Определение б/н Определение от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № К 16/45-10 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 К РАССМОТРЕНИЮ

 

"19" июля 2016 г.                                                                                                        г. Тюмень

 

           Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Полухин Дмитрий Александрович, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13.07.2016 года № 135 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом «Завод Тюменьремдормаш» (место нахождения: 625061, Тюменская область, город Тюмень, улица Производственная, дом 30, ОГРН 1027200836288, ИНН 7204005867)  пунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии, а также незаконном отключении электрической энергии ООО «Экспроф», руководствуясь частью 13, 14, 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

          Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «Экспроф» на действия ЗАО «Завод Тюменьремдормаш», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии, а также незаконном отключении электрической энергии.

          Между ООО «Экспроф» и ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» заключен договор энергоснабжения № 13128 от 01.07.2013г. Согласно пункту 2.1 договора ОАО «ТЭК» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с сетевыми организациями, к сети которых присоединены электроустановки ООО «Экспроф», обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а ООО «Экспроф» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

           Согласно приложению № 1 к договору центр питания ООО «Экспроф» ПС-110/10 Ремдормаш (яч._ЗРУ-10) ВЛ-10 Экспроф-1, Экспроф-2, точка поставки РУ-10 яч.7, яч.8, от сети сетевой организации ОАО «Тюменьэнерго» опосредованно через сети ЗАО «Завод Тюменьремдормаш».

            Таким образом, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» осуществляет и поставку и передачу электрической энергии потребителю ООО «Экспроф», в том числе опосредованно через сети ЗАО «Завод Тюменьремдормаш».

           В свою очередь, между ООО «Экспроф» и ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 01 от 01.01.2011г. Согласно пункту 1.1 договора ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» обязуется оказывать ООО «Экспроф» услуги по передаче электрической энергии до точек присоединения, осуществлять контроль за количеством потребленной электроэнергии, а ООО «Экспроф» обязуется исполнять договорные обязательства надлежащим образом, оплачивать услуги ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» в порядке, установленном договором. Согласно пункту 6.1 договора  цена договора составляет 10% от стоимости потребленной электроэнергии в месяц, определенной по приборам учета. ООО «Экспроф»  ежемесячно возмещает затраты ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» связанные с технологической передачей электроэнергии подстанцией ПС 110/10 кВ и потери в трансформаторах пропорционально потребленной электроэнергии. Пунктом 6.1.1 договора установлено, что процент участия, размер возмещения затрат ООО «Экспроф» стоимости ремонта электрооборудования, устранения последствий аварий рассчитывается ЗАО «Завод Тюменьремдормаш». Согласно пункту 2.1.10 договора ООО «Экспроф» обязуется принимать участие в капитальном ремонте основных трансформаторов, трансформаторов собственных нужд, выключателей ВМТ-110Б, разъединителей и ячеек КРУ-10 КВ Экспроф-1 и Экспроф-2, а также воздушных линий 110 кВ, принадлежащих ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» и ликвидации последствий аварий посредством возмещения затрат ЗАО «Завод Тюменьремдормаш».

           На основании вышеуказанного договора, ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» выставляло счета-фактуры с указанием товара – услуги по передаче электроэнергии (активная по нерегулируемой цене) и применяло различные тарифы за оказанные услуги.

           Данные действия заявитель считает нарушением статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и ущемлением своих интересов.

            Проанализировав материалы заявления, а также действующее законодательство, были обнаружены признаки нарушения ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» порядка ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии, исходя из следующего.

            Пунктом 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утв. Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, определены составляющие для расчета тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии используются следующие материалы.

            Составляющие платы за услуги по передаче электрической энергии, указанные в пунктах 6.1, 6.1.1, 2.1.10 договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 01 от 01.01.2011г.,  учитываются при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

            Согласно абзацу 9 части 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011г., в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности): цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф).

     Согласно статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, устанавливает, что сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:

единые (котловые) тарифы;

тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям. Указанные цены (тарифы) применяются к сетевым организациям, соответствующим критериям, которые определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

 Таким образом, услуги по передаче электрической энергии являются регулируемым видом деятельности, для оказания которых необходимо утвердить тариф.

 В соответствии с частью 1.1. статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

        Согласно части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

 В соответствии с ч.5 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из материалов заявления, ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» фактически находилось в состоянии естественной монополии, оказывало услуги по передаче электрической энергии, взимало плату за оказанные услуги, однако не имело тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а следовательно, нарушило установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 По результатам рассмотрения заявления ООО «Экспроф» установлено, что действия ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в оказании услуг по передаче электрической энергии в отсутствие утвержденного тарифа и взимании платы за услуги по передаче электрической энергии по самостоятельно установленной цене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

        По результатам рассмотрения заявления ООО «Экспроф» установлено, что действия ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» содержат признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном прекращении электроснабжения фидеров «Экспроф-1» и «Экспроф-2».

        Вышеуказанные действия ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» привели к ущемлению интересов ООО «Экспроф», касающихся возможности потребления услуг электроснабжения, а также создали препятствие для осуществления ООО «Экспроф» своей основной деятельности по производству пластмассовых плит, полос, труб и профилей.

         Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела, и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии, Председатель Комиссии

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № К 16/45-10 к рассмотрению на 14.00 часов «06» сентября 2016 года, по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58 а, каб. № 401.

   2. Признать лицами, участвующими в деле:

 Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Экспроф» (адрес: 625061, город Тюмень, улица Производственная, дом 25).

 Ответчик – Закрытое акционерное общество «Завод Тюменьремдормаш» (адрес: 625061, город Тюмень, улица Производственная, дом 30).

 3. Заявителю ООО «Экспроф»  в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представить в срок до «05» сентября 2016 года следующие заверенные копии документов, материалов и сведений:

 3.1. Акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 01 от 01.01.2011г.

 4. Ответчику - ЗАО «Завод Тюменьремдормаш»  в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2008 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» представить в срок до «05» сентября 2016 года следующие заверенные копии документов, материалов и сведений:

4.1. Экономически обоснованный расчет платы за услуги по передаче электрической энергии, используемой по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 01 от 01.01.2011г. в 2013, 2014, 2015, 2016 гг.

4.2.  Документы, подтверждающие право собственности или иные законные права ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» на электросетевое имущество, к которому присоединено ООО «Экспроф». 

4.3.  Договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенные с иными потребителями в 2013, 2014, 2015, 2016 гг. со всеми приложениями и дополнениями.

4.4. Счета-фактуры, выставленные по договорам, указанным в пункте 4.3 настоящего Определения, в 2013, 2014, 2015, 2016г., а также доказательства оплаты указанных счетов-фактур.

4.5. Бухгалтерский баланс за 2015 год и отчет о прибылях и убытках ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» за 2015 год.

   4.6. Справка, подписанная директором и главным бухгалтером и заверенная печатью организации, о размере выручки (без НДС) (выручка от реализации услуг определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации), полученной ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» в 2015 году от реализации услуг по передаче электрической энергии на территории г.Тюмень.

  Лицам, участвующим в деле, необходимо иметь при себе доверенность и документ, удостоверяющий личность.

   

          За непредставление или несвоевременное представление сведений, либо представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную ч.5 ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на юридических лиц в размере до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Д.А.Полухин

Связанные организации

Связанные организации не указаны