Решение б/н Решение по делу № К14/17 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу №К14/17

 

Резолютивная часть объявлена 28.04.2014

Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2014                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н- начальник отдела,

                          Олюнина Н.Ю.- специалист-эксперт,


в присутствии представителя ответчика Белешева А.Н. (доверенность от 23.04.2012 № 3356), -рассмотрев дело №К14/17, возбужденное по признакам нарушения администрацией г. Ишима (627750, Тюменская обл., г.Ишим, ул.Гагарина, 67) ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения проверки в отношении администрации г. Ишима (далее также – Администрация) было выявлены принятые Администрацией муниципальные правовые акты: Порядок предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, утв. постановлением администрации г. Ишима № 835 от 19.07.2011, Правила предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества, в целях возмещения затрат организаций коммунального комплекса в связи с выполнение аварийно-восстановительных работ муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства из собственных средств, утв. постановлениями Администрации № 440 от 02.04.2012, № 719 от 24.06.2013, - предусматривающие предоставление хозяйствующим субъектам денежных средств в виде субсидий в целях удовлетворения муниципальных нужд без проведения публичных процедур (акт проверки № 36 от 10.12.2013).

В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 29.01.2014 № 49 в отношении Администрации было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела (в заседаниях Комиссии, состоявшихся 04.03.2014, 31.03.2014, 28.04.2014) ответчик согласился с вменяемым нарушением, представив документы об его устранении.

 

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, письменные и устные пояснения ответчика, пришла к следующим выводам.

1. Порядком предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, утв. постановлением администрации г. Ишима № 835 от 19.07.2011 (далее – Порядок) установлены правила предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений (п. 1 Порядка).

При этом, Порядком установлено, что отбор организаций для выполнения указанных работ для муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов, в то время как автономные учреждения осуществляют такой отбор самостоятельно в соответствии с критериями, определенными учредителем (п. 6).

Вместе с тем, представляется, что строительство и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности является нуждой муниципального образования, поскольку осуществляется в целях решения соответствующих вопросов местного значения.

В силу п.п. 1, 2 ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), действовавшего во время принятия данного акта, под размещением заказов понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей) в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а в случаях, предусмотренных п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров.

Таким образом, Закон о размещении заказов  устанавливал единый порядок размещения государственных и муниципальных заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти в сфере размещения государственного и муниципального заказа, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст. 1).

Во всех случаях размещение заказа для государственных и муниципальных нужд осуществлялось путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов. При этом, применение Закона о размещении заказов обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Здесь необходимо отметить, что с 01.01.2014г., вместо утратившего силу Закона о размещении заказов вступил в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), статьей 15 которого установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе в случае предоставления поименованным выше организациям бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, на них распространяется действие Закона о контрактной системе.

 

2. В результате анализа Правил предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества, в целях возмещения затрат организаций коммунального комплекса в связи с выполнение аварийно-восстановительных работ муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства из собственных средств: постановления Администрации № 440 от 02.04.2012, № 719 от 24.06.2013 (далее – Правила), - установлено следующее.

Согласно Правилам, получателями субсидии  являются организации коммунального комплекса, фактически выполнившие аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества (п. 1.2). Отбор получателей субсидии осуществляется специально созданной для этого комиссией (п. 2.2-2.3).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Отсюда следует вывод о том, что осуществление аварийно-восстановительных работ объектов жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имуществаявляется муниципальной нуждой муниципального образования, поскольку проводится за счет средств местного бюджета для решения вопросов местного значения в установленной сфере (ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов).

Как отмечалось ранее, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществлялось в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

В силу ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа для муниципальных нужд осуществлялось путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов. При этом, применение Закона о размещении заказов являлось обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд. В свою очередь, размещение муниципального заказа без проведения публичных процедур может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку такими действиями ограничивается доступ неограниченного круга лиц к размещаемым заказам.

Аналогичные требования в настоящее время установлены Законом о контрактной системе.

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в том числе указанных в данной норме.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Ишима нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося  в принятии муниципальных правовых актов – Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, утв. постановлением администрации г. Ишима № 835 от 19.07.2011, Правил предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества, в целях возмещения затрат организаций коммунального комплекса в связи с выполнение аварийно-восстановительных работ муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства из собственных средств, утв. постановлениями Администрации № 440 от 02.04.2012, № 719 от 24.06.2013, - предусматривающих предоставление хозяйствующим субъектам денежных средств в виде субсидий в целях удовлетворения муниципальных нужд без проведения публичных процедур, реализация которых может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем, Администрацией в материалы дела представлены документы, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений – признании утратившими силу указанных муниципальных правовых актов: 1) постановление администрации г. Ишима от 03.03.2014 № 289 (в отношении постановления № 835 от 19.07.2011г.), 2) постановление администрации г. Ишима от 24.03.2014 № 361 (в отношении постановлений № 440 от 02.04.2012, № 719 от 24.06.2013).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать в действиях администрации г. Ишима нарушение ч. 1. ст. 15 Федерального,  выразившегося  в принятии муниципальных правовых актов – Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, утв. постановлением администрации г. Ишима № 835 от 19.07.2011, Правил предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества, в целях возмещения затрат организаций коммунального комплекса в связи с выполнение аварийно-восстановительных работ муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства из собственных средств, утв. постановлениями Администрации № 440 от 02.04.2012, № 719 от 24.06.2013, - предусматривающих предоставление хозяйствующим субъектам денежных средств в виде субсидий в целях удовлетворения муниципальных нужд без проведения публичных процедур, реализация которых может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение настоящего дела в связи с добровольным устранением ответчиком выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.В. Поткина

 

 

Члены Комиссии:                                                                                            О.Н. Москвичева

                                                                       

                                                                                                                     

                                                                                                                         Н.Ю. Олюнина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны