Решение № К15/44 Решение и предписание по делу № К15/44 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № К15/44

 

Резолютивная часть объявлена 28.05.2015.

Решение в полном объеме изготовлено 29.05.2015.                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № К15/44, возбужденное по признакам нарушения администрацией г. Ялуторовска (627010, Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Ленина, 23)  ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя ответчика – администрации г. Ялуторовска –,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 17.09.2014-30.09.2014 (акт № 29 от 30.09.2014) в отношении администрации г. Ялуторовска, при анализе муниципальных правовых актов Администрации установлено следующее:

1) Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», утв. распоряжением администрации г. Ялуторовска № 453-р от 09.06.2012, не определяет критерии, в соответствии с которыми принимается решение о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование;

2)  Правила предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, утв. распоряжением Администрации № 728-р от 20.05.2013, не соответствуют действующему законодательству, т.к размещение муниципального заказа без проведения публичных (конкурентных) процедур может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку такими действиями ограничивается доступ неограниченного круга лиц к размещаемым закупкам.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 24.04.2014 № 213 в отношении администрации г. Ялуторовска было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

В заседании Комиссии по рассмотрению дела представитель ответчика вменяемые нарушения не признал, пояснив следующее.

До момента возбуждения настоящего дела, Правила предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, утв. распоряжением администрации г. Ялуторовска от 20.05.2013 № 728-р были признаны утратившими силу.

В части утверждения администрацией г. Ялуторовска Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», представитель ответчика пояснил, что административный регламент устанавливает нормы процедурного характера с учетом особенностей работы конкретного учреждения, предоставляющего услугу на определенной территории. В соответствии с действующим законодательством не предусматривается установление в административных регламентах критериев для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.

24.03.2015 в адрес Тюменского УФАС России было направлено надлежащим образом заверенная копия  Положения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, утв.  постановлением администрации г. Ялуторовска от 24.03.2015 № 181.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» рассматриваемый регламент, как муниципальный правовой акт, устанавливающий только порядок предоставления муниципальной услуги, содержит соответствующий исчерпывающий перечень оснований для отказа в ее предоставлении (п. 2.15), при отсутствии которых услуга обязательно оказывается – т.е имущество предоставляется.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения представителя ответчика, пришла к следующим выводам.

1. По результатам рассмотрения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», утв. распоряжением администрации г. Ялуторовска № 453-р от 09.06.2012 (далее – Регламент № 453-р), установлено, что указанный регламент не определяет критерии, в соответствии с которыми принимается решение о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование. Иного муниципального правового акта, устанавливающего такой порядок, инспекции при проведении проверки не представлено.

Распоряжением администрации г. Ялуторовска от 29.12.2014 № 2247-р Регламент № 453-р был признан утратившим силу.

Постановлением администрации г. Ялуторовска от 09.12.2014 № 960 утвержден административный регламент по предоставлению муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов (далее – Регламент № 960).

Постановлением администрации г. Ялуторовска от 24.03.2015 № 181, утв. Положение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование (далее – Положение).

 В ходе анализа Регламента № 960 и Положения установлено, что в данных муниципальных правовых актах нарушения антимонопольного законодательства, выявленные в ходе проверке, также не устранены.

Как и в Регламенте № 453-р, в Регламенте № 960 и Положении не указаны критерии, в соответствии с которыми администрация принимает решение о предоставлении заинтересованному лицу муниципального имущества в безвозмездное пользование: не определены категории лиц, которые вправе претендовать на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование, а не в аренду.

Отсутствие таких критериев может привести к ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальное имущество в безвозмездное пользование, в связи с тем, что получение имущества в безвозмездное пользование для заинтересованных лиц более выгодно, чем получение его в аренду.

 

2. В результате анализа Правил предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, утв. распоряжением Администрации № 728-р от 20.05.2013 (далее – Правила), установлено, что получателями субсидии  являются организации коммунального комплекса, фактически выполнившие аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества. Отбор получателей субсидии осуществляется специально созданной для этого комиссией (п. 1.2 Правил).

В соответствии с п. 2.1 Правил предоставление субсидий осуществляется при соблюдении получателями субсидий следующих условий:

- осуществление деятельности по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, на которых были выполнены аварийно-восстановительные работы;

- фактическое выполнение аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, согласно п. 2.2 Правил, указанная субсидия предоставляется по результатам отбора комиссией юридических лиц, претендующих на получение субсидии

Указанные Правила не соответствуют требованиям действующего законодательства в связи со следующим.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Отсюда следует вывод о том, что осуществление аварийно-восстановительных работ объектов жилищно-коммунального хозяйства, включенных в реестр муниципального имущества,  является муниципальной нуждой муниципального образования, поскольку проводится за счет средств местного бюджета для решения вопросов местного значения в установленной сфере (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее также – Закон о размещении заказов, действовавшего на момент утверждения Правил).

Закон о размещении заказов утратил силу с 01.01.2014, взамен которого с указанной даты действует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о ФКС), также подлежащий обязательному применению в целях осуществления закупок для удовлетворения муниципальных нужд, в том числе в целях исполнения функций муниципальных органов (ст.ст. 1, 13 Закона о ФКС).

Таким образом, с утратой силы Закона о размещении заказов применительно к рассматриваемому случаю ничего не изменилось, поскольку  новый закон сохранил принцип регулирования данных правоотношений.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производилось в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, сейчас – в соответствии с законодательством о ФКС.

Согласно чч. 1, 2 ст. 24 Закона о ФКС  заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений - или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о ФКС  заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В свою очередь, размещение муниципального заказа без проведения публичных (конкурентных) процедур может привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку такими действиями ограничивается доступ неограниченного круга лиц к размещаемым закупкам.

Из представленной администрацией в адрес антимонопольного органа информации следует, что 15.11.2013 состоялось заседание комиссии по отбору получателей и определению размера субсидии, на котором было принято решение о выделении МП «Городские водопроводно-канализационные сети» субсидии на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы в 2012 году на объектах водоснабжения в г. Ялуторовске, включенных в реестр муниципального имущества (протокол № 1 от 15.11.2013).

21.11.2013 между комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и газификации администрации Ялуторовска, МКУ «Стройзказчик» и МП «Городские водопроводно-канализационные сети» был подписан договор № 1 о предоставлении субсидий, согласно которому последнему предоставляется субсидия в размере 1 500 570 рублей 00 копеек на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы в 2012 году на объектах жилищно-коммунального хозяйства за счет собственных средств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что утвержденные администрацией Правила, в соответствии с которыми субсидии на возмещение расходов за фактически выполненные аварийно-восстановительные работы выделяются без проведения конкурентных процедур, приводят к ограничению конкуренции.

Как пояснил представитель ответчика в заседании Комиссии, 30.01.2015 распоряжением администрации г. Ялуторовска № 111-р Правила были признаны утратившими силу.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в том числе указных в данной норме.

   В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. Ялуторовска нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии указанных муниципальных правовых актов, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статей  48 , частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации г. Ялуторовска нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении муниципальных правовых актов: административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», утв. распоряжением администрации г. Ялуторовска № 453-р от 09.06.2012; административного регламента по предоставлению муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов, утв. постановлением администрации г. Ялуторовска от 09.12.2014 № 960; Положения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, утв. постановлением администрации г. Ялуторовска от 24.03.2015 № 181;  Правил предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, утв. распоряжением Администрации № 728-р от 20.05.2013 - не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства, которые могли привести к ограничению конкуренции.  

2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, путем приведения в соответствие с действующим законодательством административного регламента по предоставлению муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов, утв. постановлением администрации г. Ялуторовска от 09.12.2014 № 960, а также, в случае утверждения муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, выполнившим аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства руководствоваться требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

 

 

Председатель Комиссии      

                                                    

Члены Комиссии:                                              

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Предписание по делу № К15/44

 

29.05.20111                                                                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на основании своего  решения  от 29.05.2015 по делу № К15/44 о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее – Закон о защите конкуренции)  администрации г. Ялуторовска,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации г. Ялуторовска в срок до 30.09.2015 прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения в соответствие с действующим законодательством административного регламента по предоставлению муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов, утв. постановлением администрации г. Ялуторовска от 09.12.2014 № 960 в части установления критериев, в соответствии с которыми принимается решение о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование, а также, в случае утверждения муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления субсидий из местного бюджета организациям коммунального комплекса, выполнившим аварийно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства руководствоваться требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов.

 

Председатель Комиссии                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                     

 

                                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны