Решение б/н Решение по делу №К14/130 от 9 марта 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по делу №К14/130
Резолютивная часть объявлена 28.08.2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 25.09.2014 года
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Поткина И.В.
|
- заместитель руководителя управления, |
Члены комиссии: |
Москвичева О.Н. Южакова О.В. |
- начальник отдела, - специалист-эксперт, |
рассмотрев дело №К14/130, возбужденное по признакам нарушения ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» (625026, г. Тюмень, ул. Холодильная, 81) ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),
в присутствии: представителя ответчика – ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» - Кичасовой Ольги Александровны (доверенность №023 от 02.07.2014),
в отсутствии: заинтересованного лица – ОАО «Матмассыагропромстрой», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, -
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Тюменского УФАС России (далее – Управление) при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено следующее.
По результатам рассмотрения Управлением дела №Т14/15 жалоба ОАО «Матмассыагропромстрой» на действия ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра, извещение № 31300782486, была признана необоснованной (решение от 05.03.2014).
Вместе с тем, Комиссией было принято решение о передаче материалов дела Т14/15 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о наличии признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении указанного конкурса.
На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 15.07.2014г. № 477 в отношении ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В заседании Комиссии представитель ответчика, Кичасова О.А., нарушение требований антимонопольного законодательства не признала, пояснив при этом следующее. Требования к участникам конкурса по предоставлению свидетельства о допуске к работам по организации строительства, свидетельства о допуске по подготовке проектной документации, предоставлению лицензии по размещению отходов I-V классов опасности являются законными и обоснованными, что подтверждено решением Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-3558/2014 от 27.05.2014г.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» протоколом №2 от 18.06.2012 наблюдательного совета ГАОУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ГАОУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» (далее также – Положение).
Положение о закупках, извещение №31300782486 о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация размещены заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в соответствиями с положениями Закона о закупках.
Пунктом 5.6 Положения о закупках от 18.06.2012 установлено, что в конкурсной документации должны быть указаны, среди прочего, требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе.
В пункте 5.11. этого Положения предусмотрено, что комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников закупки требованиям, установленным разделом 11 Положения.
В соответствии с пунктом 5.9.3. Положения непредставление документов, предусмотренных настоящим пунктом, а равно направление заявки на участие в конкурсе не по форме, установленной в конкурсной документации, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе соответствующего участника закупок.
Так, в соответствии с разделом 15 конкурсной документации, в котором указаны требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе, в составе заявки, в том числе предоставляются:
- лицензия на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V классов опасности;
- свидетельство о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В.
В составе заявки ОАО «Матмассыагропромстрой» отсутствовала копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: работы по подготовке проектной документации; копии свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В; сведения об опыте аналогичных работ, предусмотренных договором (за последние 3 года деятельности).
Таким образом, Комиссия по закупкам была обязана отклонить заявку ОАО «Матмассыагропромстрой», как несоответствующую требованиям, установленным в разделе 15 конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее капитальный ремонт, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Таким образом, установление заказчиком требования о представлении в составе заявки разрешительной документации на работы, указанные в локально-сметном расчете конкурсной документации, в случае наличия у участника закупок свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, не является правомерным.
Требование в составе заявки участника закупки копии свидетельства о допуске по подготовке проектной документации объектов капитального строительства также является неправомерным, поскольку в локальном сметном расчете конкурсной документации данные виды работ отсутствуют.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентирован Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 (далее по тексту – Положение от 28.03.2012 № 255).
Согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, являющемуся приложением к Положению от 28.03.2012 № 255, лицензируемая деятельность включала в себя сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255», вступившим в силу с 19.02.2013, пункты 1-8 из перечня работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, исключены.
Таким образом, поскольку из перечня лицензируемых видов деятельности исключена деятельность по сбору и использованию отходов I-IV классов опасности, требование по предоставлению в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V классов опасности является незаконным.
Требование в составе заявки участника закупки копии свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В также является незаконным, поскольку условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в связи с признанием открытого конкурса несостоявшимся, договор на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра ГАОУ СПО ТО «Тюменский медицинский центр» был заключен в порядке, установленном п. 5.11.4 Положения - путем закупки у единственного поставщика.
Таким образом, заказчик, устанавливая в извещении о проведении открытого конкурса неправомерные требования к подаче заявок, а в последующем отклоняя конкурсные заявки, не соответствующие таким требованиям, создает преимущественные условия осуществления деятельности лицу, с которым в результате заключается договор.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Как установлено материалами дела, 27.05.2014г. Арбитражным судом Тюменской области было принято решение, которым в удовлетворении исковых требований истцу (ОАО «Матмассыагропромстрой») отказано. При этом, наличие или отсутствие нарушений антимонопольного законодательства в действиях ответчика ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» судом не установлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводам:
1) о наличии в действиях ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра, извещение № 31300782486, неправомерных требований к участникам конкурса о предоставлении в составе заявки:
- свидетельства о допуске по подготовке проектной документации объектов капитального строительства (в локальном сметном расчете конкурсной документации данные виды работ не содержатся);
- лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V классов опасности;
- свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В, что влечет ограничение конкуренции.
2) об отсутствии основания для выдачи ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» обязательного для исполнения предписания в связи с заключением контракта.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГАУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» нарушение ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра, извещение № 31300782486, неправомерных требований к участникам конкурса о предоставлении в составе заявки:
- свидетельства о допуске по подготовке проектной документации объектов капитального строительства (в локальном сметном расчете конкурсной документации данные виды работ не содержатся);
- лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V классов опасности;
- свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В, что влечет ограничение конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушения не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии И. В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
О.В. Южакова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.