Решение №К17/10-17 Решение по делу № К17/10-17 от 26 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № К17/10-17
Резолютивная часть объявлена 12.02.2018
Решение в полном объеме изготовлено 26.02.2018 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
- заместитель руководителя управления, начальник отдела за соблюдением законодательства, |
Члены комиссии:
|
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, - специалист эксперт отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело № К17/10-17 по признакам нарушения АСУСОН ТО «Л» (далее - Ответчик), при проведении закупок лекарственных средств и медицинского оборудования у единственного поставщика, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в совершении действий, направленных на формальное осуществление закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», как с единственным поставщиком, с целью не проведения конкурентных процедур, при отсутствии представителя прокуратуры Юргинского района, в присутствии представителя Ответчика – ***.
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились направленные из Прокуратуры Юргинского района материалы, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства АСУСОН ТО «Л» при проведении закупок у единственного поставщика.
Из обращения следует, что между АСУСОН ТО «Л» и ОАО «Ф» 09.01.2017 было заключено девять договоров на поставку медикаментов из различных фармацевтических групп (средства влияющие на ЦНС, поставка барбитуратов, средства снотворного и наркотического действия, средства влияющие на вегетативную систему и др.) на суммы, не превышающие 100 000,00 рублей.
В указанных действиях АСУСОН ТО «Л» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров при проведении закупок у единственного поставщика на поставку лекарственных препаратов.
На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 18.09.2017 № 104 в отношении АСУСОН ТО «Л» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившимся в искусственном раздроблении и оформлении самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур и не размещения информации о закупках в единой информационной системе. В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, пояснив, что закупка лекарственных средств в январе 2017 года была произведена в соответствии с п. 9.2.12 положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Л» (далее – Положение о закупках).
Данные лекарственные средства не обладают однородностью, кардинально отличаются по наименованиям, предназначению и химическому составу, поэтому не могут быть объединены в один договор, разделены по группам для удобства приобретения и учета данных препаратов в учреждении.
Выбор поставщика (АО «Ф») обусловлен тем, что только данная аптека может заниматься поставкой психотропных препаратов в Юргинском районе.
Рассмотрев материалы дела Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупках).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность АСУСОН ТО «Л» регламентируется Положением о закупках, утвержденного наблюдательным советом Учреждения от 15.12.2011 № 19.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Данный принцип установлен в п. 1.2 Положения о закупках Учреждения.
В соответствии с п. 1.2. Положения о закупке целями настоящего Положения являются:
-обеспечение информационной открытости закупок товаров, работ, услуг посредством публикации информации о закупках в степени, достаточной для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - участники закупок), а также недопущения дискриминации и необоснованных ограничений количества участников закупок;
-создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности;
-целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;
-отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки;
-расширение возможностей для участия юридических и физических лиц в закупках.
В соответствии с п. 4.2. Положения о закупках Заказчик вправе использовать следующие способы закупок:
4.2.1. Конкурентные закупки:
- открытый конкурс;
- открытый аукцион;
- открытый аукцион в электронной форме;
- запрос котировок;
- запрос котировок в электронной форме.
4.2.2. Неконкурентные закупки:
- закупка у единственного поставщика, в том числе в электронной форме.
Согласно п. 9.2.12 Положения о закупках, процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
Согласно п. 9.1 Положения о закупках, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Изучив закупочную деятельность АСУСОН ТО «Л» за 2015-2017 годы Комиссия Тюменского УФАС России установила, что в 2015 году между Ответчиком и ОАО «Ф», как с единственным поставщиком, 19.01.2015 было заключено 6 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 355 369,95 рублей, а именно:
- договор №4 от 19.01.2015 на поставку производных салициловой кислоты, пиразолона, парааминофенола на сумму 63 576,90 рублей;
- договор №5 от 19.01.2015 на поставку витаминов на сумму 51 008,65 рублей;
- договор №6 от 19.01.2015 на поставку средств влияющих на процессы обмена, препараты гормональные на сумму 98 939,80 рублей;
- договор №7 от 19.01.2015 на поставку препаратов, действующих на сердечно сосудистую систему на сумму 77 135,05 рублей;
- договор №8 от 19.01.2015 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 64 403,55 рублей;
- договор №9 от 19.01.2015 на поставку этилового спирта на сумму 304,00 рубля.
В 2016 году между Ответчиком и ОАО «Ф» как с единственным поставщиком, 11.01.2016 было заключено 7 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 405 058,73 рублей.
- договор №1 от 11.01.2016 на поставку препаратов, влияющих на нервную систему на сумму 81 835,00 рублей;
- договор №2 от 11.01.2016 на поставку средств, влияющих на центральную нервную систему;
- договор №3 от 11.01.2016 на поставку средств действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания на сумму 99 937,93 рублей;
- договор №4 от 11.01.2016 на поставку производной салициловой кислоты, пиразолона и парааминофенола на сумму 22 820,40 рублей;
- договор №5 от 11.01.2016 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 29 150,60 рублей;
- договор №6 от 11.01.2016 на поставку препаратов действующих на сердечно сосудистую систему на сумму 51 704,30 рублей;
- договор №7 от 11.01.2016 на поставку материалов хирургических, средств перевязочных на сумму 99 996,50 рублей.
В ноябре 2016 года Ответчиком с единственным поставщиком ОАО «Ф» также в один день было заключено 10 договоров на поставку медикаментов, цена каждого контракта не превысила 100 000,00 рублей. Общая сумма сделки составила 618 368,04 рублей.
- договор №43 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на нервную систему, наркотические и снотворные вещества на сумму 99986,90 рублей;
- договор №44 от 01.11.2016 на поставку аминозина на сумму 65540,00 рублей;
- договор №45 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на нервную систему на сумму 99779,90 рублей;
- договор №46 от 01.11.2016 на поставку препаратов влияющих на вегетативную систему на сумму 48463,00 рублей;
- договор №47 от 01.11.2016 на поставку препаратов салициловой кислоты параминофенола, паразолина на сумму 50637,00 рублей;
- договор №48 от 01.11.2016 на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний на сумму 42274,70 рублей;
- договор №49 от 01.11.2016 на поставку препаратов для сердечно-сосудистой системы на сумму 65246,84 рублей;
- договор №50 от 01.11.2016 на поставку гормональных препаратов и препаратов для процесса обмена на сумму 50799,50 рублей;
- договор №51 от 01.11.2016 на поставку антисептических и химиотерапевтических препаратов на сумму 7451,20 рублей;
- договор №52 от 01.11.2016 на поставку хирургического и перевязочного материала на сумму 99000,00 рублей.
В январе 2017 года Ответчиком с единственным поставщиком ОАО «Ф» также в один день было заключено десять договоров на поставку медикаментов из различных фармацевтических групп, (средств влияющих на ЦНС, поставка барбитуратов, средств снотворных и наркотических, средств влияющих вегетативную систему и др.) на суммы не превышающие 100 000,00 рублей, на общую сумму 502 291,04 рублей, а именно:
- договор №1 от 09.01.2017 на поставку медикаментов на сумму 98 373,00 рублей;
- договор №2 от 09.01.2017 на поставку снотворных и наркотических препаратов и препаратов влияющих на нервную систему на сумму 82 069,00 рублей;
- договор №3 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на нервную систему на сумму 50 359,00 рублей;
- договор №4 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания на сумму 31 066,00 рублей;
- договор №5 от 09.01.2017 на поставку салициловой кислоты, паразолина и парааминофенола на сумму 22 340,00 рублей;
- договор №6 от 09.01.2017 на поставку препаратов действующих на сердечно-сосудистую систему на сумму 96 794,60 рублей;
- договор №7 от 09.01.2017 на поставку средств влияющих на процессы обмена, препараты гормональные на сумму 38 826,60 рублей;
- договор №8 от 09.01.2017 на поставку антисептических средств и препаратов химиотерапевтического действия на сумму 37 923,20 рублей;
- договор №9 от 09.01.2017 на поставку хирургических материалов, перевязочных средств на сумму 42 018,00 рублей;
- договор №10 от 09.01.2017 на поставку противовирусных средств на сумму 2 522,00 рублей.
Таким образом, на момент подписания договоров у АСУСОН ТО «Л» в январе 2015 года имелась необходимость в поставке лекарственных препаратов на сумму 355 369,95 рублей, в январе 2016 года на сумму 405 058,73 рублей в ноябре 2016 года на сумму 618 368,04 рублей, в январе 2017 года на сумму 502 291,04 рублей, что превышает предельно допустимый размер стоимости закупки при котором не требуется ее размещение в единой информационной системе.
Вместе с тем, принимая во внимание временной интервал, в течение которого были заключены договоры, одного поставщика по всем договорам, можно сделать вывод о том, что Заказчиком суммы указанных договоров намеренно были разбиты на сумму до 100 000,00 рублей в целях обеспечения возможности не проведения конкурентных процедур и не размещения в единой информационной системе сведений о вышеуказанных закупках, и заключения договоров с единственным поставщиком.
Выделенные АСУСОН ТО «Л» суммы в январе 2015 года, в январе и ноябре 2016 года и в январе 2017 года на покупку лекарственных препаратов обязывают его провести процедуру закупки одним из способов, указанных в п. 4.2.1 Положения о закупках.
Кроме того, предметом заключенного АСУСОН ТО «Л» договора с АО «Ф» № 9 от 09.01.2017 являются материалы хирургические, средства перевязочные.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» товар с ОКВЭД 21.20.24.130 «бинты медицинские», 21.20.24.150 «изделия медицинские ватно-марлевые», 21.20.24.160 «материалы перевязочные и аналогичные изделия, пропитанные или покрытые лекарственными средствами» входят в перечень товаров, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Таким образом, Учреждением был неверно выбран способ закупки, что нарушает ч.1 ст.2 Закона о закупках.
Довод Ответчика о том, что в Юргинском районе поставкой психотропных препаратов занимается только АО «Ф» Комиссией Тюменского УФАС России признан несостоятельным, поскольку согласно ответу Управления Росздравнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу реализацией психотропных препаратов в Тюменской области, помимо АО «Ф», занимается еще две аптечные организации (ООО «А», ООО «Э»).
Тем самым, осуществляя закупочную деятельность заказчик не вправе ограничиваться только теми поставщиками, которые находятся в непосредственной близости с ним.
Таким образом, АСУСОН «Л» указанными действиями по заключению прямых договоров и не проведению конкурентных процедур предоставило преимущественные условия конкретному хозяйствующему субъекту (ОАО «Ф») и повлекло ограничение конкуренции.
Тем самым, рассматриваемые действия Ответчика приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в закупке и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции положения ч. 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, дробление закупок и оформление самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегание обязанности размещения сведений о заключенных договорах при проведении АСУСОН «Л» закупок лекарственных препаратов у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать в действиях АСУСОН «Л» нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров при проведении закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей на поставку лекарственных препаратов, с целью не проведения конкурентных процедур, избегания обязанности размещения сведений о закупках, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
- Предписание АСУСОН «Л» не выдавать в связи с отсутствием оснований.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: