Решение б/н Решение и предписание по делу № К14/135 от 23 сентября 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРерение по делу № К14/135
Резолютивная часть объявлена 02.09.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2014. г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,
Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,
Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело № К14/135, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская обл., с. Нижняя Тавда, ул. Калинина, д.54) чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителя ответчика – администрации Нижнетавдинского муниципального района – Афанасьева Александра Петровича (доверенность № 253 от 01.09.2014),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 27.01.2014-12.02.2014 (акт № 02 от 12.02.2014), в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - Администрация) установлено, что в проверяемый период отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района были проведены торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества с нарушением требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 15.07.2014г. № 482 в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения чч. 1, 2 ст.17 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было назначено на 02.09.2014.
В заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, состоявшемся 02.09.2014, представитель Ответчика по факту нарушения требований антимонопольного законодательства пояснил, что в настоящее время Администрация проводит работу по расторжению действующих договоров, заключенных с нарушениями антимонопольного законодательства и подготовки конкурсной документации в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующему выводу. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров осуществляется по результатам проведения торгов.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России № 67 от 10.2.2010 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).
В результате анализа документаций по торгам, проведенных администрацией в 2011-2013 годах, было установлено следующее.
Пунктом 38 Правил, при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с конкурсной документацией открытого конкурса № К-3 на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ), утв. 24.01.2011, на конкурс был выставлен один лот - имущество, предназначенное для осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района.
При этом, в соответствии с приложением №1 к договору аренды, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации, в данный лот вошло муниципальное имущество технологически и функционально не связанное между собой, в частности: нежилые здания (административное здание, склад, столярный цех, гараж и т.д.), котельные, насосные станции, автомашины, теплосети, скважины, водобашни, сети водопровода.
Формируя лоты, организатору торгов необходимо учитывать технологическую и функциональную связь муниципального имущества, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников конкурса. Объединение в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права аренды муниципального имущества в количестве, меньшем чем объединено в укрупненном лоте, возможности реализации такого права, навязывая ему пользование всеми объектами.
Действия организатора торгов по объединению в 1 лоте объектов, не имеющих технологической и функциональной связи, содержат признаки нарушения чч. 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно протоколу №3 от 16.03.2011 на участие в конкурсе была подана только одна заявка – ЗАО «Тавда-Уют». Вместе с тем, конкурсное предложение от ЗАО «Тавда-Уют» не поступило, в связи с чем организатором торгов было принято решение о проведении повторных торгов (протокол №4 от 17.03.2011).
При проведении повторного конкурса (№ К-7) на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ) лот был сформирован аналогичным образом.
Конкурс был признан несостоявшимся, договор аренды сроком на 11 месяцев был заключен с единственным участником – ЗАО «Тавда-Уют» (протокол № 4 от 21.06.2011).
По истечении срока договора отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района в 2012 году был проведен открытый конкурс № К-2/12, при этом в один лот было объединено тоже самое имущество, что и при проведении конкурсов № К-3 и К-7 в 2011 году.
Договор по результатам конкурса № К-2/12 также был заключен с единственным участником – ООО «Тавда-Уют».
Разделом III Правил установлены требования к участникам конкурсов и аукционов.
Так, в соответствии с п. 17, п. 18 Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
При этом, согласно п. 19 Правил организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов. Также, не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов (п. 111 Правил).
В нарушение указанных норм, отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества устанавливались следующие не предусмотренные законодательством требования к участникам:
1) место нахождения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-4 2011г.);
2) опыт осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-7 2011г., №К2/12);
3) опыт оказания услуг по сбыту электроэнергии не менее 3-х лет (№К-11 2011г.);
4) опыт работы по эксплуатации электроустановок напряжением 0,4 – 10 кВ, техническому обслуживанию, оперативно-диспетчерскому управлению, оказанию услуг по передаче и распределению электроэнергии (№К-10 2011г., №К7/13);
5) опыт осуществления расчетно-кассового обслуживания населения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-8 2011г, №К-9 2011г.);
6) опыт оказания услуг телекоммуникационной связи (№К-5 2011г.);
7) опыт оказания банковских услуг (№К-1/12);
8) опыт осуществления пассажирских перевозок (№К3/12);
9) опыт снабжения населения района баллонами со сжиженным газом (№К3/12);
10) осуществление швейного производства спецодежды (№К1/13);
11) осуществление закупа сельхозпродукции у населения района и оказание сельскохозяйственных услуг населению района (№К2/13);
12) осуществление операций с недвижимым имуществом (№К4/13).
При этом, при проведении всех торгов на заключение договоров аренды в 2011-2013 гг. отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района устанавливалось требование о том, что участниками могут быть только юридические лица.
Также, разделом 1 конкурсной документации открытого конкурса №К-4 на право заключения договоров аренды, утв. 27.01.2011, было установлено, что имущество передается сельскохозяйственным и потребительским кооперативам.
Из анализа норм Гражданского кодекса РФ следует, что «производственный кооператив» является одной из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, «потребительский кооператив» - одной из форм некоммерческих организаций. В свою очередь, указание на возможность принять участие в торгах лишь лицам, осуществляющим свою деятельность в форме кооператива, является ограничением для участия в торгах для лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в иной организационно-правовой форме.
Установление непредусмотренных законом требований к участникам торгов ведет к ограничению числа участников, что запрещено ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводам о наличии нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях администрации Нижнетавдинского муниципального района нарушение чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в объединении в 1 лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участникам торгов, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа к участию в торгах.
2. Выдать администрации Нижнетавдинского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно при проведении аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
О.В. Дрок
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание по делу № К14/135
16.09.2014 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,
Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,
Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на основании своего решения от 15.09.2014 по делу № К14/135 о нарушении чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», администрацией Нижнетавдинского муниципального района,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Нижнетавдинского муниципального района в срок до 25.12.2014г. прекратить нарушение чч.. 1, 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно при проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов о проведении торгов в течение 2014 года, как-то: извещений, документаций о торгах, протоколов, составленных в ходе проведения торгов, договоров, заключенных по итогам торгов.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
О.В. Дрок
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного ор