Решение №К 15/119 Решение по делу № К 15/119 от 22 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

в присутствии представителя ответчика - ООО «Сапфир» -  (приказ от 12.01.2015г. № 6),рассмотрев дело № К 15/119, возбужденное по признакам нарушения ООО «Сапфир» (627705, Ишимский р-н, с. Стерхино, ул. Мелиоративная, д. 26А/16) ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в ходе проверки на предмет соблюдения требований действующего законодательства о порядке отбора подрядных организаций, осуществляющих работы по капитальному ремонту многоквартирных домов (далее - МКД), проведенной по поручению ФАС России (письмо от 28.04.2015 № ИА/20987/15), было установлено, что ООО «Сапфир» при проведении торгов по отбору подрядных организаций  был нарушен запрет установленный ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции об участии организатора торгов в таких торах.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 21.09.2015 № 541 в отношении ООО «Сапфир»  было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал пояснив при этом, что порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту МКД с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ  "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утв. постановлением Правительства Тюменской области  от 27.12.2011 № 489-п (далее – Порядок привлечения подрядных организаций) не запрещает участвовать организатору торгов в  торгах в качестве заявителя.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон о фонде), предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда – это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о фонде, обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, модернизацию системы коммунальной инфраструктуры является соответственно долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации системы коммунальной инфраструктуры за счет средств:

- претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

- бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о фонде, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Согласно ч.1 ст. 20 Закона о фондах, получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования.

Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 20 Закона о фонде).

Орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах (ч. 4 ст. 20 закона о фонде).

В течение 7 дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома (ч. 5 ст. 20 закона о фонде).

В течение 30 дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:

1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;

2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пятнадцать процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 настоящей статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом, на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 9 ст. 20 Закона о фонде, оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.

Согласно ч. 8 ст. 20 Закона о фонде, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Так, в целях реализации данного законоположения постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 489-п был утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ  "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно п. 2 Порядка привлечения подрядных организаций, привлечение Заказчиком подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществляется на основании проведения конкурсного отбора подрядных организаций.

В соответствии с п. 3 раздела 1 Порядка привлечения подрядных организаций, организатором конкурса выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация (далее - Заказчик) во взаимодействии с уполномоченным органом муниципального образования, участвующего в региональной программе (далее муниципальное образование).

В целях проведения конкурсного отбора подрядных организаций Заказчик осуществляет следующие функции:

а) принимает решение о проведении конкурсного отбора подрядных организаций;

б) создает комиссию по конкурсному отбору подрядных организаций  по каждому многоквартирному дому, подлежащему капитальному ремонту;

в) размещает извещение на официальном сайте муниципального образования или публикует в официальном печатном издании муниципального образования о проведении конкурсного отбора подрядных организаций;

г) на основании решения комиссии заключается договор с подрядной организацией на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;

д) размещает на официальном сайте муниципального образования или публикует в официальном печатном издании муниципального образования решения, принятые комиссией по результатам конкурсного отбора подрядных организаций с мотивированным обоснованием.

Так, Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления с указанием объема средств на проведение капитального ремонта, предусмотренного пунктом 15 настоящего Порядка, принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы.

Согласно п. 11 Порядка, решения, принятые Комиссией по результатам конкурсного отбора подрядных организаций, оформляются протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников конкурсного отбора подрядных организаций (далее - Протокол).

Протокол подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования или опубликованию в официальном печатном издании муниципального образования.

Не позднее 10 календарных дней с даты получения от муниципального образования уведомления с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома, заказчик размещает на официальном сайте муниципального образования или публикует в официальном печатном издании муниципального образования извещение о проведении конкурсного отбора подрядных организаций и конкурсную документацию (п. 15 Порядка привлечения подрядных организаций).

Срок подачи заявок составляет 10 рабочих дней со дня размещения Заказчиком на официальном сайте муниципального образования или в официальном печатном издании муниципального образования извещения о проведении конкурсного отбора подрядных организаций. Заявки, поданные с нарушением указанного срока, комиссией не рассматриваются (п. 20 Порядка привлечения подрядных организаций).

Постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 23.05.2014 № 69 (внесение изменений в приложение от 18.02.2015 № 19) было принято решение о распределении полученных средств между МКД, включенных в муниципальную программу капитального ремонта.

Согласно приложению № 1 к Постановлению от 23.05.2014 № 69, в перечень МКД Ишимского муниципального района, подлежащих капитальному ремонту, вошли 40 МКД, с общей стоимостью капитального ремонта на сумму – 34 030 785,24 руб., из них:

- 8 677 850,13 руб. – за счет средств Фонда;

- 20 248 317,32 руб. – за счет средств бюджета;

- 5 104 617,79 руб. – за счет иных источников.

Согласно ч. 5 ст. 20 Закона о Фондах, в течение 7 дней со дня принятия решения о распределении полученных средств между МКД, орган местного самоуправления обязан уведомить управляющие организации, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.

Так, 31.07.2014 администрацией Ишимского муниципального района были направлены письма 6 управляющим организациям с указанием объемов средств по МКД, в том числе в адрес ООО «Сапфир» в отношении 3 МКД, расположенных по адресам - Мелиоративная 5, Мелиоративная 26а, Стаханова 12.

Согласно п. 15 Порядка привлечения подрядных организаций, в течении 10 календарных дней с даты получения от муниципального образования уведомления с указанием объема средств, Заказчик размещает на официальном сайте муниципального образования или публикует в официальном печатном издании муниципального образования извещение о проведении конкурсного отбора подрядных организаций и конкурсную документацию.

 

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Администрации Ишимского муниципального района http://ishim-mr.admtyumen.ru/, извещение и документация о проведении конкурсного отбора подрядных организаций на проведение капитального ремонта МКД, расположенных по адресам: Мелиоративная, 5, Мелиоративная, 26а, Стаханова, 12, - было размещено 06.08.2014г.

В соответствии с п. 4.1 Конкурсной документации, прием заявок осуществлялся с 06.08.2014 по 20.08.2014, т.е в течение 10 рабочих дней.

Согласно п. 20 Порядка привлечения подрядных организаций, срок подачи заявок составляет 10 рабочих дней со дня размещения Заказчиком на официальном сайте муниципального образования или в официальном печатном издании муниципального образования извещения о проведении конкурсного отбора подрядных организаций. Заявки, поданные с нарушением указанного срока, комиссией не рассматриваются.

Таким образом, ООО «Сапфир» срок приема заявок на участие в конкурсе отбора подрядных организаций на проведение капитального ремонта указанных МКД, осуществлен в соответствии п. 20 Порядка привлечения подрядных организаций.

 

В соответствии с протоколами заседания комиссии по определению победителя конкурсного отбора от 22.08.2014г., в адрес заказчика ООО «Сапфир» поступила только 1 заявка на участие в конкурсном отборе – от ООО «Сапфир», в результате чего общество было объявлено победителем конкурсного отбора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.

Также, в материалы дела администрацией представлены договоры на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту заключенные между отделом ЖКХ администрации Ишимского муниципального района и ООО «Сапфир» (далее - договоры), как-то:

  1. договор от 28.08.2014г. № 3-кр-185;
  2. договор от 28.08.2014г. № 4-кр-185;
  3. договор от 28.08.2014г. № 2-кр-185;

Согласно преамбуле вышеуказанных  договоров, ООО «Сапфир» выступает одновременно «Заказчиком» и «Подрядчиком», в одном лице.

Согласно п. 4 ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Так, согласно п. 7 Порядка привлечения подрядных организаций, в состав комиссии включаются представители:

а) заказчика (не более двух представителей);

б) собственников помещений многоквартирного дома (один представитель);

в) органа местного самоуправления муниципального образования (не более двух представителей по согласованию).

Таким образом, находясь в составе комиссии, «Заказчик» является заинтересованным лицом, следовательно, подача им (заказчиком) заявки на участие в конкурсном отборе может создать для него преимущественные условия в получении права на выполнение работ по капитальному ремонту МКД и препятствовать доступу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права, что может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

Согласно ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Выступив одновременно «Заказчиком» и «Подрядчиком» в одном лице ООО «Сапфир» ограничил круг возможных участников, снизив тем самым конкуренцию между участниками.

Кроме того, п. 4 ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции содержит запрет на непосредственное участие в торгах организатора, заказчика либо их работников.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что, в действиях Заказчика ООО «Сапфир» содержится нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в  участии организатора торгов в данных торгах в качестве участника.

В связи с тем, что между ООО «Сапфир» и отделом ЖКХ администрации Ишимского муниципального района были подписаны договоры на выполнение работ по капитальному ремонту, с установлением срока окончания работ:

  1. по договору от 28.08.2014г. № 3-кр-185 – срок окончания работ – 28.10.2014г.;
  2. по договору от 28.08.2014г. № 4-кр-185 – срок окончания работ – 25.09.2014г.;
  3. по договору от 28.08.2014г. № 2-кр-185 – срок окончания работ – 31.10.2014г.,

Комиссия также приходит к выводу о том, что оснований для выдачи предписания не имеется.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Сапфир» нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в участии ООО «Сапфир» в качестве участника в конкурсном отборе подрядной организации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам:  Мелиоративная, 5, Мелиоративная, 26а, Стаханова, 12.
  2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием основания для его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны