Решение № К15/23 Решение по делу № К15/23 от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № К15/23

 

Резолютивная часть объявлена  16.04.2015

Решение в полном объеме изготовлено  22.04.2015

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

  управления,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н.

Южакова О.В.

- начальник отдела,

- специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К15/23, возбужденное по признакам нарушения ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации (109074, г. Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2, адрес филиала: 625000, г. Тюмень, ул. Профсоюзная, д. 88/1) п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

 представителя ответчика – директора Тюменского филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго – Тарасенко А.В. (доверенность №214 от 31.12.2014);

заинтересованного лица – Набиева Н.М. (предъявлен паспорт),

в отсутствии заинтересованного лица – ИП Шумиловой К.И., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения внепланового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 28.01.2015-05.02.2015 (акт № 03 от 05.02.2015г.) на основании жалобы ИП Набиева Н.М., в отношении Тюменского филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго (далее также – Филиал), установлены признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в предоставлении учреждением в лице Тюменского филиала хозяйствующим субъектам – ИП Набиеву Н.М., ИП Шумиловой К.И. – без осуществления конкурентных процедур государственного недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации (далее также – Учреждение), в возмездное временное владение и пользование для осуществления ими предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 26.02.2015 № 105 в отношении Учреждения было возбуждено дело по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии ответчик нарушение антимонопольного законодательства не признал, пояснив при этом, что департаментом имущественных отношений ФГБУ «РЭА» Минэнерго было направлено письмо в адрес Тюменского филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго о необходимости проведения мероприятий по расторжению заключенных договоров участия в выставках и по проведению процедуры торгов на право заключения договоров аренды на помещения, находящиеся в оперативном управлении ФГБУ «РЭА» Минэнерго.

Также, представитель ответчика пояснил, что проведенные ИП Набиевым Н.М. ремонтные работы в занимаемых помещениях послужили основанием для перезаключения с ним договоров на новый срок.

Кроме того, в решении Арбитражного суда Тюменской области от 24.09.2014г. по делу № А70-7764/2014, которое постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015г. оставлено без изменения, указано об освобождении ИП Набиевым Н.М. занимаемых нежилых помещений, однако помещения не были освобождены.

Получив исполнительный лист Арбитражного суда Тюменской области, Тюменский филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго передал его для исполнения в РОСП Центрального АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области, где было возбуждено исполнительное производство.

16.03.2015г. судебным приставом УФССП России по Тюменской области помещения были вскрыты и опечатаны. 

Набиев Н.М. в свою очередь пояснил, что остальные нежилые помещения, находящиеся в оперативном управлении ФГБУ «РЭА» Минэнерго, которые, по словам Тарасенко А.В. никем не используются, переданы во владение и пользование иным лицам, однако доказательства такого предоставления не представил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно представленным документам: свидетельство о государственной регистрации права от 21.12.2011г., кадастровый паспорт помещения, баланс Филиала на 01.01.2015г., - Филиал наделен находящимся в оперативном управлении учреждения государственным имуществом – нежилые помещения, общей площадью 637,2 кв. м., расположенные на 1 этаже здания, находящегося по адресу: г. Тюмень, ул. Профсоюэная, 88/1.

В ходе проверки ЦНТИ были представлены следующие договоры, заключенные Филиалом в 2012-2014гг.:

- договор № 04/В от 01.10.2012г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Шумиловой Ксенией Игоревной, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 15, площадью 32,2 кв. м., на срок с 01.10.2012г. по 01.02.2013г. (п. 5.1 договора);

- предварительный договор на участие в региональной выставке от 28.01.2013г., заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю 28.01.2013г. были переданы ключи от помещений №№ 16, 17, 19, общей площадью 90,3 кв. м., для проведения ремонтных работ, срок действия договора с 01.03.2014г. по 01.06.2014г. (п. 5.1 договора);

- договор № 005-13в от 01.03.2013г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 16, площадью 45,2 кв. м., на срок с 15.03.2013г. по 15.06.2013г. (п. 5.1 договора);

- договор № 005-13в от 15.04.2013г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю переданы помещения №№ 22,23, общей площадью 45 кв. м., на срок с 01.05.2013г. по 01.09.2013г. (п. 5.1 договора);

- договор № 07-13в от 16.12.2013г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 16, площадью 45,2 кв. м., на срок с 16.12.2013г. по 15.03.2013г. (п. 5.1 договора);

- договор № 01-14в от 01.02.2014г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Шумиловой Ксенией Игоревной, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 15, площадью 32,2 кв. м., на срок с 01.02.2014г. по 30.04.2014г. (п. 5.1 договора);

- 2 договора № 002-14в от 18.02.2014г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю переданы помещения №№ 17, 18, общей площадью 45,1 кв. м., на срок с 01.03.2014г. по 01.06.2014г. (п. 5.1 договора), по 2-му договору – на срок с 15.03.2014г. по 15.06.2014г. (п. 5.1 договра);

- договор № 005-14в от 04.03.2014г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Набиевым Назим Мираббас оглы, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 16, площадью 45,2 кв. м., на срок с 15.03.2014г. по 15.06.2014г. (п. 5.1 договора);

- договор № 007-14в от 01.05.2014г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Шумиловой Ксенией Игоревной, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 15, площадью 32,2 кв. м., на срок с 01.05.2014г. по 31.05.2014г. (п. 5.1 договора);

- договор № 008-14в от 01.06.2014г. на участие в региональной выставке, заключенный с ИП Шумиловой Ксенией Игоревной, в соответствии с которым предпринимателю передано помещение № 15, площадью 32,2 кв. м., на срок с 01.06.2014г. по 30.06.2014г. (п. 5.1 договора).

Договоры, заключенные в 2013г., подписаны руководителем Филиала – Акшенцевой Л.А., договоры, заключенные в 2014г. – Тарасенко А.В.

Анализ содержания указанных договоров, пояснения заявителя и Филиала позволяют прийти к выводу о том, что воля сторон при заключении данных сделок направлена на возникновение арендных отношений, поскольку Филиал в действительности никаких услуг предпринимателям не оказывал, а предоставлял во временное владение и пользование недвижимое имущество, за которое получал ежемесячную арендную плату.

Так, при осмотре помещений Тюменского ЦНТИ 04.02.2015г. установлено, что помещения №№ 16-19 заняты ИП Набиевым Н.М., в которых находятся магазины по продаже обуви и одежды (протоколы осмотра имеются в материалах дела).

Здесь необходимо отметить, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.09.2014г. по делу № А70-7764/2014 удовлетворены требования Филиала об освобождении ИП Набиевым Н.М. занимаемых нежилых помещений; постановлением 8ААС от 23.01.2015г. решение суда 1 инстанции оставлено без изменения.

Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, признается государственной преференцией. При этом формами преимуществ могут быть предоставление органами государственной власти государственного имущества, передача иных объектов гражданских прав, предоставление имущественных льгот, государственных гарантий.

Вместе с тем, п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной преференцией предоставление имущества отдельному лицу по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Без проведения публичных процедур государственная преференция может предоставляться только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа (п. 9 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации  принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается предоставление государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Закрепленный данной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Филиалом были заключены указанные выше договоры на участие в региональной выставке с хозяйствующими субъектами – ИП Набиевым Н.М. и ИП Шумиловой К.И. – с нарушением требований, установленных антимонопольным законодательством, а именно: без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, Филиал предоставил ИП Набиеву Н.М. и ИП Шумиловой К.И. государственное недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении Учреждения, в возмездное временное владение и пользование для осуществления ими предпринимательской деятельности, тем самым хозяйствующим субъектам была предоставлена преференция в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, что могло привести к недопущению, ограничению конкуренции.

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводам:

1)  о наличии в действиях ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении учреждением в лице Тюменского филиала хозяйствующим субъектам – ИП Набиеву Н.М., ИП Шумиловой К.И. – без осуществления конкурентных процедур государственного недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации, в возмездное временное владение и пользование для осуществления ими предпринимательской деятельности;

2) об отсутствии основания для выдачи ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в связи с принятием мер по устранению допущенного нарушения;

3) о наличии оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1–3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации нарушение  п. 7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении учреждением в лице Тюменского филиала хозяйствующим субъектам – ИП Набиеву Н.М., ИП Шумиловой К.И. – без осуществления конкурентных процедур государственного недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации, в возмездное временное владение и пользование для осуществления ими предпринимательской деятельности.
  2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                          И. В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                     О.Н. Москвичева

                                                                                          

                                                                                              О.В. Южакова

 

 

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны