Решение №К15/22 Решение и предписание по делу № К15/22 от 11 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                           тел. 503-155

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К15/22

 

Резолютивная часть объявлена 27.10.2015

Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2015                                 г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № К15/22, возбужденное по признакам нарушения ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» (625014, г. Тюмень, ул. Чекистов, 33)  п. 2  ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

ответчика – ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»,

соответчика – ГУ МЧС России по Тюменской области,

заявителя – ООО «Ф»,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – ООО «С», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 31.10.2014 поступила жалоба ООО «Ф» на действия  ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»,  ограничивающие доступ общества к  пультовому оборудованию программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в т.ч высотных зданиях «Стрелец-Мониторинг» (далее – ПАК «Стрелец-Мониторинг»), установленному в помещении  центрального пункта пожарной связи ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», расположенному по адресу: г. Тюмень, ул. М. Горького, 72.

По результатам рассмотрения материалов обращения, а также документов, запрошенных Тюменским УФАС России у ГУ МЧС России по Тюменской области в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», ЗАО «А» было установлено, что ФГКУ 32 ОФПС необоснованно препятствует хозяйственной деятельности ООО «Форвард-Фортуна» путем уклонения от заключения с обществом договора на право  эксплуатационно технического обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг», а также предъявления к обществу требований о предоставлении документов для заключения указанного договора, не предусмотренных действующим законодательством.

Между тем, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» заключило с ООО «С» аналогичный договор, при этом, из письменных пояснений, представленных ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» в адрес антимонопольного органа, не представлялось возможным установить, на каком основании заключен указанный договор.

Таким образом, действия ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», выразившиеся в уклонении от заключения с ООО «Ф» договора на право  эксплуатационно технического обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг» и заключении аналогичного договора с ООО «С», указывали на то, что учреждение необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, тем самым ограничивая конкуренцию, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 20.02.2015 № 99 в отношении ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» возбуждено дело по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Из пояснений представителей заявителя, участвовавших в заседании Комиссии, следует, что в рамках своей деятельности, в соответствии с заключенными договорами общество оборудовало передающими объектовыми станциями ПАК «Стрелец-Мониторинг» ряд образовательных учреждений г. Тюмени.

Вместе с тем, для завершения указанных работ и подключения каналов передачи данных с объектов станций к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», расположенному в ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»,  необходим доступ сертифицированных работников ООО «Ф» к указанному оборудованию.

В целях получения доступа к ПАК «Стрелец-Мониторинг» общество направило письмо в адрес завода-изготовителя (ЗАО «А») с просьбой наделить общество статусом официального сервисного центра ПАК «Стрелец-Мониторинг» в г. Тюмени, и тем самым получить доступ к пультовому оборудованию (исх. № 15 от 03.04.2013).

В ответ на указанное письмо, завод-изготовитель сообщил, что аккредитация организации (присвоение статуса официального сервисного центра) на право осуществления монтажа объектовых станций (адаптеров) ПАК «Стрелец-Мониторинг» не предусмотрена.

 В письме № 424 от 30.09.2014 ЗАО «А» указало, что решение о присвоении организации статуса сервисного центра принимается предприятием-изготовителем после получения копии договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг». Решение об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования, установленного за счет федерального бюджета, принимается начальником ГУ МЧС.

Для получения доступа к пультовому оборудованию для самостоятельного подключения и настройки и последующего обслуживания пультовых станций, смонтированных на объектах защиты, заявителем были направлены письма как в ГУ МЧС России по Тюменской области, так и в другие подразделения ФПС, находящиеся в его прямом подчинении с просьбой предоставить ООО «Ф» статус официального сервисного центра.

В письме № 227-9946-10-8 от 22.09.2014 ГУ МЧС ответило, что ни ГУ МЧС России по Тюменской области, ни подразделения ФПС, находящиеся в его прямом подчинении, не выдают документов о признании той или иной организации официальным сервисным центром ЗАО «А».

ООО «Ф» неоднократно обращалось в ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  с просьбами разъяснить, какие документы необходимо предоставить обществу для заключения с учреждением договора на подключение к ПАК «Стрелец-Мониторинг» объектовых станций и гарантийное обслуживание аппаратного комплекса. Из содержания ответов учреждения следует, что в учреждении отсутствует перечень документов, которые необходимо предоставить хозяйствующим субъектам для заключения указанного договора.

16.10.2014 ООО «Ф» направило в адрес учреждения письмо с просьбой заключить с ним договор на обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» (исх. № 119 от 15.10.2014, вх. № 2453 от 16.10.2014).

Из ответа ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» на указанное обращение следовало, что в обращении общества отсутствовала информация, позволяющая произвести объективную оценку предложения о заключении договора.

В целях объективной оценки предложения общества в заключении договора учреждение просило направить в его адрес расширенное предложение о заключении договора с указанием функциональных, технических, качественных характеристик и эксплуатационных характеристик предлагаемых услуг с использованием, если это возможно, при составлении предложения стандартных показателей, требований, условных обозначений и технологий, касающихся технических и качественных характеристик предмета договора, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными действующим законодательством (исх. № 32-3656-6-5 от 21.10.2014).

Таким образом, из пояснений представителей ООО «Ф» следует, что для заключения договора на обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»   требует от общества предоставления неопределенных по своему содержанию документов, не предусмотренных действующим законодательством, при этом ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  заключила аналогичный договор с ООО «С» без предоставления последним в адрес учреждения, каких либо документов.

Тем самым, своими действиями ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»   препятствует ООО «Ф» осуществлению предпринимательской деятельности.

Из возражений представителя ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» следует, что вопросы использования противопожарного оборудования, в. т.ч его выбор, находятся в прямой компетенции  Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Деятельность федеральной противопожарной службы МЧС России, в т.ч деятельность по использованию противопожарного оборудования, не имеет реального экономического характера и осуществляется исключительно в целях защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность МЧС России в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не регулируют порядок и условия ведения предпринимательской деятельности и не устанавливают в этих целях связь МЧС России и его территориальных органов с деятельностью предпринимателей по извлечению прибыли, а потому обоснованность любых решений МЧС России по осуществлению государственной функции в сфере обеспечения пожарной безопасности, равно как и причин для этих решений, не могут оцениваться с точки зрения их экономической целесообразности в целях выявления в них нарушений Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Определение порядка эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами.

В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» ПАК «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.

Пунктом 2 данного Приказа МЧС РФ система ПАК «Стрелец-Мониторинг» отнесена к специализированной противопожарной технике и установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908.

Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг», МЧС России, Министерством обороны России выделен радиочастный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст.16 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи").

МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 Положения о МЧС России, утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК «Стрелец-Мониторинг», поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК «Стрелец-Мониторинг».

На основании вышеизложенного подразделениями МЧС России на социально-значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенной из свободного оборота ПАК «Стрелец-Мониторинг». Специализированной обслуживающей организацией на основе государственного контракта, заключенного МЧС России, является ЗАО «А».

Из материалов дела следует, что 16.07.2014 ООО «Ф» направило в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» заявление с просьбой рассмотреть возможность получения обществом статуса официального сервисного центра ЗАО «Аргус-Спектр» по г. Тюмени, для самостоятельного подключения, настройки и дальнейшего обслуживания объектов, оборудованных объектовой станцией «Стрелец» (исх. № 69 от 16.07.2014, вх. № 1692 от 16.07.2014).

28.08.2014 ООО «Ф» направила в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» письмо с просьбой пояснить, на каком основании ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» получило статус официального сервисного центра по г. Тюмени, а также, на каком основании учреждение заключило с данным хозяйствующим субъектом договор на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг, а также с повторным предложением заключить аналогичный договор с ООО «Ф» (исх. № 101 от 28.08.2014, вх. № 2077 от 29.08.2014).

Аналогичные по содержанию письма были направлены обществом в адрес УНД ГУ МЧС России по Тюменской области (исх. № 102 от 28.08.2014, вх. № 6132 от 29.08.2014) и ГУ МЧС России по Тюменской области (исх. № 103 от 28.08.2015 от 28.08.2014).

Ввиду того, что общество в установленные законом сроки не получило ответы на ранее направленные в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» и ГУ МЧС по Тюменской области письма, 05.09.2015 оно повторно направило в адрес учреждения и управления письма (исх. №№ 105, 106 от 05.09.2014 соответственно).

Из ответа ГУ МЧС России по Тюменской области на обращения ООО «Ф» (исх. №№ 105, 106) следует, что управлением изложенная в обращениях информация принята к сведению, а в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» направлены разъяснения о положениях антимонопольного законодательства (исх. № 227-9947-10-8 от 22.09.2014). Также из ответа на обращения общества следует, что ГУ МЧС России не выдает каких-либо документов о признании той или иной организации официальным сервисным центром ЗАО «А» (исх. № 227-9946-10-8 от 22.09.2014).

Из ответа ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» следует, что учреждение не обладает полномочиями, необходимыми для наделения хозяйствующих субъектов статусом официального сервисного центра завода-производителя. На каком основании ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» был присвоен статус официального сервисного центра по г. Тюмени учреждение пояснить не может (исх. № 3305-6-5 от 25.09.2014).

Вместе с вышеуказанными запросами, направленными ООО «Ф» в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» и ГУ МЧС России по Тюменской области, общество 04.09.2014 направило письмо в адрес завода-производителя ПАК «Стрелец-Мониторинг» - ЗАО «А» с просьбой разъяснить, на основании каких документов завод-изготовитель принимает решение о наделении хозяйствующего субъекта статусом официального сервисного центра (исх. № 104 от 04.09.2014).

Из ответа ЗАО «А» обществу следует, что решение о присвоении организации статуса сервисного центра принимается предприятием-изготовителем ПАК «Стрелец-Мониторинг» после получения копии договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», типовая форма которого приведена в сборнике проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в т.ч высотных зданиях «Стрелец-Мониторинг», утв. заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном 06.03.2014 (исх. письмо № 424 от 30.09.2014) – далее сборник типовых документов.

Таким образом,  ЗАО «А» наделяет хозяйствующего субъекта статусом официального сервисного центра после того, как последний представит в его адрес копию договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», заключенную с соответствующим противопожарным отрядом.

Из сборника типовых документов установлено, что материалы  и проекты документов, приведенные в сборнике, носят рекомендательный характер (стр. 5). Так, указанный сборник содержит в себе в т.ч, проект типового договора об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (стр. 64).

Из ответа ЗАО «А» на запрос информации Тюменского УФАС России следует, что обязанность создания аккредитованного заводом-производителем сервисного центра предусмотрена п. 2.2 государственного контракта на выполнение заказа на поставку продукции для государственных нужд, заключенного между МЧС России и ЗАО «А», в рамках государственного оборонного заказа. Создание аккредитованного сервисного центра определяется договором, заключенным между заводом-производителем и организацией, желающей получить статус сервисного центра и имеющим лицензию МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

15.05.2014 между ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» и ООО «С» был заключен договор № 1 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг». 01.11.2014 между ЗАО «А» и ООО «С» был заключен договор № 42/ТМ/3 об организации официального сервисного центра и продлении гарантии на программно-аппаратный комплекс, расположенный в помещении ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области». 15.10.2014 ЗАО «А» уведомило ГУ МЧС России по Тюменской области о том, что с 01.11.2014 ООО «С» является официальным сервисным центром, на основании чего просит обеспечить доступ ее сотрудникам к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Нормативно обоснованных оснований по факту заключения данного договора в адрес антимонопольного органа ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  представлено не было. Представитель ответчика в заседании Комиссии указал, что ему неизвестны основания заключения указанного договора, а также какие документы ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» представило в адрес учреждения для заключения данного договора.

Как пояснили представители заявителя, аналогичные договоры на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» были заключены ООО «Ф» с ФГКУ «19 ОФПС по Тюменской области» (п. Винзили), ФГКУ «8 ОФПС по Тюменской области» (г. Тобольск), ФГКУ «27 ОФПС по Тюменской области» (р.п. Голышманово), ФГКУ «26 ОФПС по Тюменской области» (с. Омутинское) без каких-либо препятствий со стороны противопожарных частей. Указанные договоры были заключены на основании договоров о благотворительной деятельности, во исполнение которых ООО «Ф» за счет своих сил и средств поставило данным противопожарным отрядам ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Между тем, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» отказывается заключить с заявителем таковой договор, требуя от общества представления в адрес учреждения расширенного предложения о заключении договора с указанием функциональных, технических, качественных характеристик и эксплуатационных характеристик предлагаемых услуг с использованием, если это возможно, при составлении предложения стандартных показателей, требований, условных обозначений и технологий, касающихся технических и качественных характеристик предмета договора, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными действующим законодательством документов (исх. письмо № 32-3656-6-5 от 21.10.2014).

Таким образом, для рассмотрения вопроса по заключению с ООО «Ф» договора на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» учреждение требует от последнего предоставления в его адрес неопределенных документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Кроме того, учреждение не может пояснить, в каком порядке заключается данный договор, ввиду того, что в ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» отсутствует Порядок, регламентирующий процедуру заключения договоров на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Между тем, согласно п. 1.2 типовой программы опытной эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг» обеспечивает, в т.ч возможность ведения договоров на оборудование и абонементное обслуживание объектов (стр. 18 сборника типовых документов). Соответственно, наличие ПАК «Стрелец-Мониторинг» в помещениях противопожарных частей подразумевает, что последние наделены компетенцией в заключение данных договоров с заинтересованными лицами.

Из ответа Уральского регионального центра МЧС России ООО «Ф» следует, что порядок заключения договоров, в т.ч на техническое обслуживание оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» определен и регулируется Гражданским кодексом РФ (исх. № 8752-3-2-15 от 03.07.2015). При этом последовательность действий, которые необходимо выполнить хозяйствующим субъектам для заключения договора с противопожарным отрядом, в письме не указана.

Представитель ООО «С» участвовавший в заседании Комиссии также не смог пояснить, какие документы общество представило в адрес учреждения для заключения данного договора.

Представителями ООО «Ф» в заседании Комиссии было озвучено, что наличие договорных отношений ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» с ООО «С» не исключает возможности заключения учреждения с ООО «Ф» договора, приводя примеры иных субъектов РФ.

Из информации, представленной ООО «С» в адрес антимонопольного органа, следует, что в настоящее время обществом подключены 14 социально значимых учреждения к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (исх. № 87 от 07.04.2015, вх. № 2623 от 07.04.2015).

Согласно  п. 2.3 Регламента подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг» (приложение № 2 к сборнику типовых документов, стр. 79), данный Регламент разработан с целью установления единого порядка подключения объектов защиты к  ПАК «Стрелец-Мониторинг» и отключению от него.

Так, подключение пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» включает в себя следующие этапы:

- подача хозорганом в противопожарный отряд заявки на подключение пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (п. 3.1.1 Регламента);

- рассмотрение заявки на подключение и выдача хозоргану технических условий на подключение пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» установленным порядком (п. 3.1.2 Регламента);

- проверка технической возможности подключения пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» проводится совместно представителями хозоргана и рабочей группой, созданной ГУ МЧС России соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок и принятия решения о технической возможности подключения пожарной сигнализации хозоргана к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (п. 3.1.3 Регламента);

- после принятия положительного решения пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается к ПАК «Стрелец-Мониторинг». В течение 10-ти (десяти) рабочих дней проводится тестирование  ПАК «Стрелец-Мониторинг» по приему сигналов от пожарной сигнализации по выбранному каналу связи (п. 3.1.4 Регламента);

- после завершения работ по подключению и проведению тестирования ПАК «Стрелец-Мониторинг», хозорган и ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ подписывают акт о подключении пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» на постоянной основе (п. 3.1.5 Регламента).

Из вышеизложенного следует, что для подключения объектовых станций, установленных в социально значимых учреждениях к ПАК «Стрелец-Мониторинг», учреждения направляют в противопожарный отряд заявки на подключение объектовых станций, после чего противопожарный отряд рассматривает данные заявки, проверяет техническую возможность подключения объектовых станций посредством выезда рабочей группы, состоящей из представителей противопожарного отряда и официального сервисного центра предприятия-изготовителя, после чего принимается решение о подключении объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг», либо об отказе, с указанием причин, по которым подключение невозможно.

В материалы дела ООО «С» были представлены копии заявлений организаций с просьбой вывода сигнала о срабатывании и неисправности систем автоматических пожарных сигнализаций и оповещений о пожарах, установленных на объектах, направленные в адрес ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» и аккредитованной организации (копия).

Так, на заявлении АУ СОН ТО «ЦСПСиД» «М» имелась отметка ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» о регистрации данного заявления (вх. № 1643  от 10.07.2014).

В определении об отложении дела № К15/22-03 от 14.04.2015 у ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» был запрошен ответ учреждения на заявление АУ СОН ТО «ЦСПСиД» «Мария», а также представлении в адрес антимонопольного органа заявок, направленных учреждением в адрес ООО «С» о проведении последним мероприятий по обследованию объектовых станций на предмет возможности их подключения к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Кроме того, у учреждения были запрошены нормативно обоснованные письменные пояснения по вопросу, в каком порядке ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» после получения заявлений от социально значимых учреждений о выводе сигнала о срабатывании и неисправности систем автоматических пожарных сигнализаций и оповещений о пожарах осуществляет подключение объектовых станций данных учреждений к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Из ответа ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» следует, что в учреждении отсутствует ответ на заявление АУ СОН ТО «ЦСПСиД» «Мария» (вх. № 1643  от 10.07.2014), а также заявки, направленные им в адрес ООО «С» для проведения последним мероприятий по обследованию объектовых станций на предмет возможности их подключения к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (исх. № 32-1486-6-5 от 18.05.2015).

В материалы дела ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» было представлено письмо ООО «С», направленное им в адрес УНД ГУ МЧС России по Тюменской области, в котором ООО «С» указывает на то, что по результатам обследования сотрудниками общества МАДОУ д/с № 169,  МАОУ СОШ № 62, МАДОУ д/с № 78 было выявлено, что радиопередающие устройства в данных учреждениях установлены без учета рекомендаций по монтажу, указанных в руководстве по эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг», тем самым не обеспечивается прохождение радиосигнала до подразделения противопожарной части (исх. № 244 от 07.10.2014).

Аналогичное по содержанию письмо было направлено ООО «С» в адрес заместителя директора департамента социального развития Тюменской области И

Так, в данном письме общество указывает, что в его адрес от ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» поступают обращения по вопросам определения технической возможности подключения объектовых станций, смонтированных в социально значимых учреждениях к ПАК «Стрелец-Мониторинг» (исх. № 89 от 08.10.2014).

Вместе с тем, ООО «Ф» в материалы дела также был представлен список договоров, заключенных обществом с учресоциально значимыми объектами г. Тюмени (57 учреждений), предметом которых является монтаж каналообразующего оборудования РСПИ «Стрелец-Мониторинг» на объектах заказчика.

Так, ООО «Ф» были заключены данные договоры, в т.ч с МАДОУ д/с № 169 (договор № 117/п от 19.12.2013), с МАОУ СОШ № 62 (договор № 279-см от 24.02.2014), с МАДОУ д/с № 78 (договор № 225-см от 28.04.2014).

В определении об отложении дела № К15/22-05 от 28.05.2015 у ООО «С» были запрошены акты обследования, составленные обществом по результатам осмотра вышеуказанных учреждений, а также пояснения и документы, на основании которых обществом проводились данные обследования.

Из ответа ООО «С» следует, что по результатам осмотра учреждений актов осмотра не составлялось, заявок, на основании которых проводились обследования, в адрес учреждения не поступало. Письменных обращений от ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» по вопросу определения технической возможности подключения к ПАК «Стрелец-Мониторинг» объектовых станций, установленных в социально значимых учреждениях также не поступало (исх. № 59 от 22.06.2015).

Таким образом, в данном письме ООО «С» противоречит своей позиции, изложенной в письме, направленном в адрес департамента социального развития Тюменской области (исх. № 89 от 08.10.2014), что в его адрес поступают обращения от ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области».

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы:

- решение о присвоении организации статуса сервисного центра принимается предприятием-изготовителем ПАК «Стрелец-Мониторинг» после получения копии договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», типовая форма которого приведена в сборнике проектов типовых документов;

- порядок заключения договоров на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» в ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» не установлен.

Между тем, несмотря на то, что в учреждении отсутствует порядок заключения договоров на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» без каких-либо правовых оснований заключило данный договор с ООО «С» и уклонилось от заключения аналогичного договора с ООО «Ф», затребовав от общества для его заключения документы, непредусмотренную действующим законодательством.

При этом здесь следует отметить, что сам договор, заключенный между учреждением и ООО «С» полностью соответствует типовому проекту договора, приведенному в сборнике типовых документов (стр. 64), на основании чего можно сделать вывод, что ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» руководствуется данным сборником, в котором регламентирована вся процедура мероприятий по эксплуатации и обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Как следует из письменных пояснений ГУ МЧС России по Тюменской области, ввиду того, что в управлении отсутствует пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» у управления отсутствует необходимость в утверждении плана мероприятий по внедрению в опытную эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг», как и Порядка подключения к нему объектов защиты (исх. № 27.08.2015 № 93-03-10-9).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в т.ч, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции  под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», предоставив ООО «С» право на заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» без предоставления в адрес учреждения каких-либо документов и информации, и отказав в заключение аналогичного договора ООО «Форвард-Фортуна» на тех же, или иных основаниях, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» ограничило конкуренцию лишив заинтересованный хозяйствующий субъект права подключать к ПАК «Стрелец-Мониторинг» объектовые станции, тем самым лишив общество возможности вести свою хозяйственную деятельность.

Так, в материалы дела представителями заявителя были представлены копии договоров, заключенных ООО «Ф» с учреждениями, включенных в перечень социально значимых объектов г. Тюмени (57 учреждений), предметом которых является монтаж каналообразующего оборудования РСПИ «Стрелец-Мониторинг» на объектах заказчика. Представители общества пояснили, что для завершения работ по подключению объектовых станций в данных учреждениях им необходим доступ к ПАК «Стрелец-Мониторинг», расположенному в помещении ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области».

Услуги по обслуживанию объектовой станции в месяц составляют 2000 рублей. Таким образом, из-за препятствования ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» хозяйственной деятельности обществу, выражающейся в отказе последнего заключить с ООО «Ф» договор на эксплуатационно техническое обслуживание, привело к тому, что ООО «Ф» ежемесячно недополучет прибыль в размере 114 000 рублей.

Из пояснений представителей ООО «Форвард-Фортуна» следует, что целью общества является не столько заключение договора на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», сколько подключение к нему объектовых станций социально значимых учреждений г. Тюмени, с которыми у общества имеются договорные отношения. По причине того, что доступ к ПАК «Стрелец-Мониторинг» предоставляется только организации, заключившей с противопожарной частью договор на эксплуатационно техническое обслуживание оборудования, то соответственно, заключение данного договора с ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» является единственной возможностью для общества осуществлять свою хозяйственную деятельность.

Здесь следует отметить, что действующим законодательством не установлено ограничение по числу хозяйствующих субъектов, с которыми противопожарные отряды могут одновременно заключить договоры на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Кроме того, необходимо отметить, что из писем ЗАО «А», направленных обществом в противопожарные отряды, содержащие в себе информацию о наделении того или иного хозяйствующего субъекта статусом официального сервисного центра следует, что обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» может производить любая организация в соответствии с эксплуатационной документацией. Однако при обслуживании оборудования специалистами предприятия (ЗАО «А») или его официальным сервисным центром гарантийный срок на оборудование, включая программное обеспечение, продлевается предприятием-производителем до 8 (восьми) лет на пультовое оборудование и до 5 (пяти) лет на объектовые станции.

Таким образом обслуживать ПАК «Стрелец-Мониторинг» может любая организация, с которой у противопожарного отряда заключен соответствующий договор.

По общему значению смысла слова, под аккредитацией понимается наделение кого-либо функциями и правами субъекта, который делегирует указанные полномочия.

Так, заключение договора на обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» с аккредитованной заводом-изготовителем организацией для противопожарного отряда выгодно тем, что продлевается гарантийный срок на оборудование, при этом, как было указано выше, заводом-изготовителем не установлены ограничения в части того, что данное обслуживание должно производиться исключительно организацией, наделенной им статусом официального сервисного центра.

На основании изложенного можно сделать вывод, что ввиду отсутствия ограничений, связанных с количеством хозяйствующих субъектов, с которыми противопожарный отряд одновременно может заключить договоры на обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», отсутствия ограничения в части того, кто из хозяйствующих субъектов может обслуживать ПАК «Стрелец-Мониторинг», а также отсутствии Порядка в отказ ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», регламентирующего процедуру заключения указанных договоров, учреждение незаконно уклонилось от заключения договора на эксплуатационно техническое обслуживание программно-аппаратного комплекса с ООО «Форвард-Фортуна».

В данном случае, необоснованный отказ ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» ООО «Ф» в заключение договора может привести к тому, что общество откажется от самостоятельных действий на рынке по эксплуатационно техническому обслуживанию объектовых станций.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о незаконности действий ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» ООО «Ф», выразившихся в неправомерном отказе ООО «Ф» в заключение договора на эксплуатационно техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» и требовании о предоставлении обществом в его адрес для заключения указанного договора документов, непредусмотренных действующим законодательством и заключении данного договора с ООО «С» ввиду отсутствия в ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» Порядка, регламентирующего заключение с хозяйствующими субъектами данных договоров.

В заседании Комиссии представителем ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» были представлены документы, согласно которым в настоящее время договор на эксплуатационно техническое обслуживание, заключенный между учреждением и ООО «С» расторгнут. Какие-либо иные договорные отношения, с кем либо из хозяйствующих субъектов, по обслуживанию последними ПАК «Стрелец-Мониторинг» и подключению к нему объектовых станций социально значимых учреждений у ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  отсутствуют. Аналогичные пояснения были предоставлены учреждением в адрес Тюменского УФАС России в письменных пояснениях на вопросы, поставленные антимонопольным органом в определении об отложении дела от 28.05.2015 (исх. № 227-7078-10-9 от 30.06.2015).

Не смотря на тот факт, что сборником типовых документов не установлены требования, возлагающие на противопожарный отряд обязанность по утверждению Порядка, регламентирующего действия по введению ПАК «Стрелец-Мониторинг» в опытную эксплуатацию, подключения к нему учреждений, являющихся социально значимыми и порядок заключения договоров на его гарантийное обслуживание, ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», как учреждение на чьем балансе стоит ПАК «Стрелец-Мониторинг», при его эксплуатации, в части ведения договорных отношений по его обслуживанию, должно было руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства.

Здесь следует отметить, что позиция о том, что при эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг» противопожарным отрядам, на балансе которых находятся программно-аппаратные комплексы, запрещается создание преимущественных условий какому-либо одному хозяйствующему субъекту, осуществляющим деятельность по монтажу и эксплуатации систем автоматической пожарной защиты является, в т.ч позицией МЧС России (исх. письмо № 19-2-13-2911 от 10.07.2014). Так, в указанном письме говорится, что в целях демонополизации услуг, связанных с передачей сигнала от систем автоматических противопожарных систем на пульты подразделений пожарной охраны, исключения при этом развития коррупционных факторов, а также обеспечения конкуренции, МЧС России обращает внимание на недопустимость создания на территории субъекта РФ монопольного положения для одной организации по монтажу и эксплуатации оборудования.

Для осуществления хозяйствующими субъектами деятельности  по монтажу объектовых станций на объектах защиты необходим доступ хозяйствующих субъектов к ПАК «Стрелец-Мониторинг», которые расположены в противопожарных отрядах. При отказе последних обеспечить к ПАК «Стрелец-Мониторинг» доступ хозяйствующих субъектов, организации будут лишены возможности завершить настройку и подключение объектовых станций для их срабатывания в случае возгорания на объектах защиты, тем самым монтаж оборудования будет незавершенным и, как следствие, хозяйствующие субъекты не исполнят в полном объеме договорных обязательств, что в последующем приведет к тому, что они смогут отказаться от самостоятельных действий на указанном товарном рынке.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что нарушение принципов конкуренции при эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг» ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» может привести к тому, что хозяйствующие субъекты могут отказаться от самостоятельных действий на рынке по монтажу и эксплуатации противопожарного оборудования. Как отмечалось выше, недопустимость данных действий со стороны противопожарных отрядов совпадает и с официальной позицией МЧС России.

Из анализа сборника типовых документов установлено, что в данном сборнике содержится, в т.ч план мероприятий по внедрению в опытную эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг» (стр. 73 сборника) в котором установлен порядок внедрения в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса,  подготовка проектного решения по размещению пультового оборудования и ретрансляторов ПАК «Стрелец-Мониторинг» в подразделениях МЧС России, подготовка методических материалов по вопросам подключения/отключения пожарной сигнализации на объектах защиты на ПАК «Стрелец-Мониторинг» и др., включающий в себя типовые формы документов по проведению всех необходимых мероприятий.

Ввиду того, что сборник типовых документов носит рекомендательный характер и подготовлен для оказания методической помощи противопожарным отрядам по вопросам ввода в эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг», его техническому обслуживанию и подключению к нему социально важных объектов, то, соответственно, противопожарный отряд вправе утвердить данный Порядок, в первую очередь для регламентации деятельности по обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Как следует из письменных пояснений ГУ МЧС России по Тюменской области, представленных в адрес антимонопольного органа, у управления нет необходимости в утверждении плана мероприятий по внедрению в опытную эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг», т.к порядок подключения объектов защиты к нему определен заводом изготовителем – ЗАО «А» (исх. № 9303-10-9 от 27.08.2015). Аналогичный по содержанию ответ был дан управлением ООО «Ф» (исх. № 227-6166-10-8 от 05.06.2015).

Также из письменных пояснений ГУ МЧС России по Тюменской области следует, что ввиду того, что на балансе управления отсутствует пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», то у него отсутствует необходимость определения порядка подключения объектовых станций. Подразделения ФПС, имеющие на балансе оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» самостоятельно определяют порядок подключения объектовых станций (исх. № 227-7078-10-9 от 30.06.2015).

Таким образом, ГУ МЧС России по Тюменской области, ввиду того, что на его балансе отсутствует ПАК «Стрелец-Мониторинг», указанный Порядок не разработало и не утвердило, по причине отсутствия в этом необходимости, передав право для возможности его утверждения ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области», правомерность действий которого, выразившегося в неутверждении Порядка  нашло свое отображение в данном решении.

Так, ГУ МЧС России было привлечено в качестве соответчика по настоящему делу на основании того, что в материалах дела имелось письмо ГУ МЧС России по Тюменской области № 2/770-2-2-10 от 30.10.2014, направленное управлением в адрес департамента образования администрации г. Тюмени, которое содержало информацию о том, кто из хозяйствующих субъектов на территории Тюменской области осуществляет деятельность по установке и подключению объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг», с указанием территории обслуживания данной организации. Так, в письме было указано, что  официальным сервисным центром для обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленном в ГУ МЧС России по Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. М. Горького, 72 является ООО «Служба Мониторинга. Тюмень». Иных организаций, являющихся официальными сервисными центрами предприятия изготовителя в г. Тюмени, в письме указано не было.

Ввиду изложенного, Комиссия Тюменского УФАС предположила, что ГУ МЧС направило в адрес департамента информацию с указанием в качестве официального сервисного центра ЗАО «А ООО «С» для того, чтоб подведомственные департаменту социально значимые учреждения для подключения объектовых станций обращались исключительно в адрес ООО «С», тем самым создавая хозяйствующему субъекту доминирующее положение.

Между тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что ГУ МЧС России по Тюменской области направило указанное письмо в адрес департамента, основываясь на информации, полученной от подведомственных ему противопожарных отрядах о том, с кем из хозяйствующих субъектов у них имеются договорные отношения по обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг». Тем самым, направив указанное письмо в адрес департамента, ГУ МЧС России не давало указаний в адрес департамента, с кем подведомственные департаменту учреждения должны заключать договоры на установку, подключение и обслуживание объектовых станций ПАК «Стрелец-Мониторинг», а направило письмо, в котором содержаться только сведения о том, кто из хозяйствующих субъектов на определенной территории Тюменской области имеет статус официального сервисного центра ЗАО «А».

Таким образом, признаков нарушения антимонопольного законодательства  в действиях ГУ МЧС России по Тюменской области не установлено, на основании чего Комиссией, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции, принято решение о прекращении в отношении ГУ МЧС России по Тюменской области дела по признакам нарушения последним антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. о нарушении ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения с ООО «Форвард-Фортуна» договора на право  эксплуатационно технического обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг» с предъявлением обществу требований о предоставлении в свой адрес документов, не предусмотренных действующим законодательством и заключение аналогичного договора с ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» в отсутствие Порядка, регламентирующего процедуру по заключению данных договоров.

2. об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУ МЧС России по Тюменской области.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  нарушение п. 2 ч. 1. ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения с ООО «Ф» договора на право  эксплуатационно технического обслуживания ПАК «Стрелец-Мониторинг» с предъявлением обществу требований о предоставлении в свой адрес документов, не предусмотренных действующим законодательством и заключение аналогичного договора с ООО «Служба Мониторинга. Тюмень» в отсутствие Порядка, регламентирующего процедуру по заключению данных договоров, что может привести к ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»  обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения путем соблюдения учреждением принципов конкуренции при эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг».

3. Дело в отношении ГУ МЧС России по Тюменской области по признакам нарушения последним антимонопольного законодательства прекратить.

 

Председатель Комиссии                           

 

Члены Комиссии:                                                                        

                                                                       

                                                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                      тел. 50-31-55

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № К15/22

 

11 ноября 2015                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ч. 3.1 ст. 23, чч. 1-4 ст. 41, чч. 1, 2 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего  решения  от 11.11.2015 по делу № К15/22 о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ФГКУ «32 ОФПС по Тюменской области» в срок до 31.12.2015  прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем соблюдения учреждением принципов конкуренции при эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг».
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                   

 

                                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны