Решение б/н Решение по делу № К14/154 от 19 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № К14/154

 

Резолютивная часть объявлена 27.01.2015

Решение в полном объеме изготовлено 30.01.2015                                                          г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

управления,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н.

Кокарев Н.В.

- начальник отдела,

- главный специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К14/154 по признакам нарушения департаментом по спорту и молодежной политики Тюменской области  (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей ответчика – департамента по спорту и молодежной политики Тюменской области Чумаковой И.В. (доверенность № б.н от 27.01.2015), Поляковой Т.М. (доверенность № б.н от 27.01.2015),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 19.03.2014 – 11.04.2014 (акт № 07 от 11.04.2014) в отношении департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области (далее – департамент) было установлено, что департаментом выделялись подведомственным учреждениям денежные средства на проведение капитального ремонта и реконструкции.

Так, в 2012 году средства на проведение капитального ремонта были включены в состав государственного задания указанных учреждений. В 2013 году денежные средства на проведение капитального ремонта предоставлялись на основании Соглашений о предоставлении денежных средств на осуществление бюджетных инвестиций в соответствии с постановлением Правительства ТО от 18.05.2011 № 161-п.

Выбор подрядчиков при этом осуществлялся автономными учреждениями самостоятельно, без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов).

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 19.09.2014 № 696 в отношении департамента было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

В заседании Комиссии представители ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признали, пояснив при этом следующее.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов

В 2012 году были выделены средства на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении следующих учреждений: ГАОУ ТО «СК Центральный», ГАУ ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», ГАУ ТО «Центр олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо», ГАУ ТО «Олимпийский центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири»,  ГАУ ТО «Областной детско-юношеский центр «Аванпост», ГАУ ТО «ХК Рубин».

В 2013 году были выделены средства на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении государственных автономных учреждений, ГАУ ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» на сумму 6 321 рублей для оплаты работ согласно дополнительному соглашению от 30.04.2013 № 3 к договору на выполнение ремонтных работ от 15.08.2012 № 44.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2011 № 161-п «О порядке предоставления бюджетных инвестиций» бюджетные инвестиции автономным учреждениям предоставляются на реконструкцию объектов, находящихся на праве оперативного управления у данных учреждений, в соответствии с перечнем объектов, предусмотренных в рамках отраслевых программ, утв. правительством Тюменской области.

Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области в 2012, 2013 году были заключены соглашения с государственными автономными учреждениями Тюменской области, координацию которых осуществляет департамент, о предоставлении денежных средств на реконструкцию объектов, закрепленных на праве оперативного управления у данных учреждений.

С февраля 2014 года указанное постановление признано утратившим силу.

Постановлением Правительства Тюменской области от 03.02.2014 № 35-п «О признании утратившим силу некоторых нормативных актов» установлено, что соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Тюменской области исполняются (завершаются) в 2014 финансовом году в соответствии с условиями, предусмотренными этими соглашениями.

На основании изложенного департаментом в феврале 2014 года заключены с ГАУ ТО дополнительные соглашения о предоставлении денежных средств на осуществление бюджетных инвестиций. Указанные соглашения предусматривают изменение способа финансового обеспечения за счет средств областного бюджета по осуществлению бюджетных инвестиций на субсидию на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тюменской области.

 

Комиссия Тюменского УФАС России заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав представленные сведения и документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Автономное учреждение осуществляет деятельность, ради которой оно создано, в соответствии с заданиями учредителя.

Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат  по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

В силу ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Порядок и условия формирования и финансового обеспечения выполнения государственными автономными и бюджетными учреждениями Тюменской области содержатся в Положении, утв. постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 384-п. (далее – Положение). Так, в соответствии с п. 3.1 Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления учреждению субсидии на финансирование выполнения государственного задания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на приобретение имущества, стоимость единицы которого не превышает 100 тыс. руб., в пределах средств, утвержденных уполномоченным органом.

Согласно п. 3.2. Положения при определении размера субсидии учитываются:

1) затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (выполнением работ), предусмотренных государственным заданием, включающие в себя:

а) затраты на оплату труда работников учреждения (с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в части деятельности этих работников по оказанию услуг (выполнению работ), предусмотренных государственным заданием (за исключением средств централизованного фонда стимулирования труда);

б) затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания услуг (выполнения работ), предусмотренных государственным заданием;

2) затраты на общехозяйственные нужды (на выполнение работ по поддержанию учреждения в функциональном состоянии, включая обеспечение сохранности имущества, в том числе в период, когда учреждением не оказываются услуги, не выполняются работы, предусмотренные государственным заданием), включающие в себя:

а) затраты на оплату труда работников учреждения (с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в части деятельности этих работников по поддержанию учреждения в функциональном состоянии, включая обеспечение сохранности имущества (за исключением средств централизованного фонда стимулирования труда);

б) затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для поддержания учреждения в функциональном состоянии, включая обеспечение сохранности имущества;

3) затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, включающие в себя:

- затраты на оплату коммунальных услуг (с учетом требований части 2 статьи 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- затраты на текущее содержание и ремонт зданий и сооружений;

- затраты на текущее содержание и ремонт особо ценного движимого имущества;

- затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Подведомственные Департаменту автономные государственные учреждения созданы в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере дополнительного образования, физической культуры и спорта, в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах. Для достижения указанных целей автономные учреждения осуществляют деятельность в соответствии с государственным заданием. Кроме государственного задания автономные учреждения вправе выполнять определенные уставом учреждения работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономные учреждения не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные их уставами.

Проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными Департаменту учреждениями, является нуждой Тюменской области – потребностью, необходимой для решения соответствующих государственных полномочий, закрепленных в ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

В силу п.п. 1, 2 ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (до 01.01.2014 года) осуществлялось в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей) в целях заключения с ними государственных контрактов, а в случаях, предусмотренных п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров.

В свою очередь, Закон о размещении заказов  устанавливал единый порядок размещения государственных заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере размещения государственного заказа, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1).

Во всех случаях размещение заказа для государственных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов. При этом, применение Закона о размещении заказов обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных нужд.

В ходе проведения проверки Комиссией установлено, что в 2012-2013 гг. департаментом выделялись подведомственным учреждениям денежные средства на проведение капитального ремонта и реконструкции:

в 2012 году всего 50 217 тыс. руб.:

- ГАУ ТО «СК Центральный» в размере 826 тыс. руб.;

- ГАУ ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» в размере 29 665 тыс. руб.;

- ГАУ ТО «Областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» в размере 1 150 тыс. руб.;

- ГАУ ТО «Центр олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо» в размере 3 641 тыс. руб.;

- ГАУ ТО «Областной детско-юношеский  центр «Аванпост» в размере 6 485 тыс. руб.;

- ТО «ХК Рубин» в размере 8 450 тыс. руб. (разработка ПСД на реконструкцию);

в 2013 году всего 75 718 тыс. руб.:

- ГАУ ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» в размере 6 321 тыс. руб.;

- ГАУ ТО «Областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» в размере 69 397 тыс. руб. (реконструкция).

Так, в 2012 году средства на проведение капитального ремонта были включены в состав государственного задания указанных учреждений.

В 2013 году денежные средства на проведение капитального ремонта предоставлялись на основании Соглашений о предоставлении денежных средств на осуществление бюджетных инвестиций в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2011 № 161-п (утратило силу 03.02.2014г.).

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия, в том числе указанные в данной норме.

Предоставление субсидии на проведение работ по проведению капитального ремонта без проведения торгов противоречит требованиям Закона о защите конкуренции, приводит к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках в связи с недопущением конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, поскольку работы по капитальному ремонту для муниципальных нужд осуществляются подрядчиками, определяемыми образовательными учреждениями самостоятельно, без проведения процедур в соответствии с Законом о размещении заказов.

В заседание Комиссии, по запросу антимонопольного органа, представителями ответчика были представлены копии документов о том, что договоры на проведение капитальных работ заключены подведомственными департаменту учреждениями и хозяйствующими субъектами, по результатам закупок. Так, департаментом были представлены следующие копии извещений:

- извещение о проведении запроса котировок цен № 8/12 на выполнение работ по ремонту помещений санузлов в командных домиках гостиничного типа для нужд ГАУ ТО «ОЦЗВС «Жемчужина Сибири», опубликованное на официальном сайте учреждения -  www.jemsib.ru;

- извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на реконструкцию лыжероллерной трассы, опубликованное на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru (извещение № 31300389223);

- извещение о проведении открытого конкурса № КО-01/12 на выполнение работ по ремонту здания СТК «Дом природы, техники и спорта» ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ», находящегося на балансе Заказчика, расположенного по адресу: г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 6а (лот № 1), здания СТК «Областной центр туризма «Азимут» ГАУ ДОД ТО «ОЦДОДиМ», находящегося на балансе Заказчика, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Перекопская, 34 (лот № 2), опубликованное на официальном сайте учреждения – www.pioner72.ru;

- извещение о проведении открытого конкурса № 02/12-ок на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, опубликованное на официальном сайте учреждения – www.avanpost72.ru;

- извещение о проведении открытого конкурса № 1 на разработку проектной документации по объекту «Реконструкция сооружения (крытый хоккейный корт с двумя пристроями), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 5аа, сооружение 1, опубликованное на официальном сайте учреждения – www.hc.rubin.ru.

Соответственно, средства выделенные департаментом подведомственным автономным учреждениям на проведение капитального ремонта последними были освоены по результатам проведения закупок. Таким образом, договоры, заключенные учреждениями с хозяйствующими субъектами в результате закупок заключены по результатам конкурентных процедур.

В заседании Комиссии, представители ответчика пояснили, что средства на проведение капитального ремонта, выделенные департаментом ГАУ  ДОТ ТО «Тюмень-дзюдо» в 2012 году в сумме 3641 тыс. рублей направлены на оплату работ по договору № 309/В от 29.07.2011, заключенного до вступления в Закона о закупках.

Средства на проведение капитального ремонта, выделенные департаментом ГАУ  ТО «Спортивный комплекс «Центральный» в сумме 826 тыс. рублей направлены на оплату работ по договору подряда № 15-12/2011 от 29.12.2011, заключенного также до вступления в силу Закона о закупках.

В соответствии со ст. 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с тем, что с момента нарушения департаментом антимонопольного законодательства прошло более трех лет, дело подлежит прекращению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу прекратить в связи с тем, что с момента нарушения департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области антимонопольного законодательства прошло более трех лет.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                           О.Н. Москвичева

                                                                       

                                                                                                                     Н.В. Кокарев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны