Решение №К15/50 Решение по делу № К15/50 от 7 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

город Тюмень                                                                                 Дело № К15/50

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2015 г.     

Решение изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

Члены Комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела контроля за соблюдением законодательства,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением законодательства,

при участии представителей:

 от ответчика –  ООО «ОЙЛНОВА»  (625016, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 48, кв. 44, ИНН 720303114425, ОГРН 1147232046170) представитель по доверенности <…> (представителем предъявлен паспорт <...> доверенность б/н от 14.05.2015 г.);

от заявителя  – ООО «Югсон-Сервис» (625002, г. Тюмень, ул. Госпаровская, 2 б) <…> (доверенность б/н от 15.09.2014 г.), <…> (доверенность б/н от 12.01.2015 г.) личность представителей удостоверена;

 рассмотрев дело № К15/50, возбужденное по признакам нарушения ООО «ОЙЛНОВА» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.02.2015 г. в Тюменское УФАС России поступила жалоба (вх. № 1085) ООО «Югсон-Сервис» ((625002, г. Тюмень, ул. Госпаровская, 2 б) на действия ООО «Ойлнова» (625016, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 48, кв. 44, ИНН 720303114425, ОГРН 1147232046170), указывающая на признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Как указывает Общество, при просмотре Интернет-сайта (адрес: http://www.oilnova.ru), являющейся конкурирующей фирмой, обнаружена информация, нарушающая требования статьи 14 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в отношении ООО «Югсон-Сервис».

Помимо копирования ООО «Ойлнова» информационного содержания (контента) официального сайта ООО «Югсон-Сервис», ООО «Ойлнова» размещены на своём сайте документы и информация, принадлежащие ООО «Югсон-Сервис».

На странице интернет-сайта в разделе «Отзывы» размещены отзывы контрагентов не ООО «Ойлнова», а контрагентов ООО «Югсон-Сервис», касающиеся оборудования, изготавливаемого ООО «Югсон-Сервис», и взаимоотношений с компанией ООО «Югсон-Сервис».

Однако, ООО «Ойлнова» представляет эти отзывы, в качестве отзывов о взаимоотношениях с ООО «Олнова» и выпускаемом им оборудовании, чем вводит потребителей в заблуждение.

На странице Интернет-сайта в разделе «Новости» также представлена информация о деятельности ООО «Югсон-Сервис», а не ООО «Ойлнова». Данная информация явно вводит в заблуждение потребителей и может причинить убытки ООО «Югсон-Сервис».

В частности, на Интернет-сайте ООО «Ойлнова» размещена следующая информация:

- Компания «Ойлнова» приняла участие в выставке «Нефть.Газ.Химия», «Горное дело», «Сибирский GEO-форум»;

- Компания «Ойлнова» приняла участие в ХI Специализированной выставке  «НЕФТЬ.ГАЗ.ЭНЕРГО -2012;

- Компания «Ойлнова» приняло участие в семинаре по применению одновременно-раздельной эксплуатации (ОРЭ) в компании ТНК-ВР;

ООО «Ойлнова» не имело возможности принять участие во всех указанных мероприятиях в 2012 г., поскольку было зарегистрировано в качестве юридического лица лишь в 2014 году.

В данных мероприятиях принимало участие ООО «Югсон-Сервис» и участие в подобных научных мероприятиях свидетельствует о надежности компании профессионализме коллектива и качестве оборудования, производимого ООО «Югсон-Сервис», производство которого ООО «Ойлнова» пытается за собственное производство.

Таким образом, ООО «Ойлнова» размещает на своём сайте информацию, несоответствующую действительности, что может повлечь за собой введение потребителей в заблуждение и причинение ущерба ООО «Югсон-Сервис».

Заявителю стало известно об использовании ООО «Ойлнова» контента ООО «Югсон-Сервис» и размещения недостоверных сведений в феврале 2015 г.

 По убеждению заявителя, указанные выше действия являются актом недобросовестной конкуренции и могут причинить убытки Обществу, нанести вред деловой репутации.

По мнению заявителя, способность нанесения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации действиями ООО «Ойлнова» Обществу выражается в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара и в отношении его производителей.

Приказом Тюменского УФАС России от 29.04.2015 № 219 возбуждено дело № К15/50 по признакам нарушения ООО «Ойлнова» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель, доводы, обозначенные в заявлении, поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия Ответчика направленные на использование контента ООО «Югсон-сервис», а также по использованию ложных, неточных или искаженных сведений, противоречат принципам добропорядочности, разумности, справедливости, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушают требования действующего законодательства, наносят ущерб его деловой репутации, то есть имеют все признаки недобросовестной конкуренции.

Действия, совершенные Ответчиком, явно указывают на намерение Ответчика воспользоваться репутацией, узнаваемостью Заявителя, в результате чего получить преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности и причинить убытки конкуренту в результате перераспределения спроса, вызванного оттоком потребителей, введенных в заблуждение относительно производителя/продавца товара  Заявителя и Ответчика.

Ответчик в обоснование своей позиции по делу в письменных пояснениях (вх. №2746 от 13.04.2015) указал, что целью создания сайта являлось желание проинформировать потенциальных  покупателей о возможностях российских производителей и разработчиков.

ООО «Ойлнова» намеревалось заниматься посреднической продажей оборудования, выпускаемого другими предприятиями, одним из которых является ООО «Югсон-Сервис». В разработке оборудования ООО «Югсон-Сервис» долгое время принимал участие генеральный директор ООО «Ойлнова» Светашов В.Н., то сомнения в работоспособности и надежности оборудования отсутствовали, в связи  с чем, было принято  решение разместить положительные отзывы нефтяных компаний о работе оборудования ООО «Югсон-Сервис». Компания ООО «Ойлнова»  не выдает оборудование заявителя за свое, не вводит в заблуждение посетителей сайта, т.к. все отзывы о работе оборудования, размещённые на сайте, адресованы компании ООО «Югсон-Сервис», что делает рекламу и без того надёжному оборудованию Заявителя. Сами отзывы взяты с рекламного диска Заявителя, которые находятся в свободном доступе.

Новости, датированные 2012 г., размещались на сайте ООО «Ойлнова» одновременно со сведениями о государственной регистрации юридического лица в 2014 г. Срок размещения указанной информации в открытом доступе носил краткосрочный характер, в течении нескольких дней с момента опубликования сайта и до его удаления, в связи с отказом от такой деятельности. Указанные сведения, возможно, не совсем корректны, т.к. Общество хотело донести информацию о представленном на выставке оборудовании.

В некоторых вставках принимал участие генеральный директор ООО «Ойлнова» - Светашов В.Н. (являвшийся техническим директором компании ООО «Югсон-Сервис» в момент проведения выставок в 2012 г.).

Общество не имеет никаких заказчиков, использование логотипов нефтяных компаний в дизайне сайта указывало на использование этими компаниями разработанного, в том числе ООО «Югсон-Сервис», оборудования.

В настоящее время ООО «Ойлнова» деятельности не ведет, сайт с начала февраля 2015 года был удален из сети Интернет.

 

Таким образом, исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции содержит общий запрет на недобросовестную конкуренцию. В данной норме закона приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 16.1) при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883, СССР подписал Конвенцию 12 октября 1967 года, ратифицирована СССР 19.09.1968 года) (ред. от 02.10.1979), в силу которых «актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах» (п. 2 ст. 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности).

В соответствии с п. 3 ст. 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности» подлежат запрету, в частности:

-    все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

- ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

- указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

При недобросовестной конкуренции хозяйствующий субъект стремится получить преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности способами, запрещенными действующим законодательством (в том числе путем введения в заблуждение), позволяющими, в частности, произвести меньшие затраты по сравнению с теми затратами, которые претерпевают другие хозяйствующие субъекты-конкуренты, соблюдающие закон, обычаи делового оборота, требования добропорядочности и т.д. Такие действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Недобросовестно конкурирующий хозяйствующий субъект в данном случае получает неконкурентные преимущества с помощью информационного воздействия на потребителя, обеспечивая отток потребителей от конкурентов (перераспределения спроса).  Распространяемая информация может быть как ложной, неточной так и искаженной. При этом возникновение ложного, неточного представления о товаре является следствием именно действий распространителя.

Таким образом, распространение ложных, неточных или искаженных сведений является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных (ложных) представлений у потребителя о недостатках в отношении товаров (работ или услуг) конкурентов (по характеру, способу и месту производства товара, потребительским свойствам, качеству и количеству) а также  в отношении их производителей, или преимуществе в отношении собственных товаров (работ или услуг) с целью получения преимущества в предпринимательской деятельности.

Из содержания и смысла указанных правовых норм следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции по п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы:

хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка;

действия лица, совершившее данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и заключались  в распространении ложных, неточных или искаженных сведений;

 указанные действия могли причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

         Под «конкурентами» понимаются хозяйствующие субъекты, поставляющие однородные, взаимозаменяемые товары (работы, услуги) при сопоставимых условиях в определенных географических границах одному кругу покупателей.

         Как следует из представленных материалов, ООО «Югсон-Сервис» осуществляет свою деятельность в области производства паркерно-якорного оборудования для нефтяных и сервисных предприятий, сервисным сопровождением работ по его обслуживанию и установке (поставке).

ООО «Ойлнова» на момент рассматриваемых действий позиционировало себя организацией, действующей на рынке производства,  реализации  и сервиса нефте-газопромыслового оборудования, планирующей вступать в гражданско-правовые отношения, извлекать прибыль из данной деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, общество при регистрации указало среди кодов видов экономической деятельности  коды 29.52 - «ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И СТРОИТЕЛЬСТВА», а также  51.64 - «ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОЧИМИ МАШИНАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ». На созданном и размещенном для всеобщего доступа в сети телекоммуникационной сети Интернет сайте по адресу: http://www.oilnova.ru, принадлежавшего законному представителю ООО «Ойлнова», обозначено, что компания «Ойлнова» является  производственно-сервисной; согласно письменных пояснений (вх.2746 от 13.04.2015) на запрос Тюменского УФАС в ООО «Ойлнова», компания ООО «Ойлнова» намеревалась заниматься посреднической продажей оборудования, выпускаемого другими предприятиями, одним из которых является ООО «Югсон-Сервис».

Таким образом, ООО «Ойлнова» желало осуществлять однородную с ООО «Югсон-Сервис» деятельность по поставке и обслуживанию  однородных товаров  в определенных географических границах одному кругу покупателей, следовательно, ООО «Ойлнова» и ООО «Югсон-Сервис» на момент рассматриваемых событий признавались конкурентами.

На своём сайте, в телекоммуникационной сети Интернет,  по адресу: http://www.oilnova.ru во вкладке «Новости», ООО «Ойлнова» в лице законного представителя, действовавшего в интересах общества, размещена следующая информация: «03.04.2012 Компания ООО «Ойлнова» приняла участие в выставке Нефть.Газ.Химия», «Горное дело», «Сибирский GEO-форум»… », «21.03.2012 ООО «Ойлнова» приняло участие в семинаре по применению одновременно-раздельной эксплуатации (ОРЭ) в компании ТНК-ВР……», «24.02.2012 Компания «Ойлнова» приняла участие в ХI Специализированной выставке «НЕФТЬ.ГАЗ.ЭНЕРГО-2012». Указанные сведения являются ложными, факт не возможности участия Общества в указанных мероприятиях подтверждается тем, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Ойлнова» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц только 10.10.2014 г., т.е. на момент проведения указанных выставок данное юридическое лицо не существовало. Таким образом, обозначенные сведения, указанные ООО «Ойлнова» на сайте, в телекоммуникационной сети Интернет, по адресу: http://www.oilnova.ru во вкладке «Новости», являлись ложными.

Кроме того, Обществом размещена информация следующего содержания: «Среди наших клиентов: (далее указаны товарные знаки нефте-газодобывающих  компаний: ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», и т.д.», при этом, как указывает Общество, с данными компаниями договоров у ООО «Ойлнова» не заключено, клиентами общества они не являются  и не являлись, следовательно, данная информация является ложной.

Также на сайте, в телекоммуникационной сети Интернет,  по адресу: http://www.oilnova.ru указано: «Производственно-сервисная компания «Ойлнова» 2014». Вместе с тем, как следует из пояснения Общества, оборудование для нефте-газодобычи Общество не производило и не производит, кроме того, производить не планировало, таким образом, информация о том, что ООО «Ойлнова» является производственно-сервисной компанией является ложной.

Доказательств действительности обозначенных сведений, размещенных ООО «Ойлнова» в телекоммуникационной сети Интернет  по адресу: http://www.oilnova.ru, не представлено, следовательно, указанные действия Общества противоречат законодательству Российской Федерации.

Объективную сторону недобросовестной конкуренции образуют действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), то есть его активное поведение на рынке. При этом такие действия, как следует из статьи 4 Закона о защите конкуренции,  направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В деловом обороте используют правила индивидуализации, в том числе продавцов путем размещения их сайтов телекоммуникационной сети Интернет, для возможности предоставить полную информацию о деятельности компании для его узнаваемости и выделения среди других участников рынка определенных товаров. Соответственно, использование сведений (контента) конкурента также противоречит обычаям делового оборота, направлено на введение в заблуждение потребителей в отношении продавца и направлено на получение преимуществ.

 

Согласно материалам дела исключительное право на контент, размещенный  ООО «Ойлнова» на своем сайте, принадлежит ООО «Югсон-Сервис» (согласно письменным пояснениям и документам, подтверждающим разработку сайта: Договору №19 на разработку Интернет-представительства от 20.01.2011 г., Приложения № 1 к Договору №19, Дополнительного соглашения к Договору №19 от 20.01.2011 г., акта приема-передачи от 04.04.2014, счета №251 от 01.04.2011 г., счета № 044 от 20.01.2011, платежного поручения № 257 от 04.04.2011 г. Платежного поручения №41 от 21.01.2011, Акта №269 от 24.04.2013, счета на оплату № 296 от 24.04.203, акта №1056 от 28.12.2012 г. счета на оплату № 1091 от 27.12.2012 г. Акта №704 от 22.08.2012 г., счету на оплату №723 от 16.08.2012 г., Платежному поручению № 456 от 01.06.2012 г., платежному поручению №678 от 20.08.2012 г.,  платежному поручению  № 382 от 21.05.2013, платежному поручению №1033 от 28.12.2012 , платежному поручению  № 2727 от 30.01.2012 г., платежному поручению №2098 от 28.11.2012 г., платежному поручению №29 от 14.05.2015 г.,). При этом,  необходимо указать, что ООО «Югсон-Сервис» разместило свой сайт (согласно акту приема-передачи от 04.04.2011 г.) 04.04.2011 г., в то время как  ООО «Ойлнова» разместило свой сайт (согласно письменным пояснениям Общества) в начале февраля 2015 г.

Размещение рассмотренной информации о деятельности ООО «Ойлнова»  направлено на формирование положительного образа о компании – конкуренте ООО «Югсон-Сервис», успешно действующей и зарекомендовавшей себя на рынке определенной специфичной продукции. Преимущество компания получает за счет использования достижений другого хозяйствующего субъекта в информировании о своей деятельности. Размещение информации об участии ООО «Ойлнова» в выставках, в которых принимало участие ООО «Югсон-Сервис», является способом вызвать  смешение в отношении предприятий, ставит под сомнение аналогичную информацию, размещенную на сайте ООО «Югсон-Сервис», что может нанести ущерб деловой репутации последнего.  

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, ООО «Ойлнова» своими неправомерными действиями могло получить преимущество по отношению к конкурентам, так как использовало  ложные сведения о своей деятельности, создавая впечатление об известности и успешной деятельности на определенном рынке, чем могло ввести потребителей в заблуждение относительно продавца товара, и тем самым могло нанести убытки ООО «Югсон-Сервис», которые выражались в недополученные прибыли, поскольку потребители могли посчитать ООО «Ойлнова» производителем и продавцом нефте-газопромыслового оборудования, производимого ООО «Югсон-Сервис», что могло способствовать оттоку покупателей у Заявителя.

 Таким образом, заявитель в лице ООО «Югсон-Сервис», мог бы понести убытки (в виде упущенной выгоды) в случае продолжения противоправных действий со стороны ООО «Ойлнова», выраженных в размещении ложных, неточных или искаженных сведений, которые также могли нанести ущерб его деловой репутации.

Довод ООО «Ойлнова» о том, что сайт находился в разработке,  в связи с чем, содержал сведения, которые не соответствовали действительности, не может быть принят, поскольку хозяйствующий субъект мог и был обязан обеспечить наличие достоверных сведений на сайте до того как доступ к указанному интернет-ресурсу будет возможен для неограниченного количества лиц. Действия по размещению рассматриваемой информации для неограниченного круга лиц свидетельствует о распространении ложной, неточной и искаженной информации, направленной на получение преимуществ в предпринимательской деятельности (наличие опыта работы и наработанной базы контрагентов с известными именами формирует положительное впечатление и способствует привлечению новых клиентов), что может причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Таким образом, ООО «Ойлнова» совершены действия по размещению в телекоммуникационной сети Интернет на своем сайте ложных или искаженных сведений, которые могли нанести ущерб деловой репутации ООО «Югсон-Сервис», а также причинить убытки конкуренту в виде упущенной выгоды, которые  недопустимы в силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о Защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что сайт компании ООО «Ойлнова» размещался в телекоммуникационной сети Интернет не продолжительное время (согласно материалам дела в течение нескольких дней в начале февраля 2015 года), после чего был Обществом добровольно удален.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях ООО «ОЙЛНОВА»  (ИНН 720303114425, ОГРН 1147232046170, адрес местонахождения: 625016, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 48, кв. 44) нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в размещении на своем сайте www.oilnova.ru ложных, неточных и искаженных сведений, которые могли нанести ущерб деловой репутации или причинить убытки ООО«Югсон-Сервис».

2. Прекратить рассмотрение дела № К15/50 в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Председатель Комиссии                                                        <…>

Члены Комиссии:                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны