Решение б/н решение от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К 16/7-10

о нарушении антимонопольного законодательства 

 

                                                                                                                      г. Тюмень

Резолютивная часть решения оглашена «31» мая 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» июня 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Полухин Д.А.             -  заместитель руководителя - начальник отдела

                                                контроля за монополистической деятельностью.

        Члены Комиссии:

Иванова Л.В.              -  заместитель начальника отдела контроля за

                                        монополистической деятельностью;

Новожилова Т.Н.       -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля за

                                        монополистической деятельностью;

Долинина А.В.           -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля за

                                        монополистической деятельностью,  

        в присутствии представителей:

заявителя – Публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» - Шульпековой Юлии Владимировны (доверенность № 46-16 от 30.12.2015г.), Семенова Дмитрия Григорьевича (доверенность № 385-16 от 11.03.2016г.), Лукина Николая Геннадьевича (доверенность № 376-16 от 02.03.2016г.);

 ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «РемЭнергоСтройСервис» - Шевченко Василия Валерьевича (доверенность б/н от 01.03.2016г.);

заинтересованного лица – Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» - Долганова Николая Павловича (доверенность № ТРС-108 от 01.10.2015г.),

        рассмотрев дело № К 16/7-10 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «РемЭнергоСтройСервис» (место нахождения: 625501, Тюменская область, Тюменский район, деревня Патрушево, улица Центральная, дом 39 «А», ОГРН 1027200872863, ИНН 722406135452)  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

          Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление Публичного акционерного общества «Сибирско-Уральская энергетическая компания» (далее - ПАО «СУЭНКО», заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «РемЭнергоСтройСервис» (далее – ООО «РЭСС», ответчик), выразившиеся в препятствовании передачи электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ООО «РЭСС» на объекты электросетевого хозяйства ПАО «СУЭНКО».

           Заявитель указывает, что ПАО «СУЭНКО» и ООО «РЭСС» являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии и осуществляющими технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства к своим сетям. В 2012г. ООО «РЭСС» отключило КРУН -10 кВ (находящийся в границах его ответственности), расположенный на опоре 41 фидер «ДОК» в сторону сетей ПАО «СУЭНКО».             Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. Данные действия заявитель считает нарушением статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а также ущемлением своих интересов и интересов потребителей, подключенных к его сетям.

            В целях рассмотрения заявления, Тюменское УФАС России направило запрос информации в ООО «РЭСС». В своих пояснениях, ООО «РЭСС» указывает, что отношения между сетевыми организациями не урегулированы, отсутствуют надлежащим образом составленные документы, договоры, а также ПАО «СУЭНКО» не производит оплату потерь электрической энергии, возникающих в сетях ООО «РЭСС». 

            Изучив представленные на запрос информации документы, Тюменским УФАС России были обнаружены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «РЭСС».

            В ходе рассмотрения заявления установлены признаки наличия доминирующего положения ООО «РЭСС» на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах своих присоединенных сетей, расположенных на территории г.Тюмень.

           Приказом от 26.01.2016г. № 28 в отношении ООО «РЭСС» было возбуждено дело по признакам нарушения  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Определением от 03.02.2016г. дело № К 16/7-10 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению  на 14.03.2016г. на 14 часов 00 минут. 

           В связи с необходимостью получения дополнительных документов и вручения лицам, участвующим в деле заключения об обстоятельствах дела, данное дело было рассмотрено Комиссией в 4-х заседаниях (14.03.2016г., 07.04.2016г., 28.04.2016г., 31.05.2016г.).

            На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, указанные в заявлении. Ответчик поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях.

    Изучив материалы дела, а также представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «РЭСС» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», исходя из следующего.

             1. Согласно ст.4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

      В соответствии с ч.5 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

      Приказом ФСТ России от 05.04.2013г. № 356-э ООО «РЭСС» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером № 72.1.41. Приказом Региональной энергетической комиссии по Тюменской области, ХМАО-Югра и ЯНАО от 31.03.2014 №18 ООО «РЭСС» включено в перечень организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии на территории Тюменской области.

              По результатам проведенного, в ходе рассмотрения данного дела, анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии потребителям (аналитический отчет от 25.05.2016г.) установлено, что ООО «РЭСС» занимает доминирующее положение на рынке  услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей, расположенных на территории г.Тюмень.

     Доказательств  отсутствия доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенных электрических сетей ООО «РЭСС» на рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не предоставило.

     Следовательно, на ООО «РЭСС» распространяется запрет, установленный статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

            2. Как следует из материалов дела, ПАО «СУЭНКО» и ООО «РЭСС» являются организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии и осуществляющими технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства к своим сетям.

           Приказом № 429-э от 24.11.2008г. ФСТ России включило ПАО «СУЭНКО» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 72.1.36.

           Приказом № 356-э от 05.04.2013г. ФСТ России включило ООО «РЭСС» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 72.1.41.

            Решением № 18 от 31.03.2014г. Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО включила  ООО «РЭСС» и ПАО «СУЭНКО» в перечень организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии на территории Тюменской области.

            ПАО «СУЭНКО» и ООО «РЭСС» имеют точки взаимного непосредственного присоединения к электрическим сетям. Сети ПАО «СУЭНКО» имеют технологическое присоединение к сети ООО «РЭСС» на зажимах на опоре № 41 ф. «ДОК» в сторону опоры 28 (источник питания ПС 110/10 кВ «Сибжилстрой» яч.№ 13).

            Согласно Акту от 09.07.2004г. установлены границы  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «РЭСС» и ОАО «Тюменская горэлектросеть» (правоприемник ПАО «СУЭНКО»). 

            Таким образом,   ПАО «СУЭНКО» и ООО «РЭСС» являются смежными сетевыми организациями, осуществляющими деятельность в сфере услуг по передаче электроэнергии на территории Тюменской области.

            С 24 апреля 2012г. ООО «РЭСС» отключило КРУН -10 кВ (находящийся в границах его ответственности), расположенный на опоре 41 фидер «ДОК» в сторону сетей ПАО «СУЭНКО». В материалах дела имеются показания с пункта коммерческого учета на опоре 41 РУ-10кВ от 24.04.2012г. с показаниями активной и реактивной энергии 0. Также в материалах дела имеются акты снятия показаний приборов учета электрической энергии ПАО «СУЭНКО» за февраль – май 2012 года, согласно которым с апреля 2012 года показания приборов учета электрической энергии не менялись. Начиная с 24.04.2012г. ПАО «СУЭНКО» стало использовать резервную схему электроснабжения потребителей с использованием сетей АО «Тюменьэнерго». Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 14.02.2012г. между АО «Тюменьэнерго» и ПАО «СУЭНКО» максимальная мощность точки присоединения ф. «ДОК» ТП-303 яч.17 составляет 0,0 МВт (резерв).

           Письмом исх.№ 42/06 от 07.06.2012г. ООО «РЭСС» сообщило ПАО «СУЭНКО», что при отсутствии транзита электрической энергии в сети ПАО «СУЭНКО» общество стало нести потери в несколько раз меньше и при последующих присоединениях к сетям ООО «РЭСС» ПАО «СУЭНКО» должно оплачивать потери в размере 2,8%.

           На данное письмо ПАО «СУЭНКО» сообщило, что требование оплаты потерь, возникающих в сетях ООО «РЭСС» при передаче электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства не соответствует пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а также пункту 128  Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и является незаконным (вх.№75/06 от 27.06.2012г.).

           Письмом исх.№ 13964 от 11.11.2014г. ПАО «СУЭНКО» просило ООО «РЭСС» согласовать объемы передачи электроэнергии и мощности на 2015 год. ООО «РЭСС» письмом от 20.11.2014г. исх.№422/11 сообщило о согласовании объемов при условии оплаты потерь в размере 2,8% от полученного объема электроэнергии, а также возмещении затрат ООО «РЭСС», связанных с покупкой потерь согласно письму исх.№ 42/06 от 07.06.2012г.

           Письмом от 24.04.2015г. исх.№ 6895 ПАО «СУЭНКО» сообщило ООО «РЭСС» о препятствовании перетоку электрической энергии на объекты ПАО «СУЭНКО» и незаконности требования оплаты потерь, также ПАО «СУЭНКО» просило включить КРУН-10 кВ, фидер «ДОК» до 05.05.2015г. (вх. ООО «РЭСС» № 798/04 от 29.04.2015г.). Ответа на данное письмо получено не было.

           Письмом исх.№14645 от 02.10.2015г. ПАО «СУЭНКО» просило согласовать объемы передачи электроэнергии и мощности на 2016 год. Письмом от 08.10.2015г. исх.№ 577/10 ООО «РЭСС» сообщило о не согласовании объемов передачи электрической энергии в редакции ПАО «СУЭНКО», о возобновлении подачи электрической энергии с 01.11.2015г. и необходимости участия представителя ПАО «СУЭНКО». Доказательств получения письма от 08.10.2015г. исх.№ 577/10 ООО «РЭСС» не представило, подача электрической энергии возобновлена не была.

           Письмом от 15.01.2016г. исх.№ 04/01 ООО «РЭСС» просило назначить представителя ПАО «СУЭНКО» для возобновления подачи электроэнергии в сети ПАО «СУЭНКО» от ПС-110/10 «Сибжилстрой» ВЛ-10 кВ ф. «ДОК». (вх.ПАО «СУЭНКО» от 18.01.2016г.).

            25.02.2016г. был осуществлен осмотр ПКУ на опоре 41 ф. «ДОК» с участием представителей ООО «РЭСС», ПАО «СУЭНКО», АО «Тюменьэнерго» и составлен акт, согласно которому замечаний по схеме нет.

            Письмом исх.№ 36/02 от 26.02.2016г. ООО «РЭСС» сообщило ПАО «СУЭНКО», что 25.02.2016г. пункт учета на опоре 41 ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой» был введен в эксплуатацию, но произошел выход из строя этого пункта учета и просило принять меры по его восстановлению (вх.№ 1792 от 03.03.2016г.).

             09.03.2016г. ООО «РЭСС» получило заявку ПАО «СУЭНКО» на вывод в ремонт ПКУ (вх.№59/03).

             11.03.2016г. был осуществлен демонтаж пункта коммерческого учета совместно представителями ООО «РЭСС», ПАО «СУЭНКО»  и ООО «Центр энергетического сервиса».

             На момент последнего заседания Комиссии 31.05.2016г., электроснабжение в сети ПАО «СУЭНКО» не восстановлено.

             Исходя из вышеизложенного, начиная с 24.04.2012г. по настоящее время передача ООО «РЭСС» электрической энергии на объекты ПАО «СУЭНКО» (опора 41 ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой») не осуществляется.

     ООО «РЭСС», отключив КРУН  на опоре 41 ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой», создало препятствия ПАО «СУЭНКО» для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям.

     В свою очередь, ПАО «СУЭНКО» оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям как 2, так и 3 категории надежности.  

     Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии № 2/4-12 от 25.12.2012г., заключенному АО «ЭК «Восток» с ПАО «СУЭНКО», последнее оказывает услуги по передаче электроэнергии через ПС 110/10 кВ Сибжилстрой ф.ДОК ВЛ-10 кВ опора № 41 потребителям: ОАО «Красный октябрь», ИП Когтева Н.В., ОАО «Сибстройсервис», ЗАО «Светлана-95», ООО «Фоксмаркет», МАОУ ДОД ДЮСШ «Тура», ООО «Сиблифт», ООО «Турасервис», ИП Орлова Н.Ф., Совет территориального общественного самоуправления микрорайон Бабарынка г.Тюмень, ООО «Промжелдортранс-Т», Ростовщиков А.Н., Шварц Н.Е., ООО «Бургер-Тюмень», Мишарова Т.А., Коленова Н.И., ООО «Тюменьдевелопмент», Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации г..Тюмени, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», ФГБОУ ВО Тюменский государственный нефтегазовый университет, МКУ «Тюменьгортранс».  Согласно  Акту разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПАО «СУЭНКО» и ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» (учебный корпус по ул.Бабарынка, 20б) № 940 от 25.12.2014г. категория надежности электроснабжения потребителя - 2.

   Таким образом, согласно материалам дела, с использованием основной схемы электроснабжения через ПС 110/10 кВ Сибжилстрой ф.ДОК ВЛ-10 кВ опора № 41 ПАО «СУЭНКО» должно оказывать услуги по передаче электрической энергии 21 потребителю III категории надежности и 1 потребителю II категории надежности. Однако, ПАО «СУЭНКО» использует резервную схему электроснабжения через сети АО «Тюменьэнерго» с 24.04.2012г.

   С 24.04.2012г. ПАО «СУЭНКО» не может обеспечить наличие резервного источника электроснабжения для потребителя II категории надежности. А также, 25.02.2016г. в момент выхода из строя ПКУ на опоре 41  ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой» произошло автоматическое отключение фидера на ПС Северная, что привело к отсутствию электроснабжения по резервной схеме электроснабжения с 20.15 часов до 21.24 часов. В указанный период времени ПАО «СУЭНКО» не смогло обеспечить потребителю второй категории надежности даже резервный источник электроснабжения.

           15.08.2014г. в ПАО «СУЭНКО» поступила заявка Вепрева Ю.Г. № ТЮ-14-0747 на технологическое присоединение к электрическим сетям с заявляемым уровнем надежности - II. ПАО «СУЭНКО» заключило с Вепревым Ю.Г. договор № ТЮ-14-0747 об осуществлении технологического присоединения, но фактически, второй источник электроснабжения потребителю не обеспечен в связи с препятствованием ООО «РЭСС» перетоку электрической энергии на опоре 41  ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой».

            3. В соответствии с частью 1.1. статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      Согласно ст.3 ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

       Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках.

              В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

    В соответствии с  пунктом 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

             Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

     В соответствии с пунктом 128 Основных положений фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.

     Согласно пункту 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, расходы на покупку электрической энергии (мощности) включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

     Следовательно, требование ООО «РЭСС» об осуществлении ПАО «СУЭНКО» оплаты потерь, возникающих на объектах электросетевого хозяйства ООО «РЭСС» в связи с передачей объема электрической энергии в сети ПАО «СУЭНКО», является незаконным и нарушает действующее законодательство.

           В соответствии с пунктом 14 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв.  Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

    Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

    Таким образом, для потребителей 2 категории надежности ПАО «СУЭНКО» должно обеспечить резервный источник снабжения электрической энергией. Однако, прекращение ООО «РЭСС» оказания услуг по передаче электрической энергии в сети ПАО «СУЭНКО» привело к невозможности ПАО «СУЭНКО» обеспечения потребителя II категории надежности резервным источником электроснабжения.

    В обоснование правомерности отключения КРУНа на опоре 41  ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой»  ответчик указывает на: 1) отсутствие акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ПАО «СУЭНКО»; 2) аварийное состояние опоры № 18/81 ЛЭП-10 кВ; 3) отсутствие заявки ПАО «СУЭНКО» на включение КРУНа; 4) выход из строя пункта коммерческого учета, расположенного на опоре 41.

     Данные доводы Комиссия считает необоснованными в силу следующего. В материалах дела имеется Акт разграничения границ  балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленный между ООО «РЭСС» и ОАО «Тюменская горэлектросеть» от 09.07.2004г.  ОАО «Тюменская горэлектросеть» прекратило свою деятельность 31.08.2008г. путем присоединения к ОАО «СУЭНКО» (в настоящее время ПАО «СУЭНКО»). Следовательно, с 31.08.2008г. ПАО «СУЭНКО» стало правоприемником ОАО «Тюменская горэлектросеть». Согласно ч.2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Положения ч.4 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» о переоформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в случае смены собственника энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в данном случае не применяется, поскольку собственник объектов электроэнергетики (ОАО «Тюменская горэлектросеть») вошел в состав ПАО «СУЭНКО» путем присоединения.

    Доказательства аварийного состояния опоры № 18/81 ЛЭП-10 кВ ООО «РЭСС» не представило, в свою очередь ПАО «СУЭНКО» предоставило акт обследования технического состояния объекта от 05.04.2016г., согласно которому аварийное состояние опоры № 18/81 ЛЭП-10 кВ не подтверждено, а выявленные замечания подлежат устранению при проведении планового ремонта в 2016г. Кроме того, опора 18/81 ЛЭП-10 кВ находится в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ПАО «СУЭНКО», следовательно, заключение о техническом состоянии объекта вправе давать исключительно ПАО «СУЭНКО».

     Довод ООО «РЭСС» об отсутствии заявки ПАО «СУЭНКО» на включение КРУНа не подтверждается материалами дела (письмо ПАО «СУЭНКО» от 24.04.2015г. исх.№ 6895), а также не соответствует пункту 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике».

     Согласно материалам дела, между ООО «РЭСС» и ПАО «СУЭНКО» заключено соглашение № 07/10-ТСО о взаимодействии и информационном обмене от 28.06.2010г. В соответствии с пунктом 1.1 соглашение заключено в целях надлежащего исполнения взятых на себя сторонами обязательств перед третьими лицами по передаче электроэнергии, а также обеспечения учета принятой/переданной электроэнергии. В соответствии с пунктом 2.4 указанного соглашения в случае выхода его из строя прибора учета объем  электрической энергии определяется расчетным способом. Применение расчетного способа определения объема потребленной электрической энергии предусмотрено также пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Следовательно, вывод из строя пункта коммерческого учета не является основанием для препятствования передаче электрической энергии на объекты ПАО «СУЭНКО», поскольку объем переданной электрической энергии при отсутствии прибора учета определяется расчетным путем.

     Также, согласно пояснениям представителя ООО «РЭСС» основанием для прекращения передачи электрической энергии на опору 41 ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой» явилась заявка ПАО «СУЭНКО», поданная в 2012г., однако в  материалах дела отсутствует указанная заявка.

     Исходя из вышеизложенного, ООО «РЭСС» нарушило запрет, установленный пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике».

     В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

            Действия ООО «РЭСС», выразившиеся в препятствовании передаче электрической энергии на опору 41 ВЛ-10 кВ ф. «ДОК» ПС-110/10 кВ «Сибжилстрой», привели к нарушению пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку прекращение сетевой организацией электроснабжения объектов электросетевого хозяйства, в надлежащем порядке технологически присоединенных к ее сетям, прямо запрещено федеральным законом.

           Результатом действий ООО «РЭСС» явилось ущемление интересов ПАО «СУЭНКО», касающихся возможности оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с использованием основной схемы электроснабжения, а также обеспечения наличия 2 независимых источников электроснабжения для потребителя II категории надежности.

             В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

      В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008г. № 30, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

     ООО «РемЭнергоСтройСервис» нарушило запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем прекращения электроснабжения объектов электросетевого хозяйства ПАО «СУЭНКО», в надлежащем порядке технологически присоединенных к ее сетям, что повлекло ущемление интересов ПАО «СУЭНКО» и явилось или могло явиться ущемлением интересов потребителя II категории надежности.

    Материалами дела установлено, что ООО «РЭСС» действовало с превышением пределов осуществления гражданских прав, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих присоединенных сетей в период с 24.04.2012г. по настоящее время.

      Вина ООО «РЭСС» заключается в том, что оно нарушило установленный Федеральным Законом «О защите конкуренции» запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению. Каких либо сведений и доказательств о том, что ответчиком были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов либо доказательств невозможности соблюдения требований, установленных пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике»,  представлено не было.  

  Место совершения правонарушения – г.Тюмень.

  Время совершения правонарушения, установленное материалами дела – с 24.04.2012г. по настоящее время.

     Результатом рассмотренных действий ответчика явилось  экономически и технологически необоснованное прекращение оказания услуг по передаче электрической энергии в сети ПАО «СУЭНКО», прямо не предусмотренное федеральным законом.

     В ходе рассмотрения дела причиненный ущерб и извлеченный доход в результате действий ООО «РЭСС» не устанавливался.

     Поскольку  на момент рассмотрения дела (31.05.2016г.) ООО «РЭСС» не возобновило передачу электрической энергии в сети ПАО «СУЭНКО»,  Комиссия решила выдать ООО «РЭСС» обязательное для исполнения предписание о прекращении допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

     Комиссия по рассмотрению дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

   

              1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «РемЭнергоСтройСервис» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном прекращении оказания услуг по передаче электрической энергии, прямо не предусмотренном ч.4 ст. 26 Федерального закона «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ПАО «СУЭНКО», касающихся возможности оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с использованием основной схемы электроснабжения, а также обеспечения наличия двух независимых источников электроснабжения для потребителя второй категории надежности, а также привело или могло привести к ущемлению интересов других лиц.

      2. Выдать ООО «РемЭнергоСтройСервис» обязательное для исполнения предписание о прекращении допущенного нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                 Д.А.Полухин

 

Члены Комиссии:                                                                             Л.В. Иванова

 

                                                                                                            Т.Н. Новожилова

                                                                                                              

                                                                                                            А.В.Долинина

         

            

 

             Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

            Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны