технической эксплуатацией инженерных сетей и коммуникации до границ раздела системы подачи тепла (п. 1.1 договора).
        ООО «Нефтестройбизнес» пояснило, что эксплуатационные расходы, установленные для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» и иных потребителей (ООО «Шорохов и К» и ООО «Сибирский коммерческий центр») возмещают затраты ООО «Нефтестройбизнес» на содержание сетей теплоснабжения, содержание и оплату обслуживающего персонала, оплату услуг сторонних организаций, привлекаемых для ремонта и содержания сетей, обслуживание конденсаторной установки и КНС, теплоузла. Эксплуатационные расходы зависят от протяженности сетей и объемов потребления энергоресурсов каждого потребителя, размер данных расходов согласован сторонами и закреплен договорными отношениями в договорах на возмещение эксплуатационных расходов. 
        Согласно информации, предоставленной Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (письмо от 18.11.2014г. исх.№06-05/3078), тарифы в сфере телоснабжения подлежат государственному регулированию. ООО «Нефтестройбизнес» с заявлением об установлении тарифов в Департамент не обращалось, тарифы на услуги в сфере теплоснабжения органом регулирования не устанавливались. Департамент также указал, что был направлен запрос в ООО «Нефтестройбизнес» по предоставлению информации о стоимости услуг, указанных в договорах, в том числе расчетов стоимости услуг, применяемых тарифов (либо цен) и основания их применения.  
В ходе рассмотрения представленных документов было установлено, что ответчик фактически является субъектом естественной монополии и, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей.
        Приказом от 03.12.2014 г. № 928 в отношении ООО «Нефтестройбизнес»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 03.12.2014 г. рассмотрение дела № К 14/185-10 назначено на 19.12.2014 в 14.00 часов.
В ходе рассмотрения данного дела представители ответчика, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, пояснив, что ООО «Нефтестройбизнес» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и не является субъектом естественных монополий. В период действия договора с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» строилась сеть теплоснабжения для данного общества, в настоящее время тепловая энергия в его здание передается в обход сетей ООО «Нефтестройбизнес».
Представители заинтересованного лица указали на наличие доминирующего положения ответчика по передаче тепловой энергии и злоупотребление им своим положением.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов, Комиссия приняла решение отложить рассмотрение дела, назначив его к рассмотрению на 28.01.2015 в 14.00 час.
Представители ответчика представили схемы сетей теплоснабжения ООО «Нефтестройбизнес», сообщив, что построена сеть теплоснабжения для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», однако данная сеть присоединена к неиспользуемой тепловой сети ООО «Нефтестройбизнес», тепловая энергия подается через эту сеть в здание заинтересованного лица. В ходе заседания представители ответчика согласились, что не имели право выставлять счета за эксплуатационные расходы своих сетей и намерены обратиться в уполномоченный государственный орган за утверждением тарифа.
Представители заинтересованного лица пояснили, что подключились по новой схеме осенью 2014, то есть после прекращения действия договора на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, заключив договор теплоснабжения с ОАО «Тепло Тюмени». В период действия договора, заключенного с ответчиком, отсутствовала возможность получать услугу по передаче тепловой энергии, минуя сети ответчика, так как теплоснабжение осуществлялось по сети ООО «Нефтестройбизнес».
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Нефтестройбизнес» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 №135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из следующего. 
       1. Согласно ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.        
Согласно ч.5 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО «Нефтестройбизнес», владеет тепловыми сетями (что подтверждается инвентарными карточками объекта основных средств), заключая договоры, предусматривающие возмещение потребителями расходов по передаче тепловой энергии и эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием и технической эксплуатацией сетей и взимая за это плату, фактически является субъектом естественной монополии, независимо от того, является ли оказание услуг по передаче тепловой энергии основным видом деятельности или нет. 
Довод ответчика о том, что он не является субъектом естественной монополии, так как не включен в соответствующий реестр, отклоняется Комиссией в виду того, что согласно ФЗ «О естественных монополиях» включение организации в реестр субъектов естественных монополий не является обязательным условием для признания организации субъектом естественной монополии. 
Для приобретения правового статуса субъекта естественной монополии необходимо наличие у организации основного квалифицирующего признака - осуществление деятельности в сферах, прямо указанных в ФЗ «О естественных монополиях», в условиях естественной монополии. 
Таким образом, включение или невключение в реестр субъектов естественных монополий не влияет на правовой статус субъекта естественных монополий.
Согласно ст.10 ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
При этом в соответствии с п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Следовательно, ответчик может быть включен в реестр субъектов естественных монополий только после его обращения за установлением тарифа на передачу тепловой энергии и его утверждением органом государственного регулирования.
Исходя из вышеизложенного, ООО «Нефтестройбизнес», являясь субъектом естественной монополии на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии с использованием коммунальной инфраструктуры (в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей), занимает доминирующее положение на указанном рынке.
Доказательств  отсутствия доминирующего положения на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ответчик не представил.
Следовательно, на действия ООО «Нефтестройбизнес» распространяется запрет, установленный ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». 
 
2. Как следует из материалов дела, между ответчиком и заинтересованными лицами были заключены договоры на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов (с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» с 01.10.2013 по 30.09.2014; с ООО «Сибирский коммерческий центр» с 30.04.2014 по 31.03.2015).
Согласно п.п. 1.1 (1.2) договоров заинтересованные лица возмещают затраты связанные с обслуживанием и технической эксплуатацией инженерных сетей и коммуникации до границ раздела системы подачи тепла.
Затраты на обеспечение надлежащего содержания инженерных сетей, коммуникации и сопутствующего оборудования, не включенные в сумму эксплуатационных расходов, предусмотренных договором, в т.ч. возникшие по объективным причинам, связанным с ростом цен, внеплановыми ремонтами, аварийными ситуациями, происшедшими не по вине ООО «Нефтестройбизнес», покрываются дополнительно (4.5, (3.4) договора).
Согласно указанным договорам (п.п. 4.1 (3.1) стоимость эксплуатационных расходов за техническое содержание сетей теплоснабжения в месяц составляла (с НДС) для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» - 11800,00 руб.; ООО «Сибирский коммерческий центр» - 700 руб. 
В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ РФ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст.10 ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно подп. «б» пункту 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ «О теплоснабжении» установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного установления цен (тарифов).
Пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Таким образом, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию и должны быть установлены уполномоченным органом.
Комиссией установлено, что ответчик не обращался в Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области за установлением тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, однако до утверждения этого тарифа, требовал возмещение своих затрат на эксплуатацию тепловых сетей в нарушение ч. 6 ст. 17 ФЗ «О теплоснабжении».
ООО «Нефтестройбизнес», владея тепловыми сетями, оказывая услуги по передаче тепловой энергии (естественно-монопольный вид деятельности), является субъектом естественной монополии, следовательно, обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии.  
Однако ООО «Нефтестройбизнес» требовало от потребителей возмещение своих затрат, связанных с эксплуатацией тепловых сетей в отсутствие утвержденного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, что также подтверждается счетами, счет-фактурами и актами. Факт оплаты денежных средств на возмещение эксплуатационных расходов со стороны заинтересованных лиц по договорам на возмещение эксплуатационных расходов подтверждается платежными поручениями.
Таким образом, возмещение эксплуатационных расходов заинтересованными лицами связано с оказанием ООО «Нефтестройбизнес» услуг по передаче тепловой энергии зданий (помещений) данных лиц.
Довод ответчика о том, что при заключении договоров (в том числе при установлении платы за эксплуатацию своих сетей) он действует в соответствии с принципом свободы договора, отклоняется Комиссией в виду того, что данный принцип ограничен, в связи с государственным регулированием деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО «Нефтестройбизнес» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии путем взимания платы на возмещение эксплуатационных расходов своих тепловых сетей в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. Данные действия привели к необоснованному взиманию платы и нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. 
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. № 30, для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Материалами дела установлено, что ООО «Нефтестройбизнес», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, взимая плату на возмещение эксплуатационных расходов своих сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии с использованием коммунальной инфраструктуры (в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей).
Вина ООО «Нефтестройбизнес» заключается в том, что оно нарушило установленный Федеральным Законом «О защите конкуренции» запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению. Каких либо сведений и доказательств о том, что ответчиком были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов представлено не было.   
Место совершения правонарушения – г. Тюмень.
Время совершения правонарушения, установленное материалами дела, - по пункту 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» - с 01.10.2013 г. по 31.10.2014.
       Результатом рассмотренных действий ответчика явилось нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
       В связи с прекращением 01.10.2014 действия договора № 05-57/13 на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, заключенного с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», и расторжением 01.11.2014 договора №05-12/14 на возмещение эксплуатационных расходов, заключенного с  ООО «Сибирский коммерческий центр», Комиссия приняла решение не выдавать ООО «Нефтестройбизнес» предписание о прекращении допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
       Комиссия по рассмотрению дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
                                                  РЕШИЛА:
    
    1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы на возмещение своих затрат по эксплуатации тепловых сетей в отсутствие утвержденного уполномоченным государственным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
     2. Предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
 
Председатель Комиссии:                                                                  
 
Члены Комиссии: 
 
           Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                     тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К 14/185-10

о нарушении антимонопольного законодательства 

 

                                                                                                                 г. Тюмень

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<___>        - исполняющий обязанности руководителя

       

        Члены Комиссии:

        <___>- заместитель начальника отдела контроля

                                            за монополистической деятельностью;

<___>                               - заместитель начальника отдела контроля за

                                            соблюдением  законодательства;

<___> - главный специалист-эксперт отдела контроля

                                            за монополистической деятельностью;

<___>            - ведущий специалист-эксперт отдела контроля

                                            за монополистической деятельностью;

        <___>                             - специалист-экперт отдела контроля за

                                           монополистической деятельностью                               

в присутствии:

представителей ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес»: «…» (доверенность б/н 15.10.2014); «…» (доверенность б/н 17.11.2014); 

представителей заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Завод Тюменьнефтегазстрой»: «…»; «…» (доверенность для представителей б/н от 18.12.2014);

представитель заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский коммерческий центр» на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не явился, извещен надлежащим образом,

       рассмотрев дело № К 14/185-10 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» (625059, г.Тюмень, ул.Мелиораторов, д.1, корп.3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

        Основанием для возбуждения дела № К 14/185-10 послужило выявление Тюменским УФАС России признаков нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении договора № 05-57/13 на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов от 01.10.2013, заключенного  ООО «Нефтестройбизнес» (далее также ответчик) с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» (далее также заинтересованное лицо).

        Указанный договор был приложен к заявлению ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» на действия ООО «Нефтестройбизнес», выразившиеся в приостановлении подачи холодного водоснабжения с 01.10.2014 г. в нежилое строение по адресу: г.Тюмень, ул. Мелиораторов, 1 корп. 3 стр. 1.

        На запрос Тюменского УФАС России ООО «Нефтестройбизнес» были представлены документы, в ходе рассмотрения которых установлено, что между ответчиком и ОАО «Тепло Тюмени» заключен договор теплоснабжения №Т-625024 от 27.08.2013.

        ООО «Нефтестройбизнес» осуществляет услуги по передаче тепловой энергии по своим сетям ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», ООО «Шорохов и К» (арендатор помещений), ООО «Сибирский коммерческий центр». Договоры с ресурсоснабжающими организациями у данных лиц отсутствуют.

        Между указанными организациями существовали договорные отношения на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, связанные с возмещением ими ООО «Нефтестройбизнес» расходов по теплоэнергии, согласно фактического потребления, ставок и тарифов снабжающей организации и затрат (эксплуатационные расходы), связанных с обслуживанием и технической эксплуатацией инженерных сетей и коммуникации до границ раздела системы подачи тепла (п. 1.1 договора).

        ООО «Нефтестройбизнес» пояснило, что эксплуатационные расходы, установленные для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» и иных потребителей (ООО «Шорохов и К» и ООО «Сибирский коммерческий центр») возмещают затраты ООО «Нефтестройбизнес» на содержание сетей теплоснабжения, содержание и оплату обслуживающего персонала, оплату услуг сторонних организаций, привлекаемых для ремонта и содержания сетей, обслуживание конденсаторной установки и КНС, теплоузла. Эксплуатационные расходы зависят от протяженности сетей и объемов потребления энергоресурсов каждого потребителя, размер данных расходов согласован сторонами и закреплен договорными отношениями в договорах на возмещение эксплуатационных расходов.

        Согласно информации, предоставленной Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (письмо от 18.11.2014г. исх.№06-05/3078), тарифы в сфере телоснабжения подлежат государственному регулированию. ООО «Нефтестройбизнес» с заявлением об установлении тарифов в Департамент не обращалось, тарифы на услуги в сфере теплоснабжения органом регулирования не устанавливались. Департамент также указал, что был направлен запрос в ООО «Нефтестройбизнес» по предоставлению информации о стоимости услуг, указанных в договорах, в том числе расчетов стоимости услуг, применяемых тарифов (либо цен) и основания их применения. 

В ходе рассмотрения представленных документов было установлено, что ответчик фактически является субъектом естественной монополии и, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей.

        Приказом от 03.12.2014 г. № 928 в отношении ООО «Нефтестройбизнес»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 03.12.2014 г. рассмотрение дела № К 14/185-10 назначено на 19.12.2014 в 14.00 часов.

В ходе рассмотрения данного дела представители ответчика, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, пояснив, что ООО «Нефтестройбизнес» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и не является субъектом естественных монополий. В период действия договора с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» строилась сеть теплоснабжения для данного общества, в настоящее время тепловая энергия в его здание передается в обход сетей ООО «Нефтестройбизнес».

Представители заинтересованного лица указали на наличие доминирующего положения ответчика по передаче тепловой энергии и злоупотребление им своим положением.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, Комиссия приняла решение отложить рассмотрение дела, назначив его к рассмотрению на 28.01.2015 в 14.00 час.

Представители ответчика представили схемы сетей теплоснабжения ООО «Нефтестройбизнес», сообщив, что построена сеть теплоснабжения для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», однако данная сеть присоединена к неиспользуемой тепловой сети ООО «Нефтестройбизнес», тепловая энергия подается через эту сеть в здание заинтересованного лица. В ходе заседания представители ответчика согласились, что не имели право выставлять счета за эксплуатационные расходы своих сетей и намерены обратиться в уполномоченный государственный орган за утверждением тарифа.

Представители заинтересованного лица пояснили, что подключились по новой схеме осенью 2014, то есть после прекращения действия договора на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, заключив договор теплоснабжения с ОАО «Тепло Тюмени». В период действия договора, заключенного с ответчиком, отсутствовала возможность получать услугу по передаче тепловой энергии, минуя сети ответчика, так как теплоснабжение осуществлялось по сети ООО «Нефтестройбизнес».

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Нефтестройбизнес» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 №135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из следующего.

       1. Согласно ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.        

Согласно ч.5 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО «Нефтестройбизнес», владеет тепловыми сетями (что подтверждается инвентарными карточками объекта основных средств), заключая договоры, предусматривающие возмещение потребителями расходов по передаче тепловой энергии и эксплуатационных расходов, связанных с обслуживанием и технической эксплуатацией сетей и взимая за это плату, фактически является субъектом естественной монополии, независимо от того, является ли оказание услуг по передаче тепловой энергии основным видом деятельности или нет.

Довод ответчика о том, что он не является субъектом естественной монополии, так как не включен в соответствующий реестр, отклоняется Комиссией в виду того, что согласно ФЗ «О естественных монополиях» включение организации в реестр субъектов естественных монополий не является обязательным условием для признания организации субъектом естественной монополии.

Для приобретения правового статуса субъекта естественной монополии необходимо наличие у организации основного квалифицирующего признака - осуществление деятельности в сферах, прямо указанных в ФЗ «О естественных монополиях», в условиях естественной монополии.

Таким образом, включение или невключение в реестр субъектов естественных монополий не влияет на правовой статус субъекта естественных монополий.

Согласно ст.10 ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

При этом в соответствии с п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Следовательно, ответчик может быть включен в реестр субъектов естественных монополий только после его обращения за установлением тарифа на передачу тепловой энергии и его утверждением органом государственного регулирования.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Нефтестройбизнес», являясь субъектом естественной монополии на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии с использованием коммунальной инфраструктуры (в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей), занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Доказательств  отсутствия доминирующего положения на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей ответчик не представил.

Следовательно, на действия ООО «Нефтестройбизнес» распространяется запрет, установленный ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Как следует из материалов дела, между ответчиком и заинтересованными лицами были заключены договоры на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов (с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» с 01.10.2013 по 30.09.2014; с ООО «Сибирский коммерческий центр» с 30.04.2014 по 31.03.2015).

Согласно п.п. 1.1 (1.2) договоров заинтересованные лица возмещают затраты связанные с обслуживанием и технической эксплуатацией инженерных сетей и коммуникации до границ раздела системы подачи тепла.

Затраты на обеспечение надлежащего содержания инженерных сетей, коммуникации и сопутствующего оборудования, не включенные в сумму эксплуатационных расходов, предусмотренных договором, в т.ч. возникшие по объективным причинам, связанным с ростом цен, внеплановыми ремонтами, аварийными ситуациями, происшедшими не по вине ООО «Нефтестройбизнес», покрываются дополнительно (4.5, (3.4) договора).

Согласно указанным договорам (п.п. 4.1 (3.1) стоимость эксплуатационных расходов за техническое содержание сетей теплоснабжения в месяц составляла (с НДС) для ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой» - 11800,00 руб.; ООО «Сибирский коммерческий центр» - 700 руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ РФ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О теплоснабжении» регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст.10 ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно подп. «б» пункту 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ «О теплоснабжении» установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного установления цен (тарифов).

Пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Таким образом, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию и должны быть установлены уполномоченным органом.

Комиссией установлено, что ответчик не обращался в Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области за установлением тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, однако до утверждения этого тарифа, требовал возмещение своих затрат на эксплуатацию тепловых сетей в нарушение ч. 6 ст. 17 ФЗ «О теплоснабжении».

ООО «Нефтестройбизнес», владея тепловыми сетями, оказывая услуги по передаче тепловой энергии (естественно-монопольный вид деятельности), является субъектом естественной монополии, следовательно, обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии. 

Однако ООО «Нефтестройбизнес» требовало от потребителей возмещение своих затрат, связанных с эксплуатацией тепловых сетей в отсутствие утвержденного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, что также подтверждается счетами, счет-фактурами и актами. Факт оплаты денежных средств на возмещение эксплуатационных расходов со стороны заинтересованных лиц по договорам на возмещение эксплуатационных расходов подтверждается платежными поручениями.

Таким образом, возмещение эксплуатационных расходов заинтересованными лицами связано с оказанием ООО «Нефтестройбизнес» услуг по передаче тепловой энергии зданий (помещений) данных лиц.

Довод ответчика о том, что при заключении договоров (в том числе при установлении платы за эксплуатацию своих сетей) он действует в соответствии с принципом свободы договора, отклоняется Комиссией в виду того, что данный принцип ограничен, в связи с государственным регулированием деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Нефтестройбизнес» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии путем взимания платы на возмещение эксплуатационных расходов своих тепловых сетей в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. Данные действия привели к необоснованному взиманию платы и нарушению установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. № 30, для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Материалами дела установлено, что ООО «Нефтестройбизнес», оказывая услуги по передаче тепловой энергии, взимая плату на возмещение эксплуатационных расходов своих сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии с использованием коммунальной инфраструктуры (в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей).

Вина ООО «Нефтестройбизнес» заключается в том, что оно нарушило установленный Федеральным Законом «О защите конкуренции» запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению. Каких либо сведений и доказательств о том, что ответчиком были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов представлено не было.  

Место совершения правонарушения – г. Тюмень.

Время совершения правонарушения, установленное материалами дела, - по пункту 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» - с 01.10.2013 г. по 31.10.2014.

       Результатом рассмотренных действий ответчика явилось нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

       В связи с прекращением 01.10.2014 действия договора № 05-57/13 на возмещение коммунальных затрат и эксплуатационных расходов, заключенного с ООО «Завод Тюменьнефтегазстрой», и расторжением 01.11.2014 договора №05-12/14 на возмещение эксплуатационных расходов, заключенного с  ООО «Сибирский коммерческий центр», Комиссия приняла решение не выдавать ООО «Нефтестройбизнес» предписание о прекращении допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

       Комиссия по рассмотрению дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

   

    1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы на возмещение своих затрат по эксплуатации тепловых сетей в отсутствие утвержденного уполномоченным государственным органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.

     2. Предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Нефтестройбизнес» не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии:                                                                  

 

Члены Комиссии:

 

           Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

           Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны