Решение №К17/10-17 Решение по делу № К17/10-17 от 26 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                           тел. 503-155

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К17/10-17

 

Резолютивная часть объявлена 12.02.2018

Решение в полном объеме изготовлено 26.02.2018                              г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

- заместитель руководителя

  управления, начальник отдела за соблюдением законодательства,

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

- специалист эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К17/10-17 по признакам нарушения АСУСОН ТО «Л» (далее - Ответчик), при проведении закупок лекарственных средств и медицинского оборудования у единственного поставщика, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в совершении действий, направленных на формальное осуществление закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», как с единственным поставщиком, с целью не проведения конкурентных процедур, при отсутствии представителя прокуратуры Юргинского района, в присутствии представителя Ответчика – ***.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились направленные из Прокуратуры Юргинского района материалы, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства АСУСОН ТО «Л» при проведении закупок у единственного поставщика.

 Из обращения следует, что между  АСУСОН ТО «Л» и ОАО «Ф» 09.01.2017 было заключено девять договоров на поставку медикаментов из различных фармацевтических групп (средства влияющие на ЦНС, поставка барбитуратов, средства снотворного и наркотического действия, средства влияющие на вегетативную систему и др.) на суммы, не превышающие 100 000,00 рублей.

В указанных действиях АСУСОН ТО «Л» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров при проведении закупок у единственного поставщика на поставку лекарственных препаратов.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 18.09.2017 № 104 в отношении АСУСОН ТО «Л» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившимся в искусственном раздроблении и оформлении самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур и не размещения информации о закупках в единой информационной системе. В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, пояснив, что закупка лекарственных средств в январе 2017 года была произведена в соответствии с п. 9.2.12 положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Л» (далее – Положение о закупках).

Данные лекарственные средства не обладают однородностью, кардинально отличаются по наименованиям, предназначению и химическому составу, поэтому не могут быть объединены в один договор, разделены по группам для удобства приобретения и учета данных препаратов в учреждении.

Выбор поставщика (АО «Ф») обусловлен тем, что только данная аптека может заниматься поставкой психотропных препаратов в Юргинском районе.

Рассмотрев материалы дела Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупках).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

 Закупочная деятельность АСУСОН ТО «Л» регламентируется Положением о закупках, утвержденного наблюдательным советом Учреждения от 15.12.2011 № 19.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Данный принцип установлен в п. 1.2 Положения о закупках Учреждения.

В соответствии с п. 1.2. Положения о закупке целями настоящего Положения являются:

-обеспечение информационной открытости закупок товаров, работ, услуг посредством публикации информации о закупках в степени, достаточной для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - участники закупок), а также недопущения дискриминации и необоснованных ограничений количества участников закупок;

-создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности;

-целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с  учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки;

-расширение возможностей для участия юридических и физических лиц в закупках.

В соответствии с п. 4.2. Положения о закупках Заказчик вправе использовать  следующие способы закупок:

4.2.1. Конкурентные закупки:

- открытый конкурс;

- открытый аукцион;

- открытый аукцион в электронной форме;

- запрос котировок;

- запрос котировок в электронной форме.

4.2.2. Неконкурентные закупки:

- закупка у единственного поставщика, в том числе в электронной форме.

Согласно п. 9.2.12 Положения о закупках, процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

Согласно п. 9.1 Положения о закупках, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Изучив закупочную деятельность АСУСОН ТО «Л» за 2015-2017 годы Комиссия Тюменского УФАС России установила, что в 2015 году между Ответчиком и ОАО «Ф», как с единственным поставщиком, 19.01.2015 было заключено 6 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 355 369,95 рублей, а именно:

- договор №4 от 19.01.2015 на поставку производных салициловой кислоты, пиразолона, парааминофенола на сумму 63 576,90 рублей;

- договор №5 от 19.01.2015 на поставку витаминов на сумму 51 008,65 рублей;

- договор №6 от 19.01.2015 на поставку средств влияющих на процессы обмена, препараты гормональные на сумму 98 939,80 рублей;

- договор №7 от 19.01.2015 на поставку препаратов, действующих на сердечно сосудистую систему на сумму 77 135,05 рублей;

- договор №8 от 19.01.2015 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 64 403,55 рублей;

- договор №9 от 19.01.2015 на поставку этилового спирта на сумму 304,00 рубля.

В 2016 году между Ответчиком и ОАО «Ф» как с единственным поставщиком, 11.01.2016 было заключено 7 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 405 058,73 рублей.

- договор №1 от 11.01.2016 на поставку препаратов, влияющих на нервную систему на сумму 81 835,00 рублей;

- договор №2 от 11.01.2016 на поставку средств, влияющих на центральную нервную систему;

- договор №3 от 11.01.2016 на поставку средств действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания на сумму 99 937,93 рублей;

- договор №4 от 11.01.2016 на поставку производной салициловой кислоты, пиразолона и парааминофенола на сумму 22 820,40 рублей;

- договор №5 от 11.01.2016 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 29 150,60 рублей;

- договор №6 от 11.01.2016 на поставку препаратов действующих на сердечно сосудистую систему на сумму 51 704,30 рублей;

- договор №7 от 11.01.2016 на поставку материалов хирургических, средств перевязочных на сумму 99 996,50 рублей.

В ноябре 2016 года Ответчиком с единственным поставщиком ОАО «Ф» также в один день было заключено 10 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 618 368,04 рублей.

- договор №43 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на нервную систему, наркотические и снотворные вещества на сумму 99986,90 рублей;

- договор №44 от 01.11.2016 на поставку аминозина на сумму 65540,00 рублей;

- договор №45 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на нервную систему на сумму 99779,90 рублей;

- договор №46 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на вегетативную систему на сумму 48463,00 рублей;

- договор №47 от 01.11.2016 на поставку препаратов салициловой кислоты параминофенола, паразолина на сумму 50637,00 рублей;

- договор №48 от 01.11.2016 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 42274,70 рублей;

- договор №49 от 01.11.2016 на поставку препаратов для сердечно-сосудистой системы на сумму 65246,84 рублей;

- договор №50 от 01.11.2016 на поставку гормональных препаратов и препаратов для процесса обмена на сумму 50799,50 рублей;

- договор №51 от 01.11.2016 на поставку антисептических и химиотерапевтических препаратов на сумму 7451,20 рублей;

- договор №52 от 01.11.2016 на поставку хирургического и перевязочного материала на сумму 99000,00 рублей.

В январе 2017 года Ответчиком с единственным поставщиком ОАО «Ф» также в один день было заключено десять договоров на поставку медикаментов из различных фармацевтических групп, (средств влияющих на ЦНС, поставка барбитуратов, средств снотворных и наркотических, средств влияющих вегетативную систему и др.) на суммы не превышающие 100 000,00 рублей, на общую сумму 502 291,04 рублей, а именно:

- договор №1 от 09.01.2017 на поставку медикаментов на сумму 98 373,00 рублей;

- договор №2 от 09.01.2017 на поставку снотворных и наркотических препаратов и препаратов влияющих на нервную систему на сумму 82 069,00 рублей;

- договор №3 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на нервную систему на сумму 50 359,00 рублей;

- договор №4 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания на сумму 31 066,00 рублей;

- договор №5 от 09.01.2017 на поставку салициловой кислоты, паразолина и парааминофенола на сумму 22 340,00 рублей;

- договор №6 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на сердечно-сосудистую систему на сумму 96 794,60 рублей;

- договор №7 от 09.01.2017 на поставку средств влияющих на процессы обмена, препараты гормональные на сумму 38 826,60 рублей;

- договор №8 от 09.01.2017 на поставку антисептических средств и препаратов химиотерапевтического действия на сумму 37 923,20 рублей;

- договор №9 от 09.01.2017 на поставку хирургических материалов, перевязочных средств на сумму 42 018,00 рублей;

- договор №10 от 09.01.2017 на поставку противовирусных средств на сумму 2 522,00 рублей.

Таким образом, на момент подписания договоров у АСУСОН ТО «Л» в январе 2015 года имелась необходимость в поставке лекарственных препаратов на сумму 355 369,95 рублей, в январе 2016 года на сумму 405 058,73 рублей в ноябре 2016 года на сумму 618 368,04 рублей, в январе 2017 года на сумму 502 291,04 рублей, что превышает предельно допустимый размер стоимости закупки при котором не требуется ее размещение в единой информационной системе.

Вместе с тем, принимая во внимание временной интервал, в течение которого были заключены договоры, одного поставщика по всем договорам, можно сделать вывод о том, что Заказчиком суммы указанных договоров намеренно были разбиты на сумму до 100 000,00 рублей в целях обеспечения возможности не проведения конкурентных процедур и не размещения в единой информационной системе сведений о вышеуказанных закупках, и заключения договоров с единственным поставщиком.

 Выделенные АСУСОН ТО «Л» суммы в январе 2015 года, в январе и ноябре 2016 года и в январе 2017 года на покупку лекарственных препаратов обязывают его провести процедуру закупки одним из способов, указанных в п. 4.2.1 Положения о закупках.

Кроме того, предметом заключенного АСУСОН ТО «Л» договора с АО «Ф» № 9 от 09.01.2017 являются материалы хирургические, средства перевязочные.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» товар с ОКВЭД 21.20.24.130 «бинты медицинские», 21.20.24.150 «изделия медицинские ватно-марлевые», 21.20.24.160 «материалы перевязочные и аналогичные изделия, пропитанные или покрытые лекарственными средствами» входят в перечень товаров, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Таким образом, Учреждением был неверно выбран способ закупки, что нарушает ч.1 ст.2 Закона о закупках.

Довод Ответчика о том, что в Юргинском районе поставкой психотропных препаратов занимается только АО «Ф» Комиссией Тюменского УФАС России признан несостоятельным, поскольку согласно ответу Управления Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу реализацией психотропных препаратов в Тюменской области, помимо АО «Ф», занимается еще две аптечные организации (ООО «А», ООО «Э»).

Тем самым, осуществляя закупочную деятельность заказчик не вправе ограничиваться только теми поставщиками, которые находятся в непосредственной близости с ним.

Таким образом, АСУСОН «Л» указанными действиями по заключению прямых договоров и не проведению конкурентных процедур предоставило преимущественные условия конкретному хозяйствующему субъекту (ОАО «Ф») и повлекло ограничение конкуренции.

Тем самым, рассматриваемые действия Ответчика приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в закупке и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции положения ч. 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

 Таким образом, дробление закупок и оформление самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегание обязанности размещения сведений о заключенных договорах при проведении АСУСОН «Л» закупок лекарственных препаратов у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать в действиях АСУСОН «Л» нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров при проведении закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей на поставку лекарственных препаратов, с целью не проведения конкурентных процедур, избегания обязанности размещения сведений о закупках, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
  2. Предписание АСУСОН «Л» не выдавать в связи с отсутствием оснований.

 

 

Председатель Комиссии                         

 

Члены Комиссии:                                                                              

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны