Решение №К14/01 решение по делу № К14/01 от 9 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 503-155

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №К14/01

 

Резолютивная часть объявлена 30.12.2015

Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2016                                  

                                                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н. – начальник отдела,

Дрок О.В. – ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К14/01, возбужденное по признакам нарушения Правительством Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Володарского, д.45), департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

1) представителя заявителя - ООО «Спектр-92» Варламовой Натальи Александровны (доверенность б/н от 03.03.2015г.);

2) представителей соответчика – департамента тарифной и ценовой политикиТюменской области: Смаковой Елены Юрьевны (доверенность б/н от 28.12.2015), Редикульцевой Елены Владимировны (доверенность б/н от 28.12.2015);

3) представителей заинтересованного лица - ООО «Промжелдортранс-Т»: Сунгуровой О.Е. (доверенность б/н от 01.12.2015), Янчука А.А. (доверенность б/н от 01.12.2015), Андоверовой В.И. (доверенность б/н от 01.12.2015),

в отсутствии представителей соответчика - Правительства Тюменской области, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела, -

 

  •  

 

В Тюменское УФАС России поступило заявление ООО «Спектр-92» (далее также – заявитель) на действия Правительства Тюменской области по факту необоснованного установления тарифа на услуги ООО «Промжелдортранс-Т» по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям. Так, по мнению заявителя, Правительством Тюменской области распоряжением № 371-рп от 26.03.2012 утвержден экономически не обоснованный тариф в размере 96,21 руб. (без НДС) на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям Прибрежного района, поскольку в него необоснованно включены затраты ООО «Промжелдортранс-Т» на проведение ремонта подъездных путей, в то время как указанные подъездные пути ремонту не подвергались.

 

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 14.01.2014 г. № 07 в отношении Правительства Тюменской области было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Впоследствии, определением от 14.02.2014 № К14/01-02 к участию в деле привлечены: в качестве соответчика - департамент  тарифной и ценовой политики Тюменской области, в качестве заинтересованного лица - ООО «Промжелдортранс-Т» (далее также – Общество).

В заседаниях Комиссии представители заявителя поддержали свои требования, а также в обоснование своих требований представили экспертное заключение от 30.07.2014 № НСЭ-00034 АНО «Независимая судебная экспертиза» (представлено в заседании Комиссии 28.08.2014г.).

Соответчики вменяемое нарушение не признали, пояснив, что тарифы для ООО «Промжелдортранс-Т» на оказываемые им услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям утверждены на основании представленных Обществом расчетных и обосновывающих материалов по формированию тарифа по перевозке грузов в соответствии с Порядком регулирования тарифов и Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях …, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2011г. № 188-п. При этом, выводы эксперта, изложенные в экспертном заключении от 30.07.2014 № НСЭ-00034 считают необоснованными (письмо от 01.10.2014 № 05-05/2602).

Представители 3-его лица подержали позицию ответчиков по делу, считают, что тарифы утверждены с соблюдением вышеуказанного порядка и Методических рекомендаций, в том числе в части проверки обоснованности экономических расчетов (письменные пояснения от 27.03.2014). Кроме этого, по мнению ООО «Промжелдортранс-Т», «изложенные в экспертном заключении доводы и сделанные на их основе выводы являются голословными, объективно не подтверждены, внутренне противоречивы и нормативно не обоснованны» (письменные возражения от 26.09.2014).

В целях принятия по делу законного и обоснованного решения определением Комиссии от 13.10.2014 № К14/01-08 рассмотрение дела было приостановлено в связи с необходимостью получения результатов экспертизы Федеральной службы по тарифам.

Производство по делу возобновлено определением от 30.12.2015г. № К14/01-09.

 

Изучив материалы дела и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Правительством Тюменской области принято распоряжение от 26.03.2012 № 371-рп «О предельных тарифах на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям», которым, в том числе утверждены предельные тарифы на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям, оказываемые ООО «Промжелдортранс-Т»  по Прибрежному району в размере 96,21 руб. (в расчете на 8 км).

Указанное распоряжение опубликовано в газете «Тюменская область сегодня» № 56 от 04.04.2012.

В свою очередь, ООО «Спектр-92», полагая, что данное распоряжение не соответствует требованиям Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указа Президента РФ № 221 от 28.02.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления правительства РФ от 07.02.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления правительства РФ № 643 от 05.08.2009 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», обратилось в антимонопольный орган с соответствующим заявлением.

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.1995 № 239 (далее также - Постановление № 239) утвердило перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями  промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее - Перечень).

В подпункте 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) предусмотрено, что данным Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере железнодорожных перевозок.

В силу ст. 6 Закона о естественных монополиях допускается ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» (далее также – Закон о железнодорожном транспорте), ст. 2 Устава железнодорожного транспорта к числу железнодорожных путей необщего пользования, в том числе относятся железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически  взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте).

Транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы (далее также – организации) непосредственно связаны с перевозочным процессом.

Таким образом, организации – владельцы путей необщего пользования, оказывающие транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования, относятся к субъектам естественных монополий.

Пунктом 3 ст. 5 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

В силу абз. 3 ч. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии  с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о естественных монополиях, при принятии решений о применении методов регулирования, в том числе и метода установления цен (тарифов) орган регулирования должен оценивать обоснованность затрат субъекта естественной монополии.

Основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок определены в Положении о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утв. постановлением правительства РФ от 05.08.2009 № 643 (далее – Положение).

Так, в соответствии с пп. 5, 13 Положения государственное регулирование тарифов основывается, в том числе на принципе установления тарифов с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; основным методом государственного регулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что для определения величины подлежащих установлению тарифов производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Устава Тюменской области, ч. 3 ст. 6  Закона Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» (далее также – Закон ТО № 121) Правительство области принимает нормативные правовые и правовые акты в виде постановлений и распоряжений Правительства области, а также вносит изменения и дополнения в указанные акты. Решения Президиума Правительства области принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства области.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона ТО № 121 распоряжения Правительства Тюменской области являются правовыми актами и принимаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Тюменской области. При этом, из ч. 1 ст. 11 Закона ТО № 121 следует, что распоряжения Правительства области являются правовыми актами ненормативного характера.

В соответствии с п. 4.2 Регламента Правительства Тюменской области, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2007 № 220-п (далее – Регламент), проекты постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства области (далее - проекты) разрабатываются органами исполнительной власти области (далее - разработчик) на основании поручений Губернатора, заместителя Губернатора области, координирующего и контролирующего соответствующую сферу, либо по собственной инициативе.

В свою очередь, проекты постановлений и распоряжений Правительства Тюменской области рассматриваются и принимаются Президиумом Правительства Тюменской области (раздел 4 Регламента) и подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (п. 4.29 Регламента). При этом, распоряжения Губернатора и Правительства области вступают в силу со дня их принятия, если в тексте распоряжений не предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона ТО № 121 (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых действий) официальным опубликованием закона и иного нормативного правового и правового акта Тюменской области признается первая публикация их полного текста в газетах "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня", а также в "Вестнике Тюменской областной Думы".

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области, утв. постановлением Правительства Тюменской области № 59-п от 30.05.2005г. (далее также – Положение о Департаменте), департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - Департамент, орган регулирования) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Так, к полномочиям Департамента, в числе прочего относится разработка проектов нормативных правовых актов и правовых актов Правительства Тюменской области и Губернатора Тюменской области, в том числе устанавливающих цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пп. «е» п. 2.1 Положения о Департаменте).

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом и опубликовано в официальном издании – газете «Тюменская область сегодня».

 

Согласно пояснениям ответчиков, регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее также – тарифы на транспортные услуги) уполномоченными органами исполнительной власти Тюменской области осуществляется в соответствии с Порядком регулирования тарифов на транспортные услуги и Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2011 № 188-п (далее по тексту соответственно – Порядок и Методические рекомендации), приятому в целях проведения единой ценовой политики в Тюменской области в соответствии с Постановлением № 239.

Так, в соответствии с п. 1.4 Порядка, тарифы на транспортные услуги  регулируются Правительством Тюменской области. При этом, согласно п. 2.10 Порядка формирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями, осуществляется с применением методов экономически обоснованных затрат, индексации и нормативного метода.

В свою очередь, Методические рекомендации разработаны в целях (п. 1.1):

- обеспечения экономического обоснования тарифов на транспортные услуги;

- достижения баланса интересов организаций и потребителей их услуг для эффективного функционирования всех участников транспортного комплекса;

- предотвращения проявлений монополизма на рынке данных услуг.

К транспортным услугам, оказываемым организациями на подъездных железнодорожных путях, относятся (п. 2.4 Порядка):

- услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям - перемещение груженых вагонов и связанные с ним другие технологические операции, выполняемые на подъездных железнодорожных путях и обеспечивающие завоз, вывоз и внутреннее перемещение грузов.

Под другими технологическими операциями понимаются холостые пробеги локомотивов, маневровые операции по подборке вагонов на станционных путях перед подачей на железнодорожные подъездные пути, перемещение порожних вагонов, расформирование и формирование маршрутов, расстановка подаваемых вагонов по местам погрузки и выгрузки, уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки, подача вагонов на весы и под дозировку, уборка этих вагонов с весов и после дозировки и иные технологические операции, связанные с перевозкой вагонов;

- услуги по текущему содержанию подъездных железнодорожных путей - комплекс организационно-технических мер, обеспечивающих исправное состояние железнодорожного пути: осмотры, контроль состояния элементов верхнего строения пути, искусственных сооружений и земляного полотна и выполнение ремонтных работ;

- пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям к местам погрузки (выгрузки);

- иные транспортные услуги.

Виды тарифов определяются условиями работы организаций, используемой технологией предоставления транспортных услуг.

Так, в соответствии с пп. 3.1, 3.2 Методических рекомендаций при перевозке грузов (подаче и уборке вагонов) локомотивом, принадлежащим организации на праве собственности или на ином законном основании, плата взимается по тарифу за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (Тп) (подача и уборка вагонов).

В тарифе за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (подача и уборка вагонов) учитываются все расходы, связанные с перевозкой грузов по подъездным железнодорожным путям от станции примыкания на места погрузки (выгрузки) и обратно по району обслуживания. Плата за услугу по перевозке грузов взимается с грузоотправителя (грузополучателя) за фактический вес перевезенного груза.

При перевозке грузов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, иной сторонней организации или грузоотправителю (грузополучателю), по подъездным железнодорожным путям, принадлежащим организациям на праве собственности или на иных законных основаниях, плата взимается по тарифам за услугу по текущему содержанию подъездных железнодорожных путей (Тс) (за 1 км в месяц) и за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям (Тв) (за 1 вагон).

Для расчета тарифа за услугу по перевозке грузов (Тп) по подъездным железнодорожным путям предоставляются следующие показатели (п. 4.3 Методических рекомендаций):

-  грузооборот - объем перевозимого груза для каждого потребителя, включая собственный объем перевозимого груза организации, с учетом среднего расстояния перевозки от станции примыкания до мест погрузки (выгрузки), в тыс. т-км (приложение 2 к Методическим рекомендациям);

- объем перевозимого груза, в тыс. т (приложение 2 к Методическим рекомендациям);

- количество локомотивов каждой серии локомотивного парка (приложение 1 к Методическим рекомендациям).

Тариф за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (Тп) рассчитывается по формуле (п. 7.1 Методических рекомендаций):

 

Тп = (З + П) / Q, руб./т.

 

где:

З - затраты по перевозке грузов, тыс. руб.;

П - прибыль, тыс. руб.;

Q - объем перевозок по всем потребителям, включая собственный, тыс. т.

При этом, затраты по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям группируются по следующим статьям (приложение 5 к Методическим рекомендациям):

1) материалы;

2) топливо и смазочные материалы;

3) оплата труда;

4) страховые взносы;

5) амортизационные отчисления (аренда);

6) ремонт основных средств;

7) цеховые расходы;

8) общехозяйственные расходы;

9) административно-управленческие расходы.

Для расчета тарифа организации предоставляют в Департамент следующие расчетные и обосновывающие материалы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделом 4 Порядка:

1) сопроводительное письмо, подписанное руководителем организации, с обоснованием необходимости изменения (установления) тарифов по видам транспортных услуг и описанием транспортных услуг, на которые устанавливаются (изменяются) тарифы;

2) копию устава организации;

3) копии правоустанавливающих документов на подъездные железнодорожные пути и подвижной состав, а также копии технических документов, в том числе:

- технического паспорта подъездных железнодорожных путей;

- инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования;

4) основные технические показатели организации (приложение 1 к Методическим рекомендациям);

5) сведения об объемах услуг, оказываемых организацией на подъездных железнодорожных путях в разрезе каждого потребителя (с приложением копий действующих договоров на оказание услуг) (приложения 2 - 4 к Методическим рекомендациям);

6) копии договоров на оказание транспортных услуг с потребителями на расчетный период;

7) расчет тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, к которым прилагаются расчеты затрат по статьям, согласно приложениям 5 - 21 к Методическим рекомендациям;

8) расчет необходимой балансовой прибыли от оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях, включая расчет налогов и платежей, уплачиваемых за счет прибыли организации (приложение 22 к Методическим рекомендациям);

9) копии форм бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности за отчетный и предшествующий периоды (с отметкой налогового органа о принятии):

- форма № 1 "Бухгалтерский баланс";

- форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" (с расшифровкой по видам деятельности);

- форма № 5 - годовая "Приложение к бухгалтерскому балансу";

- форма № 1-ТР "Сведения о промышленном железнодорожном транспорте";

- форма № 5-3 "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)";

- форма № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" с обязательным выделением данных по транспортным услугам;

- налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

10) копию коллективного договора организации (с положениями о премировании работников и руководителей);

11) копию штатного расписания организации;

12) справку о среднемесячной заработной плате в разрезе категорий работников организации за отчетный и предшествующий периоды с указанием фактического количества работников по категориям (с выделением данных по транспортным услугам);

13) копии счетов-фактур, выписок (ведомостей) счетов с пояснениями для обоснования расходов в разрезе статей затрат и регулируемых транспортных услуг;

14) отчет об использовании амортизационных отчислений за отчетный и предшествующий периоды;

15) копии договоров на работы (услуги), выполняемые сторонними организациями, на аренду имущества, оборудования, техники, земельных участков, расчет арендных платежей на расчетный период;

16) копию ремонтной программы организации, утвержденной на расчетный период, копии актов выполненных работ за отчетный и предшествующий периоды;

17) копию графика проведения капитального ремонта и технического обслуживания по каждому виду локомотивов и железнодорожных путей в соответствии с категориями, к которым они относятся, с указанием участков подъездных железнодорожных путей (номер <...> длина пути), стрелочных переводов, переездов, подлежащих ремонту (с представлением копий дефектных ведомостей и смет);

18) копию действующего приказа об учетной политике организации.

По итогам рассмотрения расчетных и обосновывающих материалов и необходимости изменения действующих тарифов на транспортные услуги (или установления тарифов для организаций, ранее не осуществляющих деятельность в данной сфере услуг, или установления ранее не утверждаемых тарифов) Департамент в течение 7 рабочих дней со дня окончания их рассмотрения разрабатывает проект распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении тарифов, коэффициентов и (или) их предельных уровней (п. 3. 7 Порядка).

 

При рассмотрении представленных Департаментом в материалы настоящего дела расчетных и обосновывающих материалов (документация в 3 частях), на основании которых производился расчет тарифа, с учетом письменных пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая экспертное заключение от 30.07.2014 № НСЭ-00034 АНО «Независимая судебная экспертиза»,  установлено следующее.

1. Согласно имеющимся в материалах дела документам,  ООО «Промжелдортранс-Т»  (далее также – организация) на праве аренды принадлежат подъездные железнодорожные пути необщего пользования в 3-х грузовых районах г. Тюмени: Центральном, Прибрежном и Западном, - общей протяженностью 53 587,6 м (договоры аренды: от 20.10.2010 с ООО «АНПЗ-Продукт», от 01.06.2011 № 5/11 с ООО «Арболит», от 01.07.2011 № 6/11 с ООО «Арболит», от 12.09.2011 № 8/11 с ООО «Арболит», - стр. 135 – 146 ч. 2 документации).

На указанных железнодорожных подъездных путях ООО «Промжелдортранс-Т» оказывает транспортные услуги (услуги по перевозке грузов) для 60 хозяйствующих субъектов (далее - контрагенты, потребители), с которыми заключаются договоры на подачу-уборку вагонов, из которых:

1) 30 контрагентов – в Центральном районе;

2) 22 контрагента – в Прибрежном районе (в том числе ООО «Спектр-92»);

3) 8 контрагентов – в Западном районе.

Для определения объема перевозок по всем потребителям (Q), включая собственный, в соответствии с п. 4.3.2 Методических рекомендаций, пп. 5, 6 раздела 4 Порядка необходимо представить соответствующие сведения по форме, приведенной в Приложении 2 к Методическим рекомендациям - сведения об объемах услуг, оказываемых организацией на подъездных железнодорожных путях в разрезе каждого потребителя, с приложением копий действующих договоров на оказание услуг.

Так, согласно представленным ООО «Промжелдортранс-Т» сведениям по форме приложения 2 к Методическим рекомендациям, объем перевозок на расчетный год (2012) составит 1 942 тыс. тн, в том числе (стр. 5 части 2 документации):

по Центральному району – 1 491 тыс. тн;

по Прибрежному району – 354 тыс. тн;

по Западному району – 97 тыс. тн.

В обоснование данного объема перевозок организацией представлены следующие документы:

1) письма потребителей (контрагентов) – всего 44 письма на 1 589,9 тыс. тн груза (стр. 294 - 338 части 3 документации), из которых:

по Центральному району – 17 писем на 1 195 тыс. тн груза;

по Прибрежному району – 21 письмо на 326,1 тыс. тн груза;

по Западному району – 6 писем на 68,8 тыс. тн груза;

2) договоры на подачу-уборку вагонов, заключенные с контрагентами на 2012 год только по Прибрежному району всего 21 (из 22-х).

Отсюда следует, что планируемый показатель грузооборота в размере 1 942 тыс. тн не подтвержден соответствующими обосновывающими документами.

Кроме того следует отметить, что сведения об объемах услуг представлены организацией не по форме, приведенной в Приложении 2 к Методическим рекомендациям.

 

2. При рассмотрении расчетных и обосновывающих документов, представленных по затратам на перевозку грузов (З), установлено следующее.

2.1. Из представленного организацией Расчета тарифа по форме Приложения 5 к Методическим рекомендациям (далее также – калькуляция, стр. 3 ч. 2 документации) следует, что в расчет затрат на материалы включена сумма в размере 19 373 тыс. руб., в том числе 10 001 тыс. руб. – по Прибрежному району. При этом, Департаментом в расчет тарифа сумма затрат на материалы принята в размере 15 034,03 тыс. руб., в том числе 7 382,06 тыс. руб. – по Прибрежному району (письма Департамента от 01.10.2014 № 05-05/2602, от 29.06.2015 № 05-05/2375).

В соответствии с требованиями п. 6.4.1 Методических рекомендаций цены материалов подтверждаются исключительно счетами-фактурами.

Однако, в подтверждение суммы затрат на материалы  ООО «Промжелдортранс-Т»  представлено только 2 счета-фактуры на общую сумму 2 357 941,07 руб. (пп. 50, 55 части 2 документации):

- копия счета-фактуры ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат» № 06002647 от 25.03.2011 на сумму 2 349 107,07 руб. (стр. 113 части 2 документации);

- копия счета-фактуры ООО «ЖБИ-Промжелдортранс» 397 от 06.04.2011 на сумму 8 834 руб. (стр. 118 – 119 части 2 документации).

Таким образом, представленный организацией расчет затрат на материалы в сумме 7 382,06 тыс. руб. документально в полном объеме не подтвержден.

2.2. В соответствии с п. 6.4.2 Методических рекомендаций  в статье затрат «Топливо и смазочные материалы» отражаются затраты на топливо и смазочные материалы (ТСМ), необходимые для работы локомотивов и путевой техники.  Расчет затрат на топливо отражается в таблицах 9.1, 9.2 приложения 9 к Методическим рекомендациям. При этом,  цены топлива подтверждаются счетами-фактурами.

Так, согласно калькуляции, в расчете тарифа по строке 1.2 отражены затраты на ТСМ в размере 8 634 тыс. руб., в том числе по Прибрежному району – 2 838 тыс. руб.

Вместе с тем, установлено, что в расчете затрат на топливо (таб. 9.1, 9.2) затраты на бензин учтены 2 раза:

- в таблице 9.1 (по Прибрежному району) расходы всего по топливу составляют 141 189 л, из которых: дизель – 140 508 л, бензин – 681 л. ( стр. 26 ч. 2 документации);

- в таблице 9.2 (по Прибрежному району) расходы по топливу только по дизелю составляет 141 189 л., плюс по бензину – 681 л. (стр. 25 ч. 2 документации).

Таким образом, в расчете тарифа сумма затрат на бензин в размере 13 980,93 руб. (681л х 20,53 руб.) учтена 2 раза.

Также, Комиссия также приходит к выводу о том, что в затраты на ТСМ необоснованно включен расход топлива на работу следующей техники, не относящейся к путевой (включая локомотивы) всего на сумму 13 тыс. руб. (таблица 9.1):

- электростанция АБ-4 – 60 л на сумму 1 тыс. руб.;

- бензопила – 86 л на сумму 2 тыс. руб.;

- бензокусторез – 491 л на сумму 10 тыс. руб.

Итого, в целом в затратах на ТСМ по Прибрежному району должна быть отражена сумма в размере 2 811 тыс. руб., а не 2 838 тыс. руб. (2 838 000 – 13 980 – 13 000).

Кроме того, в нарушение п. 6.2.4 Методических рекомендаций в подтверждение цен на топливо организацией приложена «Справочная информация о ценах на горюче-смазочные материалы, отпущенные в производство в 2011 году для установления тарифов на услугу по перевозке грузов ООО «ПЖДТ-Т» на 2012 год»  на 1л., в которой в качестве обоснования цены сделаны ссылки на 10 счетов-фактур (стр. 28 части 2 документации), но сами счета-фактуры отсутствуют.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что затраты организации на ТСМ в размере 2 838 тыс. руб. в расчет тарифа включены неправомерно.

2.3. Согласно калькуляции,  расходы по строке 1.5 «Амортизационные отчисления (аренда)» включены в размере 591 тыс. руб., в том числе 75 тыс. руб. – по Прибрежному району, из которых включено в расчет тарифа 72 тыс. руб. (письмо Департамента от 29.06.2015 № 05-05/2375).

В соответствии с п. 6.4.3 Методических рекомендаций амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) основных производственных фондов, участвующих в перевозке грузов (верхнее строение путей, локомотивный парк, силовое оборудование и иные основные фонды), определяются на основании балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, утвержденных в установленном порядке.

В приложении 15 к Методическим рекомендациям указывается полный перечень основных производственных фондов, находящихся на балансе организации, балансовая стоимость, норма и сумма амортизационных отчислений, дата ввода в эксплуатацию.

 Расчет затрат и тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями на подъездных железнодорожных путях, основывается на принципе обязательности раздельного учета расходов по видам деятельности (раздельный учет расходов на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям, по текущему содержанию подъездных железнодорожных путей, пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям, иные транспортные услуги, прочие виды деятельности организации). При установлении тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным видам деятельности (п. 6.1 Методических рекомендаций). При этом,  затраты на транспортные услуги формируются в соответствии с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством РФ и группируются по видам предоставляемых услуг в соответствии с их экономическим содержанием (п. 6.2 Методических рекомендаций).

В свою очередь, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовал на момент рассматриваемых действий, далее – Закон о бухучете № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые систематизируются, накапливаются и отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности – регистрах бухгалтерского учета (ст. 10 Закона о бухучете № 129-ФЗ). Другими словами регистры бухгалтерского учета представляют собой ведомости счетов.

Учитывая изложенное, а также положения раздела 4 Порядка, следует, что в подтверждение затрат должны предоставляться, в том числе выписки (ведомостей) счетов с пояснениями для обоснования расходов в разрезе статей затрат и регулируемых транспортных услуг  - регистры бухгалтерского учета (п. 13 раздела 4 Порядка).

В нарушение указанных требований Порядка и Методических рекомендаций, организацией не представлены регистры бухгалтерского учета (выписки счетов), подтверждающих затраты по амортизации в размере 72 тыс. руб.

2.4. В соответствии с п. 6.4.6 Методических рекомендаций в статье «Ремонт основных средств» отражаются затраты на ремонт подвижного состава (средний, капитальный), железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов и иных основных средств (капитальный, средний, подъемочный) согласно дефектным ведомостям и сметам, осуществляемый сторонними организациями и собственными силами в соответствии с графиками планово-предупредительных ремонтов.

Количество локомотивов по сериям, путей и иных основных средств, подлежащих ремонту (с указанием вида ремонта), сметная стоимость ремонта, осуществляемого собственными силами и сторонними организациями (показываются отдельными строками) отражаются организацией в приложении 8 к Методическим рекомендациям.

Необходимость проведения ремонтов железнодорожных путей устанавливается периодичностью ремонтов путей согласно приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.08.1994 № 12-Ц "О переходе на новую систему ведения путевого хозяйства на основе повышения технического уровня и внедрения ресурсосберегающих технологий".

На схеме подъездных железнодорожных путей указывается номер и длина пути, стрелочные переводы, переезды, подлежащие ремонту.

При этом, затраты на ремонт основных средств подтверждаются сметами ремонтных работ (п. 6.4.6 Методических рекомендаций), счетами-фактурами, выписками (ведомостями) счетов с пояснениями для обоснования расходов в разрезе затрат, договорами на работы (услуги) выполняемые сторонними организациями, ремонтной программой, актами выполненных работ, графиками проведения капитального ремонта и технического обслуживания, дефектными ведомостями (пп. 13, 15, 16, 17 Порядка).

Так, согласно представленным ООО «ПЖДТ-Т» документам (приложение № 8 – стр. 29 ч. 2 документации, строка 1.6 калькуляции), в расчет тарифа была предложена для включения сумма расходов на ремонт основных средств в размере 14 896 тыс. руб. (по Прибрежному району); принято Департаментов в расчет тарифа – 4 195,28 тыс. руб. (письмо Департамента от 29.06.2015 № 05-05/2375).

Также здесь необходимо отметить, что в подтверждение затрат по данной статье организацией представлены, в том числе локально-сметные расчеты по Прибрежному району на общую сумму 43 020,07 тыс. руб.:

- за 2011 год – 12 ЛКС на сумму 25 442,517 тыс. руб.;

- за 2012 год – 7 ЛКС на сумму 17 577,553 тыс. руб.

При рассмотрении представленных организацией в подтверждение данных затрат локально-сметных расчетов, договоров подряда, акта выполненных работ установлено наличие повторного учета одних и тех же расходов:

- планом работ железнодорожных путей ООО «ПЖДТ-Т» на 2011 год по Прибрежному району был предусмотрен средний ремонт сметной стоимостью 1 464, 283 тыс. руб. (в т.ч. НДС) – сплошная замена шпал, замена дефектных элементов скреплений, предрельсовых прокладок на участке пути протяженностью 0,25 км от сп № 5 до сп № 50 (стр. 382-384, 390 части 3 документации);

- планом работ железнодорожных путей ООО «ПЖДТ-Т» на 2012 год по Прибрежному району также предусмотрен средний ремонт сметной стоимостью 6 993 тыс. руб. (в т.ч. НДС) – сплошная замена шпал, замена дефектных элементов скреплений, предрельсовых прокладок на участке пути протяженностью 0,25 км от сп № 5 до сп № 50 (стр. 347 - 351 части 3 документации).

Правомерность повторного включения расходов по ремонту одного и того же участка пути на 2012 год материалами дела не подтверждается.

 2.5. В представленной калькуляции цеховые расходы отражены в сумме 17 657 тыс. руб., в том числе 5 970 тыс. руб. – по Прибрежному району.

Департаментом принято к расчету по Прибрежному району по данной статье затрат 5 154 тыс. руб. (письмо Департамента от 29.06.2015 № 05-05/2375).

Расчет и распределение цеховых расходов, согласно п. 6.5 Методических рекомендаций, приведены в таблицах №№ 16, 17.

Здесь необходимо отметить, что в расчетах указанных затрат экономический показатель  «цеховые расходы» в разрезе статей затрат за предшествующий период – 9 месяцев 2011 года – имеет разное значение:

- в калькуляции и таблице № 17 – 17 657 тыс. руб. (стр. 229 ч. 2 документации);

- в таблице № 16 – 17 301 тыс. руб. (стр. 228 ч. 2 документации);

- в расчете цеховых расходов (таблица) – 16 824 тыс. руб. (приложение №5, стр. 231 части 2 документации).

Данное обстоятельство указывает на искажение учетных данных и несоответствие представленных расчетов.

Кроме того, в нарушение требований п. 13 Порядка, п. 6.2 Методических рекомендаций выписки (ведомости) счетов с пояснениями для обоснования расходов в разрезе статей затрат и регулируемых транспортных услуг  (регистры бухгалтерского учета) представлены только на сумму 7 011 тыс. руб. и представлены только в разрезе следующих статей: материальные расходы (стр. 232-249 ч.2 документации), транспортные расходы (стр. 317-318 ч. 2 документации), аренда (стр. 302-306 ч. 2 документации), коммунальные расходы (стр. 320-321 ч. 2 документации). Отсутствуют подтверждающие документы по следующим статьям затрат:

- содержание цехового персонала;

- страховые взносы;

- амортизационные отчисления;

- содержание зданий оборудования;

- ГСМ;

- обучение сотрудников;

- медицинские услуги;

- спецодежда;

- электроэнергия;

- прочие.

2.6. В представленной калькуляции общехозяйственные расходы (строка 1.8) отражены в сумме 2 446 тыс. руб., в том числе 1 058 тыс. руб. – по Прибрежному району.

Департаментом приняты к расчету по Прибрежному району по данной статье затраты в сумме 558 тыс. руб. (письмо Департамента от 29.06.2015 № 05-05/2375).

Затраты на общехозяйственные расходы, а также их распределение по видам услуг организации отражаются в таблицах, согласно приложениям №№ 18, 19 Методических рекомендаций.

В подтверждение расчета организацией представлены регистры бухгалтерского учета за 9 месяцев 2011 года по статьям затрат и первичные учетные документы (часть 2 документации), а также таблица № 18 (стр. 331 ч. 2 документации):

Так, в составе расходов учтены суммы вознаграждения ИП Гиниятуллина Р.М. в размере 50 тыс. руб., однако, документального подтверждения данных затрат (договор, счет-фактура, выписки ведомостей счетов) организацией не представлено.

Кроме того, амортизационные расходы в размере 147 тыс. руб. (строка 4 таблицы № 18) включены неправомерно, поскольку представленные регистры бухгалтерского учета (часть 2 документации) содержат информацию по начислению амортизации только на сумму 72 тыс. руб.

2.7. В соответствии с п. 6.7 Методических рекомендаций расчет и распределение расходов по статьям затрат административно-управленческих расходов представляются по формам приложений №№ 20, 21 Методических рекомендаций.

В представленной калькуляции административно-управленческие расходы отражены в сумме 15 251 тыс. руб., в том числе 6 597 тыс. руб. – по Прибрежному району.

Департаментом принято к расчету по Прибрежному району по данной статье затрат 3 095 тыс. руб. (письмо Департамента от 29.06.2015 № 05-05/2375).

Вместе с тем, в нарушение требований п. 13 Порядка, п. 6.2 Методических рекомендаций выписки (ведомости) счетов с пояснениями для обоснования расходов в разрезе статей затрат и регулируемых транспортных услуг  (регистры бухгалтерского учета) представлены только на сумму 634 тыс. руб. (стр. 197-216, 225, 250  части 2 документации).

2.8. В соответствии с п. 15 раздела 4 Порядка для рассмотрения обоснованности тарифа организация должна, в том числе представить копии договоров на аренду имущества.  

Так, при рассмотрении представленных договоров аренды недвижимого имущества (часть 2 документации) установлено, что  к договору аренды недвижимого имущества № 1 от 21.09.2010 (стр. 151 – 155 ч. 2 документации) не приложен перечень передаваемого имущества – железнодорожные пути (приложение № 1 к договору согласно п. 1.1 договора).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Кроме этого, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с п. 7.1 Методических рекомендаций тариф за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (Тп) рассчитывается по формуле (п.):

 

Тп = (З + П) / Q, руб./т.

 

где:

З - затраты по перевозке грузов, тыс. руб.;

П - прибыль, тыс. руб.;

Q - объем перевозок по всем потребителям, включая собственный, тыс. т.

Таким образом, указанная формула для расчета тарифа не предусматривает утверждение нескольких тарифов для одной и той же организации в зависимости от места нахождения подъездных железнодорожных путей. Другого расчета тарифа, иначе как по данной формуле, Методические рекомендации не предусматривают.

В рассматриваемом случае, Департамент на основании представленных ООО «Промжелдортранс-Т» документов утверждает тарифы для каждого грузового района отдельно, при этом, отдельными строками утверждаются тарифы в зависимости от расстояния внутри Прибрежного и Западного грузовых районов (по Центральному району тариф один).

Вместе с тем, при расчете тарифа в соответствии с указанной формулой на основании представленных организацией  расчетов тариф составил бы  53,66 руб. = 102 166 тыс. руб. + 2 043 тыс. руб.) /  1 942 руб/тн (письмо Департамента от 01.10.2014 № 05-05/2602).

 

На основании изложенного  Комиссия приходит к выводу о том, что тариф на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям, оказываемые ООО «Промжелдортранс-Т», в частности, по Прибрежному району в размере 96,21 руб., утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области от 26.03.2012 № 371-рп, является необоснованным, поскольку:

- расчет тарифа не подтвержден в полном объеме документально;

- в расчет тарифа включены экономически необоснованные затраты;

- предоставленные в обоснование тарифа расчеты в таблицах (частично) не соответствуют требованиям Методических рекомендаций;

- расчет тарифа произведен не по формуле в соответствии с п. 7.1 Методических рекомендаций.

 

Законом о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы, в том числе  недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (ст. 1 Закона).

Так, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействие), в том числе органами государственной власти субъектов РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного влияния на конкурентную среду.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, тариф на услуги по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям, оказываемые ООО «Промжелдортранс-Т» по Прибрежному грузовому району в размере 96,21 руб., является необоснованным, его расчет произведен с нарушением требований, установленных Порядком и Методическими рекомендациями.

Таким образом, утверждение необоснованного тарифа нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, в том числе заявителя, пользующихся услугами ООО «Промжелдортранс-Т», поскольку необоснованно увеличивает расходы таких хозяйствующих субъектов и влияет негативным образом на их конкурентноспособность на соответствующем товарном рынке (приводит к увеличению стоимости товара).

Вместе с тем, в силу императивных требований ст. 41.1 Закона о защите конкуренции данное дело подлежит прекращению в связи с истечением срока давности – 3-х лет со дня совершения антимонопольного нарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, ст. 41.1, ст. 48,  частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

  •  

 

  1. Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности, предусмотренного ст. 41.1 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                                 И.В. Поткина

 

 

Члены Комиссии                                                                                             О.Н. Москвичева

 

 

                                                                                                                            О.В. Дрок

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны